Пирамиды
- Чудеса света

Усыпальницы фараонов.

(Первое Чудо света – пирамиды).

У многих народов древнего мира число семь считалось особым. В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух «жизненных чисел» три и четыре. Три – «жизненное число» человека – отец, мать и ребенок (они составляют основу жизни). Четыре – это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага, делающая землю плодоносящей.

Греческий философ и математик Пифагор, живший в VI веке до Рождества Христова, тоже придавал особое значение числу семь, как сумме чисел три и четыре. Треугольник и четырехугольник математиками античности считались проявлением законченности и совершенства. Поэтому число семь как сумма тройки и четверки воспринималось ими тоже как священное.

В христианстве признаются 7 смертных грехов, 7 таинств. У мусульман место наивысшего просветления – 7-е небо.

Семью чудесами света считаются творения, которые своим техническим или художественным совершенством вызывали и вызывают восхищение людей. Первые семь чудес света описал финикийский писатель Антипатр из Сидона, который, путешествуя, собственными глазами видел эти чудеса. К первым семи чудесам относятся: Египетские пирамиды; Висячие сады Семирамиды; Храм Артемиды в Эфесе; статуя Зевса Олимпийского; Мавзолей в Галикарнасе; колосс Родосский (статуя бога Солнца); Александрийский маяк на острове Фарос.

Познакомимся с первым Чудом света.

На севере африканского континента расположена страна Египет. "Визитная карточка" Египта - пирамиды. К началу XXI века здесь открыто около сотни пирамид (93) - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней.

Пирамиды расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Запад считался страной мёртвых.

Самые известные из них - три великие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина стоят на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Ещё в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света".

Дорогу к великим пирамидам «охраняет» Большой Сфинкс. Сфинкс - самая знаменитая скульптура древности. (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос). Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека высечен из целой скалы (длина - 57 метров, высота - 20 метров) к северо-западу от нижнего храма Хеопса. Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном. На протяжении тысячелетий Сфинкса неоднократно заносило песком, но большинство фараонов считало своим долгом перед древними освободить его от заносов. Свидетельствующая об этом памятная таблица фараона Тутмоса IV и сегодня видна у передних лап Сфинкса.

В египетской мифологии лев часто выступает в роли хранителя священных мест. Львы охраняли врата загробного мира, они были хранителями западного и восточного горизонтов. Путешествие Солнца по стране мертвых начиналось из пасти западного льва, вел этот путь к восточному льву, от которого обновившееся и омолодившееся светило возвращалось в мир людей. Фигуры львов могли символизировать горы на востоке и западе страны, иногда их отождествляли с понятиями прошлого и будущего. Так были взаимосвязаны образы льва и бога Солнца, поэтому у Сфинкса была человеческая голова, имеющая черты лица фараона, сына бога, который после смерти сам становился богом Солнца. Огромный Сфинкс в Гизе охранял покой мира мертвых, в период Древнего царства его считали земным воплощением бога Солнца и Гелиополя, бога Атума. В Новом царстве Сфинкса считали воплощением бога Солнца - Ра.

Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену (сын Хеопса). По иероглифам можно причесть её название «Хефрен Великий». Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53 градуса o8'. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена.

Третья из великих пирамид Гизы - пирамида Микерина (внук Хеопса). Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Эта пирамида из чёрного гранита значительно меньше своих предшественниц и имеет краткую надпись: «Божественный Микеринос». Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона – 51градус. Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка. Строительство третьей пирамиды обошлось вдвое дороже, чем строительство первых двух.

Самая древняя и крупная из трёх великих - Пирамида Хеопса была так названа в честь своего создателя фараона Хеопса (Хуфу) второго фараона IV династии. По иероглифам название самой большой пирамиды: «Хеопс – Властитель горизонта».

Начал возведение пирамиды Хеопс сразу после смерти своего отца Снофру. Предполагают, что главным архитектором пирамиды был вельможа Хемиуну (Хемон), близкий родственник фараона. Во времена своего создания Большая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд почти 4000 лет.

Прежде чем приступить к строительству, необходимо найти площадку, которая выдержала бы вес пирамиды. Такое место было найдено южнее Каира, в пустыне в 7 километрах западнее селения Гиза - твёрдый каменный грунт плато которого, был способен выдержать вес будущей пирамиды.

Площадка для возведения пирамиды должна быть ровной и гладкой. Для этого по периметру строительной площадки насыпали водозащитный вал из песка и камней. В этом четырехугольнике вырыли сеть каналов, перпендикулярных друг другу, которые напоминали гигантскую шахматную доску. Каналы наполнили водой. Отметив уровень воды на боковых стенках, воду спустили. Каменотёсы выровняли поверхность по этой отметке, и каналы опять заложили камнем. Так был подготовлен фундамент для строительства пирамиды, на это ушло 10 лет.

До сих пор пирамида остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров (50-этажный дом), а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений.

Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров, а площадь – 53 тысячи квадратных метров. (12 футбольных полей, 1000 двухкомнатных квартир). На занимаемой пирамидой территории могли бы разместиться пять крупнейших церквей мира – собор Святого Петра в Риме, Собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы во Флоренции и Милане.

Грани пирамиды строго ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51 градус 52'.

Возведение гигантского сооружения продолжалось 20 лет. Строительство было завершено в 2580 году до н.э. На строительстве было занято более 100 тысяч человек (20 – 30 тыс.). Это был и подневольный (рабский), и в большей степени добровольный труд. Крестьяне и ремесленники приходили на стройку во время разлива Нила, когда поля были залиты водой. Они получали за работу жильё, одежду и небольшое денежное вознаграждение. Кроме того, считалось большой честью участвовать в строительстве пирамиды для фараона, таким образом приобщались к бессмертию своего правителя.

На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков, каждый был весом 7,5 тонн каждый, уложенные в 128 слоёв.

Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Обтёсывали глыбу с помощью кувалд и клиньев, пил и буравов. Волоком по брёвнам, на деревянных салазках доставляли к берегу реки. Затем на судах их доставляли в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал.

Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи (пандусу), выложенной брёвнами, на деревянных полозьях с помощью тросов, рычагов и шестов. Далее по кирпичному спиралевидному краю строящейся пирамиды на салазках блок тянули наверх, где он устанавливался. Блоки устанавливались с точностью до миллиметра так, что между ними нельзя было просунуть лезвие ножа. По мере строительства пандус становился длиннее и уже, рос угол подъёма. Самое сложное - установка вершины пирамиды. Верх венчал позолоченный камень — пирамидион.

Когда корпус пирамиды был построен, ступени закладывали камнями, чтобы не было видно выступов. Последний этап – облицовка граней. Грани пирамиды были облицованы белым песчаником. Облицовочные плиты полировали камнями более твёрдых пород, чем основные блоки. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В свете луны пирамида излучала таинственный свет, словно переливающийся кристалл. В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Египтянам пришлось снять облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.

Вход в пирамиду находился с северной стороны. В центре её имелось ядро из битого камня, на которое опирались с небольшим наклоном плиты известняка (наклон плит обеспечивал устойчивость пирамид).

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Камеры соответствуют трём стадиям строительства пирамиды, поскольку фараон желал, чтобы его гробница была готова в любой момент. После наклонного коридора примерно на уровне земли начинается коридор, ведущий вверх, он выходит в маленькую галерею, а та ведет в небольшую камеру. Если идти дальше, то мы попадем в великолепную галерею, длина которой 47 м, высота 8,5 м. Называют ее Большой галереей. Это уникальное техническое сооружение. Известняковые плиты облицовки ложного свода уложены друг на друга, при этом каждый последующий слой заходит на предыдущий на 5-6 см. По сторонам галерею обрамляют каменные блоки, они так тщательно подогнаны друг к другу, что кажутся сплошной стеной.

Большая галерея, ведет в небольшую комнатку-шлюз. За ней находится погребальная камера фараона. Длина камеры 10,5, ширина 5,2 высота 5,8 м. Она облицована плитами розового гранита. Над потолком погребальной камеры находятся пять разгрузочных камер, самая верхняя заканчивается двускатной крышей из огромных гранитных блоков, они принимают на себя колоссальную тяжесть давящей на погребальную камеру каменной массы. Погребальная камера фараона сориентирована точно по частям света. У западной стены стоит саркофаг. Он выполнен из одной грубо обтёсанной глыбы розового гранита, т. е. окончательно не готов, крышка отсутствует. Это, возможно, - свидетельство того, что Хеопса захоронили в другом месте. По размерам саркофаг - шире дверного проёма, значит его поместили в камеру до того, как зал был построен.

Вход в погребальную камеру тщательно закрывали для безопасности, коридоры перекрывали, а главный вход в пирамиду замуровывали.

Вход в пирамиду находится на высоте 14 метров, на её северной грани. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Строительство первой, самой глубокой камеры («ямы») не было закончено. Она вырублена в скальном известняковом основании. Чтобы попасть в неё, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося (под углом 26,5 градуса) прохода, который затем переходит в горизонтальный коридор длиной около 9 м. Размеры камеры 14х8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м. Посередине камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7х0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком.

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5 градуса идёт на юг восходящий проход длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи. В своём начале, восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные каменные "пробки", снаружи, из нисходящего прохода, нижняя была замаскирована выпавшим случайно при работах Аль амуна блоком известняка, да так что примерно 3 тысячи лет считалось что в Большой Пирамиде иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры, нет. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор, а пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что в некоторых местах выше восходящий проход чуть уже пробок, она считает что пробки были вообще установлены в начале строительства и т.о, восходящий проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки хранились в имеющемся пазе Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.

Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в том месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - т.н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды - имеется стык сразу не двух, а трёх коридоров, третим из которых является вертикальный колодец. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым. В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность - в трёх местах установлены так называемые "рамочные камни" - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

Еще одно ответвление от нижней части Большой галереи — узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - "Грот" (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек.

Грот расположен на "стыке" каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том как строителям удалось точно выйти на Грот. Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т.н. "ложный свод") стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется (число) пар углублений непонятного предназначения. Углубление заканчивается т.н. "Большой ступенькой" - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены. Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше — двускатное перекрытие. Их назначение — распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.

От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с 17 в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены ок. 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности.

Конец южного канала закрыт каменными дверцами, обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II». В 2002 году с помощью новой модификации робота дверца была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна дверца. Что находится дальше, пока неизвестно.

Однако пирамиды были лишь частью большого архитектурного ансамбля (погребального комплекса). Непосредственно к пирамиде примыкал Храм Усопших. Внутри храм был богато украшен настенными барельефами и великолепными статуями. Здесь совершались церемонии обожествления фараона, после чего гроб с мумией фараона помещали в находившийся в пирамиде саркофаг. Храм состоял из двух частей: внешней (с входными воротами и двором, окружённым колоннами) и внутренней (с нишами для статуй фараона и складом продовольствия для обеспечения правителя в загробном мире едой).

Из Храма Усопших длинная, защищённая навесом дорога восхождения вела к Нилу. Здесь на берегу реки стоял храм с причалом для судов. Путь фараона повторял движение Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. Пышная погребальная ладья с телом фараона медленно приближалась к пристани на берегу реки в сопровождении траурной процессии. Здесь ладья бросала якорь. За пристанью находился нижний храм, который служил воротами на пути фараона. Здесь совершали обряды очищения и мумификации (бальзамировали) тела фараона.

Недалеко от Большой пирамиды находились пирамиды меньших размеров, предназначенные для жён фараона, и простые могилы (мастабас) для родственников, священников и приближённых фараона, которые должны были служить ему в загробном мире.

Таким образом, спустя 70 дней прибывшее на ладье и набальзамированное тело фараона попадало в пирамиду.

На южной стороне пирамиды находилось сооружение, по форме напоминающее корабль (парусник). Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.

Со времён античности в пирамиду Хеопса никто не заходил, хотя нисходящий туннель посещался ещё в римские времена, о чём свидетельствуют надписи в подземной камере; описание этой камеры было сделано Страбоном.

Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. В Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу (Хеопса), мы встречаемся с мотивом поиска этим царём «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передаёт рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды. У Геродота же мы впервые встречаем распространённое мнение о том, что Хуфу заставил всех египтян работать на строительстве. В действительности же отряд строителей был хоть и велик, но вполне ограничен.

Первым, кто проник в пирамиду после римлян, был халиф Абу Джафар аль-Ма’мун (сын Гаруна аль-Рашида) в 832 г., прорубив ход длиной более 17 м (именно через него в наше время туристы попадают внутрь пирамиды). Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя. Однако крышка саркофага отсутствовала. От мумии фараона тоже не осталость никаких следов. Предполагают, что пирамида была разграблена ещё в глубокой древности.

Три фараона древней династии давным – давно исчезли, но их пирамиды продолжают жить. Они и сегодня способны поразить каждого, кто хоть раз их увидит. Недаром арабская пословица гласит: «Мир боится времени, а время боится пирамид».

Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет". Мощные прожектора выхватывают из темноты то одну из великих пирамид, то Сфинкса, а то и весь некрополь. Наслаждаясь этим великолепным зрелищем, зрители слышат увлекательный рассказ о Древнем Египте, об истории строительства пирамид. Представление идет на многих европейских языках и в том числе на русском.

«Сакральная геометрия» - священная геометрия форм, лежащих в основе жизни. «Геометрия» в переводе с греческого языка означает «измерение земли». Пирамида - один из мощнейших символов сакральной геометрии.

Египетские пирамиды являют собой удивительный пример геометрической и математической мистики.

Три пирамиды в Гизе располагаются внутри прямоугольника, сформированного из фигуры vesica piscis, которая образуется, когда центры двух кругов с равными радиусами расположены на окружностях друг друга. Площадь, ограниченная пересекающимися дугами кругов, и есть vesica piscis.

Основополагающей константой в архитектуре, живописи и науке считается Золотое Сечение и именно таковыми являются пропорции Великой Пирамиды Гизы.

Пирамида содержит в себе огромное количество информации о строении Вселенной, Солнечной системы и человека, закодированной в ее геометрической форме, в форме октаэдра, половину которого она представляет.

Фотосъемка с воздуха показывает, что пирамиды в Гизе расположены на линии, четко соответствующей спирали Фибоначчи.

Вершины каждой из трёх Пирамид комплекса в Гизе лежат на спирали Золотого Сечения, или на спирали Фибоначчи, которая при своём раскручивании, приближается к спирали Золотого Сечения.

Древние строители возвели этот величественный монумент с идеальной инженерной точностью и симметричностью.

Это строительное чудо сооружено не на ровной площадке, а на массивном природном холме высотой 9 метров, который занимает 70 процентов основания пирамиды.

Основные характеристики Великой Пирамиды Гизы - пирамиды Хеопса:

  • Высота - 138,7 метра, изначальная высота – 146,6 м.
  • Угол наклона - 51° 50'.
  • Длина боковой грани по подсчетам (изначально) - 230,3 м.
  • Длина сторон основания пирамиды: юг - 230,45 м, север - 230,25 м, запад - 230,35 м, восток - 230,4 м.
  • Площадь основания - 5,3 га.
  • Периметр – 921,45 метра.
  • Средняя масса каменных блоков - 2,5 тонны.
  • Самый тяжелый каменный блок - 15 тонн.
  • Количество блоков - около 2,5 млн. штук.
  • Общий вес пирамиды - около 6,5 млн тонн.
  • Широта, на которой находится пирамида - 30°.

Расчеты ученых показывают, что параметры трех главных пирамид и других, находящихся на плато Гизы (проектная высота, углы наклона, периметр, взаимное расположение) связаны друг с другом.

Конструкция Великой Пирамиды основана на пропорции Фи = 1,618. Архитекторы Пирамиды воплотили в камне основополагающие принципы сакральной геометрии:

  • Периметр основания пирамиды Хеопса, делённый на удвоенную высоту даёт приближение числа «Пи» - 3,1415…(921,45/2*146,6=3,142).
  • Периметр основания пирамиды равен длине окружности, радиус которой равен высоте пирамиды (2*3,14159*146,6=921).
  • Длина стороны основания, выраженная в египетских «локтях» (одно из значений - 0,635 м), соответствует продолжительности земного года (230/0,63=365).
  • Сумма четырёх сторон пирамиды - 921,45 метра равна половине минуты широты экватора. Один градус широты на экваторе покрывает 110573 м, а каждая дуговая минута - 1842,88 м, что вдвое больше периметра пирамиды.
  • Если умножить изначальную высоту Великой Пирамиды – 146,6 м на один миллион, получается наименьшее расстояние от Земли до Солнца - 147000000 км (перигелий).
  • Соотношение изначальной высоты Великой пирамиды к ее основанию равнялось 7:11. Это соотношение имеет ряд важных геометрических свойств. В нем скрыты числа «Пи» и «Фи».
  • Площадь каждой из граней пирамиды равна квадрату ее высоты.
  • Длина грани пирамиды, делённая на высоту, даёт соотношению Фи = 1,618.
  • Высота в футах - 484,4 соответствует 5813 дюймам (5-8-13) - числа из последовательности Фибоначчи.
  • Верхняя северная и нижняя южная шахты построены по диагоналям прямоугольников, описанных вокруг пирамиды.

Если через пирамиду провести две взаимно перпендикулярные плоскости, проходящие через центр, получатся два двойных золотых треугольника, пересечение которых дает крест в квадрате - один из основных эзотерических символов Древнего Египта.

Пирамида является примером подлинной квадратуры круга – задачи, превосходно решённой древними архитекторами, сумевшими построить квадрат, равновеликий кругу.

Круг олицетворяет вечность, Солнце, Ра. Круг вечен, цикличен, но в нём отсутствует направление, любое движение по кругу равносильно отсутствию движения.

Древнеегипетский символ вечности Шен, представляет собой кольцо с перекладиной внизу. Бог Гор, изображённый в виде сокола, держит в когтях иероглифический знак вечности Шен - символ души Ба.

Квадрат символизирует материю, землю, четыре стороны света и четырех сыновей Гора. Квадрат вводит систему координат, его направления и углы точны и совершенны.

Пирамиды в Гизе - неразрешимая головоломка из числовых комбинаций. Возможно, комплекс пирамид Гизы возведен по единому проекту высокоразвитой, внеземной цивилизацией.

Список источников литературы:

  • Афонькин, С. Ю. История архитектурных стилей [Текст] : шк. путеводитель /С. Ю. Афонькин.- СПб. : БКК, 2010.- 96 с.: ил. [С. 3 - 13].
  • Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств [Текст].- М.: Махаон, 2007.- 511 с.: [С. 34 - 38].
  • Бродский, Б. Жизнь в веках [Текст]: занимат. Искусствознание /Б. Бродский.- М.: Сов. художник, 1983.- 255 с.: ил. [С. 11 - 48].
  • Бродский, Б. Каменные страницы истории [Текст]: рассказы об удивительных городах и знаменитых постройках /Б. Бродский. – М. : Дет. лит., 1960.- 235 с.: ил. [С.5 – 19].
  • Бурмистрова, Л. Л. Я познаю мир. Архитектура [Текст] : энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М., 2006.- 397 с.: ил. [С. 21 - 28].
  • Васильева, Е. К. Все величайшие памятники архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – М. :АСТ; Харьков : Фолио, 2008.- 510 с.: ил. [С. 6 - 11].
  • Васильева, Е. К. 100 знаменитых памятников архитектуры [Текст] /Е. К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – Ростов н/Д, 2009.- 510 с.: ил. [С. 6 - 11].
  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 8 - 23].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. - 208 c. : ил. [С. 6 – 7].
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М.:РОСМЭН, 2007.- 111 с.: ил. [С. 4 - 5].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С.21 - 102]. - (Библиотечная серия).
  • Иванова, Л. В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова.- Смоленск : Русич, 2003.- 285 с. : ил. [С.99]. - (Малый атлас чудес света).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 4].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- СПб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил.[С. 5 - 9].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 338 - 343].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с. [С. 7 - 48].- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С. 51-52].
  • Любимов, Л. Искусство Древнего мира [Текст]: кн. для чтения /Л. Любимов.- М.: Просвещение, 1980.- 319 с. [С. 62 - 72].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 6 - 7].
  • Маневич, И. А. Знаменитые чудеса Востока [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 208 с.: ил. [С. 6 – 7].
  • Маневич, И. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст] /И. А. Маневич, М. А. Шахов.- М. : Белый город, Б.г. – 208 с.: ил. [С. 6 – 7].
  • Мир культуры [Текст]: Литература, живопись, архитектура, балет...- Смоленск, 2001.- С.48-82.- (Детская энциклопедия в вопросах и ответах).
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.4 - 5].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.- 134 с. [С. 12 - 29].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 16 - 19].- (Величайшие тайны мира).
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 13 - 24].- (Справочник)
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 4 - 14]. - (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С.4 – 15]. - (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 7 - 13]. – (100 великих).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С.1 - 2].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 4 – 7].
  • 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] /пер. с немецкого языка.- М.: Мир книги, 2006.- 207 с.: ил. [С. 192-193].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. - М.: Знание, 1983.- 208 с.: ил. [С. 19 - 23].
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 6 - 7].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С.33 – 37, 50 - 52]. - (100 самых самых).
  • Шуази, Огюст Мировая архитектура [Текст]: история. Стили. Направления /Огюст Шуази. – М. : Эксмо, 2010.- 541 с. : ил. [С.9 - 38].
  • Я познаю мир. Мировая художественная культура [Текст] : энцикл. /Е. Ю. Пархоменко.- М.: АСТ : Астрель: Ермак, 2003.- 397 с. [С.47-82].
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М.: АСТ: Астрель, 2002.- 477 с. [С.7- 10].
  • Янсон, Х. В. Основы истории искусств [Текст] /В. Х. Янсон, Э.Ф. Янсон .- 1-е изд. на рус. яз.- СПб, 1996.- с.: ил. [С. 45 - 51].