Вознесенский женский монастырь
(г. Тамбов)

В северо-восточной части старого города при устье речек Студенца и не существующей ныне Гаврюшки располагался Вознесенский женский монастырь. В 1676 году при Христорождественской церкви в Полковой слободе было отведено усадебное место для просфорни схимонахини Мариамны. Официально же счи­тается, что обитель создана в 1690 году на собствен­ные келейные деньги епископа Питирима.

Монастырь жил своим трудом и скудными церков­ными доходами, которых было недостаточно, чтобы построить собственную церковь. Поэтому службы про­ходили в верхнем Вознесенском храме приходской церкви Полковой слободы, располагавшейся у крутого берега Студенца.

Пожар 1724 года превратил Вознесенский мона­стырь в чёрное пепелище; в огне сгорела одна из мо­нахинь, погибли все ценности монастыря и его архи­вы. Двадцать лет потребовалось, чтобы по­строить церковь. Размеры её были небольшими: 10 са­жен в длину и 4 - в ширину. Вокруг церкви и келий была возведена деревянная стена с тремя воротами. Над главным входом возвышалась восьмистенная шат­ровая колокольня с зелёной чешуйчатой главой.

При составлении нового плана застройки Тамбова в конце XVIII века Вознесенскому монастырю было назначено место за протоком реки Чумарсы возле за­городного архиерейского дома. Однако игуменья убе­дила наместника Г. Р. Державина в необходимости оставить монастырь на прежнем месте. В план были включены все усадьбы, располагавшиеся за речкой Гаврюшкой. По новым чертежам построена ограда из соснового леса, два каменных флигеля под богадельни и перестроены кельи.

На деньги местных благотворителей и жертвователей из других городов России была вы­строена церковь, один придел которой был освящён во имя Владимирской иконы Богоматери, другой - во имя Св. великомученицы Екатерины; главный храм - во имя Вознесения Господня. Строительство велось по проекту архитектора И. Р. Кругликова в 1794 – 1798 годах, под непосредственным контролем епископа Феофила и его помощника Нафанаила.

К 1816 году в Вознесенском монастыре нашли пристанище 150 монахинь и послушниц. В это время началось строительство нового храма в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», к которой с благоговением относился весь Тамбов. Храм был освящён во имя Скорбящей Богоматери, приделы - в честь пророка Божия Илии и во имя Алексия, человека Божия. Купол над храмом был де­ревянным, обитым листовым железом.

В середине XIX столетия игуменья Евгения раз­вернула в монастыре широкое строительство. Появилась общественная просфорня, приносившая мо­настырю чистый годовой доход в 1000 рублей. Деньги использовались на содержание приюта для де­вочек.

Была отремонтирована Скорбященская церковь. По заказу монастыря, мещанин Михаил Скворцов изгото­вил по имеющимся рисункам иконостас, киоты и по­золотил их червоным золотом. Он же заново оштукатурил стены алебастром и восстановил росписи хра­ма, а также орнаменты в арках.

К шестидесятым годам XIX столетия Вознесенская церковь значительно обветшала. Средства для её ка­питального ремонта собирал народ по подписным кни­гам по всей России в течение 1863 года.

Новые крупные ремонтные и строительные работы в Вознесенском монастыре были проведены в период служения игуменьи Антонии (Анны Михайловны Аносовой), деятельность которой заслуживает особого внимания, так как была связана с широкой благотворительностью и милосердием. В оби­тели Антония появилась в 1855 году, когда в ней уже находи­лись две представительницы семьи Аносовых - её тет­ка и родная сестра. В 1885 году Антония стала игу­меньей Вознесенского монастыря.

Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. В эти годы были по­строены новые здания в черте монастыря и за его пре­делами; двухэтажный каменный корпус, в котором первый этаж был выделен для мужской прислуги; двухэтажный странноприимный дом, баня-прачечная и тёплая водоразборная будка, из которой вода отпуска­лась на весь монастырь.

В 1906 году монастырь приступил к реконструкции Вознесенской церкви. В фундаменте нового придела была заложена металлическая доска с надписью: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Основася сия церковь на мощах Св. преподобного и богоносного отца наше­го Серафима, Саровского Чудотворца, в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочести­вейшего Самодержавнейшего Великого государя импе­ратора Николая II Александровича при святительстве же Преосвященнейшего Иннокентия, Епископа Там­бовского и Шацкого при настоятельнице монастыря игумении Антонии, при инженере архитекторе А. Ф. Миролюбове и строителе Я. М. Крашенинникове 1906 года апреля 25 дня».

Боковые приделы во имя Св. Екатерины и Николая Мирликийского были вынесены в один ряд с главным алтарём. Иконостасы выполнены по новым рисункам в мастерской московского художника И. Е. Лебедева. Источником средств (около 40 тысяч руб­лей) были пожертвования верующих и доходы от оброчных статей.

На постройку главного храма настоятельница мона­стыря Антония потратила много душевных сил и собственных средств. Это было по достоинству оценено Святым Сино­дом: она была награждена золотой медалью с брилли­антовыми украшениями для ношения на шее на Анд­реевской ленте. Задолго до смерти Антония избрала место для своего захоронения - у южной стороны ал­таря Вознесенского храма: склеп был выложен кирпи­чом, над ним установлен памятник, окруженный ре­шёткой; гроб привезён из Палестины.

Застройка монастырской территории практически закончилась возведением двухэтажного здания трапез­ной по проекту В. И. Фреймана. Здание трапез­ной частично сохранилось, утратив декоративное оформление.

В Вознесенском монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс; пряли холсты, вышивали серебром и золо­том иконы, эполеты, воротники; плели искусные кру­жева; вышивали бисером кошельки; стегали свадебные одеяла; обрабатывали огород, ухаживали за фрукто­вым садом и пчельником. Плоды монашеского труда находили широкий спрос на пятидневной Вознесен­ской ярмарке, которая ежегодно приурочивалась к храмовому празднику.

Монастырь заботливо оберегал свою историю. Во второй половине XIX века на монастырском кладбище были сооружены две оригинальные часовни. Одна бы­ла построена в память о первой игуменье Екатерине, сестре Тамбовского епископа Питирима. Другая - ус­тановлена по заказу Вышинской пустыни на могиле монахини Миропии (в миру Аденковой), в благодарность за подаренную ею чудо­творную икону Казанской Богоматери. При последней перестройке Вознесенской церкви склеп с захоронени­ем Миропии оказался под зданием церкви. В 1907 го­ду склеп был соединён с церковью каменным сходом; в склепе находился гроб в чехле из листового железа с медным распятием на крышке. В преданиях упо­миналось, что московская монахиня, спасавшаяся от военных бед, оказалась в Тамбовском монастыре. С собою она взяла только икону Казанской Богоматери, которая спасла ей жизнь, поразив слепотою грабителя. С 1812 по 1827 год Казанская икона хранилась в Воз­несенском монастыре. Прославленная чудесами исце­лений, она была подарена Вышинской пустыни. Еже­годно в мае её привозили в Казанский монастырь, а затем, по особому расписанию, священная церковная реликвия передавалась в приходские и домовые церк­ви епархии. Одна из легенд рассказывает, что появле­ние этой иконы в Тамбове в 1871 году способствовало скорому прекращению эпидемии холеры.

Легендарной известностью в губернии пользовалась икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Народное предание свидетельствовало, что она появилась в Вознесенском монастыре 24 октября 1794 года и стала его храмовой иконой. Выполнена она была искусным мос­ковским живописцем по заказу графа В. П. Мусина-Пушкина и представляла собой точную копию мос­ковской чудотворной иконы. Граф дурно отозвался об иконе и её творце. Вот тогда, якобы, и свершилось первое чудо: рисунок исчез с доски. Возрождение ико­ны предание связывало с уроженцем села Курдюки Кирсановского уезда А. Дьяковым, проявившим до­броту и участие к живописцу. В благодарность за со­чувствие художник подарил ему икону. После смерти А. Дьякова икона перешла к его сыну, а от него - в Воз­несенский монастырь.

Представляет интерес и легенда о таинственной иконе, находившейся в Вознесенском монастыре в се­редине XIX столетия. Её появление связывают с пребыванием в монастыре княгини Анна Федоровны, первой жены великого князя Кон­стантина Павловича. Неудачный брак определил путь несчастной женщины, исчезнувшей из царского дворца в 1801 году и скитавшейся по российским монасты­рям. Документов на этот счёт найдено не было. До­стоверными можно считать лишь следующие сведения: действительно, в Вознесенский монастырь 20 октября 1859 года привезли из Кирсановского девичьего мона­стыря инокиню под именем Анны Ивановны Степано­вой. Современники отмечали её изящные манеры, сдержанность, разговор с немецким акцентом. Её на­стоящего имени не знали даже губернатор и архиерей. Для неё были отведены три комнаты в нижнем этаже дома игуменьи. В апреле 1861 года, в самое поло­водье, она была отправлена в Пензенский Троицкий девичий монастырь. Все монахини вышли проводить её карету до ворот: пятнадцать породистых лошадей быстро увозили в неизвестность инокиню, сопровож­даемую полицией. В Пойме карета застряла в выбои­не, около суток инокиня находилась в воде, простуди­лась и умерла, не прожив в Пензе и четырёх дней. Похоронена она в Пензенском Троицком монастыре. После неё остались тонкое бельё с царскими вензелями, часы и наперстный крест с гравировкой: «Царевна Анна».

Судьба Вознесенского монастыря в советское время схожа с судьбами других тамбовских обителей: в 1918 году имущество монастыря было объявлено государственной собственностью, деньги и ценные бумаги ре­квизированы, монахини подлежали выселению из занимаемых квартир и определению на полезную рабо­ту. С 1925 года в Вознесенской церкви прекратились богослужения.

Единственная, сохранившаяся в старом монастыре, церковь во имя Богоматери «Всех Скорбящих Радость» была передана Православной Церкви в год тысячеле­тия Крещения Руси.

С 1991 года усилиями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, на­стоятеля храма отца Николая (Торопцева), администрации области и верую­щих началось возрождение памятника истории и куль­туры, которое успешно продолжается в настоящее время.


См. также:
Тамбов
Г.Р. Державин