Чайковский Пётр Ильич
(07.05.1840 – 06.11.1893)

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Родился П.И. Чайковский в заводском посёлке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. С раннего детства мальчик отличался тонким слухом и хорошей музыкальной памятью. В возрасте пяти лет начались его первые уроки игры на фортепиано вначале под руководством матери, затем – учительницы музыки.

В конце 1848 года семья Чайковских переезжает в Москву, позже в Петербург. В 1850 году мальчика отдали учиться в Петербургское училище правоведения, но музыка уже в то время заполняла его жизнь. Окончив училище в 1859 году, Чайковский был зачислен на государственную службу в департамент Министерства юстиции в чине титулярного советника.

Осенью того же года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года он подаёт заявление в дирекцию РМО о приёме в открывшуюся консерваторию. Приняв твёрдое решение посвятить себя музыке, Чайковский с необычайным усердием овладевает профессиональными знаниями. Консерваторию П.И. Чайковский окончил с серебряной медалью в 1865 году. Окончательно распрощавшись со службой, он был приглашён преподавать в Московскую консерваторию.

Первые шаги Чайковского в сочинении музыки, сделанные ещё во время обучения в консерватории, были не совсем удачны. Но есть и такие, которые по праву принадлежат к классике. Среди них особое место занимает Первая симфония «Зимние грёзы» (1866).

К московскому же периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в их числе — оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876); три первые симфонии (1866, 1872 и 1875); несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини» (1876), три квартета (1871, 1874 и 1876)); Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке А.Н. Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов. Новаторством стало создание балета «Лебединое озеро» (1876). Чайковский стал первым композитором, который заставил не только смотреть, но и слушать балетный спектакль.

В период с 1871 по 1876 годы П.И. Чайковский неоднократно посещал Тамбовскую губернию. Село Усово Кирсановско­го уезда (ныне Бондарский район) было его любимой «летней резиденцией». Оно «…затмило все остальные летние резиденции Петра Ильича и стало для него центром постоянного влечения, чуть начина­ли зеленеть дере­вья и луга», — вспоминал его брат М.И. Чайковский. Здесь в 1871-1876 годы П.И. Чайковский работал в име­нии своего учени­ка B.C. Шиловского над симфонической фантазией «Буря».

7 декабря 1873 года «Буря» впервые прозвучала в Москве, в концерте Русского музыкального общества под управлением Н.Г. Рубинштейна. Через год фантазия появилась в программах концертного сезона Петербурга. Также он работал над Второй и Третьей симфониями, инструмен­товал оперу «Кузнец Вакула» («Чере­вички»).

Имя П.И. Чайковского становится популярным не только в России, но и за рубежом. Он с большим успехом выступает как дирижёр симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы. Публика и пресса восторженно отзывались о великом русском композиторе.

В 1880-х и в начале 1890-х годов композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений, обращаясь к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создаёт в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская дева» по трагедии Ф. Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» А.С. Пушкина. Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В начале 1880-х годов он создал «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр М.И. Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвящённое памяти Н.Г. Рубинштейна. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888), оперу «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов, а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица». В 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести А.С. Пушкина.

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трёх лет жизни. Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинён струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891—1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. В 1893 году появилась Шестая симфония («Патетическая», как назвал её сам автор) — вершина его симфонического творчества.

В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил П.И. Чайковскому звание доктора права как гениальнейшему музыканту мира.

Умер П.И. Чайковский в ночь с 25 на 26 октября 1893 года в Петербурге, после тяжёлой болезни.

23 мая 1971 года по инициативе Бондарского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Тамбовского областного отделения ВООПИК в селе Усово была установлена мемориальная доска П.И. Чайковскому.


См. также:
Бондарский район