Петра – роза пустыни
- Чудеса света

ПЕТРА – РОЗА ПУСТЫНИ.

(Город, вырубленный в скалах)
медиатур

Помните фильм про Индиану Джонса, в котором он искал Грааль («Индиана Джонс. Последний крестовый поход») — там был огромный храм, вырубленный в скале. Оказывается, это были не декорации, а чудо-храм действительно существует — в Петре!

Иордания расположена на Ближнем Востоке. Эта страна изобилует археологическими находками, однако Петра является крупнейшим самоцветом в короне этого восточного королевства, прославившим его на весь мир как одно из 7 новых чудес света! Название “Петра” дословно переводится как “Скала”, и неудивительно — ведь весь древний город целиком состоит из камня! Географически Петра находится почти посередине между Мертвым морем (в 80 км к северу) и заливом Акаба Красного моря в 100 км к югу.

Немного истории: во времена Античности пустыня Иордании была перекрёстком торговых путей между Средиземноморьем, Индией и Аравией. Через неё проходили многочисленные караваны верблюдов, которые перевозили золото, серебро, слоновую кость, пряности, благовония и ценную древесину.

В III веке до н.э. здесь обосновались племена арабских кочевников, которых стали называть набатеями. Со своих отдалённых военных постов набатеи осуществляли наблюдение и контроль надо всеми торговыми путями древней Аравии. Жители Петры занимались торговлей, отправляя караваны с товарами. Мужчины племени взимали дань за сопровождение и защиту идущих по пустыне караванов. Торговля приносила набатеям большие богатства.

Чтобы их защитить, набатеи построили город - столицу своего государства Петру. Для этого они нашли укромное место, окружённое со всех сторон вершинами гор, достигавших 1000 метров в высоту. Петра уютно расположилась среди красных песчаников, которые отлично подходят для строительства, и к первому веку нашей эры в сердце пустыни вырос монументальный город с широко разветвлённой и рассчитанной на перепад высот системой каналов и дамб. Набатейское царство просуществовало много веков в течение которых его столица, Петра, приобретает широкую известность как центр высокоразвитой культуры и архитектурный шедевр.

Возникновение города в таком труднодоступном месте стало возможным благодаря умению набатейцев контролировать поступление воды, ведь по сути Петра — это как искусственный оазис! Набатеи научились искусно обрабатывать камень, с огромным терпением они высекали дома, склепы и храмы из каменных глыб. В этой области часто случаются внезапные ливневые наводнения, и набатейцы с успехом контролировали их, используя дамбы, цистерны и акведуки, что позволяло им не только переживать долгие периоды засухи, но и успешно торговать водой. Кроме того, набатейцы умели мастерски собирать воду. С помощью терракотовых труб архитекторы Петры создали сложную систему водоснабжения и, несмотря на засушливый климат, жители города никогда не нуждались в воде. По всему городу было расположено около 200 резервуаров, собиравших и хранивших дождевую воду. Помимо резервуаров, терракотовые трубы собирали воду изо всех источников в радиусе 25 километров.

Слух о могуществе Петры доходил до римлян. Они трижды безуспешно пытались завоевать город благодаря тому, что Единственным проходом к городу было ущелье. Добились своей цели римляне перекрыв водопровод, заставив набатеев гибнуть от жажды. Постепенно город пришёл в упадок, изменились торговые пути, ушла в небытие Римская.

Трагическую роль в истории города сыграли и два землетрясения: в 363 и в 747 годах. Они разрушили дома города и центральный большой храм в долине. Гробницы, высеченные в скалах практически не пострадали, а каналы и цистерны с водой были занесены песком, Петра стала безводной. Опустевшую Петру посещали только кочевники-арабы. В XII веке крестоносцы построили недалеко от города крепость. После победы мусульман над христианами жителей обратили в ислам, а крестоносцы покинули город. К XVI столетию, земли бывшего набатейского царства и Петра оказались совершенно забытыми.

Сокровище Востока дремало в ларце пустыни почти 300 лет, пока в 1812 году его не открыл швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт, который в совершенстве владел восточными языками и выдавал себя за мусульманина. Он убедил бедуинов отвести его в затерянный город, сделал там эскизы, которые привёз в Европу. Однако отчёт об увиденном городе был опубликован спустя 11 лет после кончины археолога, так европейцы узнали о новом чуде света.

Решающим для неизгладимого впечатления, которое Петра производит на всех приближающихся к ней путешественников, оказывают:

  • неожиданное и вместе с тем удивительно эффектное расположение города, спрятанного в самом центре скалы;
  • и редкостный розово-красный цвет всех городских строений, из-за которых Петру часто называли “Красным Городом” или “Городом Роз”.

Этот неповторимый колорит Петре придают слои песчаника, окрашенные в жёлтые, охристые, оранжевые и даже красные тона, особенно яркие после дождей. Лучше всего осматривать город ранним утром или перед закатом, когда клонящееся к западу, уже не ослепительное солнце словно растворяется в тёплых переливах розового камня, сообщая каждому оттенку дополнительную глубину и проникновенность. Петра предстаёт перед зрителем такой прозрачно-розовой, живой, парящей в ореоле волшебного предвечернего сияния.

Проход в долину, где находится Петра, возможен через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту.

Путь в город начинается с длинной мощёной дороги, вдоль которой встречаются огромные, высеченные из камня блоки, которые, по мнению учёных, являются идолами Душара – главного бога набатеев.

На дороге можно увидеть Обелисксную усыпальницу. Гробница состоит из 2-х частей, верхней - «Обелиск Томб», и нижней - «Баб Эс-Сик Триклиний». Начнем с нижней части. Это место использовалось для мемориальных праздников в честь мертвых. Древние собирались внутри и устраивали свои роскошные трапезы. Они ели, пили вино, и вспоминали своих умерших родственников. Слово Триклиний произошло от латинского слова «Triclinia», что означает «Три Скамейки». Внутри центральной камеры гробницы, вдоль трех ее сторон, стоят 3 длинных скамьи для восседаний. В свою очередь, нижняя часть была достроена намного позже, и в разные эпохи она постоянно страдала от рук обезумевших вандалов и охотников за сокровищами. Верхняя же часть «Obelisk Tomb», по сути, не имеет ничего общего с нижней. Она была построена намного раньше, и содержит 5 могил, которые расположены рядом со стеной. Четыре из них представляют собой пирамидальные колонны, которые были вырезаны в скалах.

Далее дорога в город проходит по глубокому, извилистому и узкому ущелью, которое местные называют: Баб–эль-Сик (Сик-аль-Банд)- «шахта». Отвесные скалы высотой 100 – 150 метров подступают с двух сторон и образуют подобие тоннеля. Солнце сюда не заглядывает, лишь узкая полоска синего неба напоминает о том, что стоит ясный день. Через некоторое расстояние скалы меняют оттенок сначала из коричневых в светло-коричневые, потом в бурые и розово-красные. Мягкий цветной камень был когда-то размыт ручьём, образовавшим длинный извилистый каньон длинною – 1,2 километра, высотою до 100 метров, при небольшой ширине – в некоторых местах всего 3 – 4 метра. По другой версии, расщелина в горе возникла в результате землетрясения.

В полумраке на стенах ущелья можно заметить причудливые надписи на древних языках, перемежающихся с нишами или даже настоящими кельями, вырубленными в извилистых слоях известняка для отдыха. Кроме того, стены ущелья сохранили фрагменты высеченных в песке каналов (акведуков) для подачи воды.

Путешествуя по прохладному ущелью, в какой-то момент может показаться, что оно бесконечно… Внезапно стены начинают расступаться, резко обрывается, в глаза ударяют особенно яркие (после тьмы каньона) лучи солнца. Невольно зажмуриваешься, а когда открываешь глаза трудно сдержать возглас восхищения. Петра - волшебный город, как бы на глазах появляющийся из огромной скалы.

Древний город, освещённый ярким солнцем, как будто сам вырывается из скал нам навстречу, хотя при этом продолжает оставаться в самом сердце, точнее, под сердцем горы.

Ущелье выводит нас прямо на легендарную достопримечательность Петры, один из знаменитейших её монументов и, пожалуй, самый красивый – храм, с говорящим названием Хазне-Эль-Фарун, – Сокровищница Фараона (от которого уже впоследствии произошло слово “казна»). Расположена Сокровищница как раз на выходе из ущелья, она высечена в скале примерно во II веке нашей эры.

Предназначение Эль-Хазне, до сих пор неясно, но многие историки и археологи считают, что первоначально это был храм богини Исиды, другие утверждают, что это мавзолей короля Арета IV, последнего набатейского короля (9 год до н.э.- 40 год н.э.), третьи считают, что это сейф, где хранились сокровища фараона.

В любом случае, Сокровищница является примером величайшего мастерства древних зодчих, его украшают сложные фризы, статуи и декоративные узоры. Такое сооружение даже сегодня было бы очень тяжело создать, не говоря уже о том, насколько точными должны быть расчёты и как вообще его выдалбливали из камня, если кругом на сотни километров нет ни одного дерева для строительных лесов! Удивительно ещё и то, что по прошествии тысячелетий фасад Сокровищницы оказался практически нетронутым — убедитесь сами!

Фасад, высотой – 40 метров, шириной – 25 метров, делится на два этажа. Вход на первый этаж украшают шесть колонн коринфского ордера. Капители колонн представляют собой корзины с листьями аканта (разновидность чертополоха).

На колоннаде перед 2-м этажом, в круглом павильоне установлена статуя египетской богини Изиды. Другие статуи павильона представляют амазонок, львов, набатейских богинь и персонажей греческой мифологии.

Здание венчает огромная урна из камня, по легенде в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название храма (Сокровищница). В поисках золота бедуины расстреляли из ружей фасад здания. Считали, что если в горшок удачно попасть, тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это - лишь легенда.

В храме 3 зала, самый большой находится в глубине, его длина 13 метров, а высота 10 метров.

За «Сокровищницей» ущелье расширяется и перед взором открывается величественная перспектива. Территория Петры занимает большую площадь. В центре города располагался рынок, курия – здание городского совета и жилые дома. От центра, где хорошо сохранились руины многочисленных зданий, уже не скальных, а выстроенных традиционным способом, из камня, она простирается на несколько километров. По мнению учёных, в городе могло проживать до 30 тысяч жителей.

Перед входом в Петру можно приобрести подробную карту города и уже самим решать — бродить ли самим по самым загадочным закоулкам в гордом одиночестве или же нанять гида.

На карте обозначены: 1 — Вход; 2 — Аль-Вухейра; 3 — Начало ущелья Сик; 4 — “Сокровищница Фараонов”; 5 — Место жертвоприношений; 6 — Театр; 7 — Гробница Урны или “Собор”; 8 — Гробница Секстуса Флорентинуса; 9 — “Нимфеум”; 10 — Церковь; 11 — Храм Крылатых Львов; 12 — Большой Храм; 13 — Храм Узза; 14 — Археологический музей; 15 — Львиный Триклиний (римская столовая комната); 16 — Монастырь Эль-Дейр

Путешествие по городу можно совершить на ослике или на верблюде, на лошадях передвижение в Петре запрещено.

Главная улица, протянувшаяся с востока на запад через весь город, была проложена во времена римского владычества. По обеим её сторонам тянется величественная колоннада Кардо Максимус. Западный конец улицы упирался в Большой Храм, а восточный заканчивался трёхпролетной Триумфальной аркой.

Большой (Главный) Храм «наземный», расположен в центральной части Петры и занимает площадь 7560 квадратных метров. Он был построен в последней четверти I веке до н.э. и использовался вплоть до V века.

Внутренний двор Большого Храма Петры. Пол сделан из шестигранных мраморных плит.

Полы нефа и алтаря сделаны из разноцветных мраморных плиток. Оба прохода украшены мозаиками. На фото — атриум церкви. Базилика была разделена на три части двумя рядами колонн.

Южный неф византийской церкви 450 — 550 гг.: пол украшен мозаиками с изображениями животных; на мраморной алтарной преграде вырезан крест.

Баптистерий расположен в комнате, примыкающей к атриуму Церкви.

Римские Ворота приводят к большому внутреннему двору Храма Каср эль-Бинт. Надпись, сделанная в 114 году на монументальных воротах, восхваляет императора Траяна.

Это - ещё один «наземный», а не скальный храм, сохранившийся в Петре. Построенный в начале I столетия нашей эры Храм Эль -Уззе или Каср эль-Бинт Фираун ("Замок дочери фараона"), окружён 23-метровой стеной и посвящён верховному божеству Дхушаре и его матери Эль Уззе. Считается, что Баал Шаман (Душара) и богиня Эль Уззе, которая соответствует греко-римской богине плодородия Афродите, были главными богами этого храма. Храм, как полагают, относится к первой половине первого века нашей эры и построен на основании желтого песчаника. Большой 12 на 12 метров квадратный алтарь святилища служил местом культа огня и жертвенником.

Другому культовому сооружению археологи дали название - Храм Крылатых Львов (Храм Хватающего льва).


Высокие скалы, окружающие плато, сверкают в лучах солнца всеми оттенками красного и образуют площадь (улица) Фасадов. Громадная стена украшена великолепно декорированными фасадами скальных сооружений, некоторые из них имеют по несколько этажей. В сооружениях Петры нет двух одинаковых фасадов. Многовековой опыт создания скальных гробниц, позволял строителям каждый раз создавать абсолютно оригинальное произведение. Набатеи вырубали в скалах усыпальницы, в которых хоронили умерших. Сначала – это были просто ниши, затем низкие залы без украшений. Позже для царей вырубались храмы, ставшие самыми удивительными памятниками города.

В стенах–скалах расположено множество усыпальниц, 44 из которых имеют общий фасад. Если рассматривать открывшуюся панораму против часовой стрелки, то сначала видна группа фасадов, известных как "Царские гробницы».

Первая из них Урновая усыпальница (усыпальница Урны) получила своё название от декоративного кувшина, который её венчает. Бедуины называют это здание – Суд. Верх высокого фасада гробницы достаточно разрушен, хотя его и венчают остатки урны, а вот снизу сохранились будто средневековые арки, издали кажется, что арки выложены из крупного кирпича, однако вблизи видно, что это обтесанные камни.Нижний этаж очень напоминает тюремные каморки, а верх гробницы - огромный зал для судебных заседаний при епископе Джейсоне использовался как церковь в 447 году н.э. (о чём повествует надпись).

Нижние арки усыпальницы – это византийский стиль, и их достроили первые христиане, после того, как римляне окончательно ушли из этих мест.

За Урновой следует Шёлковая усыпальница, которая получила своё название из-за фасада, который переливами напоминает струящуюся шёлковую ткань - это необыкновенно красивая естественная окраска гор.

Следующая, Коринфская усыпальница, напоминает фасад Казны - она также выполнена в своеобразном набатейско-коринфском стиле. У неё сильно разрушен фасад, эрозия не пощадила камни.

Далее следует одна из самых больших гробниц долины – это монументальная трёхэтажная Дворцовая усыпальница.

Из-за сходства с римским дворцом усыпальница получила своё название. Длина фасада – 49 метров. К привычному красному и жёлтому рисункам песчаника тут добавляется и белый с голубым. Эти прожилки достаточно хорошо видны вблизи. Эту гробницу узнать легко – верхний ярус – это - склеенные с общей скалой колонны. Раньше гробница была ещё выше, но верхний ярус неумолимо разрушается из-за частых землетрясений. Четыре её двери ведут в пустые маленькие комнаты, назначение которых не известно. Есть предположения, что в ней действительно был захоронен кто-то из царского рода, но ни косточек, ни каких любо других доказательств нет.

За Дворцовой усыпальницей расположена гробница Секста Флорентина, одного из римских губернаторов Петры, датируемая 140 г. н.э. Затем - Пурпурная гробница, отличающаяся исключительными цветами камня на фасаде. За этими гробницами располагается склон горы с невысокими скалами, скрывающими так называемые пещеры христиан.

Традиционное сооружение каждого древнеримского города – амфитеатр. Набатеи его целиком вырубили в скале, изначально он имел 45 рядов и мог вмещать до 6 тысяч зрителей. До сих пор неизвестно, для чего он служил. Возможно, здесь проводили религиозные обряды.

Театр расположен так, чтобы оттуда видно самые главные усыпальницы, среди которых — Коринфская, Урновая, Шёлковая и Дворцовая. В 363 году Театр серьезно пострадал в результате землетрясения.

Рядом с амфитеатром и рынком, в тени дикого фисташкового дерева, которому более 450 лет, удобно расположился Нимфей, фонтан, посвящённый мифическим нимфам. В этот общественный фонтан вода поступала из резервуара, расположенного на противоположной стороне долины.

За каменным театром начинается «жилая» часть Петры. Так называемая Долина Муравьиных пещер. Горы выглядят так, будто они изъедены гигантскими червями.

Пещеры и сейчас используются бедуинами как защита от зноя. Учёные не знают, жили ли в этих пещерах набатеи, или использовались эти помещения для других целей. В пещеры можно прогуляться, но ничего интересного там не замечено. Кроме жилых помещений в отвесных скалах высечены и могильные склепы, уходящие вглубь. Вход в гробницу украшался изображением лестницы.

Заканчивалась улица величественным, вырубленным на вершине утёса монастырём Эль-Дейр, который был построен в одно время с Театром. В монастырь приведут восемьсот ступенек высеченных в скале. Он сильно напоминает Сокровищницу Фараона, но значительно больше по размеру: ширина около 50 метров и высота более 45 метров. Храм строился с III по I века до н.э., но так и не был достроен. Судя по вырезанным на стенах крестам, какое-то время служил христианской церковью. Многим он может показаться знакомым — скорее всего это из-за того, что здесь снималась одна из сцен второго фильма про Трансформеров.

С откоса рядом с Эль-Дейр можно увидеть гору Джебел-Харун с Белой мечетью на вершине — эту относительно небольшую и скромную по своему убранству усыпальницу Аарона, брата Моисея, возвёл в XIII веке Мамлюк Султан. По арабским легендам, Петра — именно то место, где Моисей ударил посохом в камень и из него заструилась вода.

В 90-х годах в ходе раскопок было обнаружено большое здание, украшенное красивыми мозаиками с рядом административных отчётов, написанных на папирусе и относящихся к шестому столетию нашей эры. Это здание в западной части города назвали «Церковь Папируса».

Природная и архитектурная уникальность Петры не раз привлекала кинематографистов. Здесь были сняты такие фильмы, как:

  • «Синдбад и глаз тигра» (1977, реж. Сэм Уонамэйкер),
  • «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989, реж. Стивен Спилберг),
  • «Страсть в пустыне» (1998, реж. Лавиния Куррье),«Смертельная битва 2: Истребление» (1997, реж. Джон Леонетти),
  • «Арабские ночи» (2000, реж. Стив Баррон),
  • «Трансформеры: Месть падших» (2009, реж. Майкл Бэй),

Петра была воспроизведена и в нескольких компьютерных играх:

  • King's Quest V: Absence Makes the Heart Go Yonder! (1990)
  • Praetorians (2003)
  • Lego Indiana Jones: The Original Adventures (2008)
  • Sonic Unleashed (2008)
  • Knights Of The Temple (2004)
  • Civilization V: Gods & Kings (2012)

На руинах Петры происходит действие романа Агаты Кристи «Встреча со смертью».

В 1955 году была написана одна из популярнейших в Израиле того времени песен — «Красная скала», навеянная посещением Петры.

6 декабря 1985 года внесён Международной организацией ЮНЕСКО в список шедевров мирового культурного несколько веков. Интересным фактом является то, что территория Петры на сегодняшний момент изучена лишь на 15%, так что не исключено, что вскоре загадки древнего города могут поразить весь мир! А теперь представьте себе, что эти 15% — это около 800 (!) различных исторических объектов на территории Петры! Из-за такого огромного количества многовековых достопримечательностей даже билеты сюда продаются на трёхдневный срок — ведь за день можно лишь бегло осмотреть все известные на данный момент “сокровища” Петры, но чтобы детально ознакомиться со всеми её архитектурными элементами — не хватит и месяца! С целью сохранности уникальной достопримечательности в максимальной неприкосновенности, вся здешняя туристическая инфраструктура расположена не в самой Петре, а в находящемся рядом городке Вади Муса («река Моисея»).

Сегодня Петра – один из самых популярных туристских объектов Ближнего Востока. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы воочию увидеть легендарный город набатеев, вышедший из пустыни. Туристам предлагается также вечерняя экскурсия по Петре. Весь путь от билетной кассы до Сокровищницы освещен стоящими в горшках свечами. Конечная точка маршрута – площадь перед царскими усыпальницами. Над головой свет луны и далеких звезд, под ногами огни свечей, вокруг темнота и гид начинает краткий рассказ об истории Петры (на английском языке). В этой таинственной атмосфере „город красной розы” выглядит ещё более загадочным и таинственным.


Список источников литературы:

  • Бродский, Б. Романтические ведуты [Текст] /Б. Бродский.- М.: Сов.художник, 1966.- 244 с. [C. 123 - 131].
  • Бурмистрова, Л. Л. Я познаю мир. Архитектура [Текст] : энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М., 2006.- 397 с.: ил. [С. 88 - 91].
  • Васильева, Е. К. Все величайшие памятники архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – М. :АСТ; Харьков : Фолио, 2008.- 510 с.: ил. [С. 53 - 56].
  • Васильева, Е. К. 100 знаменитых памятников архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – Ростов н/Д, 2009.- 510 с.: ил. [С. 53 - 56].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. [С. 28 - 29].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с.: ил. [С. 87].
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 33].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 24 - 25].- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
  • Маневич, И. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 15 с.: ил. С. [156 – 157].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 236 - 238].- (Величайшие тайны мира).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 40 – 41].
  • Райнер, К. Исчезнувшие города [Текст] /К. Райнер; пер. с нем. Е.Ю. Жирновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.- 48 с. : ил. [С. 26]. - (Зачем и почему).
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] /пер. с немецкого языка.- М.: Мир книги, 2006.- 207 с.: ил. [С. 184 - 185].
  • Шереметьева, Т.Л. 100 чудес света, которые необходимо увидеть [Текст] /Т.Л. Шереметьева.- Минск: Харвест, 2010.- 280 с.: ил. [С. 143 - 147].