У колодца Ицы
- Чудеса света

У колодца Ицы

Среди множества тайн древнейших цивилизаций, до сих пор не разгаданных учёными, первое место занимает загадка культуры майя – древней цивилизации, появившейся в III веке до н.э. и практически исчезнувшей во II веке н.э.

Большинство учёных полагают, что культура майя включала в себя множество городов – государств. Однако некоторые учёные считают, что Майя были не империей, а группой автономных городов, часто взаимодействующих с другими государствами в регионе. Известно, что цивилизация майя достигла высокого уровня развития и создала замечательные образцы искусства и архитектуры, математические и астрономические системы и иероглифическую письменность, которую до конца ещё не расшифровали.

Самый известный в наше время город древних майя - Чичен-Ица. Он расположен на севере полуострова Юкатан (Мексика) в 116 километрах к востоку от города Мерида.

Название «Чичен-Ица» означает на древне-майском «место у колодца племени Ица». «Ица» - называли этническую группу, которая получила политическое и экономическое господство на севере полуострова. По легенде, цивилизацию майя создали: бог Ицамна – бог Неба и жрецов, Юм-Кааш – бог маиса и бог дождя - Чак. Есть предположение, что «Itz» у цивилизации майя означало «волшебство», а «а» - «вода». Itza на испанском языке часто переводится как "волшебники (колдуны) Воды».

Считается, что основан Чичен-Ица примерно в VI веке нашей эры, в эпоху классического периода культуры майя. Благодаря двум большим источникам чистой воды, не пересыхающим в течение всего года Чичен-Ица стал главным центром политической, социокультурной, экономической и идеологической жизни племени майя.

Приблизительно в 987 г. племя тольтеков захватило власть и стало править на всём полуострове Юкатан, вследствие чего все значимые постройки меняются и постепенно приобретают тольтекские черты.

Наивысшего расцвета Чичен-Ица достигает в середине XI века, когда становится влиятельным культурным центром, столицей тольтеков.

Однако рост и влияние Чичен-Ицы вызывал зависть других городов-государств и как следствие - бесконечные войны между ними. Упадок Чичен-Ица приходится приблизительно на конец XII века (1178 год), когда он был разгромлен объединённым войском из городов-государств Майяпана, Ицмаля и Ушмаля, во главе с прославленным полководцем Хунк Кеелем. Город разграбили и частично разрушили. Это событие стало одной из версий того, почему жители оставили стены Чичен-Ицы.

В XIV веке по неведомой причине город неожиданно оставляют жители. Обезлюдившие развалины поглотили джунгли. Впервые этот город был упомянут европейцами в XVI веке. В 1526-1535 годах испанская армия во главе с конкистадором Франсиско де Монтенья и его сыном, под покровительством испанского короля, пыталась завоевать полуостров Юкатан. Война закончилась победой испанских сил, и в 1588 году Чичен-Ица превратился в ранчо для крупного рогатого скота.

В середине XIX века, точнее в 1842 году, были проведены первые археологические раскопки исследователями руин майя Джоном Ллойдом Стефенсом и Фредериком Катервудом. С 1923 года в Чичен-Ице начались серьезные исследования.

К настоящему времени остатки древнего города раскопаны на площади около 6 квадратных километров. Давайте перенесемся в сам город, рассмотрим его в деталях.

Чичен-Ица и другие города майя были построены в соответствии со священными верованиями индейцев — отражая положение различных астрономических объектов ночного неба. В Чичен-Ица сохранилось много прекрасных каменных сооружений, а некоторые из них были восстановлены. Здания связаны между собой плотной сетью дорог, построенных цивилизацией майя. Эти пути сообщения, называемые «sacbeob» («белые дороги»), соединяли все здания города, - они состояли из камня и щебня, а сверху были покрыты штукатуркой известняка.

Отдельное место в религиозной и культурной жизни майя занимали Священные колодцы (сеноты), На полуострове Юкатан засушливый климат и нет наземных рек, так как полуостров представляет собой известняковое плато. Однако есть две большие впадины, словно вырубленные в известняке, названные «cenotes» (сеноты), заполненные водой. Предполагают, что сеноты обеспечивали окрестности водой круглый год, таким образом, регулировали водный баланс в Чичен-Ица.

От пирамиды Кукулькана на север, к так называемому Священному сеноту, (Cenote de Sacraticios, по-испански, или Sacred Cenote, по-английски) ведёт прямая выложенная из камней дорога длиной около 300 метров и шириной 10 метров.

Из двух сенотов самый большой "Cenote Sagrado" или «Священный сенот», он составляет 60 метров в диаметре и около 50 метров в глубину, расстояние до воды 27 метров. Для жителей города сенот являлся местом поклонения и жертвоприношений для бога дождя Chaacа. В качестве подношений выступали как люди, так и другие объекты. Эдвард Герберт Томпстон (Edward Herbert Thompson) исследовал «Священный сенот» с 1910-1910 гг., где обнаружена изделия из золота, нефрита, обсидиана, глиняная посуда, кусочки ткани, раковин, дерева, а также скелеты людей. Исследование костей, обнаруженных в священном сеноте, показало, наличие ран, поэтому и был сделан вывод о возможных человеческих жертвоприношениях у майя.

"Колодец смерти " или Сенот Из этого глубокого природного колодца древние майя, даже несмотря на засуху, никогда не брали воду. Священный колодец (сенот) в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы принести жертвы богу Юм-Каашу, в том числе и человеческие.

Поэтому Священный сенот ещё называют Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мёртвых девственниц. Это гигантская естественная карстовая воронка диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины. Согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в Колодец смерти в период засухи майя бросали молодых красавиц и ценные вещи. Эти жертвы приносили индейским божествам, чтобы вымолить у них дождя для иссушенной земли. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.

Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который в свое время усиленно боролся с язычниками на полуострове Юкатан, где обитали племена индейцев майя. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Охотников за сокровищами особенно заинтересовало упоминание де Ланды о том, что в колодец попадали не только люди, но и драгоценности. Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место». Неизвестно, пытались ли испанские конкистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу — большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила служили надежным препятствием для любителей наживы.

В ранний период, с IX по XI век н.э., когда Чичен-Ица переживал свой расцвет, богам жертвовалось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI веках, правящая элита города уже обеднела, поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы. Хотя, по древней легенде, в жертву сеноту приносились прекрасные девушки, и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети. Все обнаруженные в колодце предметы и ювелирные изделия составили великолепную коллекцию, прекрасно иллюстрирующую историю легендарной цивилизации древних майя.

Строения в Чичен-Ица сгруппированы в комплексы, и каждый комплекс сооружений был когда-то отделён от других рядом низких стен. Три самых известных из них:

  • Большая Северная Платформа, которая включает памятники Эль-Кастильо, Храм Воинов и Большая площадка для игры в мяч;
  • Группа Ossuari, включает пирамиду Оссуари и Храм Штолок;
  • Центральная Группа состоит из строений: Эль-Караколь, Монастырь, Иглесия и Aкаб-Циб,
  • Область «Старый Чичен».

Одним из самых примечательных памятников Большой Северной Платформы является Эль-Кастильо (в переводе с испанского означает "замок"). Второе название - пирамида Кукулькана – от храма в честь бога Кукулькана, венчающего пирамиду.

Бог изображался в виде змея покрытого перьями (пернатый змей, оперённый змей). Образ Пернатого змея, мифического существа соединяющего в себе птицу и змею проходит через всё искусство мексиканских индейцев. Майя называли его Кукулькан, ацтеки и толтеки – Кецалькоатль.

Птица кецаль почиталась у индейцев как священная. Кецалькоатля – у ацтеков, бога воздуха, ветра, покровителя культуры и знаний, главного божества мексиканских индейцев часто изображали с плюмажем из перьев этой птицы. Пернатый змей был особо почитаем земледельцами и ремесленниками майя, как бог растительной силы.

Пирамида Кукулькана возвышается в центре большой террасы площадью около 18 гектаров, которую окружает каменный парапет. Пирамида имеет всего 24 метра в высоту, зато представляет собой одно из самых совершенных сооружений. Она сложена из 9 квадратных плит пропорционально одна меньше другой. Пирамида служила основанием для кубического храма на её вершине.

Каждая сторона пирамиды соответствовала стороне света. Посередине каждой из сторон расположены широкие лестницы с 91 ступенькой. Если число ступеней лестницы (91) умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365. Как известно, число дней в году также равно 365.

Каждая грань пирамиды имеет девять уступов, рассечённых лестницей, что даёт по 18 секций с каждой стороны. Календарный год майя состоял из 18 месяцев. Девять уступов, украшенные зубчатыми выступами, кроме того, символизируют «девять небес» тольтекской мифологии.

Каждую стену украшают 52 каменных рельефа: 52 года составляют один календарный цикл тольтеков. Все эти совпадения дали учёным основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида имела астрономическое значение.

Лестницы были очень крутыми, почти вертикальными, ступени были разной высоты, а перила отсутствовали. Поэтому подъём по такой лестнице был делом нелёгким. Лестница по северной стороне пирамиды внизу по краям начинается с прекрасно выполненных змеиных голов, а заканчивается на вершине - хвостами. Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия (20 марта и 21 сентября), на главной лестнице пирамиды можно увидеть уникальное зрелище. Около 3-х часов дня солнце освещает западное ограждение лестницы пирамиды таким образом, что создаётся иллюзия оживающей гигантской змеи, выползающей из храма и спускающейся к своей голове у основания лестницы. Этот феномен, который длится 3 часа 22 минуты, сообщает о приходе Весны и Осени. Тем, кто наблюдал это явление, казалось, что призрачный Кетцалькоатль как бы возвращается к жизни.

На вершине пирамиды расположен небольшой храм строгой архитектурной формы с плоской крышей и четырьмя входами, где совершались жертвоприношения. По периметру верхней части святилища идёт орнаментированный фриз.

Главный вход в храм-пирамиду расположен с северной стороны. Его украшают две массивные колонны в виде стоящих на голове извивающихся змей. Благодаря этим колоннам значительно расширился дверной проём. Внутри святилища находятся ещё две таких колонны. В годы расцвета Чичен-Ицы на алтаре храма ежегодно жрецы вырывали сердце у человека, приносимого в жертву.

В середине 1930-х годов мексиканское правительство спонсировало раскопки в Эль-Кастильо. После нескольких неудач под северной стороной пирамиды была обнаружена лестница и другой храм. Оказалось, что Эль-Кастильо - пирамида внутри пирамиды. Внутрь этой пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. В потайном помещении внутри древней пирамиды были обнаружены скульптура («Циновка») Красного ягуара – символ власти и трон верховного правителя города и скульптура Чак-Моол. «Циновка Ягуара» представляет собой каменный трон в виде фигуры ягуара. Высеченное из камня тело могучего зверя выкрашено в красно-рыжий цвет и инкрустировано чёрно-зелёным нефритом и раковинами. 73 нефритовых диска имитируют пятна на шкуре ягуара. Из нефрита выполнены и широко раскрытые глаза ягуара. Зубы зверя выточены из пендернала – камня вулканического происхождения.

К северу от Эль-Кастильо, прямо у начала дороги к Священному сеноту, находится так называемая Платформа Венеры (Platforma de Venus). Платформа Венеры получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки.

К северо-западу от пирамиды расположена Платформа ягуаров и орлов (Platforma de Tigers y Aguies). Она имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Платформу назвали так по рельефным изображениям на ее стенах. На стенах выгравированы изображения ягуаров и орлов пожирающих человеческие сердца - таким образом были представлены жертвоприношения.

Ещё одно зловещее место - Цомпантли (Tzompantli), или Храм черепов (Temple of Skulls, по-английский). Цомпантли представляет собой Т-образную платформу похожую на саркофаг, расположенную рядом с Платформой ягуаров и орлов, но превосходящую её размерами: 60 метров в длину и 12 метров в ширину. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо - Храмом черепов. По мнению археологов, здесь изображены отрубленные головы многочисленных пленных врагов, тела которых покоятся внутри саркофага.

Надо отметить, что человеческие жертвоприношения пришли в Чичен-Ицу вместе с тольтеками.

К западу от Цомпантли находится Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Вообще в Чичен-Ице насчитывается восемь площадок для игры в мяч. Приблизительно в 150 метрах на северо-запад от Эль-Кастильо расположена самая большая из всех сохранившихся здесь и других городах майя, площадок для игры в мяч. По своим размерам эта площадка сопоставима с современным футбольным полем (110 м на 75 м, S= 8.250 кв. м). Она имеет размеры 166 метров на 68 метров, т.е. S = 11.288 кв.м. и огорожена стенами высотой 12 метров.

В центре стены высоко прикреплены кольца с вырезанными переплетающимися змеями. На стенах изображены команды игроков. Исходя из нанесённых рисунков, можно полагать, что удары по мячу (вес которого мог достигать 4 килограмм!) наносились только бёдрами, локтями и голенями. Игра в мяч во многом была ритуальной и совмещалась с жертвоприношениями. Считается, что после окончания игры в жертву приносился капитан проигравшей команды. (Если приглядеться, то мы увидим следующее: в одной группе был обезглавлен один из игроков, и из раны бьет семь струй крови; шесть из оставшихся участников обращаются извивающимися змеями, и центр становится вьющимся растением.)

В одном из концов площадки расположен Северный Храм или Храм Бородатого Человека. Это маленькое здание каменной кладки с резным орнаментом на внутренней стене, рисунок изображает человека с резьбой под подбородком, напоминающей бороду (отсюда храм и получил свое название).

В южном конце площадки расположен больший храм, но он в руинах и поэтому проблематично восстановить его былой облик.

В восточную стену площадки для игры в мяч встроен Храм Ягуара, который украшен большими колоннами, вырезанными в уже знакомом нам мотиве оперённой змеи. Он включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку, и выходит на игровое поле. По-видимому, отсюда знатные лица города наблюдали за игрой. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит стилизованная фигура ягуара из инкрустированного нефрита, которая и дала название всему этому храму. Внутри храма есть большие фрески с изображением сцен сражения.

В западной части Большой площади справа от пирамиды Кукулькана расположен «Храм Воинов». В основе Храма Воинов лежит зубчатая четырёхуровневая пирамида с основанием 40 на 40 метров. На стенах Храма Воинов запечатлены сцены мирной жизни древних майя. Эта жизнь была прекрасной как в раю. Но в XII веке вторгшиеся ацтеки подвергли Чичен-Ицу разграблению и разорению.

Здесь же, напротив главной двери храма, находится красивая статуя Чак-Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам, ставшая своеобразным символом Чичен-Ицы. Этот Чак-Моол был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара. В XIX веке Огюст де Плонжеон прочитал на стене одного из зданий иероглиф "Чак-Мооля" и указание где надо копать, чтобы найти изображение этого существа. Там он откопал статую человека, который полулежал и держал на животе что-то похожее на блюдо. Так де Плонжеон решил, что это и есть изображение "Чак-Мооля".

О Чак-Мооле существовали разные мнения. Одни считали его чудовищем, которому приносили человеческие жертвы. На каменное блюдо на животе статуи, якобы складывали сердца, вырванные из груди жертв. Ему приписывали леденящий душу взгляд убийцы. Другие видели в нём стража храма, посредника между людьми и небожителями. А в блюдо, якобы, наливали хмельной напиток. Эти исследователи были убеждены, что истукан имеет мутноватый взгляд выпивохи. Третья версия такая. Слово «чак» означает «топор». Так сначала называли бога рубки джунглей. Его символами были топор и факел, которым поджигали буйные заросли на месте будущего поля для кукурузы. Позже он стал повелителем дождя, властелином сторон света, которые обозначались следующими цветами: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый. Чак-Моол смотрит ненавидящим взглядом на чёрный запад, где по верованиям майя, а позже тольтеков, располагалась страна смерти. В каменное блюдо бог дождя собирал живительную влагу с небес, а не кровь или пиво.

Вообще таких богов Чак-Моол существовало много в лесах, в пещерах, в колодцах-сенотах. Они были добрыми духами, которые помогали земледельцам. До сих пор, потомки майя, живущие на Юкатане, приносят им жертвы – плоды и прекрасные цветы. И боги оказывают им своё покровительство.

Перед Храмом воинов находится группа Тысячи Колонн - площадка с четырьмя рядами колонн, напоминающих выстроившуюся для парада грозную армию тольтеков – покорителей Юкатана. Высота колонн достигает 3 метров. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому Храм воинов так и называют. Считается, что когда-то колонны поддерживали крышу. Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, расположенном на верхней площадке Храма воинов, куда ведут две лестницы. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище.

Раньше колоннада была накрыта крышей, которая не сохранилась до наших дней. Группа формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трёх сторон довольно большую площадку. Кстати, с четвёртой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое Рынок - Mercado. Некоторыми учёными считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ним располагался рынок. Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 метров при ширине 11 метров. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 метров. Здесь преобладают круглые колонны, украшенные резными фигурками людей, богов, животных и змей. Колоннада, носящая название северной (прямоугольные столбы с резными фигурками солдат), насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. Кстати, ширина этой колоннады - 20 метров.

Двигаясь по дороге, ведущей на юго-запад от Эль-Кастильо, попадаем к сравнительно небольшой пирамиде, носящей название Могилы Верховного жреца (Tumba del Gran Sacerdote, по-испанский, или The High Priest's Grave, по-английский). Такое название эта пирамида получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении важных людей города.

Следующий комплекс Чичен-Ица - группа Осуари. Пирамиду этой группы называют также Осуари (The Ossuary, по-английский), что означает "склеп", правда, часто это сооружение называют просто Малой пирамидой. Пирамида Осуари, выглядит также как и Эль-Кастильо, только меньше по величине. Её высота - всего 10 метров. У Осуари имеется четыре грани с лестницами на каждой из них. В этом комплексе есть храм на вершине, но в отличие от Эль-Кастильо, в центре располагается отверстие в пирамиде, которое приводит к естественной пещере на 12 метров ниже. Там были обнаружены скелеты и нефритовые бусинки, и ученые предположили, что здесь хоронили священников, однако точных доказательств этому не нашли.

К югу от Северной группы и пирамиды Кукулькана, находится второй по величине в Чичен-Ица сенот Штолок (Xtoloc- игуана). Он меньше Священного сенота и использовался исключительно как источник питьевой воды. Преддверием этого сенота служит Храм Xtoloc (Штолок), который был восстановлен недавно. Храм содержит ряд пилястров, вырезанных с изображениями людей, а также птиц и мифологических сцен.

Далее к югу находится так называемый Красный дом (La Casa Colorado, по-испанский, или The Red House, по-английский). Своё название Красный дом получил из-за красной краски на фасаде. Красный дом - типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака. Это пятнадцатиметровое здание стоит на террасе с широкой лестницей. Поверх карниза стены были богато украшены, но орнамент сильно стерся. Со стороны фасада — три двери, они ведут в широкий коридор, который тянется во всю длину здания. Наверху задней стены — длинная каменная па¬нель с иероглифами, она тянется от одного конца стены до дру¬гого. Многие из этих иероглифов стерлись и выветрились, но некоторые сохранились. В доме находился задний коридор, разделённый на три комнаты. В каждой из них сохранились следы стенной живописи.

В центральной группе зданий располагается комплекс классических сооружений, одно из них - комплекс Las Monjas (в переводе с испанского "Монахини" или "Женский монастырь"). Вообще-то, по внешнему виду он скорее напоминает дворец, фактически это и был правительственный дворец.

Здание «Женского монастыря» состоит из двух построек, различных по характеру архитектуры. Одна из них представляет как бы крыло основного здания. Это - мощное сооружение, имеющее основание размером 76 метров на 35 метров и поднимающееся над землей почти на 20 метров. Но только в здании-крыле находятся комнаты — их девять, и все они на первом этаже.

Основное здание «Женского монастыря», к которому при¬мыкает крыло, представляет собой сплошную громаду, сложен¬ную из камней, скрепленных известковым раствором и предназ¬наченную только для того, чтобы служить основанием для двух построек, венчающих монастырь.

Грандиозная лестница — 19 метров шириной (самая широкая из всех лестниц) и высотой - 11 метров. Лестница подходит к над¬стройке, расположенной в центре огромной платформы, и поднимается до самого верха здания. Ширина этой платформы со стороны фасада — 5 метров. Она вся за¬росла травой и была приятным местом для прогулок — посетите¬лю открывался великолепный вид на окружающую территорию. Т.е. крыша нижнего здания была площадкой для прогулки перед верхним зданием.

Над дверью, в полукруглой нише, находится барельеф, на котором можно различить сидящую фи¬гуру в головном уборе из перьев. Вьющиеся тропические растения и кусты росли на крыше церкви, свешивались поверх карниза и еще больше подчеркивали прелесть изящного фасада этого древнего здания.

С восточной стороны к основному зданию Монастыря почти вплотную стоит так называемая Иглесия (La Iglecia), что в переводе с испанского означает "церковь". Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило такое название исключительно по аналогии с Монастырём.

Фасад его украшен тремя карнизами сложного и красивого рисунка. Главное украшение сосредоточено над притолоками дверей - два¬дцать иероглифов в четырёх ря¬дах, по пяти в каждом. И тут же, на этой стене,— своеобразное украшение, часто встречающееся в архитектуре Ушмаля,— шесть выдающихся вперед крючков, похожих на хобот слона, а по ту и другую сторону от двери расположен барельеф с фигурами сидящих людей и масками бога Чака, к сожалению очень сильно выветренный.

Само здание «Иглесия» хорошо сохранилось. Внутреннее по¬мещение представляет собой одну большую комнату, когда-то оштукатуренную. Наверху стены, под самой аркой, видны следы медальонов лепной работы, в которых были заключены иеро¬глифы.

Индейцы не боятся бывать на развалинах Чичен-Ицы, и только это здание вызывает у них суеверный страх; они расска¬зывают, что по страстным пятницам там раздается таинствен¬ная музыка.

Вы уже обратили внимание, что большое значение майя придавали декору храмов. Обычно это орнаменты, высеченные из камня на стенах. Орнаменты, как правило, состоят из сложных переплетений изображений богов и фантастических животных. Кроме орнаментов встречаются барельефы и скульптуры. Несмотря на мастерство с каким выполнены элементы декора их нельзя назвать украшением храма. У богов злые лица – маски.

Майя проявляли большой интерес к астрономии, они вели наблюдение за движениями светил, составляли календари. Почти в каждом городе были обсерватории – место для наблюдения за ночным небом.

На севере от «Монастыря» расположена круглая башня на большой квадратной платформе, названная Эль-Караколь из-за каменной винтовой лестницы («El Caracol» переводится как "улитка"), которая служила обсерваторией в Чичен-Ица.

«Караколь» в диа¬метре немного больше 7 метров. Общая высота здания, включая терра¬су, — 20 метров. Структура этого здания весьма необычна для архитектуры майя, поскольку круглая форма нехарактерна для строений этой культуры (остальные постройки - прямоугольные).

В обсерватории че¬тыре двери, каждая обращена в направ¬лении одной из четырёх сторон света. Двери ведут в круг¬лый коридор. Во внут¬ренней стене тоже четы¬ре двери, по размеру меньше наружных. Они расположены в проме-жуточных точках компа¬са и обращены на северо-восток, на северо-запад, юго-запад и юго-восток. Через эти двери посетитель входит во второй коридор. Он видит в центре круглый камень, а над ним, на расстоянии около трёх метров от земли, маленькое четы¬рёхугольное отверстие в стене, все забитое камнями.

По винтовой лестнице можно подняться в верхнюю часть башни, к трём смотровым щелям в стене, которые были точно сориентированы на координаты солнечного и лунного заката. Это позволяло древним учёным найти систему, по которой астрономы майя составляли свой календарь. «Впечатление, кото¬рое производила «Ка¬раколь» в свои лучшие времена было, без сомнения, поражающим, из ряда вон выходя¬щим».

Акаб–Циб (Akab Dzib) - "Дом Таинственного Письма" или «Написанное в темноте», - плоский дом на ступенчатой террасе расположен восточнее Караколя. Вопреки обычаю использо¬вать природные возвышенности для возведения пирамид, майя поставили его на искусственно устроенном холме, лицом к восто¬ку. Это сооружение относительно короткое: 6 метров высотой, 15 метров шириной и 50 метров в длину.

У южного конца здания есть один вход. Дверь открывается в маленькую палату, и на противоположной стене мы видим другой дверной проём, выше которого на перемычке изображён жрец. Голову жреца окружает венок из вырезанных иероглифов майя — "таинственное" или "неясное" письмо, которое и дало зданию его сегодняшнее имя. Следуя другому источнику: иероглифы и их положение навели индейцев на мысль назвать здание «Акаб-Циб» — «Написанное в темноте», комната была очень тёмной, потому что свет проникает в неё через единственную дверь.

У длинного западного фасада есть семь дверных проёмов. У восточного фасада четыре дверных проёма, разделённые большой лестницей, которая приводит к крыше. Всего в Доме восемнадцать комнат. Здание восстановлено в 2007 году.

Старым Чиченом "Old Chichen" обозначают группы структур на юге центрального участка Чичен-Ица. Он включает: Начальную Группу, Платформу Великой Черепахи, Храм Сов, и Храм Обезьян и др. Отдельно в Чичен-Ица есть множество других структур, плотно сгруппированных в церемониальном центре приблизительно на 5 квадратных километрах, имеется также несколько отдалённых вспомогательных участков.

Вот и закончилось наше путешествие. Реставрационные работы в Чичен-Ица начались только в 70-ых годах XX века. Сейчас множество сооружений, имеющих громадную историческую ценность, восстановлено и тщательно оберегается Мексиканским Правительством и ЮНЕСКО. Руины Чичен-Ица являются федеральной собственностью, но поддерживаются и восстанавливаются при участии Мексиканского Института Национальной Антропологии и Истории. Однако, интересен тот факт, что земельный участок, на котором располагаются исторические памятники, находится в частной собственности и принадлежит семье Barbachano.

В 2007 году древниё город майя вошёл в число семи Новых Чудес Света. Сегодня Чичен-Ица, наверное, самый посещаемый город древних майя. Сюда можно совершить однодневную экскурсию как из Мериды, так и из Канкуна. Для туристов, желающих провести в Чичен-Ице несколько дней, работает несколько отелей.

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст] /авт. текста М. Холлингсворт; пер. Т. Саливон.- М.: Махаон, 2007.- 511 с. [С.322 - 326].
  • Бурмистрова, Л.Л. Я познаю мир. Архитектура [Текст]: детская энцикл. /Л.Л. Бурмистрова.- М. .: АСТ: Астрель, 2006.- 398 с. [С.157 - 160].
  • Все о чудесах света [Текст]: атлас – справочник /ред. С.Ю. Раделов.- СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2007.- 207 с. [С. 30-31].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энцикл. /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.: РОСМЭН, 2007.- 111 с. [С. 102 - 103].
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2008.- 47 с.: ил. [С. 44].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Калашников, В. Чудеса света. Новый мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2008.- 47 с.: ил. [С. 12].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Крумменерль, Р. Исчезнувшие города [Текст] /Райнер Крумменерль; пер. с нем. Е.Ю. Жирновой.- М.: ТД «Мир книги», 2006.- 48 с.: ил. [С. 31-36].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- СПб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил. [С. 54 - 57].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст]: науч.-поп. издание для детей /Н.Н. Малофеева, И.В. Травина, Е.В. Широнина.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.- 96 с.: ил. [С. 26 - 27].- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
  • Маневич, И.А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И.А. Маневич, М.А. Шахов.- М.: Белый город, Б.Г.- 208 с.: ил. [С. 194 - 195]
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справ. /А. Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 507 с. [С.43-46].- (Величайшие тайны мира).
  • Рубанова, А. Самые красивые места мира [Текст]: науч.-попул. изд. /А. Рубанова.- М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2003.- 47 с.: ил. [С. 38 - 39].
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Текст /пер. с нем. яз.- М. : ООО ТД «Мир книги», 2006.- 208 с.: ил. [С. 16 - 17].
  • Симон, Ф. Чудеса света [Текст] /Филипп Симон.- М.: Махаон, 2008.- 123 с.: ил. [С. 48-49].- (Детская энциклопедия)
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 124].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С. 78 - 79]. - (100 самых самых).
  • Шереметьева, Т.Л. 100 чудес света, которые необходимо увидеть [Текст] /Т.Л. шереметьева.- Минск: Харвест, 2010.- 280 с.: ил. [С. 247 - 251].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: детская энцикл. /сост. Н. Соломко.- М. .: АСТ: Астрель, 2002.- 477 с. [С. 346-349, 379-383].