Король верхнего «до» - Лучано Паваротти

Король верхнего «до» - Лучано Паваротти.

Что такое опера.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством итальянского оперного певца Лучано Паваротти и узнаем, почему его называли «король верхнего «до». Заодно мы с вами поближе познакомимся с самим оперным искусством. Что надо знать об опере каждому культурному человеку? Опера – сопровождаемое оркестром музыкально-драматическое произведение, в котором исполнители-актёры не говорят, а поют весь текст. Хотя в опере главное – пение, но кроме этого могут быть разговорные сцены, балет, симфоническая музыка, может включаться даже кино. Оперы пишутся на сюжеты сказок и трагедий, рассказов и комедий, романов и хроник. Оперы бывают большие, пышные – и камерные, одноактные; в опере может быть только одно действующее лицо, тогда это моноопера. По законам драматического театра опера делится на действия (акты), действия – на картины, картины – на сцены. Впрочем, всё это не строго обязательно. А вот высказывания героев имеют специфически оперные названия. Наиболее протяжённые из них – арии, каватины, монологи и т. д.; покороче – ариетты, ариозо. Полупение-полуречь называется речитативом. Диалог героев - дуэтом. Одно из преимуществ оперы состоит в том, что герои иногда поют одновременно. При внешне слаженном едином ансамбле у них могут быть свои собственные, непохожие на другого, мысли и чувства. Такие ансамбли обычно звучат в конце действий, когда интрига завязана, герои конфликтуют и дальнейший ход событий неясен. Партия каждого героя отражает его устремления, но всё вместе на сцене звучит очень стройно. Оперы создаются на тех языках, на которых говорят в той или иной стране. Поскольку пение очень связано со словом и, кроме того, музыканты обычно гастролируют по всем странам, принято исполнять оперы на языке оригинала. Узнать содержание оперы можно из либретто. «Книжечка» - так переводится итальянское слово libretto. С развитием оперы музыка стала главенствовать в ней настолько, что содержание драмы, то есть сюжет, уже было трудно разобрать. Поэтому её текст издавали в виде маленьких, карманного размера книжечек, которые продавали в театре перед спектаклем и по которым слушатель мог следить за ходом драматической интриги. Этот обычай сохранился до наших дней. Автором либретто (либреттистом) может быть и драматург, и сам композитор, и оперный режиссёр. С оперой можно познакомиться не только в театре. Многие оперы записаны на кассеты и компакт-диски, создано множество кинофильмов. Оперу нельзя полюбить, не узнав её, а узнав – не полюбить просто невозможно. Но, как и всякое серьёзное искусство, опера требует не бездумного слушания, а большой работы души. Давайте вместе с вами перелистаем некоторые страницы истории возникновения и развития оперы на примере Италии.

Рождение оперы. Клаудио Монтеверди.

Самая первая опера появилась в Италии. Даже музыкальная слава Италии началась с рождения оперы. Итальянцы вообще очень любят петь. Их макаронами не корми, дай только спеть какую-нибудь любимую арию из любимой оперы. Итальянские водопроводчики, к примеру, чиня водопроводы, всё время насвистывают известные арии, а итальянские уборщицы, закончив уборку, наряжаются в свои лучшие платья и отправляются в оперный театр. Даже в самых маленьких городках Италии есть свой маленький оперный театр.

Когда же и при каких обстоятельствах родилось искусство оперы? В конце XVI столетия в Европе сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco - «странный», «причудливый»). Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу (соединению) разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись.

Этот новый жанр возник на рубеже 16-17 веков во Флоренции, в кружке просвещённых любителей искусства, поэтов и музыкантов. Они стремились возродить античную трагедию, представлявшуюся им идеальным слиянием музыки и драмы. «Драма с музыкой» - так они называли свои сочинения. Одной из первых итальянских опер была «Эвридика» Якопо Пери на текст поэта О. Ринуччини (1600). Первые оперы сочинялись на сюжеты мифов и исторических событий и состояли главным образом из вокальных партий и небольших инструментальных ансамблей. Опера стала быстро развиваться и прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы. Лучшие черты разных школ – внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) – соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567-1643). Изучив творчество композиторов Пери и Каччини, Монтеверди создал собственные произведения этого жанра. Самая известная его опера - «Орфей». Уже в этой опере композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие. В произведениях Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер - монолог-речитатив, в котором ясно звучит каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Важную роль композитор отводил оркестру. В «Орфее», например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы. К середине XVII века опера уже прочно утвердилась среди искусств. В Венеции начинается её грандиозный расцвет. Достаточно сказать, что в конце века в городе с населением 150 тысяч человек существовало 16 оперных театров. Именно здесь в 1639 году возникло и само название опера. Первоначальные наименования произведений нового жанра были: музыкальная сказка, песенная драма, драма с музыкой, драма с помощью музыки. Установившееся же окончательно название опера, ставшее теперь для нас привычным, как это ни покажется странным для многих в наше время, вовсе не связано с музыкой или театром (итал. оpera означает буквально — труд, дело, сочинение; вспомним слова того же корня: оператор, операция, оперировать).

Неаполитанская оперная школа. Стиль бельканто.

К началу XVIII века сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы — повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (bel canto - «прекрасное пение»). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре (диапазон звучания голоса) пение отличала лёгкость и прозрачность тембра, в низком - бархатная мягкость и густота. Исполнитель должен был уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков — колоратуры (ит. - coloratura - «украшение»). Особое требование составляла ровность звучания голоса — ( в медленных мелодиях не должно быть слышно дыхания). В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии. Этому способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, от лат. сonservo - «охраняю») - учебных заведениях, готовивших музыкантов. К тому времени в центрах итальянского оперного искусства — Венеции и Неаполе — было создано по четыре консерватории. Популярности жанра служили и открывшиеся в разных городах страны оперные театры, доступные для всех слоёв общества. В XVIII веке сформировались такие оперные жанры, как опера-сериа (ит. оpera seria - «серьезная опера») и опера-буффа (ит. оpera buffa - «комическая опера»).

Опера-сериа

Опера-сериа утвердилась в творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) — основателя и крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. Для оперы-сериа обычно выбирали мифологический или исторический сюжет. Она открывалась увертюрой и состояла из законченных номеров — арий, речитативов и хоров. Главную роль играли большие арии; обычно они состояли из трёх частей, причём третья являлась повторением первой. В ариях герои выражали своё отношение к происходящим событиям. Сложилось несколько типов арий: героические, патетические (страстные), жалобные и другие. Для каждого типа использовался определённый круг выразительных средств: в героических ариях - решительные, призывные интонации, бодрый ритм; в жалобных — короткие, прерывистые музыкальные фразы, показывающие волнение героя, и другие. Речитативы, небольшие по размерам фрагменты, служили развёртыванию драматического повествования, как бы двигали его вперёд. Герои обсуждали планы дальнейших действий, рассказывали друг другу о случившихся событиях. Речитативы подразделялись на два типа: секко (от ит. secco - «сухой» - быстрая скороговорка под скупые аккорды клавесина, и аккомпаниато (ит. accompaniato - « с сопровождением» - выразительная декламация под звучание оркестра. Секко чаще использовали для развития действия, аккомпаниато — для передачи размышлений и чувств героя. Хоры и вокальные ансамбли комментировали происходящее, но участия в событиях не принимали. Количество действующих лиц зависело от типа сюжета и было строго определённым; то же относится и к взаимоотношениям героев. Установились типы сольных вокальных номеров и их место в сценическом действии. Каждому персонажу соответствовал свой тембр голоса: лирическим героям — сопрано и тенор, благородному отцу или злодею — баритон или бас, роковой героине — контральто. К середине XVIII века стали очевидны недостатки оперы-сериа. Исполнение нередко приурочивалось к придворным торжествам, поэтому произведение должно было заканчиваться благополучно, что иногда выглядело неправдоподобно и неестественно. Часто тексты были написаны искусственным, изысканно-манерным языком. Композиторы порой пренебрегали содержанием и писали музыку, не соответствовавшую характеру сцены или ситуации; появилось много штампов, ненужных внешних эффектов. Певцы демонстрировали собственную виртуозность, не задумываясь о роли арии в произведении в целом. Оперу-сериа стали называть «концерт в костюмах». Публика не проявляла серьёзного интереса к самой опере, а ходила на спектакли ради «коронной» арии знаменитого певца; во время действия зрители входили и выходили из зала.

Опера-буффа. Джоаккино Россини

Опера-буффа сформировалась также у неаполитанских мастеров. Первый классический образец такой оперы - «Служанка-госпожа» (1733 год) композитора Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Если в опере-сериа на первом плане — арии, то в опере буффа- разговорные диалоги, чередовавшиеся с вокальными ансамблями. В опере-буффа совсем иные главные действующие лица. Это, как правило, простые люди - слуги, крестьяне. В основе сюжета лежала занимательная интрига с переодеваниями, одурачиванием слугами глупого богатого хозяина и тому подобное. От музыки требовалась изящная лёгкость, от действия — стремительность. Большое влияние на оперу-буффа оказал итальянский драматург, создатель национальной комедии Карло Гольдони. Наиболее остроумные, живые и яркие произведения этого жанра создали неаполитанские композиторы: Никколо Пиччинни (1728-1800) - «Чеккина, или Добрая дочка»(1760 год); Джованни Паизиелло «Севильский цирюльник» (1782 год), «Мельничиха» (1788 год); певец, скрипач, клавесинист и композитор Доменико Чимароза (1749-1801) - «Тайный брак» (1792 год). Традиции оперы-буффа получили блестящее завершение в двух произведениях выдающегося мастера итальянской оперы Джоаккино Россини: «Севильский цирюльник» (1816 год) и «Золушка» (1817 год). «Севильский цирюльник» создан по одноимённой комедии французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше. Пьеса появилась незадолго до Французской революции, в 1755 году, и в ней автор немало внимания уделил конфликту между дворянством и третьим сословием. Третьим сословием в XV-XVIII веках называли население Франции, которое в отличие от первых двух условий (дворянства и духовенства) облагалось налогом: крестьян, ремесленников, купцов. Однако композитора привлекла вовсе не острота социального содержания, а стремительно развивающаяся интрига и искромётное остроумие текста. Каждый персонаж написан в рамках определенного амплуа: лирическая героиня (Розина), герой-любовник (граф Альмавива), одураченный толстяк (опекун Розины Бартоло, мечтающий жениться на своей воспитаннице, «профессиональный злодей» (дон Базилио, помогающий Бартоло). Но у Россини получились не маски, а живые характеры: герои способны искренне радоваться, печалиться, быть смешными и в то же время бесконечно обаятельными. Особенно интересен образ главного персонажа - цирюльника (парикмахера) Фигаро. Именно он обводит вокруг пальца Бартоло и помогает влюблённым соединиться. Фигаро постоянно в движении: «Фигаро здесь, Фигаро там», и. чтобы показать неиссякаемую энергию героя, автор делает его партию очень динамичной, технически сложной – виртуозной. Обычно подобные номера сочинялись для тенора, но Россини писал и для низких голосов – баритона и баса. От артиста, исполняющего такую партию, требуется не только вокальное мастерство, но и безупречная дикция, так как многое в музыке основано на речевой скороговорке. Исполнением роли Фигаро стало большой удачей в творческой карьере Лучано Паваротти. Но достичь такого успеха оказалось совсем непросто. Этому предшествовал большой и напряженный труд и многолетняя учеба.

Лучано Паваротти. Детство и юность

Родился Лучано Паваротти в 1935 году в итальянском городе Модена на севере Италии. Его отец Фернандо Паваротти по профессии был пекарем, а мать Адель Вентури работала на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что в семье было мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Хотя родители Лучано и не были музыкантами, всё детство мальчика прошло под пение отца, у которого был настоящий оперный баритон. Он мог бы сделать настоящую музыкальную карьеру, но страшно боялся сцены и соглашался выступать только в маленьких залах, где в основном собирались близкие и знакомые. Карьеру оперного певца за него сделал его сын. Путь Лучано Паваротти в большое искусство был достаточно традиционным. В юные годы будущий артист получал особое удовольствие, слушая записи знаменитых певцов, в том числе ди Стефано, равно как, впрочем, и Марио Ланца, которого он очень ловко имитировал. Вместе с отцом Лучано мальчиком пел в хоре оперного театра в родном городе, а летними вечерами исполнял импровизированные серенады под аккомпанемент гитары. В детстве Лучано увлекался футболом и хотел сделать карьеру профессионального футболиста, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. В 18 лет Паваротти записался на курсы учителей пения, а два года спустя понял, что музыка является его призванием. Произошло это после того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс) и были удостоены высшей награды. С тех пор Лучано начал усердно совершенствовать вокальную технику под руководством педагога Арриго Пола. Арриго Пола знал, что семья Лучано бедна и предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет. Наибольшее влияние на него как на певца, по его собственным заверениям, оказало творчество Энрико Карузо. Когда отец Лучано услышал первое выступление сына, то сказал: «Мальчик, ты неплохо поешь, но ты - не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Тогда Лучано сказал себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти». В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день — сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.

В течение первых шести лет обучения Лучано удалось дать только несколько бесплатных сольных концертов в маленьких городах. Это были все его карьерные успехи. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался». Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году.

Начало карьеры

В 1961 году Паваротти впервые победил на Международном конкурсе вокалистов — Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия, - и в том же году состоялся его сценический дебют. Он выступил на сцене оперного театра в том же городке. Вот как сам певец вспоминает об этом: «Я очень волновался, когда впервые пел (партию Рудольфа) в 1961 году в Реджо-нель-Эмилия в сопровождении оркестра в «Богеме». Я тогда ещё учился пению, но уже знал эту музыку наизусть. Когда же опять услышал её звуки, пережил потрясение. На следующий год я пел в Палермо в «Риголетто» с Туллио Серафином, и впервые этот крупный дирижер заинтересовался мною...

...Хотя я победил на конкурсе Акилла Пери в 1961 году и получил возможность спеть в «Богеме» в постановке театра Реджо-нель-Эмилия, моя карьера могла тут же и закончиться. Я хорошо спел в тот вечер, но если ты никому не известен, то, как бы хорошо ты ни пел, об этом быстро забывают. Мне же просто повезло, что в тот вечер на спектакль пришёл (послушать другого певца) очень известный миланский агент Алессандро Зилиани. Когда я стал его клиентом и он начал подыскивать мне работу, то я почувствовал, что будущее мне улыбается».

Паваротти начал свою карьер, выступая в провинциальных оперных театрах по всей Европе. Он полон веры в себя и не хочет довольствоваться малым. Когда «Ла Скала» предложил ему стать дублёром звёзд первой величины, он решительно отказался: «Я подумал, что коли уж петь в «Ла Скала», то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». Как раз в это время произошло событие, во многом определившее его судьбу. В 1963 году ему пришлось заменить в «Богеме» на сцене лондонского «Ковент-Гарден» заболевшего ди Стефано. Дирижировал Р. Бониндж, а партнёршей певца стала Джоан Сазерленд — одна из лучших певиц XX века. Важным этапом в деятельности Паваротти стал дебют на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». Певец вспоминает: «Другое незабываемое впечатление первых лет моей карьеры относится к 1965 году, когда я впервые выступил с Гербертом фон Караяном в «Ла Скала», где пел партию Рудольфа в «Богеме». Одного этого уже было достаточно для начинающего тенора, но в том же году я отправился в турне по Австралии с Джоан Сазерленд. Выступления с Джоан, у которой я учился виртуозному владению техникой и убедительности на сцене, были чрезвычайно важны для меня». Вскоре Паваротти стал солистом труппы «Ла Скала». Самый знаменитый в мире оперный театр Ла Скала находится в Милане. Каждый уважающий себя итальянец считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить Ла Скала. Жить в Италии и не побывать в Ла Скала — это всё равно, что жить в России и ни разу не побывать на Красной площади в Москве. Первой партией Лучано Паваротти в Ла Скала в качестве солиста стала партия Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини.

Романтическая опера. Гаэтано Доницетти. Мировая слава Лучано Паваротти

Помимо Беллини ярким представителей романтического направления в опере был композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848). В произведениях Доницетти больше внешних эффектов, чем в операх Беллини, но мелодии красивы, выразительны, легко запоминаются. Автор прекрасно знает законы жанра. Творчество Доницетти и Россини завершает период, когда в итальянской опере господствовал стиль бельканто. Красота голоса, техническая виртуозность считались самостоятельными ценностями; сюжет произведения автор часто подчинял личности артиста и его вокальным возможностям. Самые знаменитые оперы Доницетти – «Лючия де Ламермур» и «Любовный напиток». Исполнение главных ролей в этих операх принесло Лучано Паваротти большую известность. Мировая слава пришла к Паваротти после выступления в США. Джоан Сазерленд пригласила его для совместных выступлений в мировом турне. Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1968 года, когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламермур» Гаэтано Доницетти вместе с австралийской певицей. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью. Вскоре он привлёк внимание публики красотой тембра голоса, эмоциональностью и благородной манерой исполнения. Лучано вместе с Джоан Сазерленд (сопрано) создал несравненный дуэт, выступавший на сцене и делавший звукозаписи своих выступлений. С этого времени Паваротти входит в число лучших теноров мира, чей календарь расписан на два года вперёд.

Коронной ролью знаменитого тенора стала партия Тонио в опере «Дочь полка», спетая в 1966 году в театре «Ковент-Гарден». «Дочь полка» - это комическая опера, в которой рассказывается о взаимоотношениях девушки Мари и молодого тирольца Тонио, которые полюбили друг друга. Мари воспитывалась в полку, её так и называли – дочь полка, но потом оказалось, что она внебрачная дочь маркизы ди Беркенфильд, потерявшаяся в детстве в горах. Маркиза решает вновь обретенную дочь выдать замуж за герцога Краквиторпа. После целого ряда злоключений всё заканчивается хорошо, и любящие сердца соединяются. Лучано стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После этого его стали называть «королем верхнего до». Его «верхнее до» стало визитной карточкой Лучано в течение всей карьеры.

Реформатор итальянской оперы – Джузеппе Верди. Партии Лучано Паваротти в операх «Риголетто» и «Аида»

В первой половине XIX века под влиянием романтизма традиционные жанры итальянской оперы, сложившиеся на рубеже XVII — XVIII столетий, изменились. Опера-сериа превратилась из «концерта в костюмах» в повествование о любви; при этом сохранилась важная особенность жанра — виртуозность вокальных партий. С середины XIX века более значимым стало действие, психологическая убедительность. Голос певца начал воспринимать как средство, раскрывающее внутренний мир героя, а виртуозность перестала быть самоцелью. Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди (1813-1901). В своём творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма (это своего рода романтический реализм). Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев. Однако глубина замысла никогда не мешала композитору дать исполнителю возможность эффектно показать техническое мастерство, взять «коронные» верхние ноты, красиво выглядеть на сцене. Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой захватывают как знатока, так и человека, далёкого от музыки; оригинальность музыкального сопровождения соединяется с благородной простотой и доступностью. Верди сохранил традиционное для итальянской оперы деление действия на отдельные номера, но сумел добиться тесной связи между ними, сделать развитие событий динамичным, а композицию стройной. Красота и мелодичность музыки не только заставляют слушателя сопереживать герою, но и дают возможность просто наслаждаться пением, а певцу позволяют раскрыть перед публикой и характер персонажа, и собственные вокальные возможности. Зрелый период творчества композитора относится к 50-60 годам. Оперы этих лет – размышления о способности человека противостоять злу, которое живёт как в окружающем мире, так и в его собственной душе. В центре внимания Верди – сильная и внутренне противоречивая личность, которая сталкивается со злом. В опере «Риголетто» - это придворный шут Риголетто, дочь которого обманута Герцогом (1851). Пытаясь бороться со злом и добиться справедливости, герои либо умирают, либо мстят. Но и месть разрушает душу, множит зло и приводит к очередной трагедии. Риголетто решает убить герцога, но… лишает жизни собственную дочь. Большое внимание в этот период Верди уделял разработке женских образов. Дочь Риголетто Джильда не просто обаятельная героиня. Именно она, благодаря цельности натуры и способности любить, по-настоящему противостоит злу, хотя в столкновении с ним погибает первой. Традиционный для итальянской оперы персонаж – героиня второго плана, поющая низким голосом (меццо-сопрано, контральто), у Верди претерпел изменения. Это, пожалуй, самые сложные и сильные характеры в операх композитора, и исполнение таких партий требует незаурядного актёрского мастерства. В наши дни "Риголетто" - одно из самых популярных сочинений оперного жанра – опера не сходит со сцен ведущих театров мира. Паваротти исполняет в опере написанную для тенора сложную партию Герцога Мантуанского, из-за легкомыслия и безответственности которого погибает Джильда. С большим мастерством и блеском написана композитором ария Герцога «Сердце красавицы склонно к измене», которая сейчас прозвучит в исполнении знаменитого итальянца.

Женские образы стали главными в двух операх Верди – «Травиате» и «Аиде». «Аида» (1870) была заказана египетским правительством для постановки, приуроченной к открытию Суэцкого канала. Условия заказа, казалось, обрекали оперу на то, чтобы стать помпезным парадным действом, наполненным поверхностной экзотикой (события отнесены к эпохе Древнего Египта). В опере в самом деле немало эффектных и красочных массовых сцен, но прежде всего это рассказ о любви. Главные герои – полководец Радамес, дочь фараона Амнерис и её рабыня, эфиопская принцесса Аида, - составляют банальный «любовный треугольник», но музыкальные характеристики захватывающе интересны. Верди использовал новые приёмы в системе гармоний, в оркестровке, в построении арий и ансамблей. Вопреки традиции женские партии не противопоставлены друг другу. Героини показаны с равной глубиной, автор сопереживает каждой, поскольку и Амнерис, и Аида в своих чувствах прекрасны и сильны. Очень сложную драматическую партию Радамеса пел Лучано Паваротти. Постоянная работа над голосом позволила ему петь в операх большого масштаба, кроме «Аиды» это были оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло и « Лоэнгрин» Вагнера.

К 1977 году Лучано Паваротти прославился во всём мире силой своего голоса и лёгкостью верхнего регистра. Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плавающий в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрёл тембровое богатство и полноту. Со временем после ролей романтических героев певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Калаф в «Турандот».

Веризм. Джакомо Пуччини. «Богема». Партия Рудольфа в исполнении Лучано Паваротти.

В 80-х годы XIX столетия в итальянском искусстве, и в частности, в оперном, возникло новое течение – веризм (ит. verismo, от vero – «истинный», «правдивый»). Художники стремились показать жизнь такой, какова она в действительности. Однако в отличие от реалистических произведений сочинения, написанные в стиле веризма, были построены на изображении исключительно сильных (часто преувеличенных) чувств, перераставших в страсть и толкавших героев на преступления, которые они совершали прежде всего по отношению к тем, кого любили. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви от ненависти - один шаг. В операх веристов почти стёрлась грань между речитативом и арией (напевность речитативов приближала их к ариям). В звучании голоса подчёркивались интонации, передававшие сильные эмоции (рыдания, крик, смех), но при этом сохранялась выразительность тем и мелодий. Усложнились гармонии, а, следовательно, увеличилась роль оркестра.

Первой оперой, созданной в стиле веризма, стало произведение Пьетро Масканьи (1863-1945) «Сельская честь» (1889 год). Традиции оперного веризма развил композитор Джакомо Пуччини (1858-1924). Его считают самым крупным после Джузеппе Верди итальянским оперным композитором второй половины XIX-начала XX века. Его творчество тесно связано с веризмом, но по сравнению с другими представителями этого течения композитор работал масштабнее и глубже. В центре произведений Пуччини – герои, живущие чувствами. Однако они никогда не становятся жертвами слепой страсти; это сильные люди, которые несут полную ответственность за свои поступки. Одна из самых известных опер Пуччини «Богема» (1895) была написана по роману «Сцены из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже. В этом произведении композитор нашел всё, что искал: молодость и веселье, страсть и слёзы, любовь и вдохновение. Герои оперы – молодые художники, живущие в артистическом Латинском квартале Парижа. Автор рассказывает историю любви поэта Рудольфа и юной девушки Мими, которая заканчивается печально. В центре – образ Мими, девушки тонко чувствующей и ранимой. Внутренний мир героини раскрывается в монологах и дуэтных сценах. Другие персонажи также имеют музыкальные характеристики. Действие оперы развивается стремительно; лирические сцены соседствуют с красочными эпизодами уличной жизни французской столицы. Опера стала одной из больших творческих удач композитора. Сейчас «Богема» является одной из самых популярных опер в мире. Партию Рудольфа пели многие самые известные теноры мира. Эта роль стала одной из самых любимых и в репертуаре Лучано Паваротти. Какова сила искусства Паваротти, смогли понять зрители, пришедшие в один из вечеров 1969 года в Оперный театр Сан-Франциско. В разгар третьего действия «Богемы» в зале раздался грохот. Здание начало сотрясаться, закачались люстры. В панике часть зрителей вскакивает с мест и бросается к выходам. В этот момент на сцене находится Паваротти в роли Рудольфа. Он наклоняется к суфлёрской будке и спрашивает: «Что случилось?» «Землетрясение», слышит он в ответ. Артист крепче сжимает в объятиях партнёршу и продолжает петь в полный голос. Зал постепенно затихает, публика успокаивается.

В чем причины такого феноменального успеха Лучано Паваротти? Конечно же, прежде всего в его голосе, в его большом драматическом таланте и необыкновенном обаянии. Ведь Паваротти не просто великолепно пел, но и прекрасно играл как драматический актёр. «Его голос — феноменальный инструмент, одно из чудес природы, которые появляются очень редко, может быть раз в сто лет», - говорит Р. Бониндж. Вокальные данные Лучано Паваротти можно назвать редкостными. У него чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому. Природная музыкальность дополняется взыскательным вкусом и чувством ансамбля, которые выработаны годами. Всё это даёт основания знатокам приравнять его к лучшим вокалистам в истории оперного искусства. Однако Паваротти никогда не бросался в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовил тщательно и постепенно. Характерно, что Вильгельма Телля в опере Россини он поначалу спел в студии грамзаписи, где обстановка куда более спокойна, чем на сцене, и лишь потом вынес на суд публики.

В репертуаре Паваротти было примерно сорок партий в различных спектаклях. В начале 80-х годов Паваротти впервые снялся в кино, исполнив роль певца в музыкальной комедии «Да, Джордже», тоже неплохо справившись со своей задачей. В начале 2000-х годов Паваротти был на пике популярности. Пластинки с его записями расходились миллионными тиражами. Зрители разных континентов восхищались его мастерством, а критики давали ему самые восторженные оценки. На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен-Опера» зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка — такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей. Сам Паваротти говорил, что разучивание новой роли для него всегда сопряжено с определёнными психологическими трудностями, - ведь в его памяти хранятся не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости. В певце всю его творческую биографию боролись серьезный классический вокалист и исполнитель песен легкого эстрадного жанра. И трудно сказать, что побеждало. Пожалуй, слушатели и почитатели его таланта были в восторге и от оперного пения, и от исполнения лёгкой музыки. Певец очень любил неаполитанские народные песни и всегда с удовольствием их исполнял. Сейчас прозвучит фрагмент популярной песни «Санта Лючия».

Концерты трех теноров – Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго

Событием в оперной жизни 1990 года, и не только стало совместное выступление трёх знаменитых теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти. Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии. Это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса. Именно благодаря этому проекту Паваротти и Доминго — давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен-Опера». Вот что пишет сам Паваротти: «Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла двум итальянцам — импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто, связанному с римским театром «Петручелли» и с оперным театром в Бари. Если учесть плотные графики наших выступлений, то концерт был подготовлен удивительно быстро. Все утверждали, что нас невозможно собрать, что во время чемпионата мы будем заняты. Но организаторы очень постарались, и всё получилось... Выступать трём тенорам в концерте — дело совершенно новое. Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Несмотря на ряд сложностей и разногласий — с самого первого дня пришлось решать очень много проблем, - всё шло прекрасно. Например, нужно было решить, кто и что будет петь. Могли быть затруднения: ведь двое из нас могут захотеть спеть одну и ту же арию или песню. К счастью, составление программы прошло гладко. Гораздо сложнее оказалось приготовить большое попурри для нашего исполнения. Было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трёх теноров. Ни один композитор не рассчитывал на такое исполнение. Мы должны были заказать попурри специально для себя. Невозможно описать этот вечер. Термы Каракаллы казались невероятно прекрасными в свете юпитеров, установленных для телесъёмки. Более рельефными стали архитектурные детали, не столь выразительные днём. Среди публики, собравшейся в Риме на чемпионат мира, присутствовало много знаменитостей: среди них были король и королева Испании. Стоял прекрасный тихий вечер, в воздухе вело прохладой. Я знал, что, как только каждый из нас исполнит свою первую арию, всё будет хорошо. Во время пения Хосе послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолёту — напряжение спало, и всем стало весело. Уже тогда я почувствовал восторженный приём публики, а когда мы, заканчивая концерт, спели попурри, поняли, что успех — полный!». С той поры знаменитое трио выступило ещё на трёх чемпионатах мира по футболу.

Паваротти и его друзья.

Лучано Паваротти — легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса. Творческая деятельность артиста в годы расцвета была удивительно многогранной. Он рассказал о ней в своей книге «Мой мир», где также поделился своими мыслями о музыке, специфике работы оперного певца и своим представлением о том, как нужно покорять слушателей. В годы расцвета Лучано Паваротти был одним из самых занятых певцов мира: он не только пел в опере и на концертной эстраде, но и много записывался, в том числе и вместе с поп-и рок-звёздами первой величины. По примеру своих молодых коллег Пласидо Доминго и Хосе Каррераса в 1992 году Паваротти занялся благотворительной деятельностью, дав ряд концертов под названием «Паваротти и друзья», где пел много популярных песен вместе с эстрадными певцами, которые, в свою очередь, исполняли оперные арии. Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три — теноры». Но нельзя не признать, что эти концерты значительно повысили популярность оперного искусства среди широкой публики. Лучано в одном из интервью так сказал о значении этих выступлений: «Благодаря им нам удалось оказать помощь самым обездоленным людям, а это и было основной целью. Опера сама по себе не смогла бы привлечь столь широкую публику и спонсоров. А теперь я получаю огромное удовлетворение, когда читаю письма, где написано: "Спасибо, Лучано, что ты меня приблизил к великой музыке. Я никогда бы в жизни не пошел в театр, если бы не услышал твой диск или не увидел твой спектакль на телевидении". Вот тот результат, к которому я стремлюсь. Показать всем, что нет плохой или хорошей музыки и нет барьеров. Есть музыка, исполненная хорошо или плохо», - говорил Лучано Паваротти.

Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (Queen), Стинга, Боно и Эджа (U2), Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Энни Ленокс, Брайана Адамса, Селин Дион, известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп - и рок-музыканты. Одним из самых запоминающихся был дуэт Лучано Паваротти и шотландской певицы Энни Ленокс. Энни Ленокс в начале своей карьеры была участницей знаменитого поп-дуэта «Юритмикс» (название танца, который, в свою очередь, получил наименование по методике преподавания для глухонемых детей). Вторым участником дуэта был Дейвид Стюарт. Затем она обратилась к сольной деятельности, которая тоже оказалась успешной. Сильный завораживающий голос Энни Ленокс, зрелищные видеоклипы, композиторское дарование привлекали к певице внимание многочисленных поклонников. Очень удачным было выступление Паваротти совместно с Селин Дион. Селин Дион – популярная франкоканадская исполнительница поп и рок-музыки. Прекрасный голос и талантливые композиции позволили ей достичь вершины успеха. Селин Дион обладательница многих наград, в том числе и нескольких премий «Грэмми». Очевидно, самой узнаваемой песней в исполнении певицы стал саундтрек к блокбастеру «Титаник» под названием «Моё сердце стало биться». Селин Дион вместе с Лучано Паваротти исполнила композицию «I Hate You Then I Love Yo» (Я ненавижу тебя, потому что люблю». Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки. С некоторыми из поп-исполнителей Паваротти связывала долгая дружба, и есть несколько песен, которые они всегда пели вместе. Так, с известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном - «Живи как лошадь». Любил Паваротти выступать и со Стингом. Певец составил два диска из таких совместных выступлений. Всего же Паваротти записал более ста дисков, среди которых 29 полных записей опер и множество концертов. За благотворительную работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста Паваротти был отмечен наградами. В 2004 году знаменитый оперный тенор Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену «Метрополитен Опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опера» был аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил Лучано 11-минутной овацией. Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

Использованные материалы
  • Паваротти, Л. [Текст] // Все обо всех. Т. 4 / Г. П. Шалаева и др. – М., 1997. - С. 312-316).
  • Паваротти, Л. Мой мир [Текст] / Л. Паваротти, У. Райт. – М. : Вагриус, 1997. – 351 с. : ил. – (Мой 20 век).
  • Покровский, Б. А. Путешествие в страну Опера [Текст] / Б. А. Покровский. – М. : Современник, 1997. – 238 с. : фотоил. – (Под сенью дружных муз).
  • Рыцарева, М. Г. Музыка и я [Текст] : популярная энцикл. для детей / М. Г. Рыцарева. – М.: Музыка, 2006. – 367 с. : ил. – [С. 167-168; 215-218].
  • Сто великих вокалистов [Текст] : авт.-сост. Д. К. Самин. – М., 2003. – 479 с. : ил. – (С. 309-314). – (Сто великих).
  • Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001. – 624 с. : ил. – [С. 37-41; 93-98; 146-150].