Статуя Зевса
- Чудеса света

«Афинянин Фидий создал меня…».

(статуя Зевса в Олимпии)

У подножия горы Олимп около 150 км. к западу от Афин древние греки построили прекрасный город Олимпию.

В греческой мифологии существует легенда. Когда-то отец Зевса – Крон сверг с небесного престола своего отца Урана. Однако Крон услышал предсказание, что он тоже будет низвергнут с престола своим сыном. Чтобы этого не случилось, Крон проглатывал собственных детей, которых ему рожала его жена Рея. Однажды несчастная мать решилась пойти против воли мужа и тайно на острове Крит в пещере родила сына Зевса. Отцу она подала спелёнатый камень, тот проглотил, не заметив подмены. Пещера, где рос маленький бог, находилась на горе Дикта. Рядом паслась коза Амалфея, которая вскармливала Зевса своим молоком. Вход в пещеру стерегли стражники. Едва Зевс начинал плакать, они громыхали оружием о щиты, чтобы заглушить крики, которые не должны были долететь до ушей страшного отца. Зевс вырос быстро и исполнил пророчество. Он заставил отца изрыгнуть из чрева своих живых братьев и сестёр и низвергнул Крона в преисподнюю. Братья поделили господство над миром. Посейдон получил во власть моря, Аид – подземное царство, а Зевс стал повелевать жизнью богов и людей.

В том месте, где Зевс после тяжёлой битвы окончательно победил Крона, был основан город Олимпия.

Город расположился в северо-западной части Пелопоннеса (самая южная область материковой Греции), являлся величайшим культурным центром Древней Греции, религиозным центром, где поклонялись верховному богу Зевсу и местом проведения посвящённых ему Олимпийских игр.

В 776 году до н.э. греческие государства впервые объявили об открытии Олимпийских празднеств – спортивных состязаний в честь Зевса. Они проходили раз в четыре года. Во время Олимпийских игр прекращались все войны. Каждый, кто отправлялся в священную Олимпию, был под защитой самого Зевса.

Стадион в Олимпии вмещал 40 тысяч зрителей и был всегда полон. Трудно было завоевать на играх себе победу. Сюда собирались самые знаменитые атлеты. Уже за год до начала состязаний их имена заносились в специальные списки, которые вели элланодики – олимпийские судьи. Они строго следили за тем, чтобы участники были свободнорождёнными, полноправными гражданами греческих городов, чтобы их прошлое не было запятнано никаким преступлением.

В первый день проходили соревнования по бегу. Элладоники в пурпурных одеждах торжественно занимали свои места на возвышении. После сигнала трубы появлялся глашатай и выкликивал имена молодых участников. При этом о каждом участнике спрашивал у зрителей, можно ли этого молодого человека допустить к состязаниям. Участники уходили в специальное помещение, раздевались, натирали тело маслами и возвращались на стадион. Здесь они тянули серебряные жетоны с номерами. Судья распределял участников по 4-ре человека в команду. После того как были известны победители в командах, они соревновались между собой.

Кроме бега, были состязания: в борьбе, в кулачном бою, в пятиборье: метание копья, борьба, бег, метание диска и прыжки с гирями. Больше всего зрители любили наблюдать за состязанием колесниц.

Победителям присваивали звание – олимпионик и надевали венки из ветвей масличного дерева. Под музыку победители в нарядных одеждах с пальмовыми ветвями проходили торжественной процессией мимо зрителей и направлялись к алтарю, чтобы принести благодарственную жертву. После этого несколько дней длился большой пир. По дороге домой олимпионика приветствовали все, кто встречался в пути. Родной город устраивал торжественный въезд на колеснице, но не через ворота, а через специальный пролом в городской стене. После въезда пролом заделывали – это означало, что победа вошла в город и никогда его не покинет. Олимпионик вместе с толпой почитателей отправлялся в храм и посвящал свой венок Зевсу. Ели участник одерживал победу три раза подряд, то его статую устанавливали в священной роще в Олимпии и в честь победы чеканили монеты.

С играми связан такой интересный факт: с 724 года до н.э., после 14 Олимпийских игр, мужчины стали выступать без одежды. В тот год в пылу состязаний юный Орсиний потерял свою набедренную повязку, но сумел победить противника. Было решено, что одежда мешает состязаниям.

Другой интересный факт: в Древней Греции на Олимпийские празднества не допускались женщины, рабы и варвары. Женщин не допускали даже как зрительниц, а нарушивших запрет сбрасывали со скалы. Женщин в Греции любили, ценили и уважали, но игры считались чисто мужским делом.

Шли годы, менялись эпохи. Но каждые четыре года собирались юные атлеты со всей Греции, чтобы померяться силой, быстротой и ловкостью. С середины IV столетия до н.э. наряду с пальмовой ветвью победителям стали вручать денежные премии. Олимпийские игры продолжались почти тысячу лет! И лишь в 394 году н.э. их запретили. Прошло ещё полтора тысячелетия, и в 1896 году игры возобновились. Снова каждые четыре года самые сильные и ловкие молодые люди собираются в одном из городов мира для соревнования, а всё человечество за ними наблюдает.

Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в основном в VII—IV вв, до н. э. В городе было возведено большое количество изумительных по красоте построек. В честь самого главного бога – Зевса Громовержца на центральной площади города воздвигли великолепный храм с огромной и прекрасной статуей Зевса, ставшей по праву одним из семи чудес света. Храм был построен не позднее 456 года до н.э. на пожертвования жителей (деньги, предметы искусства, оружие, украшения). Храм возвели на искусственном холме высотою 1 метр. Длина фундамента 64 метра, ширина - 27 метров. 34 колонны из ракушечника высотой 10, 53 метра поддерживали массивную крышу из мраморных плит.

Для создания главной скульптуры храма - статуи Зевса был приглашён гениальный древнегреческий скульптор Фидий (предположительно 500—430 гг. до н. э.). Это был не только величайший скульптор своего времени, но и талантливый архитектор, живописец и мыслитель. Фидий вырос в Афинах и прославился уже в юные годы.

Он создал немало скульптур в родном городе, но главным его достижением в Афинах стала статуя Афины Паллады. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах умел передать сверхчеловеческое величие богов.

После получения заказа и приезда в Олимпию, Фидий велел построить в 80 метрах от храма мастерскую, которая по размерам совпадала с целой храма, и принялся за работу.

Основу статуи - каркас скульптуры - Фидий построил из железа, дерева и гипса. Затем лицо, руки, ноги и торс были искусно облицованы пластинами из слоновой кости.

Всю скульптуру перенести из мастерской в храм было невозможно. По одной из версий Фидий распилил фигуру на составные части, а собрал воедино в храме. По другой – скульптуру поместили в храм до завершения его строительства.

Статуя Зевса располагалась в конце огромного зала (целлы), длина которого составляла 64 метра, ширина — 28 метров, а высота - около 20 метров.

14-метровый бог (с 4-этажный дом) восседающий на троне был сделан из золота, слоновой кости, чёрного дерева.

Волосы, бороду и сверкающий венец, плащ и сандалии Зевса изготовили из чистого золота. На создание фигуры ушло около 200 кг золота (по современным ценам его стоимость - около 4 млн. евро).

Голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — знак миролюбия грозного бога. В левой руке бог держал символ верховной власти – скипетр с орлом на верхушке, олицетворяющий священную волю. В правой руке Зевса - золотую статую крылатой богини победы Ники, на голове которой венок из оливковых ветвей как у олимпийских победителей.

Нижняя часть скульптуры была закутана в роскошный плащ. Ноги Зевса опирались на подставку, которую держали два льва.

На подставке надпись «Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня».

Тёплый желтовато - розовый оттенок кости придавал скульптуре ощущение жизни, казалось, вот-вот Зевс поднимется и сойдёт с трона.

В то время в греческих храмах не было окон, ещё не научились делать прозрачные оконные стёкла. Свет вливался в храм только через открытые двери. Для грандиозной фигуры этого света не хватало. После долгих раздумий, Фидий нашёл решение. Перед постаментом статуи он выложил пол тёмным мрамором, а в мраморе вырубил углубления и залил их составом с оливковым маслом. Маслянистая поверхность на тёмном полу стала хорошим зеркалом и отражала поток света, который падал из дверей. Лучи отражённого света освещали голову бога, его могучие плечи, венец и складки плаща. Создавалось ощущение, что сама скульптура Зевса излучает божественный свет.

Фидий создал принципиально новый образ Зевса. Это - старый мудрый человек с добродушным лицом, бог, который внушал не страх, а доверие, энергичный, любящий отец.

У греков сложилась поговорка: «Если ты хотя бы раз не стоял у статуи Зевса Олимпийского, ты – несчастлив».

Статуя простояла в Олимпии почти тысячу лет. Впоследствии, по приказу византийских императоров, статую Зевса перевезли в Константинополь. В V веке во время правления императора Феодосия II дворец загорелся, и гениальное творение Фидия погибло в этом пожаре… Существуют и другие версии, что скульптура была сильно разрушена землетрясением в Олимпии во II веке. Однако дальнейшая судьба её неизвестна.

В ходе раскопок в Олимпии были обнаружены лишь фундамент храма, несколько фигур фронтона и обломки мастерской Фидия. О местонахождении скульптуры ничего не известно.

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст].- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: [С. 58 - 59].
  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 64 - 71].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. С. [16 – 17].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с.: ил. [С. 10].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С. 213 - 260]. - (Библиотечная серия).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 6].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- Спб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил. [С. 30 - 33].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 353 - 355].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с. [С. 99 - 129].- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С. 51-52].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 10 - 11].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.4 - 5].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.- 134 с. [С. 60 - 77].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 428 - 430].- (Величайшие тайны мира).
  • Низовский, А.Ю. 100 великих шедевров архитектуры [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 37 - 42].- (Золотая коллекция «100 великих»).
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 121 – 122+].- (Справочник).
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 23 - 28]. - (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С. 23 - 28]. - (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 34 - 38]. – (100 великих).
  • Самые знаменитые памятники античности [Текст]: иллюстр. энцикл. /сост. А.Ю. Астахов. - М.: Белый город, Б.г. - 104 с. [С. 30 – 31, 52].
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С.4 - 5].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 14].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. - М.: Знание, 1983.- 208 с.: ил. [С. 29 – 30].
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 43].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С. 50 - 52]. - (100 самых самых).
  • Шуази, Огюст Мировая архитектура [Текст]: история. Стили. Направления /Огюст Шуази. – М. : Эксмо, 2010.- 541 с. : ил. [С. 171 - 175].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М., 2002.- 477 с. [С. 13 - 15].