Тадж-Махал
- Чудеса света

ГОРОД СРЕДИ ОБЛАКОВ

медиа–тур

На северо-западе континента Северная Америка вдоль побережья Тихого океана расположена страна Перу. Это наглядно видно на карте мира (см. илл.). Здесь находится одно из чудес Нового мира – город-крепость Мачу-Пикчу.

Мачу-Пикчу (на языке кечуа machu pikchu означает “старая гора», «древняя вершина”) - таинственный город инков, построенный в середине XV века. Он находится примерно в 120 км от столицы Империи Инков города Куско и настолько укромно спрятан в Андах, что до него не смогли добраться испанские колонизаторы. Мачу-Пикчу находится высоко в облаках. Если смотреть сверху, видно, что Мачу-Пикчу находится на почти ровном горном плато. Вокруг него возвышаются вершины соседних гор, задевающие облака, а у подножия петляет река Урубамба. В долине реки никогда не бывает ветра. Даже днём здесь царит полумрак - высокие горы заслоняют солнечный свет, река катится через огромные валуны, а рёв воды перекрывает все звуки. Кричать здесь бесполезно - всё равно никто не услышит.

После разгрома инкской империи испанцами, город был забыт более чем на 400 лет и находился в запустении. Долгое время о существовании «затерянного города инков» ходили только легенды. Никаких письменных упоминаний о городе не было.

О том, что город и вправду существует, стало известно лишь в начале XX века благодаря американскому учёному из Йеля Хайрему Бингему, который нашёл город в июле 1911 года. Хотя справедливости ради надо заметить, что местные жители всегда знали о Мачу-Пикчу, но не спешили делиться информацией с чужаками.

История открытия этого города очень интересна: По одной версии, Хайрем Бингем искал совсем другой город - легендарную Вилькабамбу - куда, по преданиям инков, были вывезены многие их сокровища и мумии правителей во время завоевания страны испанцами. Легенда гласит, что здесь, на вершине горы, жили две индейские семьи, охранявшие "потерянный город". В одной из этих семей был маленький мальчик, который, получив в подарок от профессора монетку в один соль (эквивалент 30 центов), показал ему заросшую и почти неразличимую тропинку к скрытым за густой зеленью руинам древнего города на вершине горы. Таким образом, всего за треть доллара археолог узнал дорогу к мифической цитадели, пережившей расцвет и закат цивилизации инков!

По другой версии, Бингхем блуждал по горам в надежде найти какой-то след «затерянного города» и по дороге встретил мальчика, несущего керамический кувшин. Бингем, будучи ученым специалистом, сразу понял, что кувшин не простой, и спросил у мальчика, где тот его взял. Взрослые местные жители избегали делиться своими секретами с чужаками, но мальчик, по простоте душевной, указал Бингему дорогу к Мачу-Пикчу.

Несмотря на открытие Бингема, Мачу-Пикчу оставался недоступным ещё почти 30 лет. До тех пор, пока археологическая экспедиция, работавшая здесь, не обнаружила Дорогу Инков, проложенную через долину к цитадели.

Дорога Инков.

Империя инков покрыта сетью дорог, протяжённостью около 40 тысяч километров. Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.

Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти.

Инженерный и архитектурный шедевр.

"Потерянный" или "заповедный" город Мачу-Пикчу расположен на высоте около 2430 метров над уровнем моря на вершине горного хребта высотой 2057 метров, господствуя над долиной реки Урубамбы. Его расположение на 1000 метров ниже древней столицы империи инков - города Куско.

Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженеров-строителей более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента.

Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.

Считается, что свои города инки строили в форме животных. Говорят, что с высоты птичьего полета город Куско напоминает пуму. А Мачу-Пикчу выстроен в форме кондора.

На склоне перед городом стоит камень, носящий название «Кондор». Это - плоский алтарь, по форме напоминающий кондора. Отверстие перед головой ведёт вниз в небольшую пещеру.

Мачу-Пикчу удивительно вписывается в окружающий ландшафт, поэтому его часто называют «город в небесах» или «город среди облаков». Треугольные крыши его зданий кажутся частью пейзажа. Это инженерный и архитектурный шедевр. Архитектура Мачу-Пикчу поистине поражает воображение. Глядя на величественные сооружения «потерянного города», становится ясно, что их могла возвести только хорошо развитая в техническом отношении цивилизация.

Сегодня постройка Мачу-Пикчу представляется невероятной - камни перевозили с удаленных каменоломень: спускали по мокрым глиняным склонам, волокли по бревнам, а затем их шлифовали так идеально, что даже сейчас в щели стыков невозможно просунуть лезвие ножа!

Когда первые ученые обнаружили древние руины, они были потрясены надежностью конструкций и четкостью планировки. Здания, как правило, были двухэтажными, с соломенной крышей и каменными стенами. Техника строительства обеспечивала устойчивость зданий даже в случае наклона скалы на 40*.

Каждый каменный блок оказался идеально подогнан под соседние, в нужных местах были оставлены специальные зазоры на случай землетрясений.

Существует даже теория, согласно которой по тому, насколько хорошо пригнаны друг к другу камни строений, можно судить о богатстве хозяина.

Но ещё большее удивление ждало исследователей, когда они узнали, что при строительстве древние зодчие не использовали никаких скрепляющих составов, наподобие современного цемента. Камни удерживались друг на друге лишь за счёт своего собственного веса.

Потрясающая панорама священного города-крепости меняет все представления о прогрессе науки и техники: древние строители смогли одержать победу над силами природы, превратив их из своих врагов в союзников, даже не зная колеса. Как им это удалось – так и остается непостижимой тайной для современных людей.

Устройство города.

По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений, среди них административные постройки, тюрьма, храмы, жилые комплексы. Названия сооружений не имеют ничего общего с названиями древних инков. Сегодняшние названия дал сооружениям Х. Бингем. Полагают, что в городе и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти.

Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру, он состоит из двух секторов:

- Городской сектор, где расположены дворцы, лестницы, источники с водой, храмы и обсерватория.

- Сельскохозяйственный сектор, где построены громадные ступенчатые террасы для земледелия поднимающиеся уступами к «городской» территории. Это - пять гектаров обработанных земель на крутых горных склонах где выращивали картофель, кукурузу и другие овощи. Землю для посадок, видимо, приносили из долины реки Урубамба, расположенной в 500 метрах ниже. И террасы и тысячи ступенек, соединявших их, сохранились здесь на века.

Почти в центре, между двумя секторами находятся главные ворота в город.

На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых (королевских) построек, которые легко отличить от обычных домов — их выдают идеально обработанные каменные плиты, из которых они сложены.

Также на юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции — полукруглую башню Торреон и примыкающие к ней строения. Название произошло от сходства со средневековой крепостью Эль-Торреон, что означает «бастион». Этот комплекс служил одновременно и небольшим укреплением и святилищем – храмом Солнца. Башня была возведена вокруг не потревоженного куска естественной скалы, которая весьма почиталась инками, был отёсан и превращён в жертвенник. Ежегодно 21 декабря (первый день лета в Перу) солнце восходило точно напротив окна храма. У крепостных стен даже имелся небольшой наклон – для повышения сейсмоустойчивости.

Под башней находится грот. Бингем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков и назвал его «Усыпальницей властителей». Однако, учёные считают, что грот, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалеку был обнаружен священный инкский крест — чакана. Поблизости археологи нашли 142 скелета, преимущественно женских: возможно, то были «ахиллас» - девушки, предназначенные в жертву богу Солнца. После раскопок и приведения в порядок этого комплекса, мы видим всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад.

Неподалёку расположен ритуальный фонтан со священной водой.

Южнее Торреона находится так называемый Дворец принцессы. Он мог служить резиденцией «королевы» во времена инков.

Лестница перед Дворцом ведёт к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.

Напротив храма - жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на террасу, нависающую над пропастью. Непритязательные жилые здания населяли, очевидно, слуги правителей. За ними раскинулся квартал ремесленников.

Главная площадь (Пласа Принсипаль) («Священная площадь») расположенная в центре города, была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу и служила местом собраний, праздничных торжеств и жертвоприношений.

Считается, что в империи инков не было человеческих жертвоприношений (в отличие от ацтеков). В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам. Трёх в день: утром и днем - белую ламу, вечером - чёрную.

В восточной части воздвигнут главный храм - трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

В западной части площади расположен «Храм Трёх окон». Согласно легенде, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нём должно было быть три окна. Через эти окна, символизирующие собой пещеры, три основателя империи инков вошли в этот мир.

Три окна отражают представления инков о троичности мира. Окна храма, имеют форму трапеции, выходят на восток и имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Через окна солнечные лучи попадали на священную площадь, что, вероятно, играло важнейшую роль в ритуалах.

Центром города был так называемый «акрополь» - священный участок» (самое высокое место в городе). Здесь находятся солнечная обсерватория и большой, многоугольный «камень солнца» интиуатана.

Камень солнца - искусно обточенный монолит имеет форму огромного кулака, с поднятым вверх пальцем. Считалось, что к этому пальцу привязывается солнце (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Иногда его ещё называют «контрольная точка солнца».

В своё время камень был аккуратно воздвигнут на специально подготовленную треугольную платформу, которая расположена на самой высокой точке города. Углы и плоскости на камне расположены таким образом, чтобы можно было отмечать положение солнца на закате во время зимнего солнцестояния, а во время летнего солнцестояния фиксировать восход солнца. Отсюда был сделан вывод, что «интиуатана» использовался в качестве солнечных часов, каменные выступы откидывали разные по размеру тени. С помощью них можно было определять время суток, время года, узнавать, когда пора приступать к сельскохозяйственным работам. Тайна этих часов до сих пор остаётся загадкой.

Кроме того, «интиуатан», помимо практического применения, имел и культовое значение для древних инков. Обитатели Мачу-Пикчу нередко собирались у необычного монолита, распевали песни, молились богам, совершали обряды... Жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Всё это является лишь предположениями, истинное значение камня до сих пор остаётся загадкой.

Назначение города.

Еще в XV веке, приблизительно в 1440 году, великий властелин инков Пакачутек основал для своих жителей этот священный город в горах, ставший надежным приютом для тысячи людей. Согласно документам XVI века Мачу-Пикчу была резиденцией Верховного правителя инков Пачакутека (1438-1470). После его смерти превратилась в место, куда посылали на обучение детей знатных фамилий Куско: мужчины учились астрономии, а женщины - текстильному делу. Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек.

Достоверно не известно для чего был построен этот город. Во времена инков в крепость Мачу-Пикчу допускались только избранные. Здесь жила высшая знать, жрецы, ремесленники и слуги. Но главное - мамакунас - избранные девушки, посвятившие свою жизнь служению богу Солнца.

По другой версии у города было военное и оборонительное назначение: во-первых, он обеспечивал контроль над подчинёнными инкам окрестными племенами, а во-вторых, под контролем находился доступ в плодородные тропические и субтропические регионы, где выращивались фрукты, овощи, кока и разные медицинские растения - самые важные для того времени. Позднейшие исследования выявили, что Мачу-Пикчу – скорее крепость, чем город, которая благодаря своему неприступному месторасположению осталась незамеченная и не разграбленная испанцами. Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, а судьба жителей крепости по сей день остается неизвестной.

Учёные считают, сто Мачу-Пикчу не могло быть местом ссылки или инкской тюрьмой, как существовали предположения.

Исчезновение жителей.

Город просуществовал чуть более 100 лет - до 1532 года, когда испанские колонизаторы вторглись на территорию Империи. В это время жители Мачу-Пикчу таинственным образом исчезли. По одной из версий это произошло потому, что Мачу-Пикчу продовольственно зависел от столицы - Куско, а, когда пришли испанские завоеватели - поставки продовольствия прекратились, голод постепенно заставил жителей покинуть город. По другой - 5000 жителей, принадлежащих к простым сословиям, отправились воевать против испанцев, а 3000 человек (знать) ушли в легендарную Вилькабамбу и унесли с собой свои сокровища. Но, возможно, причина их исчезновения кроется в чём-то другом.

Возвращение артефактов в Мачу Пикчу.

С 1983 года Мачу-Пикчу входит в список Памятников наследия человечества Юнеско, а с 2007 года - в список Новых Чудес Света.

В 2011 году исполнилось 100 лет со дня “торжественного открытия” Мачу-Пикчу йельским профессором Хайремом Бингемом. После обнаружения города профессор по мере своих возможностей его исследовал и вывез огромное количество найденных там артефактов в Йель. С тех пор правительство Перу вело многолетние переговоры с США о возвращении экспонатов на родину, и в 2010 году соглашение наконец было достигнуто. Поэтому в 2011 году более 4000 артефактов вернулись в Перу и были выставлены в одном из музеев города Куско.

Вайна-Пикчу (Waynapicchu, Huayna Picchu).

Из Мачу-Пикчу по крутой тропе можно попасть на вершину соседней горы Вайна-Пикчу, откуда открывается прекрасная панорама долины реки Урубамба. Это – та гора, которую мы видим на всех изображениях Мачу-Пикчу (сразу за городом). В переводе с языка кечуа это название означает “Молодая гора». На Вайна-Пикчу много жилых и храмовых построек. У подножия Вайна-Пикчу в 40 минутах от спуска вниз находится храм Луны.

Путь наверх довольно опасен, решиться на него можно людям с хорошей физической подготовкой. Желающих туда подняться много, но пройти может ограниченное количество людей: всего 400 человек в день.

На Уайна Пикчу можно находиться только с 06 часов до 13 часов, спуститься с неё нужно не поздней 16 часов в целях безопасности спуска.

Мачу-Пикчу в литературе и кино.

Чилийский поэт Пабло Неруда посетил Мачу-Пикчу в 1943 году, по пути в Чили из Мексики. Впечатления от этого посещения легли в основу цикла стихотворений «Вершины Мачу-Пикчу» — одного из ключевых в поэме Неруды «Всеобщая песнь».

В фильме «Дневники мотоциклиста» молодой Че Гевара со своим другом Альберто Гранада посещают Мачу-Пикчу во время своего путешествия по Южной Америке.

В фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» упоминается Мачу-Пикчу в предыстории главного героя.

В 20 сезоне Симпсонов, вся семья, кроме Барта, «случайно» посещает Мачу-Пикчу.

В мультфильме «Новая школа императора» герои часто ходят на Мичу-Пачу; это название намекает на Мачу-Пикчу.

Современное состояние.

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма.

Из-за расположения в труднодоступном регионе и для развития туризма была построена железная дорога из Куско до соседнего города Агуас-Калиентес через Ольянтай-тамбо. От Ольянтай-тамбо ходит более десяти поездов в день. В результате землетрясения 2004 года один из участков железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.

В августе 2012 года президент Перу объявил о планах по строительству нового международного аэропорта в Куско, чтобы привлечь туристов. Предполагаемые инвестиции могут составить 290 миллионов фунтов стерлингов.

Кроме того, от железнодорожной станции Агуас-Калиентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по горному серпантину.

Сохранилась до Мачу-Пикчу и тропа инков вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, поход по которой потребует 2 - 4 дня.

Ежедневно город посещают 2000 туристов. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800 и выступило против строительства канатной дороги.

На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава».

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст].- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: [С. 327- 328].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. С. [30-31].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с.: ил. [С. 106 – 107].
  • Калашников, В. Чудеса света. Новый мир [Текст] /В. Калашников.- М., 2008.- 47 с.: ил. [С.31].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Маневич, И. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 208 с.: ил. [С. 198 - 199].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 263 – 264].- (Величайшие тайны мира).
  • Райнер, К. Исчезнувшие города [Текст] /К. Райнер; пер. с нем. Е.Ю. Жирновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.- 48 с. : ил. [С. 36 - 37]. - (Зачем и почему).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С.13 ].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 52-53].- (Детская энциклопедия).
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] /пер. с немецкого языка.- М.: Мир книги, 2006.- 207 с.: ил. [С. 8 - 9].
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 126].
  • Шедевры мировой архитектуры [Текст] /ред.группа: О. Елисеева, Т. Евсеева и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2010.- 216 с.: ил. [С. 142 - 147]. - (Самые красивые и знаменитые).
  • Шереметьева, Т.Л. 100 чудес света, которые необходимо увидеть [Текст] /Т.Л. Шереметьева. – Минск : Харвест, 2010.- 280 с. : ил. [С. 101 - 104].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М.: АСТ: Астрель, 2002.- 477 с. [С.370 - 379].
  • Кубатьян, Г. Последнее убежище инков [Текст] /Г. Кубатьян //Всемирный следопыт.- 2010.- № 1 – 2.- С. 132 – 135