Жемчужина Индии - Тадж-Махал.
- Чудеса света

Жемчужина Индии - Тадж-Махал.

Время Империи Великих Моголов – удивительная страница в истории средневековой Индии.

Памятником культуры этого времени является Агра – город камня: зернистого красного песчаника, белого мрамора и многоцветной яшмы. Мозаики из тонко подобранных по цвету и фактуре минералов в Индии ярче и красочней, чем в Древнем Риме. Резьба по камню столь совершенна, что перед ней бледнеет искусство мавританских резчиков. А в мастерстве делать из камня прозрачные решётки индийцы превзошли даже древних египтян.

Агра эпохи Великих Моголов была городом из сказок «Тысячи одной ночи». Здесь - в Агре, старой столице империи Великих Моголов, стоит беломраморный Тадж-Махал, сказочно прекрасный памятник любви и верности, восхищая своим изяществом и совершенством форм.

Очевидцы, которым посчастливилось бывать в Агре, так описывают увиденное: «Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою большую высоту, такой лёгкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Джамны мавзолей Тадж-Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж-Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии...»

Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж-Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

Могольский правитель Шах-Джахан (1592–1666 гг, правил в 1627–1658 гг.) воздвиг этот памятник как гробницу для своей любимой – четвёртой жены Арджуман Бано Бегум, более известной по её второму имени Мумтаз-Махал.

Согласно легенде, в 1612 году принц Хуррам, будущий падишах Шах-Джахан, встретил свою возлюбленную Арджуман-Бано, дочь первого визиря, на базаре, устроенном в честь наступления Нового Года — по обычаям, женщины и девушки из индийской знати должны были там торговать всякими безделушками. Дамам разрешалось знакомиться с высокородными мужчинами и даже немного пофлиртовать. Хуррам влюбился в девушку с первого взгляда. День для свадьбы выбрали учёные астрологи. Празднества потрясли всех своим великолепием — днём красочные процессии прошли по улицам, а вечером в небо взметнулись яркие фейерверки. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шах-Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин.

Новобрачная получила новое имя — Мумтаз-Махал (Украшение дворца Моголов). Позже её стали называть Тадж-Махал — Венец Дворца, Корона Дворца. Мумтаз-Махал стала Джахану не только самым близким другом и возлюбленной, но и прекрасной советчицей в государственных делах. А когда султан уходил на войну, она отправлялась в поход вместе с ним. Любимая жена родила своему повелителю тринадцать детей: восемь сыновей и шесть дочерей (из них выжило семеро), и умерла, рожая четырнадцатого, — случилось это во время возвращения из военного похода в Декан. По преданиям, перед смертью попросила она, рыдающего у её одра мужа, построить для неё мавзолей, который превзойдет по своей красоте всё, что ранее было создано руками человека. Потеря обожаемой жены стала ужасным ударом для шаха. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Он отказывался появляться на людях, потерял аппетит. Его перестали интересовать государственные дела и военные походы.

В глубоком трауре прошли два года, и тогда решил он выполнить обещание, данное жене, и построить мавзолей, достойный её памяти. Это строительство стало государственным делом.

Шах -Джахан повелел созвать на со¬вет самых лучших архитекторов Востока. Посланцы шаха отправились в Бухару и Шираз, в Самарканд и Багдад, в Дамаск и Стамбул. Другие же гонцы срочно доставили в Агру рисунки и чертежи самых красивых сооружений подлунного мира.

И вот совет собрался. Обсуждались проекты и предложения, отклонялись сотни планов. Шах сам оценивал модели будущего мавзолея, которые ему представляли мастера. Наконец остановились на проекте, предложенном мастером Устадой Исой Ханом Эффенди из Шираза— под этим именем «Иса» выдающийся архитектор и остался в памяти народа.

Рассказывают, что Иса родился в Туркестане, в семье мастеров-строителей. К двадцати годам он достиг такого совершенства в строительном деле, что окружающие с любовью называли его мастером. Но самому Исе совсем не нравились простые и прочные дома из камня и глины, которые он строил, ему хотелось создать величественный дворец из мрамора. Он долго работал над его разнообразными проектами, пока, наконец, его мечта стала явью. На бумаге вырос законченный и неповторимый образ прекрасного дворца. И тут до мастера донеслась весть, что индийский шах ищет архитекторов для строительства чего-то такого, чему ещё не было подобия на земле. Иса поспешил ко двору Шаха Джахана. Когда Джахан увидел лепное изображение белого чуда, созданного творческой фантазией архитектора, он восхищённо воскликнул: "Да, это то, что я хочу!". Горько было думать Исе, что воплощение его прекрасной мечты будет служить не радости бытия, а глубокой скорби по умершей Мумтаз-Махал, но выбора у него не было. Шах готов был отдать все сокровища могущественных Моголов, чтобы дворец-мавзолей стал самым совершенным по красоте, самым удивительным творением в мире. А Иса был готов отдать все свои силы, всю свою жизнь, чтобы исполнить желание шаха. И тогда шах призвал к себе мастера и сказал:

— Согласен ли ты принести жертву ради своей мечты?
— Повелитель, я уже оставил свой дом, семью, родину. У меня больше ничего нет.
— У тебя остались твои руки. И когда ты выстроишь Тадж-Махал, тебе их отрубят. Ты согласен?
— Но зачем, мой повелитель? Зачем тебе мои руки?
— Иса! Дворец, который ты построишь, — память о Мумтаз-Махал должен стать самым прекрасным зданием в мире, и я не хочу, чтобы потом могло появиться что-то, сравнимое с ним. Подумай, Иса! После окончания работ тебе придется лишиться рук!
Долго размышлял Иса, а потом решился — несмотря ни на что, он должен построить свой дворец. Великий архитектор победил в нём простого человека.

Для мавзолея Иса выбрал живописное место к югу от Агры, на берегу реки Джамны. На территории будущего комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтобы ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд.

Мрамор для строительства добывали в Джайпуре, в 300 километрах от Агры, выбирали лучшие куски, белые, с жёлтыми прожилками, потом их грузили на слонов или же на гигантские прочные телеги, которые тащили могучие быки.

Драгоценные камни, использовавшиеся при отделке, привозили из разных провинций Индии и из других стран. Так, лазурит везли с Цейлона, малахит — из России, бирюзу — с Тибета, нефрит — из Китая, аметисты — из Ирана. Английский путешественник Питер Мунди, побывавший на строительстве в 1632 году, рассказывал, что с золотом и серебром обращались, как с обычными металлами, а с мрамором, как с обычным камнем, — Шах Джахан не жалел денег. В общем, двадцать восемь разновидностей драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.

Строительство мавзолея продолжалось двадцать два года (1632 – 1653гг), 20.000 рабочих и ремесленников участвовали в его создании. Тадж-Махал был закончен в 1654 году. Рассказывают, что когда постаревший и ослабевший Шах- Джахан пришёл посмотреть на только что законченный мавзолей, он был до глубины души потрясён его совершенством. Шах щедро одарил каждого мастера, участвовавшего в сооружении этого чуда. А Ису обнял и спросил:

— Чем тебя наградить, чего ты желаешь?
— О, повелитель, не нужны мне никакие богатства мира, только позволь сохранить мне руки!
— Нет! Нет, Иса, не проси меня об этом! Живи в моем дворце, обещаю, ты не будешь знать нужды, но Тадж-Махал должен остаться единственным в мире! Однако, прежде чем тебе отрубят руки, подумай, всё ли сделано в Тадж-Махале?
—- Есть одно дело, которое я не закончил. — Иса с болью посмотрел на своё творение, взял в руки молоток и быстро полез по лестнице к куполу. Там он пару раз ударил молотком по одному и тому же месту, а потом спустился вниз. — На куполе слабо сидел один камень, я его укрепил, — объяснил он.

И вот настал день, когда Шах-Джахан позвал палача, и тот отрубил мастеру руки по локоть. После этого начался сильный дождь, и несколько мутных капель, просочившись сквозь купол, упали на гробницу Мумтаз. Об этом доложили шаху, который тут же послал за Исой.

— Повелитель, твоя гордыня ослепила тебя, и ты лишил меня рук. Вот почему в тот последний день я специально сделал так, чтобы капли дождя, словно мои слёзы, падали на гробницу и напоминали людям о моей жертве во имя великой Красоты, — спокойно объяснил шаху мастер. Теперь, когда прекрасный мавзолей был построен, ему уже нечего и некого было бояться в этой жизни, даже грозного падишаха.

А потом шах тяжело заболел. Встал вопрос — кому из его сыновей править страной? Дара-Шикох, старший сын, хотел продолжать политику отца, стремился к миру с индусами, с маратхскими и раджпутскими раджами. Однако, мусульманские муллы и вельможи поддерживали младшего сына шаха, Аурангзеба — злобного, фанатичного, жестокого. В этой междоусобице победил младший брат. В 1658 году Аурангзеб захватил трон и заточил своего отца в агрскую крепость, которая возвышалась как раз напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны.

Последние годы жизни старый шах провёл, глядя на прекрасный мавзолей, памятник его любви и верности. Больной и немощный Шах Джахан проводил дни в ожидании вечерней похлёбки и в лицезрении великого творения мастера Исы. А после смерти, последовавшей в 1666 году, шах навсегда остался со своей возлюбленной — их гробницы поставили рядом, под высоким куполом Тадж-Махала.

И для Исы люди тоже построили гробницу — и тоже на берегу Джамны. Но в один из разливов реки смыли её, и по сей день, как говорят местные мудрецы, душа мастера скитается неприкаянная вокруг Тадж-Махала, а когда идёт дождь, его слёзы капают с купола мавзолея.

Тадж-Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. Давайте «осмотрим» это великолепное строение.

Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамны. Чтобы сделать мавзолей ещё прекраснее, Джахан пожелал, чтобы он отражался в воде. Для этого изменили течение реки так, чтобы она проходила у подножия мавзолея.

Комплекс Тадж-Махал ограничен с трёх сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жёны Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов.

Архитекторы расположили мавзолей в саду, который раскинулся на площади в 300 квадратных метров и окружает здание с трёх сторон.

Они придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб.

Центральной осью парка является оросительный канал. Канал-пруд облицован мрамором. В нём отражается усыпальница и первоначально плвали золотые рыбки. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... От канала к минаретам протянуты дорожки.

Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая её совершенно волшебной и сказочной. Император вдохновился на создание сада, увидев такую же роскошь у персидских шейхов.

Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в его конце, являясь его венцом. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев, в бассейне плескались золотые рыбки. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона.

С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесённого стенами участка, который составляет бoльшую часть прямоугольника. Главные ворота построены из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения. Неподалёку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея.

На западной стороне платформы по обе стороны усыпальницы расположились два больших здания из того же красного песчаника. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а здание справа было построено для симметрии и использовалось как зал для приёмов. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году.

Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки: длина 600 метров, ширина 300 метров.

На прямоугольной площадке в центре квадратной платформы стоит мавзолей-усыпальница, имеющий в плане квадрат со скошенными углами. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: высота постройки вместе с платформой - 74 метра, а ширина равна её высоте, расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. Снаружи арочный портал на каждом фасаде украшен двумя ярусами ниш.

Мраморный купол, украшающий усыпальницу и расположенный над погребальной камерой, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров, а диаметр – 17 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют форму главного купола.

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь.

Оформление экстерьера Тадж-Махала можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Только, подойдя совсем близко замечаешь, что беломраморные стены инкрустированы самоцветами в тончайшие узоры, излучающими мерцающий свет. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы.

Фасад мавзолея прорезан огромными полукруглыми нишами и кажется невесомым. В центре его расположен вход в светлый просторный зал.

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит.

По углам платформы с мавзолеем расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание.

Минареты, 50 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделён на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой. В своё время, несколько несчастных влюблённых свели счёты с жизнью, бросившись с минаретов, так что теперь подъём на них закрыт.

Внутренний зал — идеальный восьмиугольник, увенчанный невысоким куполом, куда можно попасть с любой стороны сооружения через порталы, по одному с каждой стороны. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада. Внутренние стены высотою 25 метров с потолком в виде купола, украшенного рисунком солнца.

Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши.

Боковые мраморные лестницы ведут на второй этаж мавзолея, где находятся открытые круговые террасы, над которыми возвышается купол. Когда-то в зал вели огромные двери, выполненные целиком из серебра. Их покрывал тонкий орнамент из тысяч серебряных гвоздиков. Сейчас двери заменены на медные.

Как снаружи, так и внутри беломраморные стены зала украшены барельефами и мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетённые в изысканный орнамент стебли растений и гирлянды каменных цветов перемежаются вязью арабских букв, выложенных чёрным мрамором. Бесконечное разнообразие и богатство деталей и совершенное мастерство исполнения делают это сооружение абсолютно уникальным.

В центре просторного светлого зала стоят два саркофага — кенотафа (ложные гробницы) из бело-розового мрамора шаха и его любимой жены.

Они окружены ажурной мраморной оградой, в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Поэтому, тела были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке.

Кенотафы инкрустированы драгоценными камнями, сложенными в растительный орнамент. Бирюзово-голубые лазуриты, зелёно-чёрные нефриты и красные аметисты воспевают любовь Шаха и Мумтаз, обретшую бессмертность. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Кенотафий Шаха Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем саркофаг жены, но украшен теми же самыми элементами. На могиле Шах Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Мавзолей для Шаха Джахана

На другом берегу Джамны было задумано строительство другого такого же грандиозного мавзолея, но из чёрного мрамора – его Шах Джахан предназначал для самого себя. По замыслу императора, оба мавзолея, белый и чёрный, должны были соединиться высоким кружевным мостом из чёрного и белого мрамора. Уже начались подготовительные работы, закладывался фундамент и сооружались свайные укрепления на противоположном берегу реки. Однако этому плану не суждено было сбыться… После свержения Джахана строительство мавзолея было прекращено.

Интересные факты:

  • В 1942 году правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым.
  • В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза её обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился жёлтый налёт, который приходится чистить при помощи особой белой глины. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта.
  • Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов. Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом в целях сохранности памятника./li>

Появление в кино:

  • «Столкновение с бездной» — Тадж-Махал показан на фоне взрывающегося в небе метеорита.
  • «Жизнь после людей» — Тадж-Махал показан через 1000 лет без людей — землетрясения опрокинут все минареты, а затем рухнет сам мавзолей.
  • «Марс атакует!» — инопланетяне позируют на фоне взрывающегося мавзолея.
  • «Пока не сыграл в ящик».
  • «Последний танец» — главная героиня фильма, осуждённая к смертной казни, мечтает посетить Тадж-Махал. Влюблённый в неё, но не сумевший спасти её от приговора адвокат посещает мазволей уже после её казни.
  • «Побег» — главный герой помогает директору тюрьмы строить макет Тадж-Махал.
  • «Огонь» — фильм, первая часть трилогии Дипы Мехты.
  • «Миллионер из трущоб» — главный герой фильма вспоминает, как они с братом зарабатывали деньги на туристах на нелегальных экскурсиях.
  • «Невеста моего брата» - фильм, брат главной героини просит чтобы ее свадьба была проведена в Тадж-Махале, в самом красивом месте на Земле.

В XVII веке, после падения империи Моголов, комплекс Тадж-Махала стал понемногу разрушаться. При англичанах в парке у поросшего травой мавзолея иногда проводили банкеты на открытом воздухе. В 1828-1835 годах генерал-губернатор Бенгалии лорд Уильям Бентинк неоднократно предлагал сбить с мавзолея облицовочный мрамор и отправить его на аукцион в Англию. К счастью, англичан не прельстил мрамор из Агры, и эта идея была отвергнута. Другой лорд, лорд Керзон, вице-король Индии в 1898-1905 годах, считал необходимым сохранить памятники древней культуры Индии и даже задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль.

Прекрасный Тадж-Махал восхищает людей уже более 300 лет. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки.

В 2007 году в результате всемирного голосования Тадж-Махал включён в список Семи новых чудес света.

Действительно, это - чудо из чудес. На века. Лёгкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Однако, Тадж-Махал — не только памятник неумирающей Любви и Скорби, это и вечный памятник Мастеру, пожертвовавшему всем ради воплощения мечты и отдавшему свои руки.

По утрам, когда солнце только появляется на небосклоне, и вечером на закате, стены мавзолея окрашиваются оттенками фиолетового, розового и золотистого. В лунном же свете мавзолей выглядит таинственно и загадочно, как сказочный дворец.

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст] /авт. текста М. Холлингсворт; пер. Т. Саливон.- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: ил. [С. 299].
  • Васильева, Е. К. Все величайшие памятники архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – М. : АСТ; Харьков : Фолио, 2008.- 510 с.: ил. [С. 93 -101].
  • Васильева, Е. К. 100 знаменитых памятников архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 510 с.: ил. [С. 93 - 96].- (100 знаменитых).
  • Все о чудесах света [Текст]: атлас – справочник /ред. С.Ю. Раделов.- СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2007.- 208 с.: ил. [С. 34 - 35].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с. [С. 91].
  • Иванова, Л.В. Шедевры мирового зодчества [Текст]: науч.-попул. изд. /Л.В. Иванова.- Смоленск: Русич, 2003.- 285 с.: ил. [С.262 - 263].- (Малый атлас чудес света).
  • Калашников, В. Чудеса света. Новый мир [Текст] /В. Калашников.- М., Белый город, 2007.- 47 c. [С. 36].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Коуп, Р. Чудеса архитектуры [Текст] /Роберт Коуп.- М.: Махаон, 2009.- 32 с.: ил. [С. 22 - 23].- (Я люблю читать!).
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- СПб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил. [С. 47-49].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст]: науч.-поп. издание для детей /Н.Н. Малофеева, И.В. Травина, Е.В. Широнина.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.- 96 с.: ил. [С. 30 - 31].- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
  • Маневич, И. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 208 с.: ил. [С. 164 - 165].
  • Маневич, И. А. Знаменитые чудеса Востока [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 13 с.: ил. [С. 12-13].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справ. /А. Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 510 с. [С. 423 -425].
  • Овсянников, Ю. История памятников архитектуры [Текст]: От пирамид до небоскребов /Ю. Овсянников.- М., 2001.- С. 116-117.
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 167].- (Справочник).
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] /пер. с немецкого языка.- М.: Мир книги, 2006.- 208 с.: ил. [С. 134-135].
  • Семь чудес света [Текст]: науч.-попул. изд. для мл. и сред. возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с.: ил. [С. 11].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Ф. Чудеса света [Текст] /Филипп Симон.- М.: Махаон, 2008.- 123 с.: [С. 80 - 81].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С. 131 - 132]. - (100 самых самых).
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: детская энцикл. /сост. Н. Соломко.- М. .: АСТ: Астрель, 2002.- 477 с. [С. 276 - 281].
  • Я познаю мир. Архитектура [Текст] : энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М.: Астрель, 2006.- 397 с. [С.125-126].
  • Островская, Т. Тадж-Махал – жемчужина Востока Текст /Т. островская //Юный художник.- 2008.- № 4.- С. 15 – 16.