Собор Сан-Марко в Венеции

Собор Сан-Марко в Венеции

В мире немало городов, раскинувшихся на побережьях или островах, но лишь Венецию можно по праву назвать «городом на воде». Построена она на 118 островах, разделённых протоками-каналами (рио), которых около 150. Официальной датой основания города считается 25 марта 421 года до нашей эры. Само слово «Венеция» происходит от названия древнего племени венетов, которые населяли эти места первоначально.

Покровителем Венеции считается евангелист Марк. Именно ему и посвящён главный храм города. Легенда рассказывает, что Святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и возвестил, что здесь он обретет покой. Слова, которые произнес ангел, впоследствии были начертаны на знамени Венецианской республики: “Мир тебе, Марк, евангелист мой”.

Однако апостол Марк умер и был погребён в Александрии. В 828 году два венецианских купца Рустико да Торчелло и Буоно да Маламокко, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане разрушают христианские храмы для возведения мечетей. Купцы решили спасти мощи святого Марка от осквернения и привести их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресвитерия и одной из люнет центрального фасада).

В 828 году мощи Святого Марка были тайно вывезены из Александрии и доставлены в Венецию, где евангелист нашел вечное упокоение. Так сбылось предсказание ангела. “Viva San Marco!” - так звучал боевой клич венецианских войск, а сама Венецианская Республика в официальных документах, и в просторечии, нередко именовалась Республикой Сан-Марко.

После перенесения мощей в город 31 января 829 года, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Знакомство с Венецией мы начинаем с площади Святого Марка. Пьяцца Сан-Марко – замкнутая со всех четырёх сторон площадь, окружённая величественной архитектурой. Боковые стороны – здания Старых и Новых Прокураций, сооружённых для размещения городской администрации. в прокурациях располагались резиденции прокураторов — «отцов города». Республика с 1517 года.

На площади находится отдельно стоящая звонница (колокольня). Первоначально колокольня была деревянная, она простояла 600 лет и сгорела при пожаре.

Каменная колокольня была построена в 1514 году и простояла 400 лет. Пока полностью не разрушилась в 1902 году.

Новую колокольню строили 10 лет и открыли на Дне рождения города 25 марта 1912 года. Мощная квадратная башня колокольни высотой 98,5 метра вздымается в небо перед собором. Это самое высокое сооружение города. С её вершины можно окинуть взглядом всю Венецию, и сама башня видна почти отовсюду. Венчает башню остроконечный шатёр с золочёной фигурой ангела на вершине. Это грандиозное строение служило не только соборной колокольней, но и маяком для кораблей. Днём в лучах солнца сиял ангел, а ночью на башне зажигали сигнальный огонь.

Слева от собора (после здания Прокураций) находится часовая башня с 2-мя маврами, которые каждый час бьют в колокол. Башня создана в 1497 году. Показывается только час (как принято для тех времен, без минут), циферблат 24-часовой и начинается с горизонтальной позиции стрелки. Кроме того, часы показывают текущий знак зодиака и фазы Луны.

Со стороны лагуны площадь замыкается, построенной в начале XIX века Аллой Наполеоника – залой для бальных танцев.

Справа от собора и колокольни на маленькой площади между Дворцом Дожей и библиотекой Сансовино, ближе к Рива Скьявони (Славянской набережной) возвышаются две колонны, привезённые в XII веке из Византии: 1 – со львом (символом святого Марка) и 2 – со святым Фёдором (Теодором) (небесным покровителем Венеции до св. Марка) с крокодилом. Крокодил олицетворяет дракона, т.е. победу над силами зла. Между колонн в средневековой Венеции проводились казни. Поэтому проходить между ними считается дурным знаком. Предание гласит, что с человеком, прошедшим между этих двух колонн непременно случится несчастье...

Для привезённых в Венецию мощей апостола Марка, решили построить базилику. Над гробницей Святого Марка, рядом с Дворцом Дожей, венецианцы стали возводить собор Сан-Марко, который станет сердцем Венеции.

Строительство первой базилики было начато в 829 году. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики на месте нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка. Построенная за 3 года первое здание храма простояло более 200 лет, а в 976 году погибло в пожаре.

К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что это - была реставрация здания, а не новое строительство.

История современного собора начинается с 1063 года, когда при доже Доменико Контарини началось строительство нового монументального собора, который должен был соответствовать возросшему величию Венецианской республики. К 1071 году собор был в основном закончен, и началось создание мозаичного убранства. С 1075 года в Венеции действовал закон, по которому каждый иностранный корабль, прибывающий в порт, должен передавать драгоценный подарок для украшения «Дома святого Марка», что значительно увеличило благосостояние храма. В 1094 году при доже Витале Фальере строительство пятиглавой церкви было закончено, и храм освятили. Однако церковь непрерывно расширялась и украшалась вплоть до 1521 года, когда была пристроена последняя по времени капелла Дзен. В 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов. С XIV по XVI века были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора(1343—1354 годы), капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), капелла Дзен (1504—1521 годы).

Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).

Назвали Собор «золотой базиликой», поскольку золото является доминирующим цветом его убранства. А мягкий полумрак внутри собора создаёт впечатление причастности к божественному началу.

Собор Сан-Марко был построен по образу константинопольской церкви Святых Апостолов (первого пятиглавого храма православного мира), однако не был точной его копией. Для постройки храма использовали десятки тысяч свай из лиственницы, которая при соприкосновении с водой каменеет и долго не портится. Такие сваи забивали под фундамент собора. Собор имеет в основании форму греческого креста с четырьмя одинаковыми рукавами и является типичной византийской крестовокупольной базиликой. Увенчан храм огромными куполами.

Выложен был собор из красного кирпича, но этого почти не видно, т.к. стены были облицованы мрамором.

Размеры собора: 76,5 метров - длина вместе с алтарной частью, ширина 62,5 метров и высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Собор имеет пять куполов: каждое крыло покрыто сверху маленьким куполом, а над местом их пересечений (средокрестием) поставлен большой купол. Купола были созданы в XIII веке. Они выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в одну из четырёх сторон света, и увенчан позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается он над полом базилики на 28,15 метров.

Атриум - это прекрасно исполненное пространство, находящееся между фасадом и входом во внутреннюю часть собора, известно своими великолепными мозаичными декорациями, стройными рядами колонн, декоративными архитектурными элементами и особой гармонией, связывающей все элементы этой части собора. Атриум, добавленный позднее к основному строению, тянется по всей длине основного фасада, продолжается по боковым сторонам, доходя с обеих сторон до поперечных крыл здания. Пространство атриума характеризуется слегка заостренными аркадами, стоящими на колоннах, перемежающихся в свою очередь шестью маленькими куполами.

Главный фасад (западный) облицован мраморными плитами. Нижняя часть фасада длиной в 51,8 метра, немного выдвинутая вперёд и имеет пять порталов.

Порталы оформлены двумя ярусами колонн, увенчанных капителями коринфского ордера и скульптурой. Часть мраморных рельефов, украшающих порталы, привезена в Венецию из Византии. Помимо растительного орнамента и сюжетов на евангельские темы, на рельефах можно видеть сцены охоты, рыбной ловли, сценки из жизни венецианских ремесленников.

Двери центрального портала датируются VI веком. Они, как многие другие элементы фасада, привезены в Венецию из Константинополя. Створки центральной двери выполнены из поперечных бронзовых пластин, которые украшены 34 рядами арочек, расположенных в форме павлиньего хвоста.

Четыре двери остальных порталов были созданы в XII—XIV веках. Их автор, венецианский ювелир Бертуччо. В 1300 году он оставил на одной из дверей надпись, что при работе он руководствовался образцом дверей центрального портала.

Над четырьмя порталами в нишах помещены мозаичные изображения четырёх евангелистов. Их создание относится к концу XI века. Мозаики содержат греческие рифмованные надписи, обращённые к каждому евангелисту (например, «Души коварной отрази удар, святой Матфей», «Где в вечности остался ты — нас, чистый Иоанн, туда веди»).

Мозаики порталов.

В большой полукруглой нише над центральным порталом, помещено величественное мозаичное изображение апостола Марка, созданное в 1545 году братьями Дзуккато, по картону, приписываемому Тициану. Рядом помещена молитва, обращённая к святому: «О Марк, отпусти грехи тех, которые, сложив руки, взывают к тебе, твоим заступничеством и милосердием Божьим, да будут они спасены».

Между арками входных порталов, под лоджией, установлены (симметрично расположенные по отношению к главному порталу) византийские плиты с парными барельефами (XII в.) Цикл барельефов начинается с изображений двух святых воинов — Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. Затем следуют изображения Богородицы и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Замыкает цикл два изображения подвигов Геракла: укрощение Эриманфского вепря (плита византийского происхождения эпохи Феодосия) и убийство Лернейской гидры (плита венецианской работы, XIII век).

В начале XIV столетия собор был увенчан готическим карнизом, искусно сделанным из мрамора и поражающим великолепной тончайшей резьбой по камню тосканских мастеров Николо и Пьетро Ламберти.

Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки-беседки (пинакли) с фигурами святых. Скульптурные изображения (слева направо): архангел Гавриил, евангелисты – Матфей с ангелом, Марк со львом, Иоанн с орлом и Лука с крылатым быком и крайняя справа - Дева Мария.

Между башенками-пинаклями расположены люнетты (арочные проёмы в стене, снизу ограждённые горизонтально), украшенные готическими венцами и золотой мозаикой.

Мозаики люнетт.

Над центральным порталом - лоджия и окно с витражами, которое освещает внутреннее помещение базилики. В килевидной арке над витражным окном, на синем с золотыми звездами фоне - золотой крылатый лев – символ Св. Марка. Статуя святого Марка возвышается над главной аркой. Обвод арки украшают фигуры ангелов.

Перед витражным окном на террасе - лоджии установлена бронзовая квадрига (четыре коня). Квадрига, сделанная из позолочённой бронзы является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э. Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло. Её установили на лоджии базилики Сан-Марко в 1252—1268 годы. Эта четверка много раз вывозилась из Венеции из-за своей художественной ценности и красоты. Например, в 1798 году, сам Наполеон пытался увезти эту скульптуру, чтобы поставить ее перед дворцом Тюильри.

В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей Марчиано, расположенный в верхних помещениях нартекса собора (слева от входа), а фронтон украсили копии.

Южный фасад облицован мрамором, украшен мозаикой и статуями святых. Он повторяет в основном мотивы западного фасада с прекрасными верхними аркадами. Южный фасад выходит на пьяцетту (набережную) и Дворец дожей.

На южном фасаде, обращённом к морю и видимом с воды, помещено изображение Святого Христофора.

Легенда гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Он принял христианство и начал служить Иисусу. Святой Христофор был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность. И Иисус изменил его голову на собачью. Этого святого изображают с собачьей головой. А в Венеции существует поверье: кто с утра посмотрит на святого Христофора, того в этот день не коснётся никакое зло.

Под образом святого Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря. Он украшен полукруглым тимпаном с рельефами пророков (XIII век). Образ святого Христофора также повторяется в виде скульптуры на северном фасаде и в мозаике нартекса.

У южного фасада можно полюбоваться так называемыми Акританскими пилястрами, названными по имени Сан Джованни д'Акри, который перевёз эти великолепные образцы сирийского искусства VI века в Венецию после победы над Генуей в 1256 году.

Кроме того, южный фасад украшают многочисленные декоративные элементы, вывезенные из Константинополя. Наибольший интерес представляет скульптура четырёх тетрархов, выполненная из тёмно-красного порфира в IV веке. Тетрархи установлены на углу сокровищницы, рядом с ним находятся акританские пилястры.

Венецианцы называли эту композицию “четыре мавра”. Легенда рассказывает, что эта скульптура была установлена в память о неудачной попытке ограбить сокровищницу собора Сан-Марко, предпринятую четырьмя сарацинами. Под “четырьмя маврами” высечена старая венецианская пословица: “Человек может делать всё, что хочет, но не должен забывать о последствиях”.

Северный фасад украшен мраморной инкрустацией и имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора. Он выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова, созданными венецианскими мастерами в XIII веке. Из-за использования в декоре портала растительного орнамента этот вход получил название Порта деи Фьори («врата цветов»).

Восточный фасад – дворик дворца Дожей, примыкающего к собору.

Интерьер собора поражает своим величием. Трехнефное внутреннее пространство собора разделено арочными пролетами на мраморных колоннах с позолоченными капителями.

Клирос по восточному обычаю был отделен от храма иконостасом, украшенным полихромным мрамором, в восемью колоннами, поддерживающими архитрав, на котором установлены статуи Девы Марии и Апостолов. Мраморный пол в некоторых местах выложен мозаикой и неровен из-за оседания грунта, в который вбиты сваи и на котором высится собор.

С галереи музея Святого Марка (под куполом) открывается великолепный вид на внутреннее помещение собора и мозаичный пол, который сохранил свою первозданность, хоть и перестал быть идеально ровным, три красные плиты указывают на место примирения Фридриха Барбароссы и папы Александра III.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке. Пол гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так изображения животных, и растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Внутри собор святого Марка, в отличие от большинства европейских церквей, украшен не фресками, а мозаиками на золотом фоне, что создаёт ему дополнительное освещение. Золотые мозаики создают преломления, отражения и отблески, которые наполняют и зрительно расширяют пространство базилики, превращая её в нереальное явление.

Огромные мозаичные полотна сплошным ковром покрывают собора внутри. Их общая площадь составляет около 4000 кв. метров. Мозаичное убранство создавалось византийскими и венецианскими мастерами на протяжении четырёх веков: с 1071 года по 1280 год.

Мозаики внутри храма.

Венецианцы с особой любовью относились к мозаичному искусству. Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, но уже с XII- XIV веков их мастерство переняли венецианские художники, и в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали: Себастьян Риччи, Латтанцио Кверена, Пьетро Веккиа, Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовалось стекло, изготавливаемое на острове Мурано. Стекольная масса различных цветов выкладывалась на фоне золотой фольги, создавая тем самым сияние, несмотря на скудное освещение собора.

Мозаики собора изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жития Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора. Все «новые» мозаики повторяют старинную иконографию в соответствии с распоряжениями Верховных Прокураторов Сан - Марко, которые в случае переделки утраченной или разрушенной мозаики поручали воспроизвести её сюжет в соответствии с древним образцом и сделать пояснительную надпись.

В XIII была изменена форма потолка: из плоского он стал сводчатым. Смена арок и куполов была очень необычна для храмов.

Роспись куполов посвящена Священной истории, ниже размещаются изображения ангелов, апостолов, житие Святого Марка и отдельных святых. Изображения расположены в соборе в соответствии с византийским каноном.

Сюжет мозаики куполов распадается на следующие группы:
1 -Купол сотворения мира,
2 -Купола Иосифа,
3 -Купол Моисея,
4 -Купол Сошествия святого Духа.

1. Купол сотворения мира разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия, и сопровождается текстом на латыни: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою». Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы, их грехопадению и изгнанию из рая.

2. Истории Иосифа Прекрасного посвящены три малых купола северной части нартекса. В них подробно изображена данная библейская история (29 сцен), сопровождающаяся соответствующими цитатами из Ветхого Завета (написаны на латыни в форме сокращений).

3. Купол Моисея содержит восемь базовых сцен из жизни пророка Моисея, начиная от его спасения в водах Нила и заканчивая исходом евреев из Египта. Сцены не разделяются друг от друга золотым фоном, как на остальных мозаиках, а следуют одна за другой в обрамлении стилизованных пейзажей и архитектуры.

4. Новозаветный цикл мозаик завершается Куполом Сошествия святого Духа. В его центре на престоле изображён Святой Дух в образе голубя, от которого огненные языки исходят на изображённых по кругу апостолов. Между окнами барабана купола помещены изображения различных народов, слушающих проповедь апостолов.

Огромное количество произведений искусства собраны в зоне главного алтаря, (под ним покоятся мощи Святого Марка). Алтарь собора Сан-Марко отличают роскошь, красочное великолепие, и вместе с тем монументальность и внутренняя значительность образов в сочетании с непревзойденной по тонкости ювелирной работой.

Трехнефный интерьер обора разделен арочными пролетами на мраморных колоннах с позолоченными капителями. Клирос по восточному обычаю был отделен от храма иконостасом, украшенным полихромным мрамором, в восемью колоннами, поддерживающими архитрав, на котором установлены статуи Девы Марии и Апостолов. Мраморный пол в некоторых местах выложен мозаикой и неровен из-за оседания грунта, в который вбиты сваи и на котором высится собор.

Пресвитерий - алтарь в восточной части храма, куда могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

Пресвитерий отделён готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Эта алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим бронзовым крестом с распятием, украшенным серебром. По обеим сторонам от креста установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, святой Марк и Дева Мария).

В алтарной части храма находится и одна из главных святынь Венеции – Пала д’Оро (итал. — «золотой алтарь»). Привезённый в Венецию из Константинополя и хранящийся в соборе Сан-Марко, алтарь является одним из самых выдающихся шедевров византийской перегородчатой эмали. Он был заказан в X веке дожем Пьетро Орсеоло константинопольскому мастеру, и впоследствии неоднократно переделывался.

До середины XX века Пала д’Оро, считавшийся праздничным алтарём базилики, не был свободно доступным. Его открывали в торжественные моменты богослужения, в прочее время он закрывался будничным алтарным образом.

Современный вид Пала д’Оро приобрёл в 1343 году, когда дож Андреа Дандоло заказал ювелиру Джамбаттисте Бонесенья готическую раму (дароносицу, её размеры: 3,34 метра на 2,51 метров) из позолочённого серебра, украшенную драгоценными и полудрагоценными камнями. Всего этих камней насчитывается 1927, в том числе 320 изумрудов, 255 сапфиров и 75 рубинов. В эту же раму были установлены миниатюры (около 250) с изображениями императоров и святых, выполненные в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках.

Над алтарём установлен киворий (балдахин) (V век). Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы со сценами из жизни Девы Марии и Иисуса. Под алтарём рака с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году.

Помещение крипты собора Сан-Марко расположено под пресвитерием и боковыми капеллами апостола Петра и святого Климента. Крипта - (от греч. krypte — крытый подземный ход, тайник) — сводчатое подземное или полуподземное помещение. В крипте сохранилась часть архитектурных элементов, относящихся к первой базилике. Они были обнаружены в ходе реставрационных работ второй половины XX века. В центре крипты расположена часовня, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 года находились мощи апостола Марка пока не были перенесены в главный алтарь собора.

Как и все другие католические храмы, собор Сан-Марко за столетия своего существования оброс часовнями-капеллами.

Слева от главного алтаря (в северной части храма) находится капелла с иконой “Мадонна Никопея” (“Приносящая победу”, «Победоносная»). Некогда эта икона, относящаяся к X веку, принадлежала монастырю Иоанна Богослова в Константинополе. В 1234 году она была перенесена в Венецию. Икона обрамлена богатым золотым окладом, украшенным византийскими эмалями и драгоценными камнями. Это прекрасное произведение имеет высокую ценность благодаря золоту и драгоценным камням, украшающим “Мадонна Никопея» изображение. Заслуживает внимания стоящий здесь прекрасный алтарь в стиле Возрождения.

Рядом с баптистерием находится капелла Дзен, она полностью занята бронзовым алтарем со статуей Мадонны «с туфлей». Название скульптуры напоминает легенду, согласно которой простая матерчатая туфля, подаренная одним бедняком Мадонне, превратилась в золотую. Эта капелла была сооружена в начале XVI века в честь умершего кардинала Джамбатиста Дзен, который оставил все свое имущество Венеции и собору Св.Марка. Скульптурное убранство капеллы выполнено в основном в XVI веке Антонио Ломбардо и Паоло Савин, но некоторые рельефы и статуи сохранились с IV-V XII-XIII веков.

Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, она являлась и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили все важнейшие государственные церемонии: посвящение дожей Венецианской Республики, вручение знаков власти венецианским флотоводцам и кондотьерам, проведение общегородских молебнов и торжества, (благословение войска перед войной, демонстрация захваченных у врагов знамён).

Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции. В настоящее время собор является действующим храмом и службы проходят в капелле святого Исидора.

В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Использованные материалы
  • Венеция [Текст] /авт. – сост. Е.Н. Красильникова. – М. : Вече, 2008. – 240 с. : ил. [С. 68 - 78]. - (ЮНЕСКО. Памятники всемирного наследия).
  • Всё о чудесах света [Текст] : атлас – справочник /ред. С.Ю. Раделов. – Спб. : СЗКЭО : Кристалл; М. : Оникс, 2007. – 207 с. : ил. [C. 46 - 47].
  • Всеволожская, С. Н. Венеция [Текст] /С. Н. Всеволожская.- Л. : Искусство, 1970. – 221 с. : ил.[С. 19 - 46].
  • Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство [Текст] /пер. с ит. Т.М. Котельниковой.- М.: Астрель: АСТ, 2008.- 414 с.- [С. 58]
  • Григорьева, Е., Гуглина, Е. Чудеса света [Текст]: энцикл. /Е. Григорьева, Е. Гуглина. – М. : Росмэн, 2007. – 111 с. : ил. [С. 24 - 25].
  • Ермильченко, Н. Знаменитые соборы Западной Европы [Текст] /Н. Ермильченко.- М.: Белый город, 2004.- 47 с.: ил. [С.10 - 11] .- (Энциклопедия живописи для детей).
  • Иванова, Л.В. Шедевры мирового зодчества [Текст] /Л.В. Иванова. – Смоленск : Русич, 2003. – 288 с. : ил. [С. 40 - 41]. - (Малый атлас чудес света).
  • Калашников, В. Чудеса света. Новый мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2008. - 48 с. : ил. [С.8] . – (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Маневич, И. А., Шахов, М. А. Самые знаменитые чудеса света [Текст]. – М. : Белый город, Б. г. – 208 с. : ил. [С. 28 - 29].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: науч.-попул. изд. для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : Росмэн - Пресс, 2004. – 111 с. : ил. [С. 36 - 37]. - (Восьмое чудо света).
  • Низовский, А.Ю. Венеция [Текст] //Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света: эцикл. спр. /А. Ю. Низовский. – М., 2008.- С. 249 - 251. – (Величайшие тайны мира).
  • Рапопорт, А.Я. Все об Италии [Текст] /А.Я. Рапопорт; Итальянский институт культуры в Украине; под ред. проф. Н.Ф. Баллони.- Харьков: Фолио, 2007.- 543 с.: ил. [С. 372 - 383].- (Страны мира).
  • Рубанова, А. Самые красивые места мира [Текст] : науч. – попул. изд. /А. Рубанова.- М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2003. – 47 с. : ил. [С.12]. – (Все обо всем).
  • Симон, Филипп, Буэ, Мари–Лор Чудеса света [Текст] : для детей сред. и стар. возраста /Филипп Симон, Мари-Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичковой. – М.: Махаон, 2009. - с. : ил. [С. 76 - 77]. – (Детская энциклопедия «Махаон»).
  • Сокровища Средиземного моря [Текст]: Италия, Греция, Кипр, Турция, Испания, Португалия: путеводитель по странам мира: для детей /[В.М. Роньшин, Н.В. Ермильченко, Е.В. Малинина, О.В. Колпакова].- М.: Белый город.- 464 с.: ил. [С. 49 - 51].- (Энциклопедия тайн и загадок).
  • Петушков, А. Венеция. Собор Сан – Марко [Текст] /А. Петушков //Юный художник. – 2005. – № 11 . – С. 26 – 28.
  • http://www.uadream.com/tourism/europe/Italy/element.php?ID=50772