Арчимбольдо, Джузеппе (1527 – 1593) - итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии».
БиографияАрчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Первые документальные свидетельства о его деятельности относятся ко времени строительства собора в Милане: в 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор, создавая картонки для цветных витражей и фресок и гобелены со сценами из жизни святых.
Вскоре Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).
В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Вену и поступил на службу в качестве придворного художника. Он создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, часто устраиваемых при дворе.
После смерти Фердинанда I, художник продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.
Фактически Арчимбольдо стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть, развлечь людей и представить монарха героем.
В период его правления Максимилиана творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии», несколько повторений серии «Времена года, «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины утеряны).
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу II, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался там на службе у Рудольфа II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти отца.
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами.
Так в 1571 году по случаю свадьбы брата императора Максимилиана Арчимбольдо попоставил представление «Праздник звёзд», для которого переодел всех аристократов в звёзды и планеты.
Может быть, работа над фантастическими персонажами для этих грандиозных праздников и рождала у Арчимбольдо идеи аллегорических картин и необычных портретов. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». При дворе Рудольфа II художник, кроме всего прочего, изобретал гидравлические машины. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В эти годы Арчимбольдо написал второй вариант «Времён года» (1573) и посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
За все заслуги в 1580 Рудольф II пожаловал Арчимбольдо дворянское звание.
Интерес к ботанике, к изучению растений художник приобрел в просвещенной среде рудольфинского двора. Императоры Максимилиан II и Рудольф II обладали утонченным вкусом и владели редкими коллекциями художественных произведений, увлекались ботаникой, астрономией, медициной, алхимией. С 1582 Арчимбольдо разыскивал раритеты для Кунсткамеры, существовавшей при рудольфинском дворе.
После 26-летней службы при дворе Габсбургов, в том числе, отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Год спустя 11 июля 1593 года Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций и процессий.
ТворчествоСохранилось мало работ художника: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.
Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Самые известные из созданных им работ — так называемые "составные головы" из серий:
Почти во всех портретах зашифрован и тайный смысл, разгадать который искусствоведам удаётся не всегда.
Например, в портретах «Огонь» и «Воздух» спрятаны хвосты орла и павлина – символы императорской династии Габсбургов, а цепь ордена Золотого руна и лев ассоциируются с королевством Богемии.
«Вертумн», выполненный для Рудольфо II, был особенно оценен обществом и в особенности самим императором. Это —поясной портрет Рудольфо II, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Портрет состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этой картиной Рудольфо II щедро наградил Арчимбольдо.
Писал Арчимбольдо и картинки – перевёртыши: повесишь правильно – натюрморт, а вверх ногами – портрет.
Произведения Джузеппе Арчимбольдо восхищали современников своей оригинальностью. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591).
С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици), и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал; талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма.
Использованные материалы