Мавзолей в Галикарнасе
- Чудеса света

Вечное, необычное и прекрасное –

Мавзолей в Галикарнасе.

Город Галикарнас построили греческие мореплаватели около 1000 года до н.э. Он располагался в Малой Азии в области Кария в месте соединения Эгейского и Средиземного морей, в 110 км южнее Эфеса.

Галикарнас был крупным торговым портом, хорошо укрепленным самой природой, благодаря своему удачному географическому положению он сделался столицей Карии.

В 377 году до н.э. царём Карии стал Мавсол. Вступив на трон после смерти отца, молодой Мавсол продолжил строительство и украшение города. Он обнёс его мощными стенами, возвёл множество новых домов и храмов. Этот правитель не прославил себя никакими добрыми делами. О нём рассказывали как о коварном, ловком и жестоком человеке. Он вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например, налог на похоронные обряды и на волосы.

Мавсол был болезненно тщеславен. Он захотел обессмертить своё имя, воспользовавшись опытом египетских фараонов. Для этого Мавсол решил построить в Галикарнасе монументальную гробницу для себя. Только такую, чтобы она была похожа на храм бога. Строительство царь решил поручить не персидским, а греческим архитекторам. Он объявил конкурс среди мастеров Греции, в котором участвовали все знаменитые греческие зодчие. Царю повезло, недавно закончилась Пелопонесская война (с 431 г. до н.э., продолжалась 27 лет) и талантливые мастера оставались без дела. Поэтому лучшие живописцы, скульпторы, архитекторы Греции с радостью откликнулись на предложение Мавсола.

Победителями конкурса стали Пифей и Сатир. Царь торопил мастеров, ему хотелось скорей похвастаться на весь мир собственной гробницей, которую построили знаменитые зодчие. Однако этого ему не удалось. Процарствовав 24 года, в 353 году до н.э. Мавсол сильно разболелся и умер. Закончить гробницу он завещал своей жене Артемиссии.

Под руководством жены Мавсола зодчие и скульпторы продолжили работу. В центре города поднималось всё выше и выше торжественная гробница. Но и Артемиссия не успела довести дело до конца, она пережила мужа только на два года. После её смерти строительство продолжил их сын. На смертном одре царица сказала: «Я вверяю тебе нашу усыпальницу. Это наше наследство».

Шли годы, скончался и сын. Гробница была закончена лишь при внуке Мавсола.

Сохранилось свидетельство Витрувия: вдоль гавани пролегала рыночная площадь, далее вверх через центр была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света. Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания».

Завершилось строительство в IV веке до н.э. Галикарнасский Мавзолей был грандиозным творением. Он стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса. В архитектуре Мавзолея, сохранялись во многом греческие традиции и строительные приемы, но и влияние восточной архитектуры тоже было налицо.

Гробница Мавсола представляла собой нечто среднее между древнеегипетскими пирамидами, греческими гробницами и персидскими усыпальницами. Греки предавали усопших земле, Мавсол же пожелал устроить своё место упокоения высоко над землёй – ближе к небу, как это было принято у египтян и персов.

На строительстве Мавзолея первые в греческом искусстве были использованы все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние — ионическими.

Плиний Старший так описывает это сооружение:

«С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м]».

В Мавзолее была соблюдена строгая геометричность, сочетались массивная простота, исполненная внутренней силы, с декоративностью, легкостью форм и плавностью линий. Мавзолей представлял собой прямоугольное четырёхярусное сооружение. Оно достигало 77 метров в длину, 66 метров в ширину и 46 метров в высоту (15 этажей).

Пятиярусный фундамент был выложен белыми мраморными плитами. У подножия здания (вдоль фундамента) скульпторы поместили мраморные изображения львов и скачущих всадников.

На фундамент был водружен первый ярус - мощное кубическое здание с глухими высокими стенами. Изнутри его поддерживали 15 дорических колонн.

Стены первого яруса украшал фриз - лента великолепного рельефа из белого мрамора. На одной стороне, работа Скопаса, изображающая битву греков с амазонками - «Амазономахия». Вздымались на дыбы скачущие лошади, в смертельную схватку устремлялись воины. Сцены сражения были исполнены необыкновенной энергии, силы. И казалось герои, изображённый в мраморе, вот-вот оживут, и раздастся лязг мечей, топот коней и воинственный клич амазонок.

Другие части фриза изображали сцены охоты и битву племени лапифов с кентаврами.

На кубе расположился второй ярус - усыпальница царя и царицы в виде храма с целлой площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров, окружённая 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Внутренние колонны этажа были коринфскими, а внешние — ионическими.

Храм-усыпальница был украшен бесчисленными мраморными статуями: Леохара, Бриаксида и Тимофея.

Скульпторы рисовали очертания будущей фигуры на мраморном блоке. Затем каменотёсы высекали из камня изображения людей и зверей, размерами в 2 – 3 раза превышающими реальные.

В завершении мрамор до блеска полировали песком и добавлялись бронзовые части.

Внутри храма-усыпальницы стояли саркофаги и огромные мраморные статуи Мавсола и его жены. Ещё при жизни Артемиссия повелела изготовить большую фигуру мужа скульптору Пифею. В скульптуре Мавсол предстаёт перед зрителем, высотою 3,05 метра как живой человек. Складки одежды, сандалии – всё исполнено с поразительной достоверностью.

Особенно верно передан характер Мавсола: ленивые пухлые губы, небольшая бородка и злобный пристальный взгляд глубоко посаженных глаз. Скульптуру самой Артемиссии создал Скопас (Храм Артемиды). Она изображает красивую величавую женщину с мягким взглядом, слегка затуманенным скорбью.

Трерий ярус — это пирамидальная кровля, тоже мраморная, состоящая из 24 ступеней. Подножье пирамиды обрамляли скульптуры львов.

Венчала строение мраморная квадрига – четвёрка лошадей, впряжённая в колесницу, которой правили мраморные Мавсол и Артемиссия.

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Гробница Мавсола стала так знаменита, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Существует две версии: «Мавзолеем» назвали гробницу по имени Мавсола, и название произошло от греческого слова «Mausoleion».

Девятнадцать веков (1800 лет) простоял Мавзолей в Галикарнасе. Даже когда город захватывали войска разных правителей, мавзолей старались беречь. Казалось, гробница Мавсола будет стоять вечно.

Однако в XII веке Мавзолей разрушило землетрясение. А в XV веке, спустя 300 лет, гробницу царя разграбили рыцари-крестоносцы. Они использовали камни Мавзолея для строительства крепостных укреплений и храма Св. Петра. В стены крепости они вставляли огромные куски мрамора со статуями и фризами, созданные гениальными греческими мастерами. В 1523 году вооружённые отряды турецкого султана Сулеймана захватили Галикарнас. Там, где раньше красовалась красивая гробница, выросли дома новых правителей. А храм Св. Петра перестроили в крепость – Будрун.

В XIX веке, в 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика Мавзолея. Один из вариантов послужил основой для проекта мавзолея Гранта на Манхэттене.

В 1857 году сотрудники Британского музея смогли выкупить 12 домов, принадлежавших туркам и выломать из стен плиты с творениями древних скульпторов-гениев. Эти немногочисленные древние обломки теперь находятся в Галикарнасском зале Британского Национального музея в Лондоне. Там выставлено 17 фрагментов фриза Мавзолея. Там же стоит колоссальная статуя самого Мавзола и его супруги Артемисии, которые были искусно собраны из 63 фрагментов. От той колесницы, на которой стояли фигуры до наших дней сохранились только одно колесо и фрагменты двух коней.

Город Галикарнас теперь принадлежит Турции и называется Бодрум.

О былом величии гробницы Мавсола напоминают только оставшиеся руины. Однако память о Галикарнасском Мавзолее сохранилась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в других городах Ближнего Востока.

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст].- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: [С. 67].
  • Власов, В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 3 Г – З [Текст] /В. Власов.- СПб.: Азбука – Классика, 2005.- 744 с.
  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 54 - 63].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. С. [14 - 15].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С.261 - 292]. - (Библиотечная серия).
  • Иванова, Л. В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова.- Смоленск, 2003.- 285 с. : ил. [С. 259]. - (Малый атлас чудес света).
  • Иванова, Л. В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова.- Смоленск, 2003.- 285 с. : ил. [С. 259]. - (Малый атлас чудес света).
  • История мировой культуры [Текст]: спр. школьника.- М.: Слово: АСТ: Ключ-С, 1996.- 606 с. [С. 300 – 301]
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 8].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- Спб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил.[С. 16 – 18].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 364 - 366].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с. [С. 131 - 151].- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С. 51-52].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 14 - 15].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.4 - 5].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.- 134 с. [С. 77 - 90].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 417 - 418].- (Величайшие тайны мира).
  • Панкратова, Т. Семь чудес света [Текст]: Галикарнасский мавзолей; цикл занятий /Т. Панкратова, О. Скуратова //Искусство.- 2008.- №12.- С.5-7
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 127].- (Справочник)
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 36 - 40]. - (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С.35 - 39]. - (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 42 - 46]. – (100 великих).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с.: ил. [С.3].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 12 - 13].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. - М.: Знание, 1983.- 208 с.: ил. [С. 31 - 32].
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 45].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С.50 - 53]. - (100 самых самых).
  • Шуази, Огюст Мировая архитектура [Текст]: история. Стили. Направления /Огюст Шуази. – М. : Эксмо, 2010.- 541 с. : ил. [С. 152].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М., 2002.- 477 с. [С.7- 10, 21].
  • Панкратова, Т. Галикарнасский мавзолей [Текст]: семь чудес света: цикл занятий /Т. Панкратова, О. Скуратова //Искусство.- 2008.- № 12.- С. 5 – 7.