Открываем страны: в Японию без визы

Хаяо Миядзаки, яп. ?? ? (медиагалерея)

Презентация

Трейлер "Мой сосед Тоторо (1988)" Трейлер "Унесённые призраками (2001)"

«Никогда не стану делать фильмы,
которые будут говорить детям:
«Вам стоит опустить руки и сдаться».

hayao_miyazaki1Хая?о Миядза?ки (род. 5 января 1941, Токио) — японский режиссёр-аниматор, мангака, писатель. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли».

Хаяо Миядзаки — самый известный аниме-режиссёр современности. Его имя знакомо поклонникам анимации по всему миру, его фильмы получили немало престижных международных премий («Оскар»,«Золотой лев», «Золотой медведь») и неизменно входят во всевозможные списки лучших аниме. Но при всём коммерческом успехе и признании, картины Миядзаки — авторское кино с серьёзным сюжетом и богатым подтекстом. Его фильмы приводят в восторг строгих критиков и рядовых зрителей, взрослых и детей по всему миру.

Известные работы

«Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо», «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Ходячий замок Лапута», «Рыбка Поньо на утёсе», «Ветер крепчает», «Замок Калиостро».

Ранние годы

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Несмотря на тяжёлое военное время, семья его жила относительно благополучно. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время Второй мировой войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, и Хаяо с детства полюбил летающие устройства. Хозяином фабрики был брат отца. Неудивительно, что будущего аниматора с самого детства завораживали огромные летающие машины,  и он очень часто рисовал их. А авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживается лейтмотивом во многих фильмах.

Ужасы войны не коснулись семьи будущего аниматора, единственным горем стала болезнь матери. С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать — сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта (туберкулёз позвоночника), которым страдала его мать. Это воспоминание также нашло отражение в его работе: мать семейства из фильма «Мой сосед Тоторо» лечится от той же болезни. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в среднюю школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей — мангаки (художника манга) Осаму Тедзука. Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тедзуки.

Бурный рост популярности японских комиксов-манга пришёлся на школьные годы Хаяо Миядзаки. Поначалу он тоже хотел рисовать комиксы, но понял, что анимация ему ближе, когда в 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама увидел фильм «Легенда о белой змее» или «Заклинательница белого змея» — первый цветной полнометражный мультфильм, снятый на студии Tоэй. По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором.

Однако его высшее образование не имело ничего общего с анимацией: в 1963 году Миядзаки окончил престижный токийский университет Гакусюин, факультет политики и экономики. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали детские книги западноевропейских писателей.  

Начало карьеры мультипликатора

Закончив образование, Хаяо пошел работать на студию Tоэй, где после трёх месяцев обучения стал заниматься рисовкой промежуточных кадров. Первым фильмом, над которым Миядзаки довелось работать, был «Собачий марш» или «Повесть о сорока семи верных вассалах-псах». Следующей его работой стал первый телесериал студии — «Мальчик-волк Кен». Известность в индустрии принёс Миядзаки следующий фильм — «Путешествие Гулливера на Луну», для которого он не только рисовал кадры, но и изменил сценарий финальных сцен.
После работы над фильмом о Гулливере руководство студии заметило талант Миядзаки и стало поручать ему более ответственную работу. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори.

Первые успехи 

К 1968 году Миядзаки стал известным художником-постановщиком. На студии он познакомился с молодым режиссёром Исао Такахатой, сотрудничество Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В 1968 году вышла их первая совместная работа — полнометражный «Приключения Хоруса, принца солнца», он же «Принц Севера». Миядзаки и Такахата работали над ним четыре года, и фильм снискал немалую популярность. Он выгодно отличался от анимационных картин того времени серьёзным сюжетом и глубоким социальным подтекстом. Однако руководству студии фильм о храбром мальчике, освобождающем родной край от злого демона, понравился куда меньше.

Творческому дуэту стало тесно в рамках развлекательного кино, и вскоре они ушли на студию A Pro. Но перед этим Миядзаки поработал ведущим аниматором двух хитов международного кинопроката — «Летающий корабль-призрак» и «Кот в сапогах».
Миядзаки покинул Tоэй в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий.

В апреле 1978 года начался показ сериала «Конан — мальчик из будущего», режиссёром которого стал Миядзаки. Действие сериала, снятого по книге Александра Кэя, разворачивается в недалёком будущем, после Третьей мировой войны. Большая часть планеты покрыта водой, люди живут на небольших островах, а столицей нового мира стал самый технически продвинутый остров, Индастрия. Мальчик Конан, наделённый сверхчеловеческой силой, встречает девочку Лану. Её похищают агенты Индастрии, мечтающие выведать секрет создания мощнейшего оружия, известный деду Ланы. И только Конан может спасти девочку и уберечь мир от новой войны. В сериале прослеживаются основные темы будущих работ Миядзаки: постапокалиптический мир, причудливые летательные аппараты, маленькая, но храбрая главная героиня и спешащий ей на выручку герой.

Прорыв и Студия Гибли

В 1982 году в журнале Animage издательства «Токума Сётэн» началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства «Токума Сётэн» экранизировать своё произведение. Миядзаки согласился и привлёк Такахату в качестве продюсера. Вышедший в 1984 году фильм «Навсикая из Долины ветров» стал серьёзным успехом режиссёра.

Хаяо Миядзаки создал много прекрасных анимационных лент. Более подробно хотелось бы рассказать  о фильмах «Навсикая из Долины ветров». «Мой сосед Тоторо» и «Ведьмина служба доставки».

Мир «Навсикаи», как и вселенная «Конана», пережил в прошлом страшную войну, едва не уничтожившую планету. Планета заросла ядовитыми джунглями, но люди, чьи княжества расположены на немногих пригодных для жизни участках, всё еще борются за власть. Начинается новая война, в которую оказывается втянута мирная Долина ветров, и её принцессе Навсикае предстоит уберечь мир от очередной катастрофы. Навсикая искренне любит всё живое и может общаться с обитателями джунглей, Ому — гигантскими насекомыми, похожими на гусениц. Последние оказываются вовсе не ядовитыми чудовищами, а миролюбивыми, наделёнными разумом и телепатией существами.

В финале ленты восторжествовала японская модель отношений человека и природы, а европейская парадигма доказала свою несостоятельность: опора на силу и оружие сначала привела людей к ядерной войне, а потом грозила немногим выжившим полным уничтожением в ходе конфликта с насекомыми. Только гармоничное сосуществование с насекомыми гарантирует выживание человечества, поскольку Ому, будучи защитниками леса, сохраняют природу — среду обитания людей. В связи с этим не случайно то, что аниме рекомендовано к просмотру Всемирным фондом защиты природы.

Серьёзный сюжет с экологическим и философским подтекстом, яркие и интересные персонажи и прекрасного качества картинка мгновенно сделали фильм классикой японской анимации.
Для работы над следующим аниме Миядзаки и Такахата вместе с редактором Animage Тосио Судзуки организовали в 1985 году анимационную студию Гибли. Это необычное название было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, был назван арабским словом, которым в Африке называют самум, горячий ветер, иссушающий пустыню. Фильм «Небесный замок Лапута» о приключениях двух сирот в поисках легендарного летающего города стал успешным дебютом студии в 1986 году.

В дальнейшем Миядзаки поставит на студии следующие фильмы: «Мой сосед Тоторо» (1988), «Ведьмина служба доставки» (1989), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононокэ» (1997), «Унесённые призраками» (2001), за который Миядзаки получил премию «Оскар» и др.
В 1988 году вышел фильм Миядзаки «Мой сосед Тоторо», в котором показаны несколько дней из жизни двух сестёр в сельской Японии 1950-х годов, и их встреча с добрыми лесными существами — хранителями леса Тоторо. Персонажи фильма стали одними из наиболее узнаваемых и любимых детских героев в Японии, а позже и во всём мире.

Семья переехала в деревню, и сёстры Сацуки и Мэй начинают открывать для себя новый мир — деревенский дом, окрестности, природу. Дом настолько старый, что близок к разрушению. В нём даже водятся духи — чёрные чернушки, сусуватари. Мать семейства находится в больнице, и на время её болезни вся работа по дому ложится на плечи отца и старшей дочери Сацуки. Вскоре непоседливая младшая сестра Сацуки, Мэй, встречает маленького лесного духа, который, сам того не желая, приводит её к более крупному духу, а потом и к гигантскому То?торо — хранителю леса, живущему неподалёку.

Образ Котобуса, одного из персонажей фильма (кота-автобуса) — также отражение традиционных японских представлений об окружающем мире, в частности веры в способность кошек по достижении определённого возраста изменять свою форму (бакэ-нэко). Котобус - типичный пример бакэ-нэко, который однажды увидел автобус, был взволнован этим образом и принял его форму. Продолжая ассоциативный ряд с кэрролловской Алисой, заметим, что улыбка Котобуса - реминисценция знаменитой улыбки Чеширского кота.

Представляется, что Сацуки и Мэй вряд ли когда-нибудь встретятся с Тоторо снова. Духи, или ками, скрыты от глаз людей, и последние не должны их видеть. То, что произошло с Сацуки и Мэй, — скорее исключение, которое лишь подтверждает правило. Тоторо является только детям, взрослые же лишены такой возможности, поскольку они не верят в его существование. Единственными взрослыми, кто, вероятно, тоже встречался с Тоторо, — являются бабушка и папа девочек. По мере взросления взрослые, как правило, теряют способность смотреть на мир широко открытыми глазами, непосредственно и удивляться его чудесам.

«Тонари-но Тоторо» — особая глава в жизни Миядзаки. Во-первых, аниме во многом автобиографично. Во-вторых, Большой Тоторо стал символом студии «Гибли», на которой снимаются все аниме Миядзаки. В-третьих, с помощью фильма режиссёр привлёк внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта - полей и лесов.  Интересно, что Миядзаки проживает в городе Токородзава - ныне «спальном» районе Токио. Раньше это была сельская местность, окружённая холмами Сайяма. От былого природного великолепия сохранилось лишь несколько районов, и за их сохранение борются энтузиасты, объединённые в общество «Totoro no Furusato» (National Trust Movement). Данное общество использует Тоторо в качестве своего символа. Миядзаки оказывает ему всемерную поддержку: он передал обществу цветные акварельные рисунки Тоторо для использования в брошюрах, членских билетах, майках и т.п., а также пожертвовал городу Токородзава три миллиона долларов для покупки земли, предназначенной для возделывания.

Подводя итог, можно констатировать, что это аниме — ностальгия Миядзаки по утраченному большинством современных японцев образу жизни в сельской местности в гармонии с природой, символом которого является рисовое поле (процесс рисоводства, как никакой иной, связан с древними синтоистскими земледельческими ритуалами). Неотъемлемым компонентом такой жизни была вера людей в ками, или духов, а также в призраков (обакэ), которые могли как помочь (как поступил Тоторо), так и напугать или даже погубить их. Современные люди живут в калейдоскопическом ритме и в повседневной суете не придают значения тому, что составляло смысл жизни их предков.

В 1989 году Миядзаки выпустил фильм «Ведьмина служба доставки» по повести японской писательницы Эйко Кадоно «Служба доставки Кики», в котором девочка из маленького городка отправляется в большой город, чтобы стать ведьмой и основать своё дело — доставку грузов и корреспонденции на метле.

В основу идеи книги легло идея основателя транспортной компании "Yamato Transport" Ямато Унъю, создавшего в своё время корпоративный логотип с кошкой и черным котёнком и рекламный лозунг "Ведьмина служба доставки чёрных кошек фирмы Ямато". Компания "Yamato Transport" спонсировала производство фильма.

Европа, 1950-е годы. Кики — 13-летняя ведьма, проходящая обучение и живущая в деревне у своей матери, также ведьмы, изготавливающей целебные средства для местных жителей. Кики достигла возраста, когда, по традиции она должна покинуть свой дом и в качестве стажировки провести год жизни в незнакомом городе, где ведьм нет. Героиня садится на материнскую метлу со своим компаньоном — чёрным котом Дзи-дзи, и вскоре попадает в приморский городок под названием Корико. Для создания видов города Корико, помимо любимых Миядзаки средиземноморских пейзажей, использовались фотографии, снятые им во время поездки по Швеции, когда Миядзаки и Такахата обдумывали идею экранизацию повести Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок". Переговоры с Линдгрен прошли неудачно, но фотографии остались. Виды Стокгольма и Висби легли в основу вымышленного города Корико.
По мере работы ведьмочке и её коту приходилось сталкиваться с трудностями: им приходилось летать в дождь, сталкиваться с неблагодарностью и грубостью клиентов. И помимо всего этого, на плечи юной ведьмы падает груз ностальгии и одиночества, но всё это ей помогают преодолеть новые друзья.
Одна из главных тем фильма, отмеченных критиками, это тема взросления. Обозреватель интернет-издания «Газета.ру» Дарья Горячева отметила, что при создании фильма «вместо детской сказки о маленькой ведьме у Миядзаки получилась притча о взрослении», при котором теряется волшебство, «но Миядзаки оставляет лазейку: даже будучи взрослым возможно творить волшебство и верить в чудо, только теперь это будет даваться не так просто и естественно».

Каковы же в целом особенности творчества Хаяо Миядзаки? Миядзаки не любит, когда его называют «японским Диснеем». И даже отдавая дань уважения работам американских аниматоров, он пеняет им на то, что природа у них выглядит слишком искусственной и фальшивой. Миядзаки сам признаёт, что манера изображения природы — одна из отличительных особенностей мультфильмов студии «Гибли»: «Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своём творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».
Синтоизм придаёт особое значение природе, точнее природа является стержневым понятием синтоизма. Культ природы (благоговейное отношение и поклонение) возник в глубокой древности и сохранился до наших дней. Синтоист, в противоположность христианину, верит в изначальную благость мира, тайну природы, которой он обязан всем. Он не противопоставляет себя окружающему миру, а позиционирует себя как его органическую часть. Поэтому, если прибегнуть к современной терминологии, синто способствовал формированию у японцев экологического сознания, мироощущения, проникнутого пониманием взаимозависимости человека и природы, необходимостью их гармоничного сосуществования.

В отличие от христианства, которое чётко разграничивает мир божественный и мир земной, горний и дольный, синто предусматривает проживание людей и ками в одном мире. По синтоистским представлениям, всё в мире одухотворено. Любая былинка, травинка обладает душой, не говоря уже о деревьях, реках, горах и проч.

Тема взаимоотношений человека и Природы пронизывает всё творчество Миядзаки Хаяо. И прославленный режиссёр во многих своих аниме привлекает внимание к проблемам урбанизации, загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека и призывает людей не противопоставлять себя природе, а найти оптимальную форму сосуществования с ней. Люди не могут игнорировать природу, так как она даёт им жизнь, являясь естественной средой их обитания.

Во-вторых, в своём творчестве Миядзаки поднимает тему «старой, доброй Японии», в которой люди наслаждались каждым мгновением, умели ценить безыскусные вещи (мононоаварэ), а самое главное, — сохраняли веру в ками, обакэ и др. Режиссёр не является ретроградом и противником прогресса (он живо интересуется новыми технологиями и в своих аниме вводит в действие различные технические устройства — плоды собственной фантазии), но, по его убеждению, урбанизация и сопутствующие ей явления лишают жизнь того очарования, которое было ей присуще в прежние времена.

Одна из особенностей, которая отличает работы Миядзаки, заключается в том, что в них нет «плоских» и однозначных персонажей. Они не бывают полностью положительными или отрицательными. Кальцифер из «Ходячего замка», несмотря на свою демоническую сущность и взрывной характер, довольно трогателен и заботлив. Злая ведьма Пустоши из этого же мультфильма вдруг превращается в дремлющую в кресле милую старенькую тётушку. А робкий и беспомощный Безликий призрак внезапно становится пожирающим всё вокруг кровожадным хищником, а потом удивительным образом трансформируется обратно.

Посмотрев в детстве первый мультфильм, Миядзаки понял, что нельзя делать красивыми и детально прорисованными только главных героев. Поэтому ни один человек, появляющийся в его картинах, не появляется здесь для массовки. То же самое относится и к предметам, окружающим людей. Каждый из этих предметов находится именно там, где ему положено быть с точки зрения героев.
Режиссёр уделяет очень много внимания незначительным, казалось бы, мелочам. Обыденным деталям и повседневным, машинальным движениям персонажей. Он тщательно прорисовывает каждую колышущуюся под ветром травинку, рассеивающийся дым от сигареты, щетинки на щётке, которой героиня моет пол. Именно благодаря этим мелочам мультфильмы Миядзаки так интересно пересматривать снова и снова. Всё дело в том, что каждый отдельный кадр режиссёр превращает в завершённую картину.

Продолжить знакомство с творчеством великого аниматора можно в музее Гибли.  

hayao_miyazaki2Музей Гибли (Митака но мори Дзибури бидзюцукан: Музей Гибли в лесу Митака) — музей, посвящённый японскому аниме производства Studio Ghibli, расположенный в Западном саду Высочайше пожалованного парка Инокасира, расположенного на территории города Митака в западной части префектуры Токио.

Время шло, и постепенно основатели студии отходили от профессии, оставляя кисти и краски молодым мастерам. Сократил до минимума свое участие в творческом процессе студии и 66-летний Хаяо Миядзаки. Однако расстаться с рожденными своей фантазией персонажами он не смог. Еще в 1997 году он решил создать экспозицию, посвященную наиболее полюбившимся кинозрителям персонажам аниме. От зарождения идеи до открытия, состоявшегося 1 октября 2001 года, прошло около четырёх лет. За это время надо было подыскать место для музея, выстроить здание и наполнить его духом легендарной студии Гибли. Всю основную работу взял на себя сам Миядзаки, доверив внутреннее оформление выставочных залов своим друзьям-художникам. Целью Миядзаки было сделать само здание музея частью экспозиции. Получилось действительно что-то необычное, чему Х. Миядзаки дал такое объяснение: "Входя в музей Гибли, вы попадаете в сказку, в которой именно вы — главный персонаж. Давайте вместе станем детьми, которые потерялись".

О сказочности экспозиции можно догадаться, ещё не входя в здание. У ворот посетителей встречает большая фигура Тоторо, героя одноименного фильма, доброго лесного духа, жившего по соседству с людьми.

У музейного здания — три этажа.

На первом расположено бюро информации, некоторые предметы, имеющие отношение к истории анимации в Японии и кинотеатр "Сатурн", где демонстрируются лучшие образцы жанра.

При входе выдают билеты — маленькие обрезки 35-миллиметровой кинопленки, снятой когда-то мастерами студии "Гибли".

Эскалатор ведёт на второй этаж, где гости оказываются прямо в мастерской Хаяо Миядзаки. Стол завален сотнями набросков будущих кадров, прорисовками внешнего вида основных героев аниме, другие рисунки и акварели прикреплены к стенам. Тут же кипы книг, компакт-дисков, фотографий, горкой лежат фломастеры, цветные карандаши, кисти. Создаётся впечатление, что художник только что вышел из комнаты и вот-вот вернётся. Эта комната и примыкающие к ней помещения называются "Место рождения фильма". Повсюду много игрушек, которыми детям не возбраняется пользоваться. В музее вообще всё очень доступно. Нигде нет запрещающих надписей: "Руками не трогать!" Если малыш захочет попытаться изобразить что-то своё и потянет для этого со стола карандаш и бумагу, все только замрут в ожидании, а вдруг на глазах родится маленький шедевр?! Неудивительно, что многие столы и скамейки, а также интерактивные табло в зале расположены довольно низко — они рассчитаны на юных посетителей.

Еще выше по лестнице гостей ждет легендарный Кот-автобус, один из персонажей рисованной истории "Мой сосед Тоторо". Это — огромная мягкая игрушка, по которой так удобно детям карабкаться наверх и кувыркаться вниз, тянуть кота за хвост, дергать за нос. Сказочный кот от подобного вольного обращения с ним, казалось бы, только урчит от удовольствия.

Перечислять все экспонаты — дело неблагодарное. Их надо видеть, щупать, приспосабливать под себя и под свое видение сказки. С этажа на этаж ведут винтовые лестницы, над внутренним двориком перекинуты мостики и нависают террасы. Всё это напоминает интерьер волшебного замка. Впечатление усиливают витражи на окнах, металлические скульптуры, люки с изображёнными на них странными лицами. На каждом углу ждут сюрпризы (конечно же, нестрашные). За закрытыми дверями (если вы их захотите приоткрыть) можно увидеть персонажей мультфильмов, а то и самого себя — в зеркале.

Крышу замка охраняет от набегов тёмных сил солдат-робот. Эту неординарную фигуру выковал из бронзы скульптор Кунио Сятимару. Робот не слишком похож на свой прообраз из кинофильма "Небесный замок Лапута", но Х. Миядзаки был абсолютно удовлетворён новой трактовкой. Кстати, здесь самое излюбленное место фотографирования для посетителей музея. Во внутреннем дворе можно увидеть еще несколько произведений скульптора Сятимару.

Отведенные для знакомства с музеем минуты пролетают незаметно. Музей общей экспозиционной площадью 3,5 тыс. кв. метров рассчитан на то, чтобы принимать до 2400 посетителей ежедневно. Одновременно в нем находятся 600 человек. В общем-то здесь достаточно тесно, ведь помимо выставочных залов в здании разместился кинотеатр, магазин сувениров "Mamma Aiuto" ("Мама, помоги мне!"), кафе, архивы, запасники… Но посетители, и прежде всего самая юная их часть, тесноты не замечают. Их глаза так и прыгают с одного стенда на другой, с рисунка на рисунок, словно разыскивая продолжение уже известных историй…

Посидев в кафе и посмотрев программу мультфильмов в кинотеатре, гости не торопятся покидать музей. Когда в зале вспыхивает свет, можно не спеша рассмотреть уникальные фрески работы Мисао Оно, нанесенные на потолок зала. В центре — смеющееся солнце, окруженное небесной голубизной. А вокруг зеленые гущи деревьев и кустов, перевитых виноградными лозами, дынными плетями. Повсюду пестрят невиданные фрукты, яркие цветы, похожие на экзотических бабочек. Если приглядеться, в зелени можно увидеть Кики, несущуюся куда-то на метле, Навсикаю на планере, да и многих других знакомых и любимых персонажей аниме. Дети при этом соревнуются между собой, кто за минуту увидит больше знакомых фигурок.

В дополнении к экспозиции, ориентированной на анимацию Студии Гибли, в музее представлены выставки и других анимационных студий.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://miuki.info/tag