Храм Артемиды
- Чудеса света

Величественный храм в честь Артемиды.

В конце XII тысячелетия до н.э. часть греков-ионийцев переселилась из материковой Греции в Малую Азию и основала на западном побережье, напротив острова Самос, город Эфес.

В VI в. до н. э. город Эфес достиг небывалого расцвета. «Богат и славен» был Эфес. На всю Ионию, пожалуй, - самую передовую область греческого мира, были известны его мореплаватели и творцы. Много красивейших зданий они возвели – гордо сияли дворцы и храмы под солнцем юга, делая честь своим создателям.

Покровительницей города была Артемида — дочь Зевса и Лето, сестра-близнец златокудрого Аполлона. Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, защитницей целомудрия и охранительницей рожениц, а также богиней Луны.

Древнегреческие боги были похожи на людей, отличались только бессмертием. Греки верили, что боги постоянно наблюдают за ними и могут наказать или наградить за разные поступки. Чтобы умилостивить их, они строили богам удивительной красоты храмы и устраивали в честь них торжества.

Храмы у греков были главным местом в городе. Сюда для воздаяния хвалы богу собирались все граждане. Здесь, в священном месте, хранили не только важные документы и городские сокровища, но и свои собственные.

По одной из легенд этот город основали амазонки – женщины-воительницы, живущие без мужчин и поклоняющиеся богине Артемиде. И первый храм, посвящённый своей покровительнице, построили амазонки. Старинный храм давно обветшал и был так мал, что давно требовал себе замены.

Горожане решили построить новый более величественный храм. Эфесцы посетили многие города, осмотрели разные храмы, и решили построить такой, который затмил бы своей красотой всё увиденное. Место для строительства святилища Артемиды - недалеко от устья реки Канистры - было выбрано не случайно. Ещё в Бронзовом веке оно использовалось для ритуальных целей.

Строительство доверили молодому, но уже известному архитектору из Кносса Херсифрону. Он предложил построить мраморный храм, который будет опоясывать двойной ряд колонн. Предложение было принято на собрании граждан Эфеса, но возник вопрос — где брать мрамор?

Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Это был отличный белый мрамор. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью — «принесший благую весть». Эфесцы решили, что сами боги им помогают? Проект Херсифрона был утверждён.

Место для строительства храма было выбрано странное – недалеко от устья реки Каистры посреди старого болота. Архитектор полагал, что это место смягчит подземные толчки от землетрясения, которые часто случались на побережье Малой Азии. В болоте выкопали большой котлован, засыпали его смесью древесного угля и шести и тщательно утрамбовывали. На эту основу стали укладывать фундамент.

Громадные столбы (будущие мраморные колонны) вырубали и перевозили из каменоломен, находившихся в 12 километрах от места закладки храма. Однако колеса повозок со столбами увязали в топкой земле.

Херсифрон (подтвердив славу опытного архитектора) изобрёл способ доставки тяжеленных мраморных глыб к месту строительства. С обеих сторон мраморного столба вбивали по толстому железному пруту-сердечнику. К сердечникам приделывали особые железные втулки и крепкую деревянную раму с колесами такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем крепили толстые жерди из дерева, в которые впрягали могучих быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, громадную телегу и катилась по топкой дороге.

При Херсифроне были возведены стены здания и грациозная колоннада. Но до завершения постройки было ещё далеко. Когда же гениальный архитектор оказывался бессильным – на помощь спешила сама Артемида. Так, никак не удавалось уложить на место каменную балку порога! Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления.

И все же, несмотря на усилия охотницы с Олимпа, Херсифрон не успел достроить храм.

После смерти архитектора продолжил строительство его сын, тоже архитектор - Метаген. Он продолжал вести записи как отец и делал подробные рисунки каждого новшества. При Метагене была закончена верхняя часть храма. Рабочие с большим трудом втаскивали канатами балки по наклонной плоскости на высоту храма. В дальнейшем предстояла работа еще более сложная; нужно было положить огромную балку (архитрав) на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность: на вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под их тяжестью песок постепенно высыпался, и балки плавно легли на свои места. Метаген тоже не успел достроить храм, но подготовил себе смену – двух архитекторов Пеонита и Деметрия.

Строительство храма растянулось на 120 лет. Слух о строительстве храма облетел Средиземное море, и все города Малой Азии помогали Эфесу чем могли. Когда моряки из Эфеса причаливали в чужие гавани, жители первым делом спрашивали: «Ну, как там ваш храм? Скоро ли?».

Когда в 550 г. до н.э. лёгкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение.

Святилище Артемиды было огромно - 110 метров в длину и 55 метров – в ширину. Вокруг него в два ряда шли 127 стройных каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего: «Храм окружали 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Возможно, царей столько и не было в округе, но доля истины в его словах была. Так например, лидийский царь Крёз подарил Артемиде мраморные изображения богов и изображения коров, которые были отлиты из чистого золота. Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Прошло почти 200 лет, и в 356 г. до н. э. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. Храм сильно пострадал; обгорели деревянные балки перекрытий, обрушилась обгорелая крыша и закоптились беломраморные колонны. Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил – давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

С той поры повсюду люди рассказывали друг другу: «А знаете, что за казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут! Его имени не узнают потомки. А кстати, как его звали? Ах да, Герострат…». Забыть Герострата не удалось ещё и потому, что, благодаря его преступлению, в Эфесе появилось настоящее чудо света.

Жители Эфеса решили восстановить храм и для его реставрации собрали свои сбережения, и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии.

Восстановлением храма Артемиды занялся неутомимый выдумщик, архитектор Хейрократ. Он приказал разровнять оставшуюся груду развалин и щебня. Так был образован новый фундамент, который обложили толстыми мраморными плитами. Ступенчатое основание храма стало выше на 2 метра за счёт двухметровой толщины пола, покрывшего развалины. Это возвышало храм над строениями, выросшими вокруг него за последние столетия. Даже двухскатная крыша была необычна, её сделали не из глиняной черепицы на деревянных балках, как на древних храмах, а из мраморных плиток. Строительство завершили в считанные годы – ведь путь по болоту был уже проторен. На новую подушку положили новое здание, ещё больше прежнего.

Новый храм занимал ещё большую территорию – 125 метров в длину и 65 метров – в ширину. На месте 127 разрушенных колонн были возведены новые. 36 колонн в нижней части были украшены барельефами в рост человека, повествующими о подвигах греческих богов и героев.

Украсить новый храм внутри помогли знаменитые скульпторы и художники. Скульптор Пракситель сделал рельефы для алтаря, а скульптор Скопас (Галикарнакский мавзолей) вырезал украшения для колонн. А. Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, но при условии, что в храме высекут надпись, воздающую должное его заслугам. Эфесцы мотивировали свой отказ тем, что «богу» (Александру) не подобает воздвигать храмы другим богам.

Изнутри новый храм был облицован мраморными плитами. Горожане с трепетом сначала вступали в переднюю часть храма – пронаос, потом переходили в огромный главный зал – целлу.

В зале стояла 15-ти метровая статуя богини Артемиды в виде матери-кормилицы. Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота.

Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. Не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес свеса. Скоро храм превратился в настоящий музей и одновременно сокровищницу: лучшие мастера дарили ему свои картины и скульптуры. О храме с восторгом рассказывали многие греческие и римские писатели.

Когда Эфес подпал под власть римлян, в городе обосновался крупный чиновник – римский проконсул. К священному месту - храму Дианы, как стал он называться, съезжалось как и прежде множество людей, многие делали храму и богине богатые подношения. Их имена выбивали на мраморных досках и выставляли у стен храма.

Храм был настолько красив и богат, что впоследствии его причислили к великим чудесам света. Он простоял 600 лет и считался третьим великим чудом на Земле.

Однако в 263 году н.э. в Малую Азию вторглись племена готов, которые разграбили богатство храма. Готы – это группа воинственных племён грубых и невежественных. У них не было письменности, литературы, городов. Жили они в лесах, охотились и воевали. Слово «готы» придумали греки, так они называли все негреческие народы, которые говорили на непонятных языках, считая их грубыми и невежественными. «Вар-вар», - передразнивали их греки, так это слово и закрепилось.

Когда в Греции стала распространяться христианская религия, то храм, посвящённый языческой богине, постепенно пришёл в запустение. Мраморную облицовку с храма стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции и начали падать колонны.

Однако не только завоеватели разрушили храм. Его погубило время. Первый архитектор больше всего страшился землетрясений, но не подумал о реке Каистре, расположенной по соседству. Землетрясение довершило «дело» готов - превратило в руины прекраснейшее сооружение того времени. За тысячи лет наносы реки постепенно скрыли то, что некогда осталось от величественного храма. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Археологам и архитекторам потребовались десятилетия, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света. Так английскому археолог Джон Вуд отыскал следы храма 31 октября 1869 года. Что же обнаружилось под древним фундаментом? Остатки двух храмов в слоях, лежащих последовательно друг над другом: сожженный Геростратом и руины нового храма. И человечество вновь вспомнило полузабытое имя Герострата. Английский археолог Дэвид Хогарт на раскопках в 1903 году нашёл 3000 ценнейших жемчужин, серьги, шпильки для волос, броши и старинные монеты. Эфесские находки хранятся в музеях Турции.

Часть колонны и барельефа были восстановлены и хранятся в Британском музее.

В настоящее время на месте Эфеса находится город Сельчук в Турции, на юге провинции Измир. Развалины храма Артемиды практически полностью поглощены болотом. На месте, где он стоял, возвышается одна восстановленная из обломков колонна.

Список источников литературы:

  • Афонькин, С. Ю. История архитектурных стилей [Текст] : шк. путеводитель /С. Ю. Афонькин.- СПб. : БКК, 2010.- 96 с.: ил. [С. 3 - 7].
  • Бродский, Б. Каменные страницы истории [Текст]: рассказы об удивительных городах и знаменитых постройках /Б. Бродский. – М. : Дет. лит., 2960.- 235 с.: ил. [С.5 – 19].
  • Бурмистрова, Л. Л. Я познаю мир. Архитектура [Текст] : энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М., 2006.- 397 с.: ил. [С. 21 - 28].
  • Васильева, Е. К. Все величайшие памятники архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – М. :АСТ; Харьков : Фолио, 2008.- 510 с.: ил. [С. 6 - 11].
  • Васильева, Е. К. 100 знаменитых памятников архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – Ростов н/Д, 2009.- 510 с.: ил. [С. 6 - 11]
  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 8 - 23].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. С. [6 – 7].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с.: ил. [С. 4 - 5].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С.21 - 102]. - (Библиотечная серия).
  • Иванова, Л. В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова.- Смоленск, 2003.- 285 с. : ил. [С.99]. - (Малый атлас чудес света).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М., 2007.- 47 c. : ил. [С. 4 -10].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 358 - 361].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с.- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С. 51-52].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 6 - 7].
  • Маневич, И. А. Знаменитые чудеса Востока [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 208 с.: ил. С. [132 - 133].
  • Маневич, И. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 15 с.: ил. С. [6 – 7].
  • Мир культуры [Текст]: Литература, живопись, архитектура, балет...- Смоленск, 2001.- С.48-82.- (Детская энциклопедия в вопросах и ответах).
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.64-66].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 4 - 14]. - (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С.4 – 15]. - (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 49]. – (100 великих).
  • Самые знаменитые памятники античности [Текст]: иллюстр. энцикл. /сост. А.Ю. Астахов. - М.: Белый город, Б.г. - 104 с. [С. 46].
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С.2 – 6].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 4 – 7].
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] /пер. с немецкого языка.- М.: Мир книги, 2006.- 207 с.: ил. [С. 192-193].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. - М.: Знание, 1983.
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 6 - 7].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С.50-52]. - (100 самых самых).
  • Шуази, Огюст Мировая архитектура [Текст]: история. Стили. Направления /Огюст Шуази. – М. : Эксмо, 2010.- 541 с. : ил. [С. 130].
  • Я познаю мир. Мировая художественная культура [Текст] : энцикл. /Е. Ю. Пархоменко.- М.: АСТ : Астрель: Ермак, 2003.- 397 с. [С.47-82].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М., 2002.- 477 с. [С.7- 26].
  • Янсон, Х. В. Основы истории искусств [Текст] /В. Х. Янсон, Э.Ф. Янсон .- 1-е изд. на рус. яз.- СПб, 1996.- с.: ил. [С. 45 - 51].
  • 35. Панкратова, Т. Семь чудес света [Текст]: храм в честь Артемиды в Эфесе /Т. Панкратова, О. Скуратова //Искусство.- 2008.- № 10.- С. 7 – 8.