Итальянский городок Пиза

Итальянский городок Пиза

Родина знаменитой «падающей» башни — итальянский городок Пиза. Его прозвали «магнитом для туристов». Ежегодно сюда съезжаются сотни тысяч путешественников со всего мира — это больше, чем население Пизы (100 000 жителей).

Расположена Пиза у слияния двух рек — Арно и Серкьо, в 250 километрах от Генуи. В Средние века этот старинный город был одной из четырех морских республик в Италии. Пиза была соперницей могущественной Генуи в борьбе за торговые пути в Средиземном море.

Пиза считается студенческим городком, так как здесь находятся самые крупные и популярные во всей Италии университеты.

Самой заметной достопримечательность Пизы является архитектурный комплекс, редкостный по своей красоте, цельности и монументальному величию. Его решили возвести на окраине города, на зеленом лугу в честь победы в морском сражении пизанцев против сарацин (арабов) при Палермо.

Этот архитектурный ансамбль включает: собор, часовню (баптистерий) и звонницу (кампанилу) и кладбище.

Крытое кладбище Кампо Санте («Святое поле») образовалось в процессе работ над звонницей, которые продолжались практически два века. У стен собора кладбище было заложено по прямоугольному плану, а надгробия располагались в готических галереях. Землю для него пизанцы переправили на кораблях из Палестины во времена Крестового похода. Кроме надгробных памятников здесь было много статуй и ценнейших фресок.

Пожалуй, об этом комплексе знали бы совсем немногие, если бы не «падающая» башня, наклонившаяся к земле. Благодаря этому архитектурному изъяну башня Пизы стала известной во всем мире.

Пизанский кафедральный собор Дуомо.

Первым строением комплекса начатым в 1063 году был беломраморный пятинефный Пизанский кафедральный собор. Под ярким южным солнцем, благодаря облицовке из белого мрамора с серо-голубым прожилками, собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление: благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек создаётся ощущение игрушечности всего строения.

Собор строился архитектором Бускето ди Джованни Джудиче на деньги, полученные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу архитектора, собор должен был сочетать элементы различных стилей, что символизировало размах пизанской торговли. Примерно в то же время строился собор святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов. И это ему удалось!

Здание собора было построено в форме латинского креста, где в пересечении перекладин сооружён купол. Фасад собора имеет три портала (красиво оформленный главный вход). Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Выше панно находятся четыре галереи с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов.

На облик собора оказывали влияние перестройки и восстановления различных времён. Первая из них была проведена после опустошительного пожара 1595 года. Пожар разрушил три бронзовых портала XI века, и их заменили. Единственная уцелевшая после пожара средневековая дверь, изготовленная около 1180 года Бонанно Пизано, была перенесена портал Сан-Раньери, расположенный около башни-звонницы. На бронзовой двери представлены сцены из жизни Христа.

В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора. Внутри возникает эффект огромного пространства (аналогичный большим мечетям) благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах — явный признак византийского влияния. Внутри собор украшают позолоченный потолок (на нём изображён герб Медичи), купол, покрытый фресками и многочисленные мраморные скульптуры.

Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающихся итальянских мастеров Никколо Пизано и его сына, Джованни Пизано. Особенно хороша мраморная готическая кафедра (амвон) - работы отца и сына Пизано - представляющая собой один из лучших дошедших до нас образцов итальянской средневековой скульптуры. Верхняя часть кафедры состоит из девяти новозаветных сцен (Благовещение, Избиение младенцев, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие и панели со сценами Страшного суда), вырезанных из белого мрамора и разделённых фигурами пророков.



Часовня (баптистерий Святого Иоанна Крестителя).

Почти через 10 лет после собора стали возводить часовню для крещения (баптистерий). Строительство начал архитектор Диотисальви в 1153 году.

Баптистерий - это круглое здание в романском стиле с купелью в центре. Пизанский баптистерий - это самая большая в мире крестильная купель.

Повторяющиеся ряды арок, украшающие глухую стену, облегчают грузную постройку здания, и тем самым объединяют его с другими в единый художественный комплекс.

Диаметр основания баптистерия составляет 35 метров. Сооружение увенчано высоким полукруглым куполом.

Башня – звонница (кампанила).

Когда в 1173 году началось строительство Пизанской башни сам город Пиза уже был процветающим торговым центром, в который съезжались купцы со всего света. Первыми архитекторами башни были Боннано Пизано и Вильгельм фон Иннсбрук. Однако они так и не увидели своего творения в завершенном виде, ведь башня была закончена лишь в середине XIV столетия.

Изъян в работе — искривление башни — стал заметным после завершения 1-го этажа башни (11 м.). Тогда отклонение от оси составляло 4 см. Именно из-за обнаруженного дефекта строительство и затянулось почти на 200 лет.

По первоначальному проекту в башне должно было быть целых 11 этажей с балконами и завышенным первым этажом, а сама звонница должна была быть 12-м этажом, над которым должна была возвышаться крыша. Тогда предполагаемая высота всего строения должна была бы составлять 98 метров.

Вопрос о сносе башни поднимался ещё много раз до завершения стройки. Однако колокольня привлекала внимание приезжих, поэтому в 1275 году возобновил строительство Джованни ди Симоне. Он построил 3 этажа и приостановил работу из-за крена, который достиг полуметра.

Закончить этот смелый проект в 1350 году рискнул архитектор Томмазо ди Андреа. Архитектор удлинил колонны с наклонной стороны на 11 сантиметров, тем самым «отклонил» постройку в сторону противоположную крену, после чего на последний восьмой ярус башни водрузил колокольню с колоколом из бронзы. К моменту завершения строительства колокольня уже отклонилась, на 92 сантиметра от вертикальной оси. Строительство, продлившееся 164 года, было завершено, ценою отказа от крыши и ещё четырёх этажей.

В итоге Пизанская башня возвышается над землей на 55 - 56 метров, в ней 8 этажей и весит она около 14,5 тонн, её давление на грунт равняется 497 кПа. При всей видимой изящности мощность постройки не вызывает никаких сомнений, так как толщина её нижних стен - 4,9 м, а верхних - 2,48 м. Фундамент под башней имеет площадь в 285 м?.

Форма башни цилиндрическая, окружённая галереей с колоннами и арками. Середина самой башни – это полый цилиндр со спиральной лестницей в 294 ступени. С внешней и внутренней стороны башня облицована серым и белым известняком. Такая облицовка наружных стен – это очевидное влияние ислама. Впечатление от созерцания башни создается воздушное, кажется, что она необыкновенно легкая и будто кружевная. Так происходит из-за белого цвета и колонн, которые кольцами, как кружевами опоясывают все этажи.

Фасад первого этажа увенчан аркадами из 15-ти полуколонн, поднимаясь выше, декоративные аркады располагаются в 6 ярусов (по 30 колонн) друг над другом. Заканчивается великолепное строение колокольней (8-й ярус). Несмотря на наклон всего строения, созданная в XIV веке колокольня стоит ровно. Колоколов в звоннице семь и настроены они на звучание музыкальных нот.

Туристам можно было смотреть на башню снизу или самим взбираться на ее верхнюю площадку. Однако с 7 января 1990 г. посещение башни публикой было запрещено. С 30 декабря 2001 г. посещения возобновились, но при условии не больше 30 человек одновременно.

Существует множество версий, почему же башня отклонилась от первоначальной оси. Одни говорят, что это произошло потому, что строители сэкономили на фундаменте. Другие отмечают, что это может быть из-за того, что одну часть фундамента заложили в твердом грунте, а другую в мягком. Третьи считают, что при строительстве использовались насосы для откачки воды, что недопустимо, так как приводит к стеканию другой части воды в сторону. Есть предположение, что кривизна башни была частью задумки строителей, но это, пожалуй, не очень правдоподобно. Ещё одна версия - в наклонности колокольни был виноват Боннано Пизано. Якобы он был не профессионалом, а только подрядчиком. Именно в его расчеты и вкралась ошибка. Так это или не так, но через 4 года после начала строительства Боннано был вынужден покинуть город. По официальной версии его изгнали власти, так как были оскорблены тем, в каком виде предстала часовня главного собора города. Другая – обнаружив, что башня накренилась, архитектор в страхе сам бежал из города.

Пизанскую башню связывают с именем такого великого ученого, как Галилео Галилеи. Сам он родился в Пизе, и использовал башню для своих опытов, когда с её верхнего этажа сбрасывал различные предметы, с целью доказательства, что скорость падения не зависит от веса падающего тела. В связи с этим можно смело сказать, что научная ценность Пизанской башни велика.

Все объекты комплекса в Пизе с 1986 года приобрели статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Итальянское правительство выделяет каждый год значительную сумму денег, чтобы приостановить дальнейший крен. Пытаясь предотвратить крен:
1964г.- в основание вливали жидкий бетон, стекло и цемент;
1993г.- установка 661 – тонного свинцового противовеса;
1998г.- укрепили 18-ю стальными тросами с бетонными якорями;
2001г.- было удалено 38 кубометров грунта с противоположной крену части фундамента.

Однако пока ни одно из этих мероприятий не помогло. С 1911 года постоянно с помощью электроприборов ведётся учёт уровня нагрузки на здание. С каждым годом угол ее наклона все увеличивается, и тревога за ее судьбу все растет. С того времени, как начались на 6-7 мм. Так, к началу XX века башня отклонялась от своей оси на 4,3 метра, к концу века - на 4,6 метра. На сегодняшний день, вершина Пизанской башни наклонена на 5,5 м от центра.

Американцы, не выдержав славы Пизы, в пригороде Чикаго (в городке Найлс) построили водонапорную башню – точную копию «Падающей башни» только в половину натуральной величины.

Башня продолжает стремиться вниз, а алчные журналисты день и ночь бдят у своих видеокамер в ожидании сенсационного падения Пизанского чуда. Средневековые архитекторы предполагали, что когда отклонение составит 3 метра, башня непременно рухнет, однако этот рубеж уже давно пройден, а колокольня все продолжает стоять. По расчетам современных математиков, если ничего не предпринимать падение неминуемо произойдет через 40-50 лет, когда башня окончательно потеряет устойчивость и рухнет. Однако поиск нужного решения продолжается, ведь ставки высоки: Италия может лишиться одного из своих символов. Однако были сведения, что с 1995 года башня перестала «наклоняться», а в 2001 году было объявлено, что башня не рухнет в течение ближайших 300 лет.

Таким образом на удаленной от городского центра площади Чудес руками человека было создано одно из выдающихся произведений средневековья – соборный комплекс, который оказал огромное воздействие на развитие итальянской культуры. Пизанский соборный комплекс – это пример сочетания нескольких архитектурных стилей: романского, византийского, ломбардского и исламского. Стиль этого архитектурного ансамбля назвали романо-пизанским. Романский стиль – величественности, монолитности, значительности. А все другие стили придают комплексу воздушность и изысканность.

Вне всякого сомнения, Пизанская башня – это самая выдающаяся колокольня всей Европы. Изъян архитектуры сейчас воспринимается, как настоящее чудо. И каждый год огромное число туристов приезжает в Италию, чтобы увидеть это чудо своими глазами.

Использованные материалы
  • Всё о чудесах света [Текст] : атлас – справ/ /ред. С.Ю. Раделов. – СПб. : СЗКЭО : Кристалл; М. : Оникс, 2007. – 207 с. : ил. [C. 84 - 85]
  • Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство [Текст] /пер. с ит. Т.М. Котельниковой.- М.: Астрель: АСТ, 2008.- 414 с.- [С. 57]
  • Горончаровский, В. Башня на поле чудес [Текст] /В. Горончаровский //Всемирный следопыт. – 2005. - № 6. – С. 64 – 69.
  • Ермильченко, Н. Знаменитые соборы Западной Европы [Текст] /Н. Ермильченко.- М.: Белый город, 2004.- 47 с.: ил. [С.8 - 9] .- (Энциклопедия живописи для детей).
  • Иванова, Л.В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова. - Смоленск, 2003. – 288 с. : ил. [С.236 - 237]. - (Малый атлас чудес света).
  • Кашекова, И.Э. От античности до модерна [Текст]: стили в художественной культуре /И.Э. Кашекова.- М.: Просвещение, 2000. – 143 с.: ил. [С. 37 - 38].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст]: шк. путеводитель /Г.А. Крылов; ил. И. Г. Злотя.- СПб. : Балт. кн. компания, 2010.- 80 с.: ил. [С. 60-61].- (Узнай мир. История).
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] : науч. – попул. изд. для детей /Н.Н. Малофеева, И.В. Травина, Е.В. Широнина.- М. : Росмэн-Пресс, 2008.- 96.с. : ил. [С. 44 - 45].
  • Маневич, И. А., Шахов, М. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст]. – М. : Белый город, Б. г. – 208 с. : ил. [С. 30 - 31].
  • Мир культуры. Литература, живопись, архитектура, балет…[Текст].- Смоленск: Русич, 2001.- 464 с.- [230 - 233].- (Детская энциклопедия в вопросах и ответах).
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: науч.-попул. изд. для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : Росмэн - Пресс, 2004. – 111 с. : ил. [С. 26 - 27]. - (Восьмое чудо света).
  • Низовский, А. Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: эциклопед. спр. /А. Ю. Низовский. – М. : Вече, 2008.- 512 с. : ил. [С. 129 - 130]. – (Величайшие тайны мира).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.- сост. В. Авдеенко.- М. : Стрекоза, 2000. – 17 с. : ил. [С. 8]. – (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп, Буэ, Мари–Лор Чудеса света [Текст] : для детей сред. и стар. возраста /Филипп Симон, Мари-Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичковой. – М. : Махаон, 2009. - с. : ил. [С. 60 - 61]. – (Детская энциклопедия «Махаон»).
  • Сокровища Средиземного моря [Текст]: Италия, Греция, Кипр, Турция, Испания, Португалия: путеводитель по странам мира: для детей /[В.М.Роньшин, Н.В. Ермильченко, Е.В. Малинина, О.В. Колпакова].- М.: Белый город.- 464 с.: ил. [С. 52 - 53].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.- сост. С. А. Плешаков.- М. : Вече, 2002. – 208 с. : ил. [С. 82 - 83]. - (100 самых самых).
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст] : дет. энцикл. /авт. – сост. Н. З. Соломко. - М., 2006.- 476 с. : ил. [С. 48 - 53].
  • Янсон, Х.В. Основы истории искусств [Текст] /Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон.- СПб.: АОЗТ ИКАР, 1996.- 511 с.: ил.- [С. 148 - 150]