Александрийский маяк
- Чудеса света

«Маяк, каких прежде в мире не было».

В Египте было создано не только первое Чудо света, но и последнее. А между ними – более 2 тысяч лет. Седьмое чудо света Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э., на самом деле является восьмым чудом. До его постройки вторым чудом света считались стены Вавилона. Когда же в устье Нила был сооружен 130-метровый маяк, современники настолько были поражены этим выдающимся техническим достижением, что попросту вычеркнули стены Вавилона из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.

А началось всё в 331 году до н.э., когда армия А. Македонского вошла в Египет, великий полководец решил построить город в свою честь. 16 апреля двадцатипятилетний Александр Македонский отмечал первую годовщину своего завоевания Египта и обожествления в качестве фараона. В этот день Александр отмерил шагами прямоугольный участок земли размером 30 на 7 стадиев (5370 х 1253 метров). В торжественной процессии за ним следовал жрец, посыпавший следы царя ячменной мукой. По предсказанию оракула, ячменная мука должна была умилостивить богов и помочь тем самым осуществлению царского замысла.

Так на берегу Средиземного моря в устье реки Нил, был заложен город Александрия - первый город Александра Великого (позже на Ближнем Востоке появится еще немало других основанных им городов).

Основанием Александрии македонский царь хотел приобщить египтян к достижениям греческой культуры и вовлечь их в хозяйственные отношения с Грецией. Александр сам разрабатывал планы строительства новых городов. Он выбрал место для агоры и торгового центра, установил число и месторасположение храмов, определил, каким греческим богам они должны быть посвящены.

Надежды царя оправдались: за короткое время в дельте Нила возник цветущий город с населением 600.000 человек. В основном это были греческие переселенцы, египтяне и евреи. Прямые и широкие улицы города были замощены мраморными плитами. Вдоль улиц стояли мраморные колоннады, которые укрывали пешеходов от палящего солнца. В прекрасных парках стояли роскошные дворцы и величественные общественные здания. На улицах всегда можно было увидеть толпы нарядных прохожих, моряков и коммерсантов из разных стран.

Александрия Египетская задумывалась как важнейший укрепленный и торговый центр на пересечении морских, речных и наземных путей трёх континентов. Александр понимал, что город должен был иметь собственную хорошо защищенную гавань, одним из обязательных элементов которой со временем должен был стать маяк, который должен обеспечить безопасность мореплавания в прибрежных водах и безопасность города от нападений с моря.

Правда, увидеть маяк Александру Македонскому было не суждено: он умер в 323 года до н.э., за 23 года до начала его строительства. После смерти Александра его друг Птолемей объявил себя правителем Египта и сделал Александрию своей столицей.

Птолемей I Сотер был не только талантливым военачальником, но и блестяще образованным человеком. При Птолемее Александрия стала крупным культурным и научным центром того времени, одной из важнейших метрополий Средиземноморья.

В своей столице Птолемей повелел построить библиотеку (знаменитая Александрийская библиотека), в которой хранилось около 500 тыс. свитков. И Мусейон – учреждение при храме Муз, своего рода исследовательский институт, где обучались и жили крупнейшие учёные (Евклид), врачи, астрономы древнего мира. Каждый корабль, прибывший в Александрию, если на нём имелись какие-либо свитки с литературными или философскими произведениями, должен был или передать их в библиотеку, или предоставить для копирования.

На судах приезжали и чужеземцы: студенты, пожелавшие изучать астрономию или философию, в недавно открывшемся университете; больные, надеявшиеся получить помощь у знаменитых александрийских врачей; дипломаты, купцы и просто путешественники, которым не терпелось своими глазами увидеть этот замечательный город, выросший на берегу Нила. В другие страны отсюда вывозили главным образом стекло, папирус и льняное полотно.

Судоходство становилось все интенсивнее, и кораблям приходилось уже заходить в гавань и выходить из неё не только днём, но и ночью. Поэтому на маяке установили мощное осветительное устройство, в котором сжигали древесную смолу и масло. Само дерево для этого не использовали, оно было слишком дорого. Его ввозили из других стран, и использовали только на строительство домов и судов.

Птолемей был больным и старым, когда призвал в 285 году до н.э. знаменитого архитектора Сострата Книдского и предложил ему построить маяк самый грандиозный в истории. Местом для строительства маяка выбрали восточный берег острова Фарос близ Александрии, который для удобства соединили с материком дамбой и соорудили мол, ограждающий гавань от подводных скал, ила и песка.

Как и все мореходные сигнальные средства того времени, Александрийский маяк строился для использования в дневное время. Суда заходили в гавань до наступления темноты, чтобы не оставаться на ночь в море. Но Александрийская гавань очень скоро превратилась в оживленный центр морской торговли.

Строительство маяка продлилось 5 лет и в 279 году до н.э. было закончено.

Александрийский маяк - был первой башней с сигнальным огнем в истории судоходства. Днём морякам помогал в навигации столб дыма с башни. А ночью луч света был настолько ярким, что казалось, его можно увидеть и на краю света (на 60 километров). Это мощное излучение и смелая конструкция башни и явились причиной того, что Александрийский маяк был причислен к Семи чудесам света.

Маяк действительно был грандиозным сооружением. Точных сведений о конструкции и размерах Фаросского Маяка до наших дней не сохранилось. Однако (по описанию Страбона и изображению на оборотной стороне птолемеевской монеты) есть основания полагать, что башня состояла из трёх ярусов и её высота составляла 120 – 130 метров.

Квадратное основание, сложенное из крупных плит известняка (из которых строили пирамиды) опиралось на мощный фундамент. Длина каждой стены основания составляла 30,5 метров и была сориентирована по сторонам света. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам.

(1 уровень) На основание была поставлена прямоугольная башня высотой 70 метров, слегка сужавшийся кверху. Маяк также служил крепостью и в этой башне располагался большой гарнизон, с наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, поэтому в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады.

(2 уровень) На прямоугольной башне возвышалась восьмигранная башня высотой около 40 метров, облицованная полированными мраморными плитами и сориентированная по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из них служили флюгерами, указывавшими направление ветра.

По краям башни стояли удивительные женские статуи из позолоченной бронзы. Это были не просто статуи, а сложные хитроумные автоматы. Одна статуя поворачивалась вслед за солнцем и луной. При восходе протягивала руку в его сторону. Когда солнце или луна прятались за горизонт, рука опускалась. Вторая постоянно смотрела на море и во время тумана и непогоды предупреждала трубным звуком, издаваемым золотым рогом. Третья стояла на верху гранитных колонн и пристально вглядывалась вдаль. Когда приближался вражеский флот, она поднимала тревогу громким криком. Четвёртая указывала направление ветра, как флюгер. Пятая - силу морских волн и ветра, передвигая золотые стрелки на огромных синих циферблатах.

В середине восьмигранной башни имелась шахта с пологой винтовой лестницей и спиральным пандусом, ведущими вверх к осветительной системе. Топливо для огня (смола и масло) доставляли наверх мулами и лошадьми по пандусу.

(3 уровень) Круглая башня с 8-ю цилиндрическими колоннами. В ней размещалась осветительная система маяка. В фонаре постоянно горел огонь, свет которого усиливался с помощью системы зеркал - отражателей из бронзовых полированных вогнутых пластин. За огнём постоянно следили служители маяка, свет был направлен в море и виден издалека. Идея использования береговых костров для облегчения ориентирования мореплавателей использовалась задолго до строительства Александрийского маяка. Новшеством александрийских инженеров являлось именно использование зеркал-отражателей которые усиливали и концентрировали световой пучок.

Завершалась крыша куполом, опирающимся на гранитные колонны, на вершине стояла бронзовая скульптура бога морей Посейдона, высотой 7 метров. По некоторым сведениям позолоченная статуя Посейдона имела лицо основателя города – Александра Великого.

Снаружи маяк был облицован белым мрамором. На строительство было израсходовано 800 талантов (стоимость 20 800 кг серебра, что по современным оценкам равняется 10 миллионам немецких марок).

Каковы же были задачи маяка?

  • Безопасность мореплавания.
  • Слежение за передвижениями по морю велось круглосуточно и круглогодично с целью предупреждения возможного внезапного нападения. Главной задачей гарнизона, постоянно находившегося на территории крепости, являлось своевременное обнаружение вражеских кораблей для обеспечения запирания александрийских гаваней от входа незваных гостей. Впрочем, будучи хорошо укрепленной крепостью, маяк мог выдерживать и длительную осаду, и обеспечивать защиту города от вражеских кораблей.
  • Слежение за передвижениями по морю велось круглосуточно и круглогодично с целью предупреждения возможного внезапного нападения. Главной задачей гарнизона, постоянно находившегося на территории крепости, являлось своевременное обнаружение вражеских кораблей для обеспечения запирания александрийских гаваней от входа незваных гостей. Впрочем, будучи хорошо укрепленной крепостью, маяк мог выдерживать и длительную осаду, и обеспечивать защиту города от вражеских кораблей.

Это прекрасно понимали не только египетские монархи, но и строитель маяка Сострат, который очень хотел, чтобы потомки помнили не только имя царя Птолемея, но и его. Для этого он придумал хитрость. На мраморной стене маяка он сделал надпись «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Эту надпись он закрыл тонким слоем штукатурки , а на ней поместил торжественные слова в честь царя. С годами штукатурка обвалилась, и все прочитали имя славного Сострата.

Маяк сделался символом Александрии. Его силуэт чеканили на монетах, изображали на сосудах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников.

Почти 1500 лет Александрийский маяк стойко выдерживал все военные потрясения. Но затем его постигла та же учесть, что и многие другие чудеса света.

В 796 году он был разрушен землетрясением. Попытки пришедших в Египет арабов восстановить маяк закончились неудачей, высота разрушенного маяка была около 30 метров. В таком виде маяк простоял до очередного землетрясения в XIV веке. Впрочем, по иным сведениям, основание маяка вместе с частью других прибрежных александрийских земель ушло во время землетрясения под воду, и в настоящее время находится на дне александрийской бухты.

В 1480 году мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит поныне и носит имя своего создателя.

Поскольку до Александрийского маяка других маяков не было, не существовало и названия для подобных сооружений. Название острова превратилось в символ; слово «фарос» стало означать «маяк», от него образовалось и современное слово «фара» - автомобильный фонарь. Иными словами, от гигантского седьмого чуда света осталось всего лишь одно слово.

В 1980 г. международная группа археологов обнаружила на морском дне обломки Фаросского маяка.

Сегодня в городе Сочи на юге Краснодарского края (Россия) есть элитный жилой комплекс необычайно красивого внешнего вида, который называется «Александрийский маяк». Это говорит о том, что люди знают, помнят и восхищаются Чудесами света Древнего мира и сегодня.

Список источников литературы:

  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст].- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: [С. 65 - 66].
  • Бурмистрова, Л. Л. Я познаю мир. Архитектура [Текст] : энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М., 2006.- 397 с.: ил. [С. 49 - 50].
  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 82 - 93].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. [С. 8 - 9].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С. 329 - 367]. - (Библиотечная серия).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 9].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- СПб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил. [С.26 - 29].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 368 - 369].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с. [С. 173 - 196].- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С.51-52].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 8 - 9].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.4 - 5].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.- 134 с. [С. 105 - 118].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 486 - 488].- (Величайшие тайны мира).
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 127 - 129].- (Справочник)
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 45 - 47]. - (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С. 45 - 47]. - (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 55 - 59]. – (100 великих).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С.5 - 6].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 16 - 17].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. - М.: Знание, 1983.- 208 с.: ил. [С.35 - 37].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С.50 - 52]. - (100 самых самых).
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М., 2002.- 477 с. [С. 22 - 24].