Символ многовековой истории Рима - Колизей

Символ многовековой истории Рима - Колизей

Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной» и «театр» или «театр с обеих сторон».

Первоначально амфитеатры были деревянными. Лишь после случившейся трагедии в одном из деревянных театров, начали строить каменные амфитеатры.

В Античном Риме каменный амфитеатр был заложен в 72г. императором Веспасианом Флавием. Строительство длилось 8 лет. Амфитеатр расположился в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием на месте пересохшего пруда. Сначала был поставлен фундамент, способный выдержать вес здания. Для этого дно пруда выложили 30-ти метровым слоем камней и бетона из смеси вулканического пепла, извести и воды. Тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья. Снаружи Колизей был облицован белым мрамором. Всего в сооружении Колизея принимали участие 8 тысяч рабов. Веспасиан не дожил до конца строительства, его сын – император Тит открыл амфитеатр в 80 г. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней, затравлено было более 5 тыс. животных. А работы по архитектурному оформлению амфитеатра продолжались и после открытия.

Колизей стал первым каменным сооружением такого рода, построенном в столице империи, и сразу же завоевал славу самого величественного.

В античном Риме Колизей называли амфитеатром Флавиев и лишь позже стали называть Колизеем. Название «Колизей» по одной версии, происходит от названия гигантской бронзовой 35-метровой статуи - Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра, которую после свержения и самоубийства тирана переделали в статую бога Солнца – Сола). По другой - от искажённого в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный, громадный).

Колизей – постройка в виде эллипса (вытянутого круга): длина 188 метров, ширина 156 метров, высота не разрушенной части - 57 метров (48,5 метров). Периметр амфитеатра – 527 метров. Он представлял собой огромную четырёх ярусную чашу со ступенчатыми рядами сидений.

Первые три яруса образовывали аркады из 80 арок (всего 240), которые опирались на мощные столбы в 2,4 метра шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом (балочное перекрытие пролёта).

Первый ярус украшали колонны тосканского ордера (похож на дорический, но имеет гладкий ствол и базу), второй – изящные колонны ионического ордера, а третий – роскошные коринфские. Такое расположение колонн различных ордеров зрительно облегчало верхние части здания, низ при этом казался более массивным. Арки второго и третьего яруса были украшены стоявшими в них статуями (не сохранились).

Четвёртый ярус – представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 пилястрами коринфского ордера, находившимися над колоннами. Между ними располагались квадратные окна. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами, которые тоже до наших дней не сохранились.

На самом верху была сооружена сложная конструкция: от одного окна до другого помещались по три кронштейна (всего 240), которые служили опорами для мачт, поддерживающих гигантскую материю. На мачты натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень для зрителей.

Поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусами, то именно они сидели на верхнем ряду и управляли огромным льняным холстом, покрывающим Колизей. Тенты были различных цветов: жёлтого, голубого, красного, бурого. Они погружали зрителей в таинственно-тёплый полумрак, в то время как находившаяся внизу арена оставалась открытой и была освещена яркими лучами солнца.

Вместимость Колизея – 50 000 мест, но при желании могло поместиться до 68 тысяч человек. Вход в Колизей был бесплатным.

76 входов-арок (из 80 ) были предназначены для прохода широкой публики (по 600 человек на 1 арку), а из оставшихся 4-х арок (не предназначенных для широкой публики) 2-е вели к императорской ложе и местам для его гостей, а другие 2-е – для торжественного выхода гладиаторов.

Хитроумная система лестниц и проходов выводила посетителя от каждой из пронумерованных арок прямо на его место, да так точно, что на своём пути он нигде не сталкивался со зрителями, входящими через другие арки. Пройдя через арки нижнего яруса зрители попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такие же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Пройти на своё место или в случае непредвиденных обстоятельств покинуть Колизей можно было всего за 10 - 12 минут.

Средняя (центральная) часть амфитеатра- арена (от лат. «arena» – «песок»), покрытая песком. По форме арена представляла собой эллипс, длина которого 86 метров, ширина 54 метра, что позволяло сражаться на ней одновременно 3000 парам гладиаторов. По периметру арена была окружена стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. К ней примыкал четырехметровый подий, который служил оградой во время «морских сражений».

Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Над входом на арену располагалась терраса, с ложами императора, видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на 3 яруса. На первом (нижнем) ярусе располагались места для почётных зрителей – знатных вельмож и богатых коммерсантов (20 рядов). Выше находились 20 мраморных рядов для свободных граждан Рима среднего сословия. За узким проходом следовало еще 20 мраморных рядов для небогатых граждан. Далее находилась колоннада, за которой был ярус с деревянными скамьями для простых людей (20 рядов). На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами и моряки.

В Колизее работали 36 лифтов, которые управлялись вручную рабами. Каждый лифт мог поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных, предназначенных для травли.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Фото Колизея до реконструкции где арена лишена покрытия, позволяют увидеть прежде скрытые помещения.

Три века Колизей служил для устройства боёв гладиаторов и травли животных.

Гладиаторами в Риме называли борцов, сражавшихся мечами – гладиусами, между собой или дикими зверями на потеху публике. Гладиаторы имитировали народы, враждебные Риму, отсюда и появились категории гладиаторов: самниты, фракийцы и галлы. Становились гладиаторами: рабы, военнопленные, преступники и были римские граждане, которые нанимались в гладиаторы добровольно, после обучения в специальной школе гладиаторов.

Возникли гладиаторские игры из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы знатного вельможи. В сражении погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.

Римляне же впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, где сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима. А в 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ и становятся любимейшим зрелищем всех древних римлян.

Основной вид гладиаторских игр - сражение между гладиаторами-мужчинами.

Отдельный интерес для римлян представляли бои с дикими зверями, где боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую звериную стаю – венации.

В 63 году император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Римляне любили наблюдать за боями между женщинами-гладиаторами и гладиаторами-карликами.

Но особой популярностью у зрителей пользовались водные сражения (навмахии), когда арена заливалась водой. Для этой цели в Колизее была построена сложная гидравлическая система под ареной.

Гладиаторские игры проходили по строгому ритуалу. Обычно они начинались с парада гладиаторов, носивших дорогие доспехи из серебра и золота. После парада для разжигания азарта зрителей проводились шутливые сражения, в которых использовалось деревянное оружие. Потом громко трубили трубы, и безвредное оружие сменялось настоящим. Гладиаторы разбивались на пары, и начинались кровавые схватки.

Жизнь гладиаторов и их поведение на арене тоже подчинялись строгим правилам.

Гладиаторы, отличались друг от друга по классу мастерства, виду вооружения и амуниции.

Соперники выбирались из бойцов разных типов, владеющие разной техникой боя. Несовершенство амуниции делало их уязвимыми. Результат сражения был непредсказуем, отчего зрелище делалось увлекательным. Рассмотрим некоторые типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова “andibatus” - "находящийся на возвышении". Названы так потому, что сражались верхом на лошади. Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия и шлемы с забралами, или шлем с металлической маской иногда бармицей, закрывавшей лицо. Катафракты носили пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Парфянские катафрактарии II в. н. э. использовали комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. Возможно, в таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга. Гладиаторы-всадники сражались только между собой и открывали гладиаторские сражения.

Бестиарий (боец, провоцирующий диких животных), и венатор - гладиатор, сражающийся с ними. Вооружённые дротиком или кинжалом, бестиарии изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Мурмиллон (мирмиллон) - самый распространенный тип гладиаторов (из галлов). Они носили шлем с широким забралом со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos» — «морская рыба») – отсюда и название. Облачались в доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим выпуклым прямоугольным щитом (скутумом), как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Ретиарий - («боец с сетью»). Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем и трёхметровой в диаметре сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus), металлического наплечника (галеруса) на левом плечевом суставе, закрывавшего также и шею и наруча (тоже на левой руке) у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

Секутор. Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мурмиллонов, с усовершенствованной техникой нападения, и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и меч-гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был овальный и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Гопломах - (от греч. — «вооружённый боец»): Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом или копьем и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы. Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов. Часто гопломахов путали с фракийцами.

Провокатор - (гладиатор «соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой, которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами, иногда носили поножи.

Димахер (от греческого — «носящий два кинжала»). Эти воины использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками.

Самнит - древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторов. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Фракиец. Гладиаторы из Фракии - область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), позже появилось забрало. Маленький прямоугольный приплюснутый щит (парма), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Доспехи у фракийцев защищали только самые уязвимые места, что не сковывало движений и позволяло вести зрелищный маневренный бой. Эти гладиаторы обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Были ещё и эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на колесницах.

Не смотря на жестокость, гладиаторские бои – это не дикая резня, а соревнования по определённым правилам и с обязательным участием судей. Это своего рода античный боевой спорт. Поэтому бои представляли собой образцы военного искусства, а не обычной драки.

У гладиаторов был свой кодекс чести: воин бьётся до последнего и предпочитает смерть бегству. Струсить, бежать от противника – значит покрыть себя несмываемым позором. Гладиатор должен принять смерть с достоинством, что считалось показателем храбрости и мужества. «Умереть, как гладиатор» было высшей похвалой для любого солдата.

Устроителю игр было очень накладно, если погибали опытные гладиаторы, ведь их подготовка занимала много времени и средств. Поэтому зачастую один воин не убивал другого до смерти, а сражался до убедительного преимущества (например, поломанной конечности). Потерявшего сознание смертельно раненного гладиатора добивали уже вне арены с помощью специального молота, который в битвах не использовался. Однако чаще всего бойцы умирали не от прямого удара в бою, а от последующих инфекций, занесённых оружием.

В амфитеатре существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один - выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.

Если поверженный боец был в сознании, то он имел право просить о помиловании. Так как разговаривать на манеже ему запрещалось, с противником и с публикой он общался жестами.

Принято считать, что судьбу гладиатора определяли зрители. Поднятый вверх большой палец руки означал жизнь, а опущенный – смерть. Однако более вероятным считается мнение о том, что желание зрителей добить гладиатора выражалось распрямлением большого пальца руки, решение о помиловании – убирали палец внутрь ладони, т.е. показывали кулак. Скорее всего, ошибочное представление возникло из-за неправильного перевода выражения, использовавшегося для обозначения жеста с большим пальцем руки (от лат. «police verso» - повёрнутый большой палец, «police compresso» - сжатый большой палец).

Окончательный вердикт о судьбе поверженного гладиатора (прислушиваясь к мнению зрителей) выносил император, используя те же знаки: кулак или оттопыренный палец.

Интересен следующий факт: в эпоху Римской империи четыре из пяти гладиаторов покидали арену живыми.

Запрещены гладиаторские бои были только в 405 – 406 годах нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство. А в 523 году после долгих народных протестов в Риме было принято постановление, запрещающее убивать и хищников.

С течением времени здание Колизея разрушалось: частые землетрясения, пожары, варварское отношение людей:

  • В XI - XII вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью;
  • В XIII в. он использовался как каменоломня – это был период наибольших разрушений. Из камней Колизея было построено 23 дома для римских аристократов, 6 церквей и началось строительство гавани
  • С середины XIV в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии (запрещены в середине XVI в.).

Ещё в античные времена Колизей неоднократно восстанавливался и реконструировался. С начала же XIX в. итальянские власти стали целенаправленно заниматься сохранением памятника и проводить археологические раскопки.

После 15-векового перерыва (с V по XX вв.) и восьмилетней реставрации, 19 июля 2000 года, Колизей был вновь открыт для публичных представлений. Гладиаторских боёв, конечно же, больше не проводится, но просмотр и обычного театрального представления внутри этих стен оставляет незабываемые впечатления. Сейчас побывать на спектакле в Колизее сможет 70 тысяч зрителей одновременно.

Колизей настолько вошёл в историю как символ силы, умения и благородства, что с 1928 по 2000 год фрагмент его колоннады изображали на медалях, которыми награждались победители Олимпийских игр.

Несмотря на все исторические и климатические перипетии Колизей и сегодня поражает посетителей своим монументальным величием. Он является, самым крупным амфитеатром античного мира. Колизей стал символом величия и могущества императорского Рима, его многовековой истории.

Использованные материалы
  • Азбука стиля [Текст] //Поём, танцуем и рисуем. – 2008. - № 5. – С. 2 – 7.
  • Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука [Текст]: словарь-спр./под.ред. В.Н. Ярхо.- М,: Высш. шк., 1995.- 383 с.: ил.- [С.145]
  • Берд, М., Хопкинс, К. Колизей [Текст] /М. Берд, К. Хопкинс; пер. с англ. А. Николаева.- М. : Эксмо; СПб : Мидгард, 2007.- 192 с. : ил. – (Биографии чудес света).
  • Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство [Текст] /пер. с ит. Т.М. Котельниковой.- М.: Астрель: АСТ, 2008.- 414 с.- [С. 38]. Все о чудесах [Текст]: атлас – справ.- СПб, М., 2007.- С. 116 – 117.
  • Григорьева, Е. Чудеса света [Текст]: энцикл. /Е. Григорьева, Е. Гуглина.- М., 2007.- 110 с.: ил. [С. 15].
  • Деревенский, Б.Г. Древний Рим [Текст]: шк. путеводитель: для сред. и ст. шк. возраста /Б.Г. Деревенский.- Спб.: Балтийская книжная компания, 2010.- 96 с.: ил.-[С. 76 - 87].
  • Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.Г. Емохонова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 544 с.: ил.- [С. 127 - 130].
  • Иванова, Л.В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова. – Смоленск : Русич, 2003. – 288 с. : ил. [С.156-157]. - (Малый атлас чудес света).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М. : Белый город, 2007. - 48 с. : ил. [С.39] . – (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Кашекова, И.Э. От античности до модерна [Текст]: стили в художественной культуре /И.Э. Кашекова.- М.: Просвещение, 2000. – 143 с.: ил. [С. 16 – 17].
  • Лучесской, К. Л. От пирамид до телебашни [Текст]: науч. – худож. лит. /К. Л. Лучесской. – М. : Дет. лит., 1979. - 64 с.: ил. [С. 25 - 26].
  • Львова, Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века [Текст] : очерки истории /Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова, Е.П. Кабкова.- СПб.: Питер, 2006.- 416 с.: ил.- [С. 83 - 84].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] : науч. – попул. изд. для детей /Н.Н. Малофеева, И. В. Травина, Е.В. Широнина.- М. : Росмэн-Пресс, 2008.- 96.с. : ил. [С. 28 - 29].
  • Маневич, И. А., Шахов, М. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст]. – М. : Белый город, Б. г. – 208 с. : ил. [С. 22 - 23].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: науч.-попул. изд. для детей /В. В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : Росмэн-Пресс, 2004. – 111 с. : ил. [С.12-14]. - (Восьмое чудо света).
  • Низовский, А. Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: эциклопед. спр. /А. Ю. Низовский. – М.: Вече, 2008.- 512 с.: ил. [С. 390 - 392]. – (Величайшие тайны мира).
  • Овсянников, Ю. История памятников архитектуры [Текст]: от пирамид до небоскребов /Ю. Овсянников. - М.: АСТ - Пресс : Галарт, 2001. – 287 с. : ил. [С. 77 - 79].
  • Орлов, Д. Римский рестлинг [Текст] /Д. Орлов //Всемирный следопыт. – 2008. - № 22. – С. 72 – 85/
  • Паолуччи, Фабрицио Гладиаторы. Обреченные на смерть [Текст] /Фабрицио Паолуччи.- М.: Вече: Ниола-Пресс, 2007.- 128 с.: ил.- (Тайны истории).
  • Рубанова, А. Самые красивые места мира [Текст]: науч. – попул. изд. /А. Рубанова.- М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2003. – 47 с. : ил. [С.14]. – (Все обо всем).
  • Самые знаменитые памятники античности Текст: иллюстрир.энцикл. /сост. А.Ю. Астахов.- М.: Белый город, Б.г.- 104 с.: ил.- [С. 70 - 73].
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.- сост. В. Авдеенко.- М. : Стрекоза, 2000. – 17 с. : ил. [С. 7 - 8]. – (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] : для детей сред. и стар. возраста /Филипп Симон, Мари-Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичковой. – М. : Махаон, 2009. - с. : ил. [С. 36 - 37]. – (Детская энциклопедия «Махаон»).
  • Соколова, М.В. Мировая культура и искусство [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Соколова.- 3-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368 с. [С. 137].
  • Сокровища Средиземного моря [Текст]: Италия, Греция, Кипр, Турция, Испания, Португалия: путеводитель по странам мира: для детей /[В.М.Роньшин, Н.В. Ермильченко, Е.В. Малинина, О.В. Колпакова].- М.: Белый город.- 464 с.: ил. [С. 23 - 26].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Тарновский, Вольфганг Гладиаторы [Текст] /Вольфганг Тарновский; пер. Б.И. Залеской; худ. Герд Вернер.- М.: Слово, 1989.- 48 с.: ил.
  • Харпер Джеймс Воины [Текст]: кн.- сюрприз /Джеймс Харпер.- М.: Махаон, 2007
  • Что мы знаем о гладиаторах [Текст] //Эскиз. – 2002. - № 1. – С. 7 - 8.
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.- сост. С. А. Плешаков.- М. : Вече, 2002. – 208 с. : ил. [С.64 – 66]. - (100 самых самых).
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М., 2002.- С.64-66.- (100 самых самых)
  • Я познаю мир. Архитектура [Текст] : дет. энцикл. / Л.Л. Бурмистрова.- М. : Астрель, 2006. – 397 с. : ил. [С.69-73]
  • Я познаю мир. Архитектура [Текст] :энциклопедия/ Л.Л. Бурмистрова.- М., 2006.- С.69-73
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст] : дет. энцикл. /авт. – сост. Н. З. Соломко. - М. т: Астрель, 2006.- 476 с. : ил. [С.69-7].
  • Янсон, Х.В. Основы истории искусств [Текст] /Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон.- СПб.: АОЗТ ИКАР, 1996.- 511 с.: ил.- [С. 96 - 97]