Все дороги, ведущие в Рим, пересекаются здесь

Все дороги, ведущие в Рим, пересекаются здесь.

На одном из холмов Рима, к западу от центра, расположено самое маленькое в мире государство – Ватикан. Кстати, название холма происходит от латинского слова «vaticinia», что означает «место для гаданий».

Официально город-государство Ватикан существует с 1929 года. Его общая территория - 44 гектара (440.000 кв. м.). Постоянное население – около 800 человек. Ватиканским гражданством обладает менее половины этого числа – около 70 духовных лиц, 54 швейцарских гвардейца, на которых возложена охрана Ватикана и церемониальные функции, 150 папских жандармов и примерно столько же гражданских лиц. Остальные жители Ватикана – итальянцы. Согласно переписи 2005 г. – население составляло 557 человек.

По форме правления – это абсолютная теократическая выборная монархия, где пожизненной главой государства является папа римский, выбираемый Коллегией кардиналов. Ватикан имеет свой гимн, флаг, вооружённые силы, деньги, банк, СМИ и сервер Интернета. Пятую часть населения составляют швейцарские гвардейцы – официальные вооружённые силы Ватикана, подчиняющиеся непосредственно Святому престолу.

В настоящее время гвардия Ватикана состоит из 110 человек. По традиции в её составе только швейцарские граждане; официальный язык гвардии — немецкий. Все они должны быть католиками, иметь среднее образование и пройти обязательную для всех швейцарских мужчин четырёхмесячную службу в армии. Возраст новобранцев — от 19 до 30 лет. Минимальный срок службы — два года, максимальный — 20 лет. Все гвардейцы должны иметь рост не ниже 174 см, им запрещено носить усы, бороду и длинные волосы. Кроме того, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания. Месячное содержание невелико — около 1000 евро.

Гвардейцы несут службу у входа в Ватикан, на всех этажах Апостольского дворца, у покоев папы и государственного секретаря. Без их участия не обходится ни одна торжественная месса в соборе Св. Петра, ни одна аудиенция или дипломатический приём. Они одеты в красочную средневековую форму. Как утверждает легенда, эта форма сшита по рисункам Микеланджело, хотя исторических свидетельств этому нет. В форму входят: полосатые красно-сине-жёлтые камзолы и подхваченные под коленями брюки, берет или морион с красным плюмажем в торжественных случаях, панцирь, алебарда и шпага.

Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях. На территории Ватикана расположено множество музеев и картинных галерей, знаменитая Ватиканская библиотека и Папский дворец с Сикстинской капеллой.

Но главная архитектурная гордость Ватикана - Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — главный храм католического мира, церемониальный центр Римско-католической церкви, резиденция Папы, главы католической церкви. До недавнего времени он был и самым большим христианским храмом в мире. В память об этом строители собора вмуровали в пол мраморные плиты отметками, показывающими размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором Св. Петра.

Однако в 1990 году его превзошел (возведённый по образцу Собора Святого Петра) собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро, столице африканского государства Кот'д Ивуар бывший Берег Слоновой Кости.

История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра и площади до 1 века н.э. было болото. В годы правления императора Нерона его осушили и построили Цирк, предназначенный для проведения состязаний колесниц, и именно на арене этого цирка предавали мученической смерти христиан. С тех времён остался обелиск.

Апостол Пётр - рыбак из Галилеи был первым римским епископом. Арестованный и приговорённый к смерти во время гонений Нерона на христиан в 67 году, он погиб мученической смертью, пожелав быть распятым вниз головой, поскольку не считал себя достойным умереть так же, как Иисус Христос. Святой Климент, тогдашний римский епископ, с верными учениками апостола сняли тело Петра с креста и похоронили в расположенном неподалёку гроте. Могила апостола Петра всегда особо почиталась последователями Христа.

Примерно через 250 лет, в начале IV века (в 326 году) первый римский император-христианин Константин Великий повелел возвести на святом месте (над древним римским кладбищем, где находилась могила Петра), храм во имя Святого Петра.

Будущий римский собор Св. Петра получил название Константиновой базилики – в честь инициатора постройки. В Константиновой базилике было 120 алтарей. Свет внутрь храма проникал через 72 окна; кроме того, здесь горело около 700 свечей и ламп, заправленных оливковым маслом. Во время праздничных служб зажигали огромные канделябры; один из них, подаренный церкви в конце VIII века папой Адрианом I, был рассчитан на 1 370 свечей. В базилике короновались 23 императора Священной Римской империи.

После того как в 846 году храм был разграблен арабскими пиратами, папа Лев IV решил окружить базилику и соседние здания оборонительной стеной. Тогда и возник прообраз папского города-государства – современный Ватикан.

За тысячу с лишним лет своего существования Константинова базилика почти полностью обветшала. И в 1452 году папа римский Николай V начал базилику расширять и перестраивать. Однако через 3 года он скончался и работы были приостановлены.

Спустя 50 лет (в начале XVI века) реставрация храма была признана неоправданно затратным проектом, и папа Юлий II решил построить новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви.

Началось строительство нового собора Св. Петра, которое продлилось 150 - 170 лет. Всё это время проект дополнялся и уточнялся, его постройкой руководили многие великие мастера.

В 1506 году строительство начал знаменитый архитектор Донато Браманте. Впрочем, уничтожение прежней базилики не нашло понимания у многих жителей Рима, они дали великому архитектору прозвище Мастер-разрушитель. Д. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста.

После его смерти работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю Санти, который предложил для собора форму латинского креста, где продольная перекладина длиннее поперечной.

В 1546 году строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. Он вновь возвращается к форме греческого креста и идее центральнокупольного сооружения. Микеланджело успел возвести основание купола, прежде чем в 1564 году смерть прервала его работу. Сейчас собор венчает купол, спроектированный Микеланджело. По проекту Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх.

В начале XVII в. Карло Мадерно, последний архитектор собора, радикально изменил конструкцию храма, вернувшись к форме латинского креста, вместо изначально предполагавшегося греческого. Это позволило храму вмещать большее количество посетителей людей. К. Мадерно построил и фасад собора.

18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Главный храм католического мира – собор Святого Петра – вмещает около 60 тысяч человек. Его размеры потрясают:

  • площадь - 22. 067 кв. метров,
  • длина внешней стены - 211,6 метра,
  • высота – 186,36 метра,
  • ширина – 127 метров,
  • длина внутреннего помещения – 189 метров,
  • высота до купола – 132 метра,
  • общая площадь уникальных росписей – 800 квадратных метров,
  • высота фасада - 45 метров,
  • ширина фасада — 115 метров.

Перед входом в собор возвышаются огромные статуи святых апостолов Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом и свиток со словами «И дам тебе ключи Царства Небесного». У статуи Святого Павла в правой руке - меч, его символ, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".

Фасад (построенный К. Мадерно) поражает своими мощными формами: высота - 45 м, ширина - 115 м, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных (высотой 5,65 метров) статуй: Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме Петра). В результате чего купол оказался скрытым за фасадом, он утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

В собор ведут пять порталов. Огромные бронзовые двери центрального портала (входа) выполнены флорентийским мастером Филаретом (XV век) и сохранились из старой базилики.

В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Пётр и Павел.

В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов, затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени.

Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”. С внутренней стороны дверей можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем и пр.).

Последняя с правой стороны – Святая дверь. Она открывается лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы. Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Купол – самая поразительная часть базилики, он имеет внутри высоту 119 метров (почти 40 этажей )и диаметр 42 метра. Громадный купол собора Святого Петра с мощными нервюрами, сооруженный по проекту Микеланджело, взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище. По обеим сторонам от него расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.

Купол собора виден в Риме отовсюду. Верующие католики называют его «путеводной звездой», «сердцем церкви». Итальянцы его называют “cupollone” (“куполище”).

Состоит купол из двух каркасов, вставленных один в другой. Пространство между ними составляет 3 метра, что дало возможность построить там лестницу, позволявшую подняться на вершину. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на внутренний балкон, опоясывающий купол, с которого можно видеть всю алтарную часть собора.

В основании купола 16 окон, которые пропускают в храм свет, с внутренней стороны купол венчался фонарём, который освещал его изнутри.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.

Купол опирается на четыре мощных столба. У основания каждого из них внутренняя поверхность купола украшена изображениями четырех евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - так называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

Под куполом расположились ватиканские мастерские, сувенирные лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп “Кровля Святого Петра”. Отсюда можно попасть на вершину купола, откуда открывается круговая панорама Вечного города и его окрестностей.

Полы собора тоже украшены мозаикой. На полу собора обращает на себя внимание большой круг из порфира. Он обозначает место, где в рождественскую ночь 800 года Карл Великий, первый император Священной Римской империи, преклонил колени перед короновавшим его папой Львом III.

Пространство внутри собора поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами (длина центрального нефа – больше 200 метров). Интерьер собора Св. Петра выдержан в стиле барокко и оформлен чрезвычайно пышно. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой.

В центре собора (над местом захоронения Святого Петра, средокрестием собора) возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они возжжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.

Новый алтарь поставили на месте прежнего (как в базилике), а в полу прорубили “окошечко” — “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится большой некрополь и в центре гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.

Над главным алтарём находится огромный бронзовый балдахин(киворий) работы Бернини, вознесённый на высоту 29 метров. Хотя в интерьере собора алтарь и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию.

Виден алтарь из дальних концов храма, он влечёт к себе, растёт на глазах. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзовые стволы, поддерживающие перекрытия, летят вверх, извиваясь и перекручиваясь. На вершинах колонн стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.

Алтарь собора Св. Петра обращён не на восток, как в большинстве христианских храмов, а на запад.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра св. Петра, вознесенная высоко над землей, инкрустированная слоновой костью. По преданию, с неё проповедовал ещё святой Пётр.

Кафедру обрамляют статуи отцов римской и греческой христианских церквей. Над кафедрой, в небольшом окне, сделанном из тонких алебастровых пластинок, неугасимым светом сияет голубь, парящий в солнечных лучах - символ Святого Духа.

В соборе хранится множество святынь, которые важны для христиан: мощи святых Иоанна Златоуста и Григория Великого; главы святого Андрея Первозванного и святого Луки; Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за красноречие нареченного Златоустом. Сюда веками стекались и продолжают стекаться паломники – по количеству мощей это первый храм в мире.

По всему периметру собора идёт вереница капелл, которые придают храму особый изыск, легкость и неповторимость.

В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого - апостола Петра.

В капеллах находятся выдающиеся произведения искусства - многочисленные надгробия римских пап, королей, императоров, выполненные великими мастерами - Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсеном.

Из скульптур интерьера – самая знаменитая работа Микеланджело - «Пьета».

Пьета (от итал. pieta — милосердие, благочестие), в изобразительном искусстве — термин, обозначающий изображение сцены оплакивания Христа Марией.

«Пьета» Микеланджело - скульптура, изображающая безжизненного Христа на руках матери - была создана Микеланджело на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека. Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены скульптором из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве). «Пьета» Микеланджело послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл собора святого Петра. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

А в 1972 году на статую напал венгерский геолог, крича, что он Христос и пытаясь разбить статую скальным молотком. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Венчает каменное великолепие собора огромная площадь, которая тоже создавалась на протяжении множества веков.

К построенному новому большому собору, потребовалась площадь, которая вмещала бы большее количество верующих, стекающихся в Ватикан, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах.

Эту задачу выполнил самый крупный представитель итальянского барокко, архитектор, скульптор и живописец - Джованни Лоренцо Бернини, который создал в 1656—1667 гг. просторную площадь перед храмом — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Площадь разместилась у восточной границы Ватикана. Общая глубина площади – 280 метров. Сейчас это самая большая площадь не только в Ватикане, но и в Риме.

Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства, применённый архитектором, чувствуется здесь с особенной силой. Так по замыслу архитектора площадь похожа на две большие руки, принимающие католиков всего мира.

Кроме того, общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая нам об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру «И дам тебе ключи Царства Небесного».

Ансамбль площади включает:

  • небольшую аванплощадь (перед колоннадой);
  • трапециевидную площадь, обрамлённую галереями. На трапециевидной площади находится величественная лестница, ведущая в собор, также спроектированная Бернини. По обеим её сторонам стоят статуи XIX в.: слева — св. Петр, справа — св. Павел;
  • овальную площадь, обращённую к городу и окружённую величественной колоннадой, которой Бернини украсил вход в папскую резиденцию. Диаметр эллипса площади – 240 метров.

Высота крытых колоннад на овальной площади достигает 19 метров. Колоннады расположены полукругом в четыре параллельных ряда из колонн тосканского и дорического ордера (284 колонны). Между колоннами образуются три внутренних прохода. Над колоннами на балюстраде возвышаются 140 огромных статуй святых и мучеников церкви. Здесь также представлен герб папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади. Если cтoять мeжду oбeлиcкoм и любым из фoнтaнoв, то зрителю будет кaзатьcя, чтo кoлoннaда состоит только из oдного pяда кoлoнн.

В симметричных точках овальной площади расположены двa фoнтaнa XVII в. работы К. Мадерно и Л.Бернини.

А в цeнтpe овальной площади расположен oбeлиcк выcoтoй 35,5 м. Это - высокая каменная стела XIII века до н. э., которая была привезена из египетского города Гелиополя в самом начале нашей эры. Полтора тысячелетия обелиск простоял в цирке Нерона. В 1586 году его перенесли на нынешнее место.

Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией (фрагменты креста, на котором был распят Иисус).

Позже Лоренцо Бернини сделал обелиск центром овальной площади, он позволяет ориентироваться в сторонах света.

В наши дни площадь собора св. Петра является местом паломничества верующих со всего света. При общем населении Ватикана около тысячи человек — в воскресные дни тут собираются тысячи прихожан, а в день Пасхи их количество исчисляется сотнями тысяч.

Главный католический храм способен вместить в себя огромное количество верующих. Торжественное папское богослужение не менее красиво, чем православное: пышные одежды самого папы и епископов, раскатистые звуки органа, цветы. Праздничные богослужения на Пасху и на Рождество транслируются всеми католическими каналами. Так, в 2009 году Папа римский Бенедикт XVI в присутствии на площади Святого Петра в Ватикане пасхальную мессу и поздравления с Пасхой папа традиционно озвучил на 63 языках!!!

Собор Святого Петра занимает промежуточное положение между Римом и Ватиканом. Он служит воротами в Ватикан и самой главной его архитектурной гордостью, величественной и монументальной при свете дня и в ночное время!

Использованные материалы
  • Ватикан [Текст]. – М. : Вече, 2005.- 240 с. : ил. [С. 66 - 102].- (Памятники всемирного наследия).
  • Григорьева, Е., Гуглина, Е. Чудеса света [Текст] : энцикл. /Е. Григорьева, Е. Гуглина. – М. : Росмэн, 2007. – 111 с. : ил. [С. 23 - 24].
  • Ермильченко, Н. Знаменитые соборы Западной Европы [Текст] /Н. Ермильченко.- М.: Белый город, 2004.- 47 с.: ил. [С.38 - 41] .- (Энциклопедия живописи для детей).
  • Иванова, Л.В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова. – Смоленск : Русич, 2003. – 288 с. : ил. [С. 36 - 37]. - (Малый атлас чудес света).
  • Коуп, Роберт Чудеса архитектуры [Текст]: для млад. школ. возраста /Роберт Коуп.- М.: Махаон, 2009.- 31 с.: ил. [С. 18 - 19].- )Я люблю читать).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] : от А до Я со всеми остановками: энцикл. слов. /К. Лучесской.- М.: детская литература, 1979.- 64 с.: ил.- [45 - 46].
  • Маневич, И. А., Шахов, М. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст]. – М. : Белый город, . – 208 с. 6 ил. [С. 32 - 33].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: науч.-попул. изд. для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : Росмэн - Пресс, 2004. – 111 с. : ил. [С. 40 - 41]. - (Восьмое чудо света).
  • Низовский, А. Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: эциклопед. спр. /А. Ю. Низовский. – М. : Вече, 2008.- 512 с. : ил. [С. 125 - 129]. – (Величайшие тайны мира).
  • Музеи Ватикана [Текст] /авт.- сост. В.Н. Сингаевский.- М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007.- 32 с.: ил.
  • Рапопорт, А.Я. Все об Италии [Текст] /А.Я. Рапопорт; Итальянский институт культуры в Украине; под ред. проф. Н.Ф. Баллони.- Харьков: Фолио, 2007.- 543 с.: ил. [С. 101 – 104, 499 - 504].- (Страны мира).
  • Самин, Д.К. 100 великих архитекторов [Текст] /Д.К. Самин.- М.: Вече, 2001.- 592 с. [С28 – 34, 34 – 41, 69 - 74].- (100 великих).
  • Сокровища Средиземного моря [Текст]: Италия, Греция, Кипр, Турция, Испания, Португалия: путеводитель по странам мира: для детей /[В.М.Роньшин, Н.В. Ермильченко, Е.В. Малинина, О.В. Колпакова].- М.: Белый город.- 464 с.: ил. [С. 40 - 43].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Так, И. Подарок судьбы Микеланджело [Текст] /И. Так //Всемирный следопыт. – 2009. - № 4. – С. 24 - 40.
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.- сост. С. А. Плешаков.- М. : Вече, 2002. – 208 с. : ил. [С. 118 - 120]. - (100 самых самых).
  • Майкапар, А. Собор Святого Петра в Риме [Текст] //Искусство.- 2005. - № 9. – С. 21 – 22.
  • Собор Святого Петра [Текст] //Эскиз. – 2002. - № 1. – С. 6 – 7.
  • http://www.turspeak.ru/st-peters-cathedral-vatican.