Открываем страны: в Японию без визы

Большие секреты маленькой миниатюры (художественный салон нэцкэ)

Презентация

Слайд 2 НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОРИЯ

Миниатюрная скульптура – нэцкэ  получила широкое распространение в 17-19 веках как один из видов декоративно-прикладного искусства.

Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

Появление нэцкэ в Японии связано с тем, что национальный японский костюм ?  кимоно ? не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет с табаком, коробочка для лекарств и т.п.) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса.

Поэтому нэцкэ имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет.

Слайд 3

Первые нэцкэ по форме были очень просты и маловыразительны, обычно они делались в виде декоративной пуговицы или палочки.

Но в дальнейшем формы нэцкэ стали изменяться и становились всё замысловатее, утонченнее и изысканнее. В народе начинает бытовать поверье, что нэцкэ приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу.

Слайд 4

Принято считать, что нэцкэ ? это традиционная японская скульптура, однако родиной её является Китай.

В Китае намного раньше, чем в Японии, стали носить на поясе маленькие предметы, которые назывались чжуй-цзы.

К XIV веку Япония позаимствовала у Китая многие обычаи, в том числе и манеру носить одежду.

Слайд 5

Первые собственно японские нэцкэ назывались просто «китайская вещь» или «китайская резьба». Но именно в Японии к XVII веку изготовление нэцкэ превратилось в высокое искусство, чего не случилось в Китае с брелками чжуй-цзы.

Слайд 6

Золотой век в развитии японских нэцкэ — вторая половина XVII и начало XIX века.

Нэцкэ изготовлялись из самых разных материалов: слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведя, волка и даже тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней.

Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» — корень и «цкэ» — прикреплять).

Слайд 7 ВИДЫ НЭЦКЭ

Принято различать 6 видов нэцкэ. Наиболее многочисленный 1 вид ? катабори (фигурные нэцкэ), которые представляют собой скульптурные изображения людей, животных, птиц, цветов, плодов.

Прежде всего мастера изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ были семь богов счастья.

Слайд 8

Анабори ? подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.

Слайд 9

2 вид нэцкэ ? это кагамибута, что означает «зеркало в футляре». Обычно это небольшая круглая, плоская коробочка (сделанная из кости) с искусно украшенной металлической крышечкой.

Слайд 10

3 вид ? это мандзю, форма которых напоминала рисовые лепешки. Эти  нэцкэ в основном ценились за узор на их поверхности.

Слайд 11

Рюса является одной из видов мондзю, но внутри незаполненная, а в верхней части выполнена сквозная резьба.

Эти нэцкэ названы в честь резчика Рюса, проживающего в Эдо.

Слайд 12

4 вид - саси имеет вид длинного бруска с дырочкой на одном конце для шнура, делается в основном из дерева.

Саси носили, засовывая за пояс так, чтобы шнурок был снизу, к нему крепили ключи, кисет или дополнительно крепили к бруску крючок, который цепляли за пояс.

Слайд 13

5 вид - итараку – имели форму тыквы, коробочки или других предметов, их плели из тростника, бамбука или проволоки.

Слайд 14

6 вид - нэцкэ с секретом ? любая нэцкэ, которая скрывает что-нибудь, имеет движущиеся части или скрытый сюрприз.

Слайд 15

Мэн-нэцкэ – разновидность нэцкэ в виде масок театров Но, Гигаку, Бугаку, Кёгэн и др.

Мэн-нэцкэ - представляли собой как отдельные маски, так и актёров в масках.

Слайд 16

Образами для нэцкэ являются персонажи из произведений литературы, сами известные литераторы, боги и бессмертные, звери, мифологические животные, растения и повседневная жизнь.

Почти все нэцкэ несут в своих изображениях благожелательность и положительные эмоции, тем самым как бы несут пожелания добра, богатства, здоровья, успеха, благополучия.

Слайд 17 ВАБИ-САБИ

Создавая свои произведения, японские мастера часто исходили из эстетической категории «ваби-саби» ? красота простоты.

Слайд 18 НЭЦУКЭСИ

Расцвет искусства нэцкэ приходится на первую половину XVII до середины XIX в.

В это время появляются профессиональные резчики нэцкэ - нэцукэси. До этого времени резьба нэцкэ была побочным занятием скульпторов, керамистов, мастеров художественного лака, резчиков кукол.

Нэцукэси превратили нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфичными формами, материалами и кругом сюжетов.

Слайд 19 ОКИМОНО

Окимоно («поставленная вещь») – миниатюрная станковая скульптура, предназначенная для оформления интерьера.

В отличие от нэцкэ она не имела отверстия и не предназначалась для ношения, поскольку была большого размера.

Слайд 20 ИНРО

Использование нэцкэ, оджимэ, инро в японском мужском национальном костюме.

(см. рисунок)

Слайд 21

Инро – небольшая коробочка для хранения печатей, медикаментов или ароматических веществ. Являлась принадлежностью мужского национального костюма.

Изготовлялась из дорогих пород дерева, слоновой кости, папье-маше и других материалов, декорировалась лаковой росписью и инкрустировалась перламутром, полудрагоценными камнями, золотом и серебром.

Слайд 22

В традиционной японской культуре нэцкэ превратились в самобытный вид искусства, отличительными особенностями которого стали юмор, свобода выражения эмоций, реализм форм и занимательность сюжетов.

Слайд 23 НЭЦКЭ – добрая магия

Со временем, нэцкэ попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней.

Детям специально дарят различные нецке:

 – Мудреца Дарума, который даровал силу духа, стойкость и мужество,

– Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

– Эбису с волшебным карпом в руках – удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).

Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису – даровали счастье и удачу, идущие рука об руку.

– Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие).

– Хотэй – еще один бог счастья, веселья и общения – изображался всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном.

В дорогу детям с собой давали – Футэна – дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нёс за спиной мешок и безмятежно улыбался.

Слайд 24 НЭЦКЭ с секретом

Сколько людей, столько и нэцкэ – и каждый олицетворяет собой человеческие мечты о счастье, здоровье, любви и богатстве. Идут годы, а нэцкэ не меняются, всё так же скрывая свои секреты, всё так же насмешливо и покровительственно взирают на наш мир, оберегая и делая его лучше. Вечные и неизменные, как океан, омывающий берега их родины, загадочной и непостижимой Японии.

Источники:

  1. Нэцкэ [Текст] : 60 наиболее попул. фигурок нэцкэ; яп. и китай. божества, духи, монахи и герои; нэцкэ как талисманы / [ред. С. Раделов]. - Вильнюс : Bestiary, 2012. - 63, [1] с. : ил. - (Мини-энциклопедия).
  2. Успенский, М. В. Нэцкэ [Текст] / М. В. Успенский. - Л. : Искусство, 1986. - 232 с. : 16 л. ил.