Невероятные приключения итальянцев в кино

Невероятные приключения итальянцев в кино.

Политический детектив. Творчество Дамиано Дамиани

Итальянское кино известно во всём мире. Фильмы итальянского производства неоднократно завоёвывали призы на различных международных фестивалях. Популярны итальянские картины и у широкого зрителя. Сегодня мы с вами поговорим об итальянском детективе и итальянской комедии.

Жанр детектива – это одна из разновидностей приключенческого фильма. Среди приключенческих произведений одной из наиболее популярных форм является детектив. Английское слово todetect и французское detecter означают – «обнаруживать», «раскрывать», поэтому кино, посвящённое раскрытию запутанной тайны, чаще всего связанной с уголовным преступлением, стали называть детективом. В кино сразу же появилось множество разновидностей детектива: полицейский, гангстерский, криминальный фильм. Можно искать отличия, но лучше посмотреть на суть проблемы: это всегда фильм-расследование, иногда – история самого преступления, с оттенком осуждения или очередным доказательством абсолютного безумия мира.

На рубеже 60-70-х годов в связи с успехами в Италии левых сил и обострением политической борьбы возросло число фильмов, остро ставивших жгучие социальные и политические проблемы. Обстановка в стране в это время была очень напряжённой. В Италии развернули свою террористическую деятельность «красные бригады». Подняли голову правые политики, связанные с мировой реакцией. Профсоюзы вели ожесточённую борьбу за права трудящихся. В начале 70-х годов в Италии зарождается новое, прогрессивное направление, получившее название политического («социального» или «нового») кино. Антифашистский дух, критический социальный заряд, известная общность художественных принципов сближали его с неореализмом. Однако это направление было качественно новым в итальянском кино, возникшим в иных исторических условиях. Нестабильность политической жизни, постоянные правительственные кризисы, разгул терроризма и неофашизма – всё это не могло не отразиться на настроении и тематике картин. Политическое кино завоевало успех у зрителей в Италии и за рубежом, привлекло внимание критики. Важное место заняло обличение коррупции государственного аппарата, связей суда, полиции, прокуратуры с мафией. Но теперь внимание его создателей сместилось с социально-этической проблематики в сторону критики политических институтов. Характерное явление политического кино – использование сюжетных структур документальных фильмов, чтобы ещё резче, с большей эмоциональной насыщенностью выразить содержащуюся в нём критику общества. В политических фильмах по-новому раскрылся талант таких актёров, как Джан Мария Волонте, Лино Вентура, Франко Неро, Микел Плачидо. Лучшие образцы таких фильмов положили начало новому жанру политического детектива, Одним из мастеров этого жанра является режиссёр Дамиано Дамиани. Картины «Признание комиссара полиции прокурору республики» (1971), «Я боюсь», 1977), «Человек на коленях» (1979) выдвинули Дамиани в число видных представителей политического кино.Создание гражданственных, политически острых лент – свидетельство большой ответственности художника перед обществом, его призыв к борьбе с неофашизмом. Вместе с тем политическое кино продолжало разоблачение пороков общества, начатое сатирической комедией нравов.

Дамиано Дамиани в юности учился живописи в Миланской Академии изящных искусств. В кино с 1946 года — сначала как художник, затем помощник режиссёра, автор ряда короткометражных документальных фильмов, затем соавтор сценариев. Работал как документалист под руководством Чезаре Дзаваттини. С 1960 года — постановщик полнометражных фильмов. В творчестве Дамиани сосуществовали две тенденции - пристальный интерес к социальным и психологическим проблемам современного общества - "Остров Артуро"(по Э. Моранте) и "Встреча земляков" (1963), "Скука" (1964), "Довольно сложная девушка" (1969) - все по А. Моравия, и тяготение к остросюжетному фильму с напряжённым действием - "Наемный убийца" (1961), "Кто знает?" (1966, в советском прокате - "Золотая пуля"). Впоследствии обе эти линии соединились в серии фильмов, разоблачающих сицилийскую мафию и её связь с итальянскими политиками. Детективы Дамиани проникнуты тревогой за людей, наполнены критикой общества, порождающего непрерывный рост преступности, отличаются правдивостью в описании событий и обстоятельств, имеют определённый политический фон. В его картинах говорится о бессилии полиции справиться со злом. Честные полицейские либо уничтожаются гангстерами, преступниками, либо их действиям мешают продажные государственные чиновники, часто замешанные в политических махинациях.

«Признание комиссара полиции прокурору республики» (1971)

Широкую известность режиссёру Дамиано Дамиани как в Италии, так и за рубежом принесла криминальная драма «Признание комиссара полиции прокурору республики». Лента получила Главный приз на Московском кинофестивале в 1971 году, после чего она была куплена для широкого проката. Комиссар Бонавиа уже дважды арестовывает торговца недвижимостью Ломмуно, возглавляющего мафиозный клан и виновного в убийстве двух человек. Однако преступнику опять удаётся избежать правосудия. Тогда Бонавиа решает покончить с ним с помощью одного заключённого, которому комиссар помогает выйти на волю. План Бонавиа становится известен, его обвиняют в намерении убить Ломмуно и арестовывают. В роли комиссара полиции блистательно выступил американский актёр Мартин Болсам. Актёрские возможностиБолсама, его способность выстраивать сложные и многоплановые драматические образы ярко раскрылись в роли комиссара Бонавиа. Он играет в очень сдержанной манере человека, который прекрасно понимает всё происходящее, но по мере сил пытается бороться с мафией и всеобщей продажностью. Его молодой коллега Франко Неро сыграл в этой картине роль помощника прокурора Траини, и сыграл её блестяще. В одном из интервью он рассказал, как серьёзно готовился к этой роли: « Я … перед съёмками фильма целый месяц провёл в судах, изучал все детали их деятельности, вникал во все подробности. Многое из увиденного пригодилось мне во время съёмок». Неро в трактовке образа Траини подчёркивает несамостоятельность своего героя. Молодой юрист считает себя борцом за справедливость, ревнителем буквы закона, тогда как на самом деле он маленький винтик юридической машины, контролируемой конфликтующими с законом людьми. Рафинированный интеллигент, слишком мягкий и честный для продажного общества, - таков Траини – Неро. Только смерть полицейского комиссара Бонавиа открыла глаза молодому помощнику прокурора. Он понял, что бессилен что-либо сделать во имя закона, если мафии помогает сам Генеральный прокурор Мальта. Об этом свидетельствует финал фильма – встреча Мальты и Траини на лестнице палермского Дворца правосудия. Лицо Траини – Неро тут очень выразительно: уголки губ опущены в презрительной усмешке, лицо бледно как мел. Когда Генеральный прокурор с фальшивым участием спрашивает у него: «У нас что-нибудь не так?», Траини – молчит. Но вся его фигура, лицо и особенно глаза выражают неприкрытую антипатию к судейскому чиновнику высшего ранга. В глазах актёра не только немой укор, но и решимость продолжать борьбу и с мафией и с коррупцией юридического аппарата. Дамиани охарактеризовал тему своего фильма как попытку «обнажения связи между мафией и властью». И отлично справился с воплощением этой темы: фильм получился остросоциальным и обличительным. Неро трактует образ своего героя столь же последовательно и остро. С первого и до последнего кадра фильма он играет одну тему, определяющую суть своего героя, - тему крушения мифа об обществе всеобщей справедливости.

«Следствие закончено, забудьте» (1972)

«Следствие закончено – забудьте», наверное, лучший фильм Дамиано Дамиани и пик его режиссёрской карьеры. Наряду с картиной «Признание комиссара полиции прокурору республики» эта лента вошла в золотой фонд итальянского кино и не утратила актуальности до сих пор. Махинации бизнесменов, срастание бизнеса и власти, результатом чего становятся страдания простых людей – всё это до боли знакомо и всё это продолжается и в наши дни. По жанру фильм Дамиани - криминальный триллер.

В ролях: Франко Неро, Джордж Уилсон, Джон Штайнер, Риккардо Куччиола, Ферруччо де Череза, Энцо Андронико.

Архитектора Ванци поместили на время следствия в тюрьму. Его подозревают в том, что он сбил человека на пешеходном переходе. Попав в тюрьму, Ванци знакомится с её обитателями – матёрыми уголовниками, убийцами, сумасшедшими, жестокими надзирателями и крупным чиновником Сальваторе Роза (Клаудио Никастро – Босс), который сел, чтобы прикрыть махинации своих начальников. По прошествии времени Ванци подсаживают в камеру к некоему Пезенти, на которого точит зуб крупная компания и ряд чиновников. Они готовы на всё ради того, чтобы этот человек замолчал, ибо он обладает неоспоримыми доказательствами их вины в гибели 1000 человек. Постепенно Ванци понимает, что он марионетка в невидимых и могущественных руках и что его используют для ликвидации последнего свидетеля этих злодеяний…

Архитектора Ванци играет любимый актёр Дамиани – Франко Неро. Здесь он создаёт совсем иной образ. Фильм вышел на экраны Италии в 1972 году и явно не пришёлся по вкусу чиновникам от кино. Уж слишком откровенно рассказано в этой ленте о произволе и беззаконии тюремных властей, об их связях с мафией.

Пока идёт следствие, он совершает своеобразное путешествие по кругам тюремного ада. Франко Неро великолепно показал превращение приличного человека в измученное тюремной жизнью и пытками существо, готовое на всё ради того, чтобы облегчить свои страдания...Ванци и Траини в чём-то сродни друг другу: оба буржуа средней руки, интеллигенты, воспитанные люди. Только Ванци- не борец. Неро очень тактично подчёркивает противоречивость его натуры. Архитектор честен, но слабоволен, он благороден и одновременно эгоистичен. Столкновение противоположных черт характера, алогизм поступков – таким актёр видит своего героя, таким представляет на наш суд. А суд Ванци заслужил, не юридический, его освобождают из тюрьмы, - суд совести… Потому что, вступив в сделку с мафиозо, которые и в тюрьме ведут себя как хозяева (на его глазах убивают человека, неугодного мафии), он запятнал свою совесть и честь. Собственное благополучие Ванци поставил выше гражданской совести. Выйдя из тюрьмы, он казнит себя за малодушие, ему стыдно, но страх оказывается сильнее стыда…

Траини, Ванци… Этих героев объединяет не только то, что они жертвы современного индустриального общества. Каждый из них воочию убеждается, что это общество насквозь прогнило, но ни один из них не знает, как изменить его. Не приемля это общество в каких-то частностях, они и не помышляют о его коренном переустройстве и потому не опасны для него. В этом их трагедия, и наиболее ярко она проявляется в образе архитектора Ванци. Заслуга Неро заключается в том, что он сумел «материализовать» эту трагедию. Фильм поражает даже не сюжетом, а своей необыкновенной реалистичностью. Тюрьма в данной ленте, наверное, самая реалистичная из всех кинотюрем. Визуальный ряд фильма очень хорош. Интерьеры тюрьмы выглядят мрачновато, особенно ночью. Маленькие камеры, антисанитария, жестокие нравы заключённых – всё досконально продумано в этом фильме. Конечно, и здесь всё приукрасили дабы не вызвать у зрителя отвращение ко всем героям сразу, но в общем-то атмосфера и в особенности обитатели тюрьмы смотрятся очень достоверно. Поведение персонала, поведение заключенных, сама история, рассказанная в фильме — всё это не вызывает никаких нареканий, просто хочется сказать как Станиславский «Верю!». ДамианоДамиано гениально отразил нравы, тюремного мира. Здесь правят деньги и влияние. Здесь все доносят друг на друга, в таком мире нормальному человеку выжить нелегко. Что ещё стоит отметить, всё снято с тонким итальянским юмором.

Начнем с актёрской игры. Все без исключения актёры действительно вжились в образы своих героев и играют настолько правдоподобно, что зритель начинает думать, будто это настоящие уголовники. В первую очередь можно отметить Джона Штайнера (маньяк Пиро) и Клаудио Никастро (Сальваторе Роза). Этот фильм раскрыл талант Джона Штайнера – он просто вылитый убийца с двумя пожизненными сроками и отвратительными манерами. Клаудио Никастро с его типично итальянской внешностью очень хорошо исполнил роль мафиози, который даже в тюрьме имеет кучу связей и живёт как король. Режиссёр мастерски показывает характеры даже второстепенных персонажей. Начальник охраны поначалу кажется честным человеком, но после того как его сын, окончив университет, не может найти приличную работу, он начинает плясать под дудку Сальваторе Роза в обмен на обещание помочь трудоустроить сына в хорошую компанию. Постепенно этот человек становится не лучше других преступников, содержащихся в этой тюрьме.

Музыку к фильму написал композитор Эннио Морриконе. Маэстро и здесь показал свой талант: его мелодии создают жуткую, мрачную, гнетущую атмосферу. Финал картины тоже необычный: не буду его раскрывать – увидите всё сами.

«Спрут» (1984)

Этот политический детектив - заметное событие в жизни итальянского кино и телевидения. Фильм заставляет вспомнить о лучших образцах политического кинематографа. Именно в жанре детектива это направление показало себя наиболее жизнеспособным, популярным, способным состязаться с коммерческим зрелищем, противопоставить товару масс-культуры интересные фильмы, несущие политический, социальный, нравственный заряд. Традиции, опыт, потенциальные возможности политического фильма находят новое развитие на телеэкране, приобретая ещё более массовую аудиторию. «Спрут» стал действенным вкладом в борьбу за оздоровление Италии, очищение страны от скверны коррупции, преступности, наркомании. В те часы, когда демонстрировали сериал «Спрут», жизнь на улицах итальянских городов замирала - закрывались магазины, пустели метро и автобусы. Каждую серию смотрели более двадцати миллионов человек, практически каждый второй итальянец. С экрана телевизора «Спрут» перекочевал на страницы романа - по мотивам телесериалов написаны две книги, пользующиеся не меньшим успехом. Весь проект был создан одними из самых выдающихся режиссеров Италии. Первую часть сериала снял известный режиссер Дамиано Дамиани. Вторая часть - «Спрут-2» – была снята режиссёром Флорестано Ванчини, а затем режиссёром сериала стал Луиджи Перелли.

Не всё было гладко в судьбе творения Дамиани – после выхода первой части проект был раскритикован, несколько раз сериал стремились закрыть. А причины просты: некоторым политикам казалось, что создатели сериала сделали своих персонажей похожими на них, поэтому требовали немедленно завершить съёмки. Глава итальянского правительства Сильвио Берлускони даже заявил, что «такие сериалы, как «Спрут» подрывают авторитет Италии в мире». Во второй части сериала главный герой – Каттани – сказал: «Спрут - это организация влиятельных людей, алчных и продажных, отравленных жаждой власти и денег, итало-американских дельцов и сицилийской мафии... Они хотят стать хозяевами Италии». Исполнителем главной роли в сериале стал Микеле Плачидо, сыгравший бесстрашного и неподкупного комиссара полицииКоррадо Каттани. Сначала Дамиано Дамиани видел в роли Каттани Франко Неро, но потом на эту роль был приглашён МикелеПлачидо. Когда Дамиани начал свою работу над сериалом «Спрут», Плачидо был уже довольно известным и популярным актёром. Но этот сериал сделал из него настоящую звезду – образ мужественного комиссара полиции – Коррадо Каттани был именно тем амплуа, которого так не хватало актёру. Роль комиссара была сыграна Плачидо блестяще. Он стал мгновенно известен не только в Италии, но и далеко за её пределами. Советские зрители в 1986 году шесть вечеров с затаённым дыханием следили за борьбой комиссара Коррадо Каттани против мафии, а в 1987 и 1989 годах встретились вновь с Плачидо опять же в шестисерийных «Спруте-2» и «Спруте-3». Микеле так говорил о значении в его судьбе роли комиссара Каттани. "Когда актёр приближается к сорока годам, он должен решить: или он останется исполнителем характерных ролей, или должен браться за главные роли, нельзя же всю жизнь оставаться "молодым актёром". Нет сомнения, что «Спрут» позволил мне пойти по наиболее престижному (назовём его так) пути. Он придал мне уверенности в себе самом, показал, что я могу справиться и с такой сложной историей». Микеле Плачидо родился 19 мая 1946 года в городе Асколи-Сатриано в южной части Апулии в бедной многодетной семье. Окончил школу и колледж, служил в армии и работал в полиции, поэтому роль комиссара была ему знакомой. Первая встреча Плачидо и режиссёра Дамиано Дамиани состоялась на съёмках фильма «Человек на коленях» в 1979 году, где актёр сыграл киллера. Как сказал Микеле Плачидо – эта первая работа у талантливого режиссёра многому его научила. Благодаря Дамиани он понял, что мало использовать свои природные данные, свой характер, а надо ещё уметь полностью перевоплощаться, сливаться с образом своего героя. Это была самая первая отрицательная роль в кино будущей звезды сериала о мафии. Именно за главную роль в этом сериале актёр получает приз "Серебряный Пегас" в номинации «Лучший актёр телевидения». Плачидо хотел покинуть съёмки проекта уже после выхода первой части, удержать его смогла лишь привязанность зрителей к образу комиссара Каттани. Но затем создатели решили, что этот персонаж слишком долго задержался на экране и главный герой сериала, любимец публики – Коррадо Каттани погиб. Завязка сюжета такова. В городе Трапани, что на Силиции, место убитого комиссара полиции занимает Коррадо Каттани. Каттани приезжает в Трапани со своей семьей. Когда был убит его предшественник, погибла и маркиза Печчи Шалойя(покончила жизнь самоубийством). В ходе расследования главный герой сериала выясняет, что ее дочь Титти – наркоманка. Вскоре Коррадо обнаруживает, что многие местные VIP-персоны так или иначе связаны с наркобизнесом. Например, адвокат Терразини открыто защищает преступников, а счета большинства предприятий, открытые в банках, используются для отмывания доходов, полученных от наркоторговли. Каттани решает действовать открыто и напористо. Комиссар начинает массово проводить аресты и закрывать подозрительные счета. После этого в городе случается ещё много опасных событий. Пострадает и семья Каттани. Пересказывать весь сюжет сериала не имеет смысла, надо его смотреть. После выхода сериала журналисты часто задавали МикелеПлачидо один и тот же вопрос: «Кстати, вам никогда не говорили, что мафия думает о сериале «Спрут»?

—« До меня доходили такие слухи, что мафиози на Сицилии в часы показа «Спрута» прилипали к экранам, как и все остальные жители Италии. Да тут нет ничего странного — может, они смотрели это как комедию, а может — как руководство к действию (смеется). Но я уверен, что мафия любит детективы: возможно, телесериал о преступниках им даже более интересен, чем остальным, потому что это их профессиональная среда. Во всяком случае, никто из мафиози не обижался и не угрожал мне за то, что я каждый вечер на телеэкранах безжалостно отстреливаю бандитов десятками. Когда я был в России, мне также говорили, что «Спрут» популярен среди всех слоев населения».

Успеху сериала способствовал не только крепкий сценарий, прекрасная операторская работа, но и профессиональная игра не только МикелеПлачидо, но и всего актёрского состава. В сериале также снимались Барбара Де Росси — Титти, Николь Жаме — Эльзе, Анджело Инфанти — Санте Чиринна, Ренато Мори — Альтеро. Также в сериале снимались такие актеры, как Франсуа Перье — адвокат Терразини, Жак Дакмин — Себастьяно Каннито, Пол Герс — профессор Лаудео, Джеффри Коплстон — Альфредо Равануза, Каридди Нардулли — Паола, дочь главного героя, и Флоринда Болкан — графиня Ольга Камастра. Музыку к знаменитому сериалу написали выдающиеся итальянские композиторы: ЭнниоМорриконе, РицОртолани и Паоло Буонвино. В 1984 году «Спрут» получил награду «Лучший фильм» на итальянском международном фестивале телевизионных фильмов.

Интересный факт:

Знаменитая ролевая психологическая игра «Мафия», созданная в 1986 году, обязана своим появлением на свет сериалу «Спрут».

Итальянская комедия

Большую популярность в мире завоевала также итальянская комедия. Комедия – вообще один из первых игровых жанров. В комедии различают множество видов и форм: прежде всего - комедии положений и комедии характеров, разнятся комедии и по характеру смеха (сатира, юмор, гротеск и т. д.). Итальянская комедия привлекает главным образом мастерством выдающихся комедийных актёров. Актёры эти умеют быть и смешными и печальными, умеют донести до зрителя и комические и драматические стороны разыгрываемой ситуации; в их палитрах имеются разные краски – от эксцентрики и гротеска до язвительной иронии. В 60-70 годы успешно развивался жанр социально-бытовой комедии. Лучшие из фильмов этого жанра, получившего название «комедии по-итальянски», отличали демократичность и подлинно народный характер. Типичное для них сочетание элементов комического и трагического и обращение к серьёзной современной проблематике делало эти комедии самым жизнеспособным жанром итальянского кино, во многом опиравшегося на опыт реализма. Характерная тенденция прогрессивного итальянского киноискусства тех лет – сатирическое разоблачение пороков общества периода бума. Она проявилась в лучших образцах «комедии по-итальянски» или сатирической комедии нравов, ставшей классическим жанром итальянского кино. «Бум», «Брак по-итальянски» Де Сики, «Обгон» Дино Ризи, «Развод по-итальянски» «Соблазнённая и покинутая», «Дамы и господа» ПьетроДжерми – наиболее характерные образцы этого жанра. Большую популярность в этом жанре приобрели «дуэт» Лорен-Мастроянни и актёры Альберто Сорди, ВитториоГасман, Уго Тоньяцци, Нино Манфреди и другие.

«Брак по-итальянски» (1964) Витторио Де Сика

«Брак по-итальянски» — художественный фильм 1964 года совместного производства Италии и Франции. Фильм является экранизацией пьесы Эдуардо де Филиппо «Филумена Мортурано». Это одна из наиболее известных картин мирового кинематографа, поставленная режиссёром Витторио Де Сика (7.7.1901-13.11.1974). Киноведы отмечают, что Де Сика внёс немалый вклад в утверждение жанра социально-бытовой комедии, где комическое тесно переплетается с трагическим. Творчеству Де Сики одинаково близки психологическая глубина, высокий драматизм и вместе с тем гротеск, острая сатира, лёгкая, изящная комедийность. Работы Де Сики отличают высокое мастерство, тонкий художественный вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей. Фильм имел мировой успех. В 1965 году картина была удостоена главного приза Московского кинофестиваля. В главных ролях ФилуменыМартурано и Доменико Сориани блистал дуэт Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Действие фильма происходит в Италии в 1940—1960-х годах. Филумена Мартурано, 17-летняя девушка, вынужденная зарабатывать себе на жизнь в одном из публичных домов Неаполя, случайно знакомится во время бомбёжки с Доменико Сориано, состоятельным молодым человеком. Филумена влюбляется в него с первого взгляда. Доменико девушка тоже понравилась, но назвать его чувства любовью сложно. Он забирает Филумену из публичного дома и покупает ей квартиру. Потом приводит к себе домой, но относится к Филумене как к служанке, отдав ей на попечение свою мать, страдающую старческим слабоумием. Доменико поручает Филумене заботы о своём бизнесе, и она прекрасно справляется с делами, хотя так и не получила нормального образования. При всём при этом Доменико ведёт разбитную жизнь ловеласа, развлекаясь в европейских столицах, соря деньгами, и редко появляется дома. Филумена же направляет все силы и сбережения на тайное воспитание троих сыновей. Причем дети даже не знают, кто их мать. Идёт время. Несмотря на то, что Доменико и Филумена уже 20 лет как вместе, он так и не желает жениться. Хуже того, Доменико, которому далеко за 40, вдруг решил сделать предложение смазливой кассирше своего магазина. Это переходит все границы, и Филумена решается на отчаянный шаг — притворяется умирающей, чтобы Доменико из жалости женился на ней. После обряда, совершённого священником у постели «умирающей», Филумена встаёт и сообщает, что затеяла всё это ради того, чтобы дать своим сыновьям достойную фамилию. Доменико, в ярости, отказывается от брака. Затем следует разрыв, и Филумена уходит из дома, напоследок намекнув, что у неё есть ребёнок от Доменико. Это наконец заставляет Доменико задуматься. Он понимает, как много эта женщина означает для него и что без Филумены он не сможет жить дальше. Доменико женится на ней, а сыновья Филумены называют его «папа».

София Лорен (1934) уже не первый раз снималась у режиссёра Витторио Де Сика. В 1960 году она получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль в его фильме «Чочара». Это была сложная драматическая роль женщины из народа, много пережившей в годы войны. Актрисе оказалась подвластна не только драма, но и искромётная комедия. Достижением Софи Лорен стала роль Филумены в фильме «Брак по-итальянски». В этой картине Де Сика актриса вновь нашла себя в роли обыкновенной земной женщины, судьба и характер которой имеют национальные, социальные, жизненные корни в самой итальянской действительности. Здесь актриса показывает как бы второе рождение героини, рост её человеческой личности, сохраняющей свою изначальную, неискоренимую человечность в самых драматичных обстоятельствах жизни. Актриса показала себя мастером психологического анализа и перевоплощения, рассказав с экрана целую жизнь своей злосчастной ФилуменыМартурано. В одной и той же роли Софии Лорен была жалкой и возвышенной, доверчиво-наивной и скорбной, страдающей, смешной и одновременно драматичной… Стала богатой её актёрская палитра – здесь и тонкий психологический рисунок, и комическое преувеличение, и взлёт страстей, и бытовая характерность, сочные, чисто национальные краски в живописании простой итальянской женщины из гущи народной жизни. Марчелло Мастроянни нисколько не уступает в роли Сориано своей партнёрше. Его герой очень смешон и одновременно жалок. По сравнению с Филуменой он имеет значительно более высокий социальный статус, но по своим человеческим качествам значительно уступает ей. Его Доменико в картине иногда оказывается просто ничтожным. Мастроянни - актёр огромного творческого диапазона. Он сыграл сотни ролей – от комических и гротесковых до философских и психологических. Роль Доменико Сорианистала одной из его творческих удач.

«Развод по-итальянски» (1961) Пьетро Джерми

Один из самых известных фильмов жанра итальянской комедии - «Развод по-итальянски» (1961) с Марчелло Мастроянни и Стефанией Сандрелли. Фильм поставил режиссёр Пьетро Джерми (14.9.1914 -5.12.1974). Начинал он как неореалист, снимавший серьёзные ленты о проблемах итальянского юга – всевластии мафии и безработице. Стремление Джерми обновить стиль и тематику своих произведений привело его в 60-х годах к существенному изменению режиссёрской манеры. Сицилия и её проблемы по-прежнему оставались в центре внимания Джерми, однако теперь его стали интересовать главным образом не социально-экономические, а социально-психологические вопросы. Он обратился к жанру сатирической трагикомедии и в разных аспектах рассматривал проблемы любви и брака. Для Джерми фильм «Развод по-итальянски» стал первым опытом работы в комедийном жанре. Он знаменовал начало для Италии жанра острой социально-этической сатиры, или, вернее, трагикомедии. Фильм был новым и для исполнителя главной роли Марчелло Мастроянни, создавшего вполне гротескный образ. Снимавшаяся на Сицилии картина вышла в отечественный прокат 20 декабря 1961 года, а 17 сентября 1962 попала на экраны США. Американские кинокритики были неожиданно щедры на положительные отзывы, в результате чего лента получила три номинации на «Оскар», причём в категориях для иностранных фильмов несвойственных. Не попав в число конкурсантов среди фильмов на иностранном языке, комедия «Развод по-итальянски» была номинирована в категориях «Лучший режиссер» (Пьетро Джерми), «Лучшая мужская роль» (Марчелло Мастроянни) и «Лучший оригинальный сценарий». Именно за сценарий «Развод по-итальянски» и получил "Оскар». Картина получила также премию Каннского кинофестиваля, Герой возвращается домой, первые кадры изображают его в поезде. Поезда обрамляют сюжет и характеризуют его ключевые, поворотные моменты; автомобили заставляют сюжет двигаться вперед. При помощи этих нехитрых средств передвижения итальянский кинорежиссер ПьетроДжерми создаёт историю любовных терзаний, комедию «Развод по-итальянски». Сатирическая комедия ПьетроДжерми «Развод по-итальянски» (1961), где Мастроянни с блеском сыграл «итальянского Обломова», барона Фефе Чефалу, снова заставила изумиться той лёгкости, с которой актёр переходит от сложных, драматически напряжённых ролей к остроумному фарсу. Комедийная лента Джерми - это издевательский взгляд на жизнь ленивого бездельника барона ФердинандоЧефалу (для друзей и родственников – просто Фефе), человека без видимых обязанностей и без определенных занятий. Будучи потомственным аристократом, барон Чефалу является не просто неприметным жителем итальянского городишки Аграмонте, но его градообразующим, структурным элементом. Жизнь Аграмонте протекает вяло и тоскливо, а единственным фактом, достойным упоминания, является то растущий, то падающий процент убийств на бытовой почве. Статус и положение в обществе не позволяют Фефе снизойти до трудов на благо этого самого общества. В силу определённых обстоятельств сицилийский дворянин также бездетен, а постоянно растущие долги семейства Чефалу являются единственной причиной того, что часть бывшего родового гнезда, особняка Чефалу, отошла семейству дона Колоджеро. В этом стеснительном соседстве есть свои плюсы и минусы. Неприятно, что дон Колоджеро и дон Гаэтано Чефалу не переносят друг дружку на дух. Но зато у Колоджеро есть дочь, невероятно привлекательная шестнадцатилетняя Анджела, которая, помимо всего, приходится Фефе кузиной. И вот теперь Фердинанд действительно попал как кур в ощип, ибо его страсть к юной кузине никоим образом не стыкуется ни с традициями острова Сицилия, ни с итальянскими законами, официально запрещающими развод. А ведь Фефе уже двенадцать лет как женат на Розалии, и сей факт станет для него самым затруднительным препятствием из всех. Жена Розалия уже давно надоела Фердинанду. Её присутствие вызывает у Фефе только раздражение. Когда она входит в комнату с обжигающе горячим кофе, он неустанно выключает вентилятор. Прибор можно включать и выключать беспрестанно, а вот избавиться от Розалии, клянчащей глоток кофе, кажется нашему герою непосильной задачей. Когда мужчина (особенно тот, кто периодически напоминает самому себе о собственном благородном происхождении со времён крестовых походов) загнан в угол, он будет стремиться избавиться от оков во что бы то ни стало. Даже если это освобождение предстанет перед ним в образе шестнадцатилетней кузины Анджелы. Повествование в картине ведётся от первого лица в виде череды воспоминаний о событиях минувших. Если мы заглянем во внутренний мир барона Чефалу, мы с удивлением обнаружим, что его населяют странные на первый взгляд предметы и места: церковный колокол, туалет и зеркало. Церковный колокол напоминает Фефе, что общество жаждет зрелищ, а жизнь – театр, и люди в нем актёры. В городишке Аграмонте всё и вся находится на виду. Да что там в городе, даже семейство Чефалу, разделённое двумя крылами семейного особняка, наблюдает за жизнью друг друга при помощи театральных биноклей с упорством, достойным иного применения. А уж на главной городской площади, где проходят гуляния и проводят свой досуг местные жители, любая новость распространяется со скоростью молнии. Единственным по-настоящему уединенным местом является… туалет палаццо Чефалу. Редко когда киногерой так самодовольно и развязно держится, выходя из ватерклозета; для Фефе уборная – это отдушина, тайник и театральная ниша одновременно. Что касается зеркал, то благодаря им Фердинандо имеет радость созерцать свое внутреннее Я, мало сочетающееся с аристократическим профилем барона Чефалу. В этом зеркале отражаются не столько черты его лица, сколько его сокровенные мысли и желания. Таким образом, зрителю открывается внутренний, скрытый от посторонних глаз, ироничный Фефе. В глазах общественности он предстаёт тем, кем он желает быть: обманутым мужем, рогоносцем. Но истинный смысл этого самоуничижения известен одному лишь Фефе. Только одному ему известен путь от стыда и позора к манящей свободе. В католической стране, где царит табу на процесс развода (последний фашистский закон, доживший до шестидесятых годов), единственным способом разойтись «полюбовно» является кончина супруга, поэтому барон Чефалу разрабатывает коварный и невероятно тонкий план. И общественное презрение – лишь один из этапов выполнения сего плана. Почему же зритель при просмотре картины не осуждает поведение героя однозначно и бесповоротно? Во-первых, потому что роль Анджелы исполняет Стефания Сандрелли, которой на момент съёмок фильма было только пятнадцать. Одного взгляда на эту юную красотку достаточно, чтобы любой, самый бессердечный, зритель мог понять безвольное поведение Фефе. Эта девушка превращает 37-летнего сицилийца в олуха, которому можно простить многие из его безрассудных поступков… Те же, кто устоит перед чарами Анджелы-Сандрелли, не презирают главного героя, потому что он – Мастроянни. Звезда итальянского кинематографа даже ролям мерзавцев придаёт свой неповторимый шарм, которому просто невозможно противостоять. Слава актёра незримо витает над фильмом, особенно в эпизоде небывалого ажиотажа в Аграмонте, вызванного премьерой картины Федерико Феллини «Сладкая жизнь», на которую в едином порыве слетается весь город. И хотя в кадре «Развода по-итальянски» образ журналиста из «Сладкой жизни» не показывается, он непроизвольно угадывается. И пока угрюмые сицилийские парни пожирают глазами Аниту Экберг, танцующую на экране местного кинотеатра под бешеный ритм песни Челентано, Мастроянни-Фефе носится по пустынным улочкам Аграмонте в надежде застукать свою жену с любовником и совершить над ними справедливый акт мщения. Сама позиция, с которой ведётся рассказ, а он ведётся, как уже было сказано, от лица самого Фердинандо Чефалу, располагает зрителя к тому, чтобы он принял точку зрения Фефе как единственно правильную. Неудивительно, что, когда Розалия пытается скрыться со своим любовником Кармело, нам хочется, чтобы Фефе успел их нагнать. Нагнать и совершить истинно сицилийское и хладнокровное правосудие. Внимание зрителей привлекает также образ Анджелы, которую играет Стефания Сандрелли. Характерным свойством таланта Пьетро Джерми всегда был дар находить молодых исполнителей. Для Стефании Сандрелли встреча с Джерми стала решающей. Он не только распахнул перед молодой девушкой дверь в искусство, но и сделал из неё настоящую актрису. Фильм, как известно, имел общественное звучание – он явился вкладом в борьбу итальянской общественности против средневекового законодательства, отсталых нравов, вековых предрассудков. В этом большом фильме большого режиссёра, в котором играл большой актёр, шестнадцатилетняя Стефания получила роль своей одногодки Анджелы. В итальянском кино появился новый персонаж, обладающий довольно необычными чертами – смесью юношеской неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой апатии с неожиданными вспышками бурного темперамента. Маленькая Анджела, задавленная сицилийским домостроем, учится лицемерить, притворяясь послушной дочерью и примерной воспитанницей католического колледжа… Вспомним, как эта притворщица, потупив глаза идёт в сопровождении служанки в церковь, как она собирает цветочки на празднике непорочного зачатия, как шагает под надзором монахини по набережной в Катании, когда вдруг встречает своего возлюбленного. Вялая, вся странно опущенная, она зажигается, на лице её чередуются восторг и отчаяние, глаза полны слёз, в них тоска одиночества и стремление излить душу. Анджела сразу же понимает нехитрую игру Фефе, выдающего себя за дядюшку, и ловко разыгрывает сцену встречи с горячо любимым родственником. А потом, сразу же погасив в себе все чувства, как пай-девочка возвращается в пары и даже не глядит вслед Фефе, уходящему с прощальным: «Слава Иисусу Христу…». В ней угадывается бурный темперамент и неожиданная в девушке-подростке сила характера. Она не сдаётся, не покоряется, несмотря на побои и унижения. Она не побоится при всех, на городской площади подойти к Фефе и вытереть своим платком щёку возлюбленного, которому плюнули в лицо; не побоится кинуться к нему навстречу на перроне, когда, отбыв недолгое наказание за убийство жены, он благополучно возвращается в родной городок, чтобы жениться на Анджеле. А то, что Фефежалок и не заслуживает её любви, маленькая Анджела прекрасно понимает. Быть может, не она – жертва его сластолюбия, а он жертва этой притворяющейся тихоней, не по годам взрослой девицы, которая жаждала вырваться из-под отцовского крова… Вспомним финал фильма: получив независимость и богатого мужа с домом и яхтой, юная супруга, нежась в объятиях Фефе, незаметно делает авансы стоящему за рулём молодому матросу.

«Блеф» (1976) Серджо Корбуччо

Развитие жанра комедии продолжалось в итальянском кино и в 70-80 годы. В это время любимцем публики становится Адриано Челентано. Нашим кинозрителям хорошо известна итальянская криминальная комедия1976 года «Блеф» (итал. Bluff — Storia di truffe e di imbroglioni — «Блеф — История мошенничества и обманщиков») — с Адриано Челентано в главной роли. Этот фильм – весёлый, динамичный, чуть пародирующий известные ситуации приключенческого кино – открывал перед итальянской комедией один из новых возможных путей. Ловко закрученный сюжет был построен по принципу «вор у вора дубинку украл». Действие фильма разворачивается примерно в 1930-е годы во Франции. Два мошенника- профессионала Феликс (Челентано) и Филипп Бэнг (Энтони Куинн), объединившись, обжуливают не менее ловкую содержательницу игорного дома (актриса Капучине), что не мешает им надувать и друг друга. Роковая красавица Белль Дюк (глава мафии и владелица казино) имеет старые счеты со знаменитым аферистом Филиппом Бэнгом, который отбывает свой срок за решёткой. Для того чтобы поквитаться с Филиппом, Белль Дюк вступает в сговор с другим жуликом по имени Феликс, чтобы тот организовал побег Филиппа Бэнга из тюрьмы. Побег удаётся, но парочка заодно обманывает и Белль Дюк, исчезнув прямо из-под её носа. Выясняется, что и Филипп Бэнг, в свою очередь, не прочь отомстить ей. Для этого он задумывает грандиозную мистификацию, сродни покерномублефу… Самым интересным в «Блефе» был, конечно, Адриано Челентано со своими гэгами. В таком эксцентричном комедийном актёре давно нуждалось кино Италии.

Челентано снимается в кино с 1959 года. Первая его роль была эпизодической. Он сыграл самого себя - певца рок-н-ролла в фильме «Сладкая жизнь» режиссёра Федерико Феллини. В 1965 дебютировал как режиссёр пародийной комедией «Суперограбление в Милане». У Челентано, несомненно, яркий комедийный талант. Его отличает своеобразный юмор, эксцентричность, прекрасная пластика. В своём творчестве этот талантливый актёр-самоучка пытается соединить традиции неореалистической комедии и итальянского фольклора с современной тематикой, эстрадными и танцевальными ритмами.За исполнение роли Феликса Челентано была присуждена в Италии премия «Давид» ди Донателло как лучшему актёру 1976 года.

«Укрощение строптивого» (1981) Франко Кастеллано, Джузеппе Пиполо

Фильм «Укрощение строптивого» двух известнейших итальянских режиссёров-комедиографов Кастеллано и ДжузеппеПиполо в 1981 году в Италии стал самым кассовым за всю историю итальянского кинопроката, а в 1983 году, выйдя на советские экраны, стал одним из кассовых лидеров в СССР.

Широкий советский зритель, полюбивший Адриано Челентано ещё в 1979 году после суперпопулярного «Блефа» и озорной комедии «Бинго-Бонго» (впервые демонстрировался во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля в 1983 году), вновь хотел встретиться со своим любимцем и валом валил в кинозалы. Спустя много лет эта картина по-прежнему любима зрителями, её часто показывают по телевидению. «Укрощение строптивого», пожалуй, один из самых удачных в карьере Челентано. Успех фильма, вероятно, обусловлен и тем, что он повторяет в пародийном ключе сюжет шекспировской комедии «Укрощение строптивой». Кроме того, в партнёрши Адриано получил самую модную актрису того времени очаровательную Орнеллу Мути. Элиа, которого он играет, - 40-летний владелец богатой фермы близ Милана, угрюмый самодур, прославившийся в округе невыносимым нравом. К тому же он – яростный женоненавистник, и живёт этот мизантроп в своём доме один, если не считать пожилой экономки-негритянки. Укрощает строптивца городская девушка Лиза, заинтригованная характером этого деспота. В одну дождливую ночь на его пороге появляется промокшая до нитки красавица. Задержавшись в доме негостеприимного хозяина, она ведёт небезуспешную борьбу с комплексами и страхами старого ворчуна. Девушка проявляет характер и твёрдость духа. Лиза не пасует ни перед тяжёлым крестьянским трудом, ни перед не менее тяжёлым нравом Элиа и вскоре завоёвывает его сердце.

И всё же ни сюжет, ни особая пластичность (вспомним хотя бы эпизод, где он давит виноград, состязаясь с давильной машиной), ни участие зеленоглазой Мути не объясняют сенсационного успеха этой в целом рядовой комедии. Челентано и авторы сценария сумели уловить носящиеся в воздухе проблемы, споры и дали им комедийную интерпретацию. Как ни странно, грубая мужественность, если не сказать, хамство Элиа, столь сурово обращающегося с городской «фифой», чем-то импонируют части зрителей и, что, казалось бы, ещё более странно, зрительниц. Видимо, всем здорово надоели рефлексирующие и феминизированные мужчины – и на экране, и в жизни. Столь же чутко в фильме уловлены и современные «экологические» дискуссии, симпатию зрителей вызывает призыв к здоровой и простой деревенской жизни, проповедь целительности физического труда.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1974) Эльдар Рязанов, Франко Проспери.

Примером успешного сотрудничества итальянских и российских кинематографистов стал фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый в 1974 году режиссёрами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери.Этот фильм появился случайно. Итальянцы остались должны нашим кинематографистам после съёмок масштабной исторической картины «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и, чтобы рассчитаться, нужно было запуститься с новой совместной работой. Кинокомпания знаменитого продюсераДино де Лаурентиса решила, что нужно снимать комедию, причем не философскую или лирическую, а лёгкую, с сильным привкусом эксцентрики.Для этой цели в Советском Союзе выбрали Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Хорошо осознавая, что эксцентрика — поле деятельности другого отечественного комедиографа, Леонида Гайдая, соавторы тем не менее ввязались в битву. У них был замысел грустной и человечной итальянской комедии типа «Полицейские и воры», где советским милиционером должен был быть Иннокентий Смоктуновский, а итальянским полицейским известный во всем мире Альберто Сорди.Но от грусти и человечности не осталось и следа — итальянцы требовали совсем другое кино.Эта картина очень тяжело далась Рязанову. От него требовали недорогой, чисто развлекательный фильм.Рязанов протестовал, спорил, но в итоге получилась трюковая комедия с большим числом постановочно сложных аттракционов.Так Эльдар Рязанов впервые угодил в «продюсерское кино» — из первоначального сценария «Спагетти по-русски» осталась только охота льва на людей. В результате Смоктуновский волшебным образом превратился в Андрея Миронова, а вместо Сорди Рязанову прислали малоизвестных итальянских актёров, имена которых никому ничего не говорили, да и фамилии тоже.

Итальянских актеров до съёмок режиссер видёл только на фотографиях. С итальянской стороны только Нинетто Даволи, игравший санитара Джузеппе, был единственной кинозвездой на этих съёмках. Его снимал в своих фильмах знаменитый итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини. Нашего режиссёра деятели солнечной страны вообще мало признавали. Дино де Лауренти спотребовал коренной переделки сценария. Единственное, что ему понравилось, — сцена со львом. Нужно было добавить много новых трюков и обязательно задействовать в фильме интерьеры ГУМа. Такой уникально большой магазин, по мнению магната, должен был вызвать такой же большой интерес у зарубежных зрителей.

Как ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнёров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрёшки, и самолёт, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».Эти самые гости творили что хотели. Во время съёмок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, всячески подчёркивали, кто в доме хозяин.Оператора Михаила Бица и всю группу поразила организация съёмок в Риме — это был брак по-итальянски. Администраторы даже отказались делать надпись «Оспедале» на здании, где снимали больницу. Они считали каждую лиру и сэкономили даже на исполнительнице главной роли — прислали Рязанову непрофессиональную актрису, а всего лишь фотомодель Антонию Сантилли. Чтобы заставить итальянцев работать профессионально, Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на съёмки.

Итальянские актёры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику.Сюжет комедии вкратце таков. В одной из римских больниц умерла бывшая балерина, эмигрантка из России. Дама преклонных летсообщила своей внучке Ольге, что все её немыслимое состояние спрятано в городе Ленинграде «подо львом». Данное обстоятельство стало причиной срочной поездки в Ленинград всех тех, кто каким-либо образом был посвящён в эту тайну. В СССР приехали врач, итальянский мафиози, два санитара, пациент больницы со сломанной ногой и внучка Ольга. А в Москве к нашим героям присоединился ещё и гид, усложнивший и так нелёгкие поиски сокровищ…Фильм Эльдара Рязанова пародирует множество известных на тот момент зарубежных гангстерско-приключенческих фильмов. Например, эпизод с посадкой пассажирского лайнера на шоссе пародирует французский фильм «Сицилийский клан», а взрыв бензоколонки — фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт». Сюжет фильма Рязанова напоминает фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (на что прямо указывает его итальянское название — «Безумная, безумная, безумная гонка в России») и ряд других аналогичных комедий про поиски сокровищ. Весь фильм держится, честно говоря, на Андрее Миронове.Именно вокруг него пляшут в этой картине стройная Ольга (Антония Сантилли), влюбившаяся в его героя, смешной мафиози в исполнении Тано Чимароза, нелепая парочка родственников-итальянцев и другие персонажи. Миронов не только чудесно исполнил свою роль, в очередной раз подарив зрителям сплав обаяния, веселья и изящества, но и проявил чудеса актёрской отваги и профессионализма. Так, Андрей Миронов, не будучи каскадёром, висел, зацепившись за край разведённого моста, и молча исполнял другие трюки. Миронов сам спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», сам нырял в воду. А его непосредственное общение со львом Кингом, до этого уже продемонстрировавшим свой не слишком дружелюбный нрав, и вовсе стало легендой, получив классификацию скромного актёрского подвига.Лев Кинг приехал на съемки из Баку вместе с хозяевами, супругами Берберовыми. Он был опытным актёром — в его фильмографии тогда уже значились две азербайджанские картины. Но на съёмках «итальянцев» Кинг никак не хотел играть по сценарию. Оказалось, что Кинг очень ленив и капризен. Операторы четыре ночи подряд ждали, чтобы он запрыгнул на склад матрёшек.Кроме погони с участием льва итальянским продюсерам в сценарии больше всего нравился эпизод с посадкой самолёта на трассу. Но снять это оказалось почти невозможно — министерство гражданской авиации запретило: слишком опасно.Выручила высшая школа пилотов в Ульяновске. Взлётно-посадочную полосу декорировали под обычное шоссе, и ас Иван Таращан шесть раз подряд посадил самолет прямо в поток машин. За рулём легковушек тоже сидели летчики — следили за посадкой.

В фильме множество других сложных трюков. Об этом хочется рассказать особо. Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадёр, автогонщик СерджоМиони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики. Они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной.

Для съёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

В трюке с разведённым мостом — единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублёра), в эпизоде, где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко», у которого нарастили на 2,5 метра рубку), участвовали студенты циркового училища. Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Андрея Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15-этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Андреем Мироновым шёл теплоход.Сняли весь эпизод за один день.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» — лёгкий, динамичный и ни на что особо не претендующий — не снискал славу в зарубежном прокате.Итальянские продюсеры с самого начала делали фильм с прицелом на европейского зрителя, но прокатчики посчитали его некассовым. На Западе так никто и не увидел, как русские пилоты-лихачи сажают самолёты на шоссе, как советская милиция помогает копателям крушить памятники архитектуры и как в России по улицам вместо медведей ходят львы. Но у нас в стране картину смотрели и сейчас смотрят с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал фильм своей удачей. Но зрителям виднее — они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».

Итальянское кино сегодня

Сегодня итальянское кино продолжает развивать те темы и мотивы, которые вывели его на мировую арену, но уже в другом формате. Если сейчас каждого из нас попросить назвать характерные эпизоды, с которыми он связывает кино Италии, то думаю, что ответы будут примерно приблизительными – итальянская парочка, итальянская семья, развод по-итальянски, мафиози. Многие из современных фильмов обязательно затрагивают уходящую эпоху и характерные темы для Италии – мафиози в Сицилии или традиционную итальянскую семью. Вот такой он, фильм в Италии сегодня.

Использованные материалы
  • Актеры зарубежного кино. Вып. 5 [Текст]: сост. В. Михалкович. – М. : Искусство, 1970. – 191 с. : ил. – (С. 171-175).
  • Актеры зарубежного кино. Вып. 6 [Текст] – М. : Искусство, 1971. – 159 с. : ил. – (С. 139).
  • Рязанов, Э. А. Неподведенные итоги [Текст] / Э. А. Рязанов. – М. : Вагриус, 1997. – 510 с. – (С. 146-155). – (Мой 20 век).
  • Сокольская, А. Л. Актеры зарубежного кино. Вып. 2 [Текст] / А. Л. Сокольская. – М. : Искусство, 1965. – 136 с. : ил. – (С. 52).