Открываем страны: в Японию без визы

Кошка, зовущая счастье (арт-панорама)

Презентация

Видеоролик "Кокеши" Видеоролик "Удивительные механические куклы из Японии"

Во всём мире, во всяком случае, в большинстве стран куклы ассоциируются исключительно с детскими забавами. А вот в Японии в куклы играют не только дети, но и взрослые, причём в первую очередь именно взрослые. Ибо куклы — это не только предмет для развлечений, но также элемент изобразительной культуры и религиозной символики.

История появления кукол в Японии уходит корнями в глубокую древность, она связана с национальной религией японцев - синтоизмом, возникшим из соединения культа предков и поклонения силам природы.

Японию не зря называют "страной 10 тысяч кукол". Конечно, столько разновидностей вряд ли наберётся, но то, что в этой стране сотни различных кукол, так это совершенно верно. Ведь только основных, общепринятых и известных по всему миру  японских традиционных кукол насчитывается около 10 видов. А сколько подвидов, переплетений, даже самим японцам сосчитать нелегко.

Из всего многообразия кукол Японии для знакомства с древней культурой этой страны мы выбрали четыре вида: кокэси, куракури-нингё, кику-нингё, даруму, а также талисман, приносящий удачу – кошку манэки-нэко.

Самой распространённой деревянной куклой, известной и в Японии и за рубежом, является кукла кокэси.

Кокэ?си-нингё (варианты: кокейси или кокеши) – японские куклы, выточенные из дерева и покрытые росписью. Все они обладают общими характерными особенностями и состоят из цилиндрического туловища и круглой головы. В настоящее время изготовление кокэси признано одним из традиционных видов народного творчества.

История создания кокэси. Тохоку

Одни исследователи предполагают, что первые кокэси могли появиться в середине в середине XVIII века, в эпоху Эдо. (1603-1867) более 200 лет назад. Другие склонны придерживаться мнения, что традиции  изготовления кокэси уходят корнями вглубь веков, что ей уже более тысячи лет, хотя своё официальное название она получила в XVII веке, будучи хорошо известна в народе как поминальная фигурка. А третьи и вовсе считают, что кокэси относятся к гораздо более поздним изобретениям, и их производство началось лишь в конце XIX - начале XX века.

По одной версии, её прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов - покровителей шелковичного ремесла.

По другой - кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Такая кукла появлялась в доме, когда в семье из-за нужды вынуждены были избавляться от младенца. Изначально они изготовлялись для утешения женщин как память о невыношенном или умершем в раннем детстве ребёнке.
С этим связываются такие факты, как трактовка слова кокэси - вычеркнутое, забытое дитя, и то, что традиционные кокэси всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Иероглиф «ко» - «ребёнок» и «кэси», означающий «стирание» или «устранение».

Детоубийство было нередкой практикой в сельских районах Японии в эпоху феодализма. Американский историк Томас К. Смит предполагает, что в XVIII - начале XIX века, такая практика была нередкой в условиях нищеты.

В третьей версии говорится о том, что в XVII веке в область Тохоку, славящуюся своими горячими источниками, приехала супруга сёгуна (военного правителя страны), страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочка, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

happiness_cat1Возникнув в северо-восточном сельскохозяйственном регионе Тохоку, окраине острова Хонсю, кукла кокэси стала главным средством получения дохода для местных ремесленников, которые специализировались на работе с деревом и производстве домашней утвари., чтобы продавать их в качестве сувениров для приезжих. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Свободными зимними вечерами мастера по дереву начали делать из остатков древесины кукол кокэси. Куклы стали предлагаться состоятельному люду, приезжающему отдохнуть на горячих источниках (онсэн). Нужно сказать, что в Японии существует целый «подарочный этикет». И в нём четко определено, какие подарки дарить, как и по какому поводу. И один из них — подарки-напоминания о событиях в жизни. Вот этим и воспользовались местные резчики по дереву (кидзия), вытачивая различные поделки-самоделки из дерева, они поняли, что посетители курортов с горячими источниками хотят привезти своим детям сувенир в память о путешествии.

 Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.
Постепенно кокэси стали популярны. Куклам стали приписывать уникальные, присущие только им свойства. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, то считалось, что это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Вдобавок, простая округлая форма куколок делала их пригодными в качестве зубных колец для младенцев.  Кокэси стало принято передавать в семьях из поколения в поколение. В начале XX века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это было связано со стремительной индустриализацией Японии и повышением уровня жизни народа. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали всё больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.

Традиционные и авторские куклы кокэси

Различают две основных школы изготовления кукол: традиционная (дэнто) кукла кокэси и авторская кукла кокэси (сингата досл. «новая форма»). Традиционные кокэси, называемые "денто", очень просты по форме. Тем не менее, они считаются ярким воплощением вечной японской тяги к внутренней красоте и иносказанию. Кокэси не несут в себе никаких благопожелательных мотивов, но их популярность столь велика, что они стали одним из символов национальной традиционной культуры. Например, вдоль шоссе Сэндай в Японии можно увидеть статуи в виде кукол кокэси. Кокэси — символ жизнестойкости и силы японского народа, предмет эстетического созерцания и культурное достояние. В 1928 году вышла в свет первая книга, посвящённая этому промыслу, написанная японским исследователем Амае Томия.

Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.

Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. Оценить благородную простоту, гармонию форм и тонкие нюансы виртуозной росписи способны, конечно, только взрослые. Может быть, из-за своей истории кокэси, хотя и выглядят как игрушка, но не относится к детским куклам, поэтому более любима и почитаема взрослыми.

Куклы кокэси были популярны в Японии на протяжении нескольких поколений, и это проявляется в огромном диапазоне размеров и вариаций кукол, созданных в прошлом и настоящем. Кокэси в основном покупают в Японии в качестве памятных подарков. Помимо того, что они являются прекрасным сувениром, считается, что куколки предотвращают пожары и даже отгоняют зло. Для того, чтобы сделать голову кокэси часто используется древесина мизуки, буквально переводится как «вода дерево» и, считается, имеет огнестойкие свойства. Поэтому кукла кокэси считается талисманом и её часто покупают для того, чтобы она защитила дом от пожара.

Технология изготовления

happiness_cat2Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912 — 1926) — ранний Сёва (1926 — 1989), разброс параметров стал куда значительнее. Некоторые вытачиваются из одного целого куска дерева и являют собой уже не куклу, а скульптуру. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Тип древесины, её текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. В случае, если кокэси создаёт один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день её росписи. 
Начинается изготовление куклы с поиска подходящей древесины. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. Мастера считают, что чем старше дерево, тем более «зрелая древесина», а стало быть, краски лягут лучше. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Этот труд требует физической силы и умственной концентрации, крепкой руки и зоркого глаза.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев. Наиболее популярны вишня, клён, хурма, груша, белый кизил. Древесина, используемая при изготовлении, влияет на характер изделия. Структура древесины проявляется в конечной работе. Куклы, сделанные из сакуры темнее, а из японского клёна получаются практически невесомые игрушки. Кизил очень популярен из-за своей мягкости и податливости. Первые традиционные куклы были выполнены именно из этой древесины, так как применяемый ранее ручной токарный станок легче справлялся с работой.

happiness_cat3Конструкция традиционной куклы кокэси проста: у неё длинное тело цилиндрической формы без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой (встречаются «кивающие» куклы). Высота куклы колеблется от нескольких сантиметров до метра.  Мастер обрабатывает куклу на токарном станке и полирует ее, подготавливая к чистовой отделке. Голова и туловище, как правило, делаются отдельно, а затем скрепляются вместе. Взяв заготовку, мастер закрепляет её на токарном станке. Сначала придаётся форма голове, затем она полируется. С помощью кисти наносится рисунок волос. Раскрашивание происходит ещё во время вращения. Умелому мастеру достаточно лишь прикоснуться кистью к голове и вот, желанный орнамент уже готов. Далее идет изготовление туловища. Прикрепив другую болванку, из-под большого резца вместо заготовки появляется туловище куклы. Более тонкими резцами вырезаются детали. После чего, сверлится отверстие в верхней части, в которое будет вставляться голова. Тщательно отполировав деталь, мастер приступает к её преображению с помощью красок. Самой сложной задачей считается финальная сборка куклы. Мастера соединяют детали, используя возможности сухого фрикционного трения. И в конце мастер вручную рисует лицо и наряд кокэси.

Ошибиться на данном этапе — значит загубить все предыдущие усилия. Лицо обозначено очень простыми штрихами, почти схематично. Кукла покрывается росписью с помощью традиционной японской кисти с использованием чёрных чернил, которые ремесленники готовят вручную, из пигмента и водной основы. Для традиционных кокэси характерен максимальный лаконизм – отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, чёрным, красным, багряным, иногда встречается и зелёный цвет. Позже к ним добавились пурпурный и синий. Жёлтый цвет нередко применяется для окрашивания всего туловища кокэси.

В отличие от синего, красный рассматривается как благоприятный, оберегающий тёплый цвет. Поскольку применяется краска на водной основе, необходимо держать изделия вдали от влаги и солнца. В противном случае цвета действительно исчезают: зелёный выцветает первым, красный и чёрный пропадают за ним.

В росписи кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы.

Нужно отметить, что эту традиционную куклу целиком создаёт и расписывает один мастер – вот что придаёт японской игрушке уникальность. Этим кокэси отличаются от других народных игрушек, при изготовлении которых применяется разделение труда. Каждая кукла неповторима и является отражением индивидуальности и фантазии мастера, в этом заключено главное очарование кокэси. Некоторые куколки выглядят капризными или счастливыми, улыбающимися, в то время как другие сохраняют серьёзность.

Самые первые куклы были творениями неизвестных мастеров. В дальнейшем каждая кокэси стала подписываться. Завершая работу над кокэси, мастер ставил внизу «на донышке» свою подпись, у современных кокэси чаще можно встретить не автограф художника, а цветной штампик или наклейку. Если в создании куклы принимало участие несколько человек, то подписывает её тот, кто расписывал куклу. 

Школы традиционной куклы кокэси

Так как деревянная куколка состоит всего лишь из головы и туловища, которые легко вытачиваются на токарном станке, такие куклы вскоре начали делать по всей Японии, массовый их выпуск начался после Второй мировой войны.

Однако только на севере острова Хонсю традиционная технология изготовления кокэси по сей день передаётся из поколения в поколение. Каждая префектура, район имеет свои специфические оригинальные изделия народного творчества. В ряде центров художественных промыслов сформировались локальные особенности росписи кокэси. Цветочные и линейные узоры, нарисованные на их кимоно, были разработаны и передавались из поколения в поколение производителями кокэси. Пожалуй, только тип Цугару из префектуры Аомори составляет исключение – эти кокэси очень разнообразны, и художники, создающие их, не ограничивают себя рамками традиции.

Традиционные куклы производятся только в шести северных префектурах региона Тохоку острова Хонсю: Аомори, Акита, Иватэ, Мияги, Фукусима, Ямагата, отличаясь тончайшими особенностями формы и росписи, которые позволяют экспертам определить, где изготовлена игрушка и часто – кем. При всей своей простоте эти японские куклы различаются между собой по пропорциям, формам и рисунку одежды.

happiness_cat4Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта (Togatta) и Наруко (Naruko). Их влияние прослеживается в куклах других школ. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию (Tsuchiyu), Ядзиро (Yajiro), Сакунами (Sakunami), Ямагата (Yamagata), Кидзияма (Kijiyama), Нанбу (Nanbu), Цугару (Tsugaru), Дзао (Zao), Хидзиори (Hijiori). Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.
Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. У каждой мастерской существуют свои традиции в росписи кокэси. Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос.

Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, стиль отточен в рамках установившихся традиций. Всё это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются. 
Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет. Мастера делают около тридцати кукол в неделю. Разновидностей кокэси множество, но философия, отражённая в них, одна: все куклы кокэси являются попыткой выразить красоту в простоте.

Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись.

Тогатта-кокэси. Togatta (????)): Togatta Onsen (Zao)

happiness_cat5Туловище прямое, сужающееся к шее. Голова массивнее тела, иногда с небольшим расширением кверху. Характерными чертами тогатта-стиля являются разделённая надвое чёлка, полосы с обоих сторон лица, тело может быть украшено лепестками хризантем или слив. Иногда применяется окрашивание горизонтальными полосками, которые наносятся при вращении туловища куклы на токарном станке. Отличительной особенностью таких кокэси являются расходящиеся лучами от темечка красные линии тегара. Цилиндрическое тело кокэси покрывают повторяющимся мелким растительным орнаментом, а нос рисуют в виде перевёрнутого треугольника.

Тогатта, префектура Мияги, является одной из самых ранних школ кокэси. В Тогатте всегда работало много ремесленников и город играл ключевую роль в распространении техник производства кокэси в другие регионы Тохоку. В настоящее время это второй, наиболее процветающий район производства кокэси после Наруко. Синчи в Тогатте, Термальные источники Тогатта и Термальные источники Аонэ - основные районы выпуска кокэси. При изготовлении школы Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв куклу со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зелёные листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.

Разновидностью основного стиля является стиль Kichiya, появившийся в 50-ые годы ХХ века и названный по имени семейного магазина. Туловище кокэси этого стиля до начала раскраски полностью окрашивается в жёлтый цвет.
Еще одной вариацией является стиль Aone, в котором вместо лепестков хризантем рисуют лепестки слив на макушке головы и на теле спереди.

Наруко-кокэси.(Наруго-кокэси)
Naruko (???): Naruko Onsen (Osaki)

Тип Наруко происходит из префектуры Мияги; это один из наиболее популярных и известных типов кокэси. Характерной особенностью Наруко является то, что у них вращается голова. "Нару" обозначает "звук, плач", "ко" — ребенок. Таким образом, "наруко" — это "плачущий ребенок". Названо так за издаваемый при повороте головы звук, напоминающий плач. Эффект достигается плотной подгонкой головы и туловища друг к другу. Школа Наруко (более правильно "Наруго" (Narugo) оказала влияние на другие стили, такие как Хидзиори и Ханамаки (Hanamaki), а также стиль Owani школы Цугару. Туловище устойчивое, с небольшим сужением в "талии" и подчёркнутыми плечами. Голова чуть яйцевидной формы, почти такой же ширины, как и плечи. Чёлка симметричная, рисуется тремя мазками кисти, на макушке головы чёрный пучок или изогнутый завиток. По бокам головы у Наруко прописаны черные пряди, называемые мицуикиде. Роспись локонов на них напоминает стиль кукол императорского двора. Черты лица мелкие, губы маленькие, в два легких касания кистью. Основные цвета Наруко — красный, чёрный, зелёный, иногда к ним добавляется жёлтый и фиолетовый. Раскраска тела достаточно разнообразная, это могут быть цветы камелии, кленовые листочки, изредка ирис и пион. Наиболее распространенными являются различные варианты хризантем. Рисунок на теле может быть весьма насыщен, так что "одежду" наруко-кокэси можно назвать самой сложной. Разновидностью является стиль Ginzan, куклы которого весьма похожи на Наруко, но изготовлены из одного куска дерева и отличаются чертами лица. Для школы Наруко характерно нанесений линий на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зелёную краску подобным же образом. цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.

Нанбу-кокэси. Nanbu (???): Morioka, Hanamaki Onsen (Hanamaki)

happiness_cat6Нанбу родом из префектуры Иватэ. По форме иногда напоминают Тогатта, однако первоначально кокэси Нанбу были игрушкой для детей, у которых режутся зубы, поэтому роспись зачастую отсутствовала. Неокрашенные, с гладкой поверхностью, они были небольшими по размеру, чтобы ребёнок мог легко держать ее в руке. Позже, кукле стали рисовать простенькое лицо, шапочку волос и незначительное количество украшений на теле. Всё остальное остаётся неокрашенным. Ещё одной характерной чертой Нанбу является кивающая, болтающаяся голова.

Цутию-кокэси
Tsuchiyu (???)): Tsuchiyu Onsen (Fukushima), Iizaka Onsen (Fukushima), Dake Onsen (Nihonmatsu)

happiness_cat7Туловище обычно тонкое, сужающееся кверху. Головы овальные или округлые, часто шире, чем тело. Характерной особенностью является раскрашивание туловища на токарном станке с применением обратного хода, позволяющего рисовать спирали и зигзагообразные линии. Также используются полупрозрачные краски, подчеркивающие текстуру дерева. Голова увенчана одним широким или несколькими узкими кольцами черного, изредка зелёного или фиолетового цветов. 
Стиль Nakanosawa отличается большими удивлёнными глазами, широким носом и румянцем, который окружает глаза. Оттенок румянца может варьироваться от нежно-розового до темно-вишневого. В рисунке туловища преобладают пышные пионы и другие цветы.

Кидзияма-кокэси. Kijiyama (????)): Kijiyama (Yuzawa)

happiness_cat8Префектура Акита. Туловище прямое. Голова такой же ширины, что и тело, либо чуть шире. У большинства кукол длинные челки и изображение цветов на теле (обычно это японский абрикос или хризантема).

Причёска пажа "микадо".

Первоначально кокэси делались составными, но в дальнейшем стали вытачиваться из единого массива, голова объединена с туловищем. Такая техника зовется «цукурисуке».  Куклы "одеты" в кимоно. Преобладает окрашивание в красный и чёрный цвета с легкими штрихами зелёного. Большинство имеют длинные рукава. Также встречаются полосатые кимоно или фартук. Первые кимоно стиля Кидзияма были написаны в ранний период Сёва.

Хидзиори-кокэси
Hijiori (???)): Hijiori Onsen (Okura)

happiness_cat9Тип Хидзиори из префектуры Ямагата объединяет в себе черты Наруко и Тогатта. Явно прослеживается влияния стиля Наруко, с прямым столбиком туловища и стиля Тогатта, с его большеголовостью и красными мазками кисти на макушке. Лицо хорошо прорисовано, губы изогнутые, красные. Туловище сначала окрашивают в жёлтый цвет, а потом наносят цветочный орнамент с преобладанием красного и зелёного. Кокэси Хидзиори достаточно редки, из-за малочисленности мастеров, их изготавливающих, и бывают весьма дороги. Большинство кукол украшены изображениями хризантемы.

Ядзиро-кокэси. Yajiro (????): Yajiro (Shiroishi)

happiness_cat10Ядзиро появились в префектуре Мияги. Очень красочные куклы, т.к. при раскрашивании широко используются как традиционные чёрная, красная и жёлтая краски, так и синяя, фиолетовая. На тело могут наноситься кольца разных цветов. Также рисуются цветы хризантем, возможны даже вариации на тему кимоно. Форма туловища весьма разнообразна, зачастую с утолщенной нижней частью и зауженной талией. Форма головы круглая, иногда с некоторым подобием круглой шапочки, "беретика". На макушке может быть нарисовано несколько колец разного цвета. Лицо тонко очерчено. Тела Ядзиро расписываются орнаментом Рокуро мойо, а некоторые куклы украшены также изображениями цветов. После полировки кукла Ядзиро остаётся на токарном станке, и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зелёный, красный и жёлтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от мастера. Сняв изделие со станка, мастер  рисует сначала правую бровь, а затем левую, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приёма рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.

Сакунами-кокэси. Sakunami (???): Sendai (incl. Sakunami onsen)

happiness_cat11Тип кокэси Сакунами зародился в префектуре Мияги. Школа возникла в начале периода Мэйдзи (1968 — 1912). Первоначально кокэси делались в качестве игрушек, весьма неустойчивых из-за большой головы и тонкого туловища, которые так удобно держать маленькой детской рукой. Со временем основание стали делать более массивным. Для изготовления используется только белый кизил, который из-за северных ветров, весьма частых в префектурах Мияги и Ямагата, отличается высокой плотностью и мелкой фактурой древесины.
У туловища обычно кольца красного, чёрного и зелёного цветов наносятся на верхнюю и нижнюю части (роспись рокуро мойо), а середина заполняется стилизованным растительным узором. Изображения хризантем безошибочно определяют родословную кокэси из Сакунами. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.

У них тонкие тела, большие головы, а также специфическая рисовка волос – отдельная прямая прядь на макушке, у многих – раздвоенная челка.

Ямагата-кокэси. Yamagata-Sakunami (?????)): Yamagata, Yonezawa, Sagae, Tendo

happiness_cat12Свое название куклы Ямагата получили от одноименной префектуры. Основана двумя семьями мастеров школы Сакунами, переехавших в город Ямагата. Кокэси большеголовые, с телами-столбиками. Верх и низ туловища раскрашивается разноцветными кольцами, в средней части рисуются цветы слив, иногда вишен. Рисунок головы несёт сильное влияние школы Сакунами, изредка украшается плоской или конической "шапочкой". У них тоже прорисовывается отдельная прядь на макушке; она окружена лучеобразными мазками красного цвета.

Дзао-кокэси. Zao Takayu (?????)): Zao Onsen (Yamagata)

happiness_cat13Имя этим кокэси дала гора Дзао на границе префектур Мияги и Ямагата. В конце XIX века Дзао был преуспевающим курортным городком с четырьмя сувенирными лавками, но собственного производства кокэси не было. В 1890 году были приглашены мастера школы Тогатта, которые стали изготавливать кокэси для одной из лавок. Владельцы других лавок пригласили к себе мастеров других школ. Так, в результате ожесточённой конкуренции и сформировался стиль. Кокэси Дзаао произошли от кокэси Тогатта, поэтому у них много общего, в частности роспись тегара. У некоторых кокэси Дзао можно встретить «каре» чёрных волос.

Куклы Дзао имеют массивное туловище, с утолщением в верхней части, большую круглую голову. Чаще всего тело щедро украшают цветами вишни. Иногда перед этим туловище полностью окрашивают в желтый цвет.
Кокэси этой школы являются наименее распространёнными.

Цугару-кокэси. Tsugaru (???)) or Nuruyu (???): Nuruyu Onsen (Kuroishi), Owani Onsen (Owani)

happiness_cat14Самая молодая школа кокэси. В подавляющем большинстве, куклы вытачиваются целиком, без разделения на две части. Форма туловища отличается большим разнообразием. Основной мотив узора — пион. Также весьма популярны узоры в стиле дарума, и реалистично нарисованные цветы, помимо пиона, это могут быть ирис и камелия. Форма головы круглая, изредка с конической шапочкой. Родина Цугару  - префектура Аомори. У многих кокэси Цугару «густые» черные волосы, покрывающие значительную часть головы.

Еджико-кокэси Ejiko kokeshi

happiness_cat15Раньше, когда крестьяне семьями, от мала до велика, работали на полях и следить за малышами было некому, ребенка сажали в корзинку для хранения риса изумеко, предварительно завернув в одеяла, и оставляли на краю поля. Это и подсказало идею куклы еджико-кокэси. 

Фигура вытачивается полностью на токарном станке, а потом раскрашивается в традициях конкретного стиля. Иногда еджико делают как посуду с крышкой, выдалбливая или вытачивая внутреннюю часть широкого низа. Позднее стали изготавливать кокэси, у которых "ребенок" может вращаться внутри "корзинки", благодаря скрытому шарнирному соединению. Кроме того, применяется специальный метод обработки, при котором "корзинка" куклы становится рифлёной, шероховатой, ещё более напоминая настоящую корзинку.
Считается, что такие кокэси способствуют появлению многочисленного потомства и приносят счастье в семью.

К разновидностям кокэси относятся кокэси-миномуси (личинка бабочки, куколка которой делает себе кокон из всякого мелкого мусора вроде опилок, мелких щепочек и т.п.), кокэси-сёфуку, "приглашение удачи».

Фестиваль

Начиная с 1954 года, в Тохоку проводится ежегодный фестиваль традиционных и авторских кукол кокэси. С 7 по 9 сентября мастера со всей Японии собираются в городе Наруко (префектура Мияги), чтобы принять участие в конкурсе, где самый престижный приз – награда от премьер-министра. В первый день местному божеству в синтоистском храме посвящаются качественно выполненные куклы, а во второй - сжигаются все экземпляры с дефектами. И, конечно, в большом количестве всюду продаются эти обаятельные игрушки.

Творческие или авторские кокэси

happiness_cat16Помимо традиционных, сегодня существуют ещё и авторские кокэси. Среди таких кукол часто встречаются выдающиеся произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Творческие кокэси представляют собой оригинальные произведения искусства отдельных мастеров, выполненные в стиле, характерном только для их автора. Творческие кокэси — относительно новый вид искусства. Авторские кокэси появились гораздо позднее традиционных, поэтому создатели таких кокэси не придерживаются строгих правил и делают японских кукол разных форм, размеров, цветов и рисунков. Мастера руководствуются своим вдохновением, они полностью свободны в плане формы и окраски, только традиционное ограничение – производство с помощью станка. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми. Для авторских кокэси не существует каких-либо предпочтительных цветов или технических приёмов, которые бы прошли отбор многих поколений. Авторские кокэси отличаются тонкостью обработки поверхности дерева и деликатностью цветовой росписи. Одни мастера пошли по пути упрощения формы и усложнения росписи, вытачивая куклу из цельной чурки и сообщая ей форму шара, яйца или палочки. Другие придавали ей более реалистичные черты,  надевая на своих кукол деревянные парики, украшая резьбой или выжиганием их цветастые кимоно, прикрепляя к фигуркам шляпы, накладные рукава, бантики или серьги (конечно, тоже вырезанные из дерева). Иногда кокэси бывают функциональными, мастера придают вид популярных деревянных куколок таким прозаическим предметам, как солонки, перечницы, баночки для зубочисток. Это относится и к современным авторским кокэси, появившимся после Второй мировой войны. Экономический рост в Японии сопутствовал появлению множества новых ("сингата") сувенирных кукол кокэси. Создания профессиональных художников по форме и декору мало похожи на традиционные кокэси, но их связывают не только неизменный материал - дерево, но и творческое видение образа, умение мастерски использовать каждую деталь, каждый штрих. Тем не менее, они являются более современными по своей конструкции, с более стройным телом, добавлены волосы, а также красочные с изысканными узорами кимоно.

Стали популярны «креативные» кокэси со сложными и необычными формами тел, нестандартной росписью, более характерными лицами. Сегодня кукла раскрашена очень ярко, обычно цветочным дизайном и красками чёрного, красного, жёлтого, а иногда и багряного цвета и покрыта слоем воска. 

Сейчас в Японии появляется все больше и больше стильных кокэси различной тематики. И одна из популярных — кошки. И такая авторская кукла зачастую стоит очень дорого.

Большинство творческих кокэси сделаны в префектуре Гумма. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно вытачивают кокэси на токарном станке сами, как это бывало раньше. Они живут скорее на окраинах больших городов, чем в деревнях.
Современные художники Японии вносят новые идеи в этот древний вид кукольного искусства.

Авторские кокэси исполнены философского смысла и часто носят поэтические названия, например, "Весенний ветерок", "Цветочное дитя", "Сердце" и т.д.

Каракури-нингё

Также очень интересны куклы каракури-нингё — это японские автоматизированные механические марионетки (или автоматоны), которых производили в значительных количествах в период с XVII по XIX век. Слово «каракури» переводится как «механическое устройство, созданное чтобы дразнить, обмануть или удивить человека».

Большинство каракури были сделаны для фестивалей (даси-каракури), для театра (бутаи-каракури) или в качестве диковинной домашней утвари (дзасики-каракури).

История каракури

Традиция каракури возникла в Японии после попадания туда заводных механизмов из Китая. В Китае в древности была изготовлена «Колесница, указывающая на юг» (2600 г. до н. э.) — этот механизм считается классическим, его работа состоит в следующем: фигура на колеснице всегда указывает на юг, в независимости от направления колесницы. Сложный зубчатый механизм колесницы учитывал разницу в количестве оборотов ее колёс и поворачивал фигуру наездника лицом к югу. Устройство считается новаторским прибором китайских навигаторов, помогавшим им в исследованиях и путешествиях по пустыне Гоби. Также прибор можно было применять для определения расстояний — при каждом полном повороте колёс производится характерный звук. В «Колеснице, указывающей на юг» использовались деревянные зубчатые передачи, но в отличие от западных механизмов путем переключения, а не дифференциальным образом. Некоторые из таких колесниц сохранились до наших дней и их можно увидеть в Национальном музее науки и техники, в Пекине. Водяные часы возникли ещё в древнем Вавилоне, со временем данная технология вместе с другим астрономическим оборудованием попала в Китай, а оттуда и в Японию. Каракури «сусися» (водяное колесо) можно увидеть в святилище Такэда в г. Касэда, а также во время проведения Рокугацудо, летнего фестиваля в префектуре Кагосима. Таким образом, китайские изобретения и технологии оказали огромное влияние на Японию, начиная с таких механизмов, как «Колесница, указывающая на юг».

Согласно одному из древнейших текстов Японии, «Нихонги», император Тэнти построил водяные часы в 671 году.

В основе самых знаменитых кукол лежит часовой механизм. Считается, что первый часовой механизм был изобретён китайским монахом и математиком И Хсингом, а в 604 году его адаптировали для японской системы учёта времени – год стал обозначаться как определённый год правления японского императора (к примеру, Хэйсэй 15, или 15-й год правления императора Акихито, эпохи Хэйсэй, – это 2003-й). А в 1551 году испанский миссионер Франциск Ксавьер привёз в Японию западный часовой механизм.

В средневековом японском сборнике рассказов «Кондзяку Моногатари-сю» ("Собрании повестей о ныне уже минувшем"), составленном приблизительно в 1120 г., содержится более 1000 историй. Одна из них «О том, как принц Кая смастерил куклу и установил её на рисовом поле», где речь идет о кукле-каракури, использовавшейся в Киото: «В старину жил на свете принц Кая (794-871), сын императора Канму (781-806). Он был чрезвычайно умелым мастером (несмотря на происхождение). Принц основал храм Кёгокудзи, который получал доход с рисовых полей, что находились вдоль берегов реки Камо. Однажды королевство постигла засуха, река Камо высохла, подвергнув опасности рисовые поля. Принц смастерил куклу (около 1,2 м высотой), в виде мальчика с поднятым над головой кувшином в руках. Кукла была с секретом: когда кувшин наполнялся водой, мальчик поднимал его над головой и выливал себе на лицо. Люди, которые видели это однажды, приносили полные ковши воды вновь и вновь, чтобы увидеть чудо еще раз. Вскоре новость о диковинке распространилась, и люд со всей столицы развлекался, поливая куклу. Естественно, всё это время вода собиралась в полях. Когда они были полностью затоплены, спрятал куклу, чтобы вновь воспользоваться ею в следующую засуху, а когда поля пересохли — вернул его, и люди снова затопили поля. Таким образом, принцу удалось защитить рисовые поля от засухи. Это было великолепное устройство, а принца восхваляли до небес за его изобретательность и мастерство…»

Механические куклы, созданные в средневековой Японии, до сих пор поражают своими возможностями. В наши дни, чтобы научить робота помогать по дому или устраивать театральные представления, используются электрические детали, компьютерные технологии, которые позволяют человеческим языком отдавать приказы машине. Не менее функциональные и куда более эмоциональные, «каракури нингё» были чисто механическими.

Мастера, изготавливавшие таких кукол без гвоздей и болтов, хранили тайну, передавая технологию лишь устно от отца к сыну.

Чтобы привести в движение «каракури нинге», использовали энергию текущей воды, пересыпающегося песка и даже горячего пара. Тем не менее, главным двигателем для «каракури» всегда оставался часовой механизм. Он в наибольшей степени соответствовал основному принципу «каракури нинге»: источник энергии был скрыт от взглядов зрителей под кимоно, кукла двигалась, как живая. К «каракури» относились не как к изобретению или механической игрушке, а как к чему-то живому, вещи в себе. «Каракури» не разрешалось разбирать, интересоваться внутренним устройством куклы было не принято.

happiness_cat17Расцвет «каракури нингё» пришелся на эпоху Эдо – 250 лет тотальной изоляции от остального мира, в течение которых уникальная японская культура развивалась в отсутствие каких бы то ни было влияний извне. К 1639 году сёгунат Токугава запретил японцам выезжать за пределы страны и ограничил внешнюю торговлю минимальными связями с Китаем и Голландией через порт Нагасаки. Все европейские книги были запрещены. В эпоху Эдо японские купцы и горожане ощутимо разбогатели. Вместе с благосостоянием возрос их интерес к развлечениям и украшению повседневной жизни. «Каракури» пришлись как нельзя кстати на городских праздниках, а также в домах состоятельных японцев. Механических слуг использовали и на деловых переговорах – они становились отличным поводом завести разговор с гостем и растопить лед.

В 1773 году была издана книга известного кукольного мастера Китао Сигэмаса «Эдо нисики», описывающая более 80-ти разновидностей кукол. К 1804 году разновидностей кукол было уже около 300.

Виды каракури-нингё

Постепенно выделилось три главных типа каракури:

  • Мацури каракури или даси каракури — использовались в религиозных праздниках.

Даси каракури устанавливаются во время фестивалей на платформах, которые провозят по улицам города, или на стационарных сценах, чтобы добавить религиозному духу праздника игровой оттенок.

Платформа для даси-каракури состоит из трёх уровней. На верхнем уровне (уваяма), как правило, две или три механических марионетки разыгрывают истории и сюжеты из японских мифов и легенд. На среднем уровне располагаются кукловоды, а в основании платформы находятся музыканты — флейтисты и барабанщики, аккомпанирующие представлению. Деревянные платформы с даси тянут по улицам около 20 человек, принимающих участие в мацури (фестивалях), проводимых в 50 районах Японии. Каждая даси-платформа выполнена и украшена по-своему, являясь отражением местной культуры и традиций. Члены поселения стремятся оказать свою посильную помощь при строительстве платформы. Таким образом, её создание становится поистине общественным делом, и жители различных поселений соревнуются друг с другом, пытаясь смастерить наиболее красивую платформу и, таким образом, провести лучший фестиваль. Японские марионетки традиционно использовались (и используются), в основном, в ритуальных целях: для очищения жилищ перед наступлением другого времени года, для того, чтобы вызвать дождь, отогнать вредных насекомых, предотвратить эпидемии, обеспечить безопасность в поездке. Они выступали перед зрителями из всех слоёв общества – императора, придворных дам, торговцев и простых крестьян. Седьмой сёгун из клана Токугава (ветвь Овари) — Мунэхару (1696-1764) оказывал огромную поддержку фестивалям и даси-каракури в частности. Под его патронажем данная традиция расцвела в период Эдо, несмотря на то, что в это время изобретения и механизмы были объявлены вне закона. Исключение составляли лишь устройства, созданные для религиозных целей и фестивалей, поэтому изобретатели и ученые направили всё своё искусство на производство кукол даси каракури.

Даси-фестивали

В наши дни традиционные даси-фестивали регулярно проходят во многих городах Японии. Самые известные из них – фестивали в Инуяме, Нагое, Такаяме и Киото.

Каждый год в первую субботу апреля в небольшом провинциальном городе Инуяма, префектура Айти, расположенном на острове Хонсю, проводится знаменитый и единственный в своём роде праздник – фестиваль оживших кукол. Сейчас уже никто не помнит, как именно возникла эта традиция. Известно только, что она насчитывает уже более 300 лет. Считается, что первый фестиваль в Инуяме провели в 1635 г. С тех пор его проводят ежегодно в первые выходные апреля (не проводился только единожды, в 1945 г.). Фестиваль в Инуяме начинался как ритуал святилища Харицуна, что у подножия замка Инуяма и считается объектом национального культурного наследия. Замок Инуяма был построен в 1537 году и с тех пор ни разу не ремонтировался. Его башню считают одной из самых старинных оригинальных построек Японии.

Главные герои праздника – 13 механических кукол. В честь праздника местные жители устраивают прогулку по реке Кисо - Гава, в которой участвуют 13 старинных многоэтажных лодок. У каждой лодки на крыше установлена механическая марионетка каракури эпохи Эдо. В движение кукол приводят скрученные пружины или люди-кукловоды. Все части таких кукол, некоторые детали и механизмы вырезают из дерева. А технология изготовления не изменилась с древних времён. Два дня, пока длится фестиваль, на улицах города проходят народные гулянья и разыгрываются кукольные спектакли. Их персонажи и сюжеты давно известны каждому японцу. Но желающих посмотреть представления всё равно много. Любимый герой японской публики – путешественник Урасина Тара. 

По легенде морская царевна подарила ему деревянную лаковую шкатулку, сопроводив подарок строгим запретом – не открывать ларец ни под каким предлогом. Но любопытный Урасина ослушался приказа и заглянул внутрь. За этот проступок он был превращён в седого старика.

Кроме своевольного Тара, обязательный атрибут фестиваля в Инуяма – 365 бумажных фонариков, которые зажигают в вечернее время на лодках. Обычай зажигать их помогает японцам вспомнить каждый день прошедшего года, ещё раз подумать о жизни, добре и зле, оценить свои и чужие поступки, то есть приблизиться к богам и природе. А это ведь так по-японски! 
Фестиваль в святилище Ацута в Нагое проводят 5 июня и в середине октября.

Фестиваль в Такаяме, префектура Гифу проводится дважды в году — 14 или 15 апреля, а также 9 или 10 октября. В Такаяма Ятаи Кайкан (выставочный зал платформ для фестивалей) можно увидеть четыре из одиннадцати платформ, используемых в фестивальной процессии.

Фестиваль в квартале Гион, г. Киото проводят с 869 г. по настоящее время ежегодно в середине июля.

Множество даси-платформ и других каракури можно увидеть в Инуямском музее культурных артефактов.

Музей культуры города Инуяма является филиалом Инуямаси Бунка Сирёкан (музей культурных достижений Инуяма). Он находится рядом с замком Инуяма. В музее выставляются яма (платформы для фестиваля), используемые в фестивале Инуяма и механические куклы, помещаемые на платформы. В частности здесь выставлено 10 механических кукол, которые ценятся как свидетельства начала производства кукол в префектуре Айти. Музей также является мастерской для мастера каракури-нингё в девятом поколении, Тамая Сёхэй. 10 кукол – его рук дело. В мастерской есть ещё находящиеся в работе куклы, а также куклы, нуждающиеся в ремонте. Каждую пятницу и субботу Тамая Сёхэй проводит демонстрацию создания механических кукол, а также по субботам и воскресеньям – кукольную чайную церемонию.

Тяхакоби-нингё (подающие чай куклы) обладают заводным механизмом, сделанным из китового уса. Куклы приносят чай посетителям, а когда те его выпьют, куклы относят чашки обратно.

Когё каракури или бутаи каракури — используются в кукольных представлениях для развлечения.

Появление в кукольном театре во второй половине XVII в. каракури-нингё связывается с именем Такэда Тикаэ. Поэтому они ещё известны как куклы Такэда. Многие японцы впервые узнали о каракури после того, как Такэда Оми устроил своё первое представление в квартале развлечений Дотонбори (Осака). 25 мая 1662 г. для проведения представлений с куклами каракури Такэда открыл театр Такэда-Дза.

Такэда Оми был часовщиком. Но в своих устройствах он использовал не только механизмы, но и воду (тот же принцип, что и в водяных часах), умело используя расположение своего театра на берегах канала Дотонбори. Спустя 20 лет он передал театр своему брату Киётаке (также известному как Такэда Оми II). Но наибольшего триумфа в Эдо добился Такэда Оми III в 1741 г. Толпа буквально врывалась в театр, что привело к временному закрытию театра после трёх идущих подряд дней аншлага. К 1758 г. ежедневная программа театра состояла из 27 представлений, театр открывался в 8-00 и завершал свою работу в 16-00. Однако к 1772 г. все подобные театры были закрыты.

Введение в действие кукол каракури обогащало спектакль, расширяло творческий диапазон исполнителей, представление становилось зрелищным и рельефным. Все ведущие рассказчики кукольного театра - Дэва, Какудаю, Кага и, конечно, Гидаю, делали каракури участниками своих спектаклей. В основе такого широкого применения кукол, наделённых большими возможностями, лежало не только желание показать замысловатый трюк и тем самым развлечь зрителей, но привлечение дополнительных средств выразительности помогало выявить авторский замысел. Куклы «бутай каракури» не только разыгрывали драматические сценки и рассказывали истории, – важной частью действа были национальные японские танцы. Представления «бутай каракури» были чрезвычайно популярны, множество классических японских пьес было написано специально для механических кукол. Характерными движениями актёров в национальных театральных школах «Но», «Кабуки» и «Бунраку» мы обязаны именно куклам «бутай каракури».

Каракури, участвуя в театральных представлениях, поражали воображение зрителей благодаря использованию всевозможных хитроумных приспособлений, механизмов, пружин, демонстрировали большие возможности. Некоторые из них были гидравлические или приводились в движение с помощью ртути, они танцевали, скакали на лошади и т.д.

Особый интерес в этом плане представляют куклы "гобан". Своё название они получили от доски для игры в го - гобан, которая в кукольном спектакле выполняла роль сцены, а внутри был вмонтирован часовой механизм, приводивший кукол в движение.
Большой популярностью пользовались куклы "нанкин аяцури", "нанкин" означает их китайское происхождение или указывает на маленький размер. В арсенале кукол есть и совсем миниатюрные - кэси. Они, например, использовались в сцене встречи 47 самураев на мосту Рёгоку в Эдо ("Сокровищница вассальной верности"). Высотой не более 4 см, они группировались на деревянной подставке.
Дзасики каракури –— маленькие куклы для игр в комнатах и для украшения комнаты.

Название дзасики-каракури происходит от дзасики — «комната с татами», и каракури — «механические игрушки». Одни каракури приводятся в движение с помощью человеческих рук или под действием ртути, песка или воды. Другие двигаются сами – заведённые пружины их механизма начинают работать, поворачивая внутри зубчатые колёса.

Изготовление каракури требовало исключительного мастерства. Куклы делали из натурального дерева, зачастую без единого гвоздя. Для каждого вида деталей применялись строго определённые сорта дерева. Некоторые старинные экземпляры каракури сохранились до наших дней, и после тщательной реставрации и настройки механизмов могут показать свои необычные способности.

В XV в. в связи с особой страстью сёгуна Ёсимицу к китайским вещам, увеличился ввоз в Японию механических игрушек, что послужило толчком для кукловодов к созданию японских вариантов кукол - "каракури". Сохранились изображения двадцати восьми типов "каракури", среди которых "китаец, играющий на флейте", "кукла, выдувающая стрелу из бамбуковой трубки", "кукла, играющая на сямисэне" и др. Одна из самых известных - "сандан гаэри карувадза нингё", способная делать тройное сальто-мортале.
Дзасики считают наиболее технически сложными и дорогостоящими каракури. Самые известные из них были сделаны в период с середины и до конца периода Эдо, в том числе, с использованием западных заводных механизмов, ртути и даже силы пара.

happiness_cat18Тяхакоби-нингё — кукла, подающая чай. Кукла подъезжает к гостю на колёсиках, держа в руках поднос с чашкой чая, и застывает в ожидании, когда гость берет чашку в руки, кукла разворачивается и возвращается к хозяину. Тяхакоби-нингё или кукла, подающая чай, наверное, самая известная из дзасики, а также это первый в истории Японии робот для «домашних развлечений».

Двигаясь, кукла «шагала» ногами и наклоняла голову то вверх, то вниз. Также она была оснащена механизмом, с помощью которого хозяин, определив на глаз расстояние до гостя, мог заранее задать место поворота куклы. Для изменения направления в механизме использовалась не коническая зубчатая передача (шестерня), а пружинка с кулачком. Как правило, пружина делалась из китового уса. По современной классификации Ассоциации японских промышленных роботов (JIRA), тяхакоби-нингё — это робот с фиксированной последовательностью движений. Кукла, подающая чай — не только совершенный, с технической точки зрения, механизм, но и кукла, которая развлекала гостей и создавала доверительную атмосферу общения.

Другая известная разновидность кукол, дангаэри-нингё — кукла, спускающаяся по ступенькам — может делать перевороты через спину и таким образом спускаться по ступенчатой поверхности. Секрет движения куклы — в изменении центра тяжести, который происходит при переливании ртути внутри неё и заставляет куклу переворачиваться. Есть также заводная синатама-нингё, кукла-фокусник, изображающая ребёнка в китайских одеждах, который поднимает и опускает коробку, открывая взгляду каждый раз новый предмет.

happiness_cat19Юмихики-додзи или кукла-лучник считается вершиной искусства создания механизмов периода Эдо (1603-1868). Кукла восседает на подставке 30 см высотой. Она берет стрелу и стреляет в цель, повторяя эти действия четыре раза. Лишь в одном из десяти случаев стрела летит мимо цели, и то, это сделано намеренно, чтобы создать элемент напряжения для зрителей. Лучшая современная коллекция дзасики находится в Киотском музее японских народных кукол, расположенном в районе Сагано. В коллекции музея  — пара тэмаваси-нингё, дзасики-каракури этого типа относятся к музыкальным шкатулкам. Тэмаваси в Киотском музее японских народных кукол — котэки доси (слева) и сисимаи (справа).

Кроме театров, горожане могли во время праздников наблюдать за выступлением огромных механических львов и тигров, которые прыгали и рычали совсем как настоящие. Купцы не только наслаждались кукольным искусством в театре, но и с присущей им предприимчивостью завлекали покупателей, используя механических кукол. Рыботорговцы использовали кукол-моллюсков, у которых открывались и закрывались створки раковин. Продавцы чая демонстрировали куклу, снабжённую сложным приводным механизмом, которая двигалась и подавала посетителю чашку чая.
Создаются каракури в Японии и сейчас. Сегодня в продаже есть каракури, воспроизведённые по старинным чертежам. Один из производителей таких реплик — японская компания Gakken, выпускающая три модели «мальчик-лучник», «акробат» и «слуга, подносящий чай».

Кику-нингё 

Самыми необычными японскими куклами можно назвать кику-нингё —- уникальные куклы из хризантем.

Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры.

И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утончённую красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

Первые плантации хризантем появились в Японии около четырёхсот лет назад, а в 1804 году в Токио начали создаваться большие, в человеческий рост, кику-нингё. Изготовление таких кукол - искусство, требующее огромного мастерства и терпения от создателей, которые учатся этому многие годы и бережно передают свои навыки от поколения к поколению.

Кику-нингё состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются хризантемы с мелкими цветками, выкопанные из земли с корнями. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше.

Над этими куклами в человеческий рост трудятся целые команды искусных мастеров, и у каждого есть свои специфические обязанности.

  • Dogu-cho - это художник-дизайнер, который разрабатывает образ будущей куклы, создает эскиз куклы;
  • Ningyo-shi - "кукольник". Он делает простой деревянный каркас: формирует кукольное "тело" при помощи бамбуковых планок, обернутых рисовой травой; этот процесс называется Dogara-maki, - и создает голову, руки и стопы куклы.
  • И дальше начинается самый интересный этап работы над куклой...
  • happiness_cat20
  • Kiku-shi - "Тот, Кто Покрывает Тело Хризантемами", или Специалист по Куклам из Хризантем – делает самую сложную и ответственную часть работы – обвивает каждый фрагмент конструкции цветами. Для создания куклы из хризантем подбираются растения с небольшими цветками и длинными, гибкими стеблями. Чтобы цветы как можно дольше сохраняли свежесть и красоту, их не срезают, а выкапывают с корнями, очищают от земли и лишних листьев и бережно заворачивают корни во влажный мох. Этот процесс тоже имеет свое имя - Nemaki.

Потом растения помещают в раму-каркас, а цветы располагают в соответствии с замыслом, и тщательно закрепляют. Кукла оказывается заполненной корнями и стеблями растений, а покрывают её сотни роскошных цветов. На каждую куклу уходит от 100 до 150 растений!

Элементами одежды, выполненными из ткани - поясами, шарфами - кукол украшают в последнюю очередь. И уникальные произведения искусства предстают перед зрителями во всём своём великолепии...

А чтобы кукла "прожила" как можно дольше, за цветами тщательно ухаживают: их поливают, а отцветшие растения заменяют.

Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок цветочных кукол в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем и поражают посетителей грациозностью и изяществом.

Нихонмацу - крупнейший центр цветоводства в Японии с XVII века: здесь выращивается несколько тысяч сортов хризантем всевозможных оттенков и размеров - от хризантем, цветущих крошечными цветами, до растений, имеющих грандиозные цветы диаметром больше двадцати сантиметров. Чудесные куклы, облачённые в одежды из сотен этих ярких и нежных цветов, с каждым годом привлекают всё больше зрителей.

Изготовление кукол из живых хризантем получило в Японии статус традиционного художественного промысла. К сожалению, истинных мастеров, владеющих секретами искусства создания кукол из хризантем, осталось совсем немного. Но это искусство живёт, и каждой осенью художники радуют людей новыми шедеврами из хрупких и чарующих цветов...

Куклами-талисманами, популярными не только в Японии, но и во многих других странах, стали кукла дарума и манэки-нэко – «манящая кошка».

Дарума

Дарума — японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму (по яп. Дарума), в японской синкретической мифологии — божество, приносящее счастье.

Интересно происхождение куклы Дарума. Как и многое в Японии, кукла дарума пришла из Китая во времена Эдо (1603-1868 или период Токугава) и стала популярной по всей стране благодаря торговцам из города-порта Нагасаки, которые были сторонниками дзэн-буддийской школы Обаку.

Дарума (Бодайдарума) – японское произношение имени Бодхидхармы, основателя буддийской школы чань (дзен). Слово «дарума» происходит от японской версии санскритского слова дхарма, которым в буддизме называют учение Будды. Бодхидхарма (санскр. – Закон Просветления), индо-буддийский мыслитель V-VI вв., (440–528 или 536) известный в Китае под именем Дамо, а в Японии – Дарума, основоположник чань-буддизма (япон. дзэн). Родился в Канчи, столице южноиндийского царства Паллава и более 40 лет учился буддизму у великих мудрецов, преимущественно способам медитации махаяны. Предание гласит, что около 475 г. н. э. буддийский монах Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать своё учение. Существует версия, что после разочарования в китайском понимании буддизма, настаивавшем на накоплении религиозных заслуг и отправлении ритуалов, Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, находившемся во владениях государя У-ди (502–556) из династии Лян, незадолго до этого основанном на горе Суншань. Здесь он основал первую школу чань-буддизма. Чань-буддизм - одно из самых мощных течений дальневосточного буддизма, которое до сих пор пользуется огромной популярностью на Востоке и Западе. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Бодхидхарма получил большую известность в качестве «бородатого варвара». Первоначально такое прозвище употреблялось по отношению к Бодхидхарме в прямом значении за то, что он в отличие от китайских монахов имел бороду. Позднее Бодхидхарму так начали шутливо называть его «любящие ученики».

Ему приписывается создание многих практик чань-буддизма, таких, как чайная церемония, боевые искусства, особые формы живописи, каллиграфии, стихосложения и т. д. Бодхидхарма считается 28-м патриархом буддизма и 1-м в школе чань/дзэн, а также автором нескольких сочинений, из которых наиболее достоверно сочинение «О двух путях и четырех деяниях».

Руки и ноги у Дарумы отсутствуют, так как, по легенде Бодхидхарма на протяжении девяти лет в поисках истины беспрестанно медитировал в горной пещере (размышлял и концентрировался, смотря на голую стену, пока не обрёл просветление) в позе дзадзэн (сидячей медитации), из-за чего его руки и ноги атрофировались. Также можно заметить, что у куклы нет век — легенда объясняет и это. Девять лет, проведенных в уединении, стали для Дарумы временем тяжких испытаний – природа то и дело напоминала о себе, подвергая плоть искушениям. Чтобы победить их, юноша без конца повторял священные тексты, но это не помогало. Он стал невнимателен, не мог сосредоточиться, а однажды и вовсе заснул во время медитации.

Сон длился всего несколько минут, но и они заставили Даруму горько раскаяться в том, что пренебрёг набожностью. Чтобы никогда больше не нарушать обета, он, вынув из-за пояса нож, отрезал свои веки и бросил на склон горы Ча со словами: «О, вы, Вовремя Проснувшиеся». Веки Дарумы превратились в чайные листы, из которых стали изготавливать напиток, дававший монахам возможность бодрствовать долгие часы, а само чаепитие стало священным таинством.  

Из Китая, где зародилась эта религиозная традиция, она распространилась по всей Азии, и, оставаясь неизменной в главном, в разных странах приобрела новые черты. В Японии, например, кроме общепринятого в буддизме сакрального значения, чаепитие также являло собой одну из форм поклонения предкам, и сопровождалось боем барабанов и сжиганием благовоний.

Японцы считают такие деяния Бодхидхармы, как девятилетняя медитация и отрезание себе век — проявлением его огромной силы воли и целеустремленности, соответственно, кукла дарума символизирует эти качества.

Первая кукла дарума была создана около 200 лет назад в храме Сёриндзан Дарума, что в префектуре Гумма.

Кукла делается из дерева, папье-маше или бумаги и не имеет рук и ног. Эта стилизованная сферическая кукла традиционно изготавливается в огромных количествах к Новому году. Процесс изготовления дарума состоит из 16 этапов: укладка папье-маше на деревянную основу, сушка, выемка основы, раскраска куклы и рисование бороды и т.д. Всё делается вручную, поэтому выражение лица у каждой куклы особое. Опытный мастер может сделать за год примерно 10 000 кукол.

Дарума не отстаёт от кокэси по разнообразию, хотя преимущественно известен красный дарума из префектуры Гумма. Менее популярны, но не менее привлекательны другие варианты этого типа игрушки, создаваемые в разных районах страны, – мацу-кава дарума (в виде самурая с густыми бровями), онна дарума (в образе женщины), химэ дарума (девочка-принцесса), су-ми дарума (из кусочка древесного угля), санкаку дарума (конической формы) и т.д.

Кукла представляет собой довольно необычную голову окрашенную красным цветом, без рук и ног и глазами без зрачков. Зато у дарумы есть борода в форме черепахи (символа долголетия в Японии) и брови в форме журавля (другого японского символа долголетия).  Дарума обычно раскрашен в красный цвет, так как Бодхидхарма, в основном, изображается завёрнутым в красный плащ, вообще, толкований этой особенности множество. По другой версии кукла обычно красится в красный цвет, так как в средние века считалось, что красный цвет отпугивает демонов, вызывающих оспу. Реже используют зелёный, жёлтый или белый цвета. Существует 5 основных цветов окраски кукол, в соответствии с которыми следует загадывать желания. Белый цвет  соответствует  желанию любви и гармонии; золотой – богатства и процветания; жёлтый – безопасности и сохранности; фиолетовый – здоровья и долголетия; красный – удачи и счастья.

happiness_cat21Как говорят японцы, настоящая дарума продается только в храме и стоит от 500 иен, если это маленькая кукла (высота – до 5 см.), и до 10 тысяч иен, если это большая кукла (выше 60 см.). Сжигаться дарума должна тоже только в том храме, где её купили, поэтому каждую фигурку помечают печатью своего храма.

Для японцев дарума – один из символов национальной культуры, для иностранцев – симпатичная игрушка-талисман, приносящий удачу, из категории «японские сувениры для дома».

Существует особый ритуал, чтобы привлечь на свою сторону это божество. Перед празднованием Нового года или сразу после него,  даруму приобретают в храме, загадывают заветное желание (по достижению некоей цели) и рисуют ему один глаз (открывают глаз). На подбородке владелец куклы рисует своё имя, видимо для того, чтобы «исполнитель мечты» не перепутал и не подарил желаемое другому человеку.  В награду за прозрение дарума постарается выполнить просьбу, зная, что в случае удачи ему откроют и второй глаз. А если дарума не сможет или не захочет выполнить просьбу, на следующий Новый год его ждет костёр на территории ближайшего храма. Также сжигаются и те куклы, которые выполнили желания своих владельцев. Этот обычай называется дондо-яки. Человек же покупает себе новую символическую куклу. 
Сжигание дарумы — это ритуал очищения, чтобы ками (в синтоизме - духовная сущность) понял, что загадавший желание не отказался от своей цели, а ищет другие пути её реализации.

В течение года кукла хранится дома на видном месте, рядом с другими домашними объектами поклонения, например, домашним буддистским алтарем буцудан ("Дом Будды").  Куклу ставят в доме таким образом, чтобы видеть её каждый день и вспоминать своё заветное желание, фокусироваться на цели, которую пытаются достигнуть (т. е. непосредственное участие человека в осуществлении своего желания обязательно). Кукла дарума служит не только украшением, а постоянным напоминанием о поставленной цели или загаданном желании. Считается, что Бодхидхарма, материализовавшийся в даруме, в благодарность за кров на земле постарается исполнить желание своего владельца. Кукла дарума является уникальным талисманом, который выполняет только одно желание, поэтому течение года принято приобретать только одну даруму.

Как у неваляшки или ваньки-встаньки, у дарумы центр тяжести смещён к низу, что обеспечивает устойчивость (символ сохранения Бодхидхармой состояния медитации): если её наклонить, она возвращается в вертикальное положение. Это символизирует непоколебимость стремлений её владельца. Сложилась даже поговорка: «Семь раз упасть и восемь раз подняться, как Дарума».

В Японии очень популярна традиционная детская игра дарума Отоси — традиционная японская игра, требующая хорошего глазомера и точных движений. В начале игры ставится ровная башенка из пяти частей: головы дарумы наверху и четырёх цветных блоков снизу (синего, зелёного, жёлтого и красного цветов). Иногда блоков бывает больше. Цель игры — специальным молоточком выбить по одному все блоки из-под головы, чтобы та при этом не упала.

Манэки-нэко - кошка, призывающая счастье

К числу игрушечных визитных карточек Японии в первую очередь принадлежат кокэси и дарума, которых можно часто встретить далеко за пределами страны, поскольку их очень охотно покупают многочисленные туристы из разных стран мира. Теперь их активно догоняет манэки-нэко (кошка, призывающая счастье). Манэки-нэко, ставшая символом удачи и процветания, имеет долгую историю, отражённую в народных сказках и даже в буддийской и синтоистской религиозных системах. Нет единого понимания относительно того, как появился первый манэки-неко.

Манэки-нэко – буквально «Приглашающий кот», «Зовущая кошка»; также известный, как «Кот счастья», «Денежный кот» или «Кот удачи» – распространённая японская скульптура, которая, как полагают, приносит её владельцу удачу. Как талисман «Манэки-нэко» возник только во второй половине XIX века. В Японии существует большое количество различных талисманов на удачу. Например, Семь Богов Счастья, которые включают в себя Эбису и Дайкоку, Бисямонтэна, Бэндзайтэна, Фукурокудзю, Хотэя, Дзюродзина. Манэки-нэко же является среди талисманов на удачу самым популярным. Вначале это была исключительно японская традиция, но со временем она распространилась и на другие страны Азии, а затем манэки-нэко полюбили и в других странах.

Кошка с поднятой лапой привлекает деньги, удачу, процветание и новые возможности. Это символ удачи, счастья, домашнего тепла, уюта и благополучия.  Кошка хорошо видит в темноте, поэтому манэки-нэко способна отгонять духов, невидимых человеку, но способных ему навредить.

Предполагается, что манэки-нэко ведёт свою историю с эпохи Эдо (1603-1867), но самое раннее документальное подтверждение действительного существования таких фигурок относится к эпохе Мейдзи, а именно к 1876 году, когда манэки-нэко были упомянуты в тогдашней газете.

«Манэкинэко» представляет собой фарфоровую или керамическую фигурку кота с поднятой вертикально лапкой, которого выставляют в витринах магазинов, в ресторанах, комнатах патинко, на складах и в других местах. Существуют также фигурки манэки-нэко, выполненные из папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы.

Фигурки манэки-нэко можно встретить в самых различных местах и в самых различных видах: от брелока для ключей до флакончика с освежителем воздуха. «Прототипами» для манэки-нэко послужили представители семейства кошачьей породы «японский бобтейл».

Созданная фольклором манэки-нэко в руках народных мастеров превратилась в очень симпатичную игрушку-символ, доставляющую радость и детям, и взрослым. Разница в том, что дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые при всём своем реализме втайне рассчитывают на её помощь в процветании, прибылях и удаче.

Но откуда же взялась эта чудо-кошка, и что послужило основой для возникновения этого поверья?

happiness_cat22Происхождение манэки-нэко окутано загадочной тайной. Легенд о происхождении манэки-нэко много, и любая из них может оказаться правдой. А может даже все они: ведь случаев, когда кошка помогала человеку и даже спасала ему жизнь очень много, и не так уж важно, какой из таких случаев послужил основой для создания образа манэки-нэко.

В Японию кошки попали в VI веке благодаря буддийскому монаху, которому было поручено перевезти старинные манускрипты из Китая  в Японию. Для охраны буддийских писаний от грызунов монах взял в морское путешествие домашнюю кошку. Кошка с честью справилась с заданием и стала первой домашней кошкой, ступившей на землю Японии. Из-за своей малочисленности и дороговизны, кошки в Японии обитали только при буддийских храмах. При этом животных не отпускали «погулять», а тщательно оберегали и держали на специальном поводке. В перечень обязанностей кошек входила ловля мышей, и именно это позволило сохранить ценнейшие древние буддийские рукописи  до наших времён. В благодарность преданные защитники манускриптов получили бесценный дар - бессмертие, и были воплощены в фигурках манящих котов, именуемых манэки-нэко.

Легенда храма Гото-кудзи

Одна из наиболее старых историй о манэки-нэко, зафиксированных письменно, связана с токийским храмом Гото-кудзи. В ней говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Однажды настоятель пожаловался своему коту на бедственное положение храма и сказал, что не винит его за то, что тот не оказывает ему никакой помощи, поскольку он всего лишь кот, а будь он человеком, то обязательно помог бы.

Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590–1659), с победой возвращавшийся из военного похода. Внезапно начался сильный дождь, и поскольку было очень темно, князь, недолго думая, решил укрыться под огромным деревом. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Князь решил подойти к необычному коту, и как только он пошёл к нему, в дерево, под которым он только что сидел, ударила молния, оставив от него только щепки.

В храме князь встретился с настоятелем. Общение с мудрым монахом и впечатление от того, что он только что избег смерти, оставили в душе князя глубокий след, и он решил дать средства для восстановления храма, который с тех пор стал родовым храмом семейства Ии. Вскоре даймё и священник храма стали друзьями, а сам храм значительно разбогател. Когда кот священника умер, то в честь него и был сделан первый манэки-нэко.

Надо сказать, что храм существует и поныне. Он находится в современном Западном Токио, и в начале каждой весны здесь проводится церемония, посвящённая этому древнему коту. В связи с этим в одном из храмовых зданий продаются статуэтки манэки-нэко.

Легенда старухи из Имадо

Кроме этой истории о происхождении манэки-нэко есть и другая, в которой в центре повествования оказывается пожилая женщина, жившая в конце периода Эдо (XIX век) в западной части Токио в районе Имадо. Она была очень бедна и не могла больше содержать свою кошку. После того, как она прогнала кошку, та явилась ей во сне и сказала, что женщина должна слепить глиняную кошку и поставить у дороги. Женщина так и поступила, и на следующий день произошло маленькое чудо: внимание одного из проходивших по дороге прохожих было привлечено статуэткой, и он настолько залюбовался ею, что решил купить её. Женщина восприняла это как знак, и занялась изготовлением глиняных статуэток, которые с успехом продавала, забыв о нужде. Разумеется, кошка так и осталась доживать свой век вместе с нею.

Лапки, цвета и атрибуты кошки манэки-нэко — всё это имеет определенное значение.

Манэки-нэко имеет четыре особо значимых элемента:

  • поднятая лапка;
  • цвет;
  • монета;
  • нагрудник.

Значение поднятой лапки

Существуют два различных типа манэки-нэко. Одна поднимает свою левую лапку. Другая - правую лапку. Японцы верят, что когда кошка поднимает правую лапу, она тем самым привлекает удачу и деньги, а когда понимает левую – привлекает клиентов. Поэтому со временем стали встречаться манэки-нэко, у которых были подняты обе лапы.

Европейцы при взгляде на манэки-нэко скорее будут думать, что он машет лапой, нежели призывает подойти поближе и сделать какое-либо действие, это связано с разницей в жестах, используемых на Западе и на Востоке. В частности, те же японцы, когда будут подзывать кого-то, сделают следующий жест: поднимут руку так же, как и манэки-нэко, т.е. ладонью от себя, и будут сжимать и разжимать пальцы до тех пор, пока не привлекут внимание. Европейцы же будут совершать примерно то же самое, но в обратную сторону, т.е. по направлению к себе. Поэтому для западного рынка зачастую делают «европеизированных» манэки-нэко с лапой, повёрнутой назад.

Большинство японских манэки-нэко сделаны с поднятой левой лапкой. У большинства статуэток манэки-нэко, сделанных в ранние времена, поднята вверх левая лапка. Поднятая левая лапка, которая привлекает покупателей, могла быть изначальным видом талисмана. К тому же то, насколько высоко поднята лапка, тоже имеет значение. Существует мнение, что чем выше поднята лапка, тем больше удачи или покупателей призовёт манэки-нэко. Высота могла колебаться от уровня линии рта и уходить далеко за кончики ушей. По этой самой высоте некоторые специалисты даже определяют время изготовления фигурки.

Цвета

Фигурки манэки-нэко раскрашены в самые разнообразные цвета, но традиционными цветами для «кошек, цепляющих удачу» были следующие: белый, чёрный и рыжий, так называемый «триколор», а по сути – обычная расцветка японского бобтейла. Она считалась наиболее счастливой и также называлась «mike», что в переводе и означает «три меха». Чаще всего встречается белый манэки-нэко с оранжевыми и черными пятнами.

Прежде цвета манэки-нэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определённое значение. Так, купцы Киото любили чёрных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах чёрные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори.

Для привлечения именно материального благополучия самые удачные три цвета — красный, золотой и белый.

Но есть и довольно много других вариантов, и каждый из них имеет особое значение.

  • Белый — чистота помыслов, доброе начало и является вторым по популярности цветом;
  • Чёрный — отгоняет зло и бережёт здоровье детей.
  • Золотой — деньги, золото, приносит удачу в бизнесе
  • Жёлтый — здоровье, изгнание болезни.
  • Красный — защита семьи и семейного очага от внешних злых вмешательств и несчастных случаев.
  • Розовый — обретение любви, начало новых отношений.
  • Рыжий/бежевый — удача.
  • Зелёный — успех в учебе, в постижении знаний.
  • Синий/голубой — спокойствие, мудрость, здоровье, жизненная энергия и сила для построения хороших отношений с людьми.

Атрибуты манэки-нэко

Нагрудник

Как правило, манэки-нэко, как и всякие порядочные домашние коты, носят ошейники, которые снабжены колокольчиками. Эта символика уходит своими корнями ещё в эпоху Эдо, когда в богатых семьях на домашних кошек непременно надевали ошейник с колокольчиком, чтобы кошки не терялись, и каждый прохожий знал, что этому животному нельзя причинять вред. Вплоть до середины эпохи Эдо кошки считалась очень ценными и дорогими домашними животными. Кошка в доме была скорее статусным животным – они гоняли мышей и крыс, в дом с кошкой редко заползала змея, и по звону колокольчика можно было найти пропавшего питомца. Перед землетрясением по звону колокольчиков сбегающих котов и кошек люди понимали, что грядёт беда и надо уходить из дома.

Очень часто на манэки-нэко можно увидеть и красный нагрудник – это также является частью «убранства» кота, содержащегося в богатой семье. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с буддийским божеством Дзидзо – защитником больных и умерших детей, а также путников. Благодарные родители при выздоровлении ребёнка стремились украсить изображение бога богатым нагрудником. На маленькие статуи Дзидзо также часто вешают нагрудники, обычно красного цвета,  которые символизируют собой просьбу защитить души умерших детей.

Красный нагрудник возводит манэки-нэко в ранг божеств, покровительствующих детям и беременным женщинам. 

Фигурки котов удачи часто держат в своих лапах такие предметы:

Монета

Очень часто кот изображается с монетой в лапах для привлечения удачи и богатства. (золотая монета эпохи Эдо). Это не просто деньги, это золотой кобан — монета стоимостью в один рё, но на монете, которую держит кошка, указан номинал в десять миллионов рё. Такие монеты имели хождение в период Эдо и стоили один рё, представляя собой достаточно солидную сумму.

Монетка — самый распространенный атрибут манэки-нэко. Появление у кота в лапе монеты связано с легендой, по которой он стащил две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который постоянно угощал его свежей рыбой. В память о добродетельном коте на шее некоторых манэки-нэко теперь висит монета.

Но кроме монетки у фигурки Манеки Неко в лапках могут быть и другие предметы: 

  • Красный карп — мудрость, изобилие, удачу и долголетие.
  • Золотая рыбка — деньги.
  • Веер — защита.
  • Погремушка учидэ-нокозуси — исполнение желаний.
  • Сосуд из тыквы-горлянки — здоровье и везенье.
  • Фрукты (апельсины, яблоки) — рождение детей, большая семья.
  • Весло — успех в начинании.
  • Цветущая ветка (слива, сакура) — чистая любовь.
  • Дарума — исполнение заветного желания.

Табличка счастья, молельная дощечка — это ещё один денежный магнит. Иногда коты удачи держат редис или слитки. Эти элементы также представляют собой богатство и удачу.
Шар из мрамора, хрусталя или жемчужина символизируют мудрость. Фигурки котов могут быть с открытыми или закрытыми глазами. В связи с этим закрытые глаза символизируют получение ожидаемых благ в ближайшем будущем, в то время как открытые глаза - к исполнению желаний в перспективе.

На животе манэки-нэко иногда нанесены иероглифы, разъясняющие, что означают те или иные атрибуты.

Несмотря на значительное влияние западной культуры, японцы удивительным образом умеют сочетать старое и новое. Они очень трепетно относятся к традициям и стараются сохранять древние ремёсла. Символика древних кукол и их магические качества существуют и сейчас. Красный цвет игрушки отпугивает злых духов или завлекает и уничтожает их. Обезьяны и лошади являются символами плодородия и богатства, собаки – благополучного рождения детей и их здоровья, дарума исполняет желания. Одни игрушки-обереги защищают от стресса, пожаров, болезней и землетрясений, другие дают здоровье, счастье, безопасность в путешествии, удачу в бизнесе, счастливую семейную жизнь.

Мир кукол очень обширен и интересен. Знакомясь с японскими куклами, мы можем лучше понять менталитет, обычаи и ценности представителей этой страны.

Список литературы:

Куклы мира [Текст] / гл. ред. М. Аксёнова. - М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2008. - 184 с. : ил. - (Самые красивые и знаменитые) (Мир энциклопедий Аванта+).

Интернет: ресурсы

http://japanorama39.ru/interesting/karakuri-robotyi-staroy-yaponii/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://kuklopedia.ru/doll/