Привет из Сан-Ремо!

Привет из Сан-Ремо!

Фестиваль итальянской песни Сан-Ремо

Фестиваль в Сан-Ремо стал на Апеннинах поистине культовым телевизионным конкурсом исполнителей итальянской поп-музыки. Первый раз конкурс песни прошел в 1951 году. За это время его победителями становились такие известные певцы как Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Эрос Рамазотти и Андреа Бочелли. Фестиваль стал визитной карточкой итальянской эстрады в мире. Одно упоминание об этом фестивале вызывает в памяти любого итальянца воспоминания и сравнения. Песни Сан-Ремо стали звуковой дорожкой жизни многих поколений, заветной мечтой любого начинающего исполнителя, проявлением традиции, не имеющей аналогов в стране. С Фестивалем Сан-Ремо тесно связано понятие «песенного состязания». Но не только это. Это часть истории Италии, потому что Сан-Ремо – её зеркало.

Возникновение фестиваля

После кошмара Второй мировой войны Италия пробудилась с осознанием необходимости изменения жизни общества. Люди, вынужденные выживать в условиях разрухи, тем не менее, ощущали потребность в развлечениях нового типа. Это являлось следствием устремления в будущее. Именно в этих условиях социального обновления нарождается новый жанр, уходящий своими корнями в традиции народной песни и романса. Правда, в течение определённого периода времени, он ещё не слишком заметен, в силу необыкновенной популярности заокеанских модных ритмов (прибывших из Штатов твиста, свинга, джаза и румбы, самбы и танго, распространившихся из Латинской Америки), а так же французского шансона (EdithPiaf, JulietteGreco), особенно распространившегося в самых утончённых развлекательных заведениях.Позднее этот музыкальный стиль назовут «спагетти-поп». Такое название дали русские журналисты итальянской популярной музыке, по аналогии со стилем «спагетти-вестерн» в кино. Хотя на самом деле такого музыкального стиля не существует. Однако, в отличие от итальянских фильмов про американский Дикий Запад, похожих один на другой, эта музыка талантлива и разнообразна. Столь необходимое возвращение к собственным истокам, идеологическое объединение народа, возглавила радиовещательная сеть RAI. В действительности, будучи пропагандистским рупором государства, RAI была напрямую заинтересована в развитии национального самосознания, в том числе и посредством музыки.

Сан-Ремо, курортный городок на лигурийском побережье, также являл собой часть послевоенной итальянской реальности. До войны он пережил свои славные времена, будучи желанным местом отдыха австрийских благородных семейств, а также русской аристократии, рассеянной по Европе. Сюда же стекались представители процветавшей крупной буржуазии. Город заслужил международную славу благодаря своим цветам и флористам, за что именовался «Городом Цветов». Но вследствие событий Второй мировой, курортная инфраструктура города оказалась практически разрушенной. Городской бюджет был пуст. Поэтому было решено вновь открыть известный развлекательный клуб Городского Казино, которое в предыдущие десятилетия активно посещалось европейской аристократией и богатыми предпринимателями, а на тот момент было заброшено и разрушалось. В казино решили провести фестиваль песни.Его предшественником считается организованный в 1948 году Национальный Песенный Фестиваль. Он проводился в городе Версилья на тосканском побережье Тирренского моря. Мероприятие повторилось годом позже, в 1949 году, но в 50-м было прекращено по финансовым причинам. Впрочем, им заинтересовался Пьер Буссетти, администратор клуба муниципального Казино в Сан-Ремо. Джулио Рацци и Пьер Буссетти занялись разработкой мероприятия – создали регламент Фестиваля, связались с различными звукозаписывающими студиями, существовавшими тогда в Италии, предложив им представить композиции на конкурс. Таких песен было отправлено на отборочные состязания около 240. Потом выбрали оркестр, который должен был исполнять музыку. И в конце концов спланировали прямую трансляцию в радиоэфире. Таким образом, на свет появился Фестиваль Итальянской песни, известный так же как Фестиваль Сан-Ремо.

Правила проведения фестиваля

Фестиваль проводится ежегодно, в зимний период. В настоящий момент он проходит в Театре Аристон города Сан-Ремо, в период между концом февраля и началом марта. Хотя правила фестиваля подвергались неоднократному пересмотру и изменениям, в своей сути мероприятие остаётся песенным состязанием, в ходе которого певцы предлагают оригинальные песни, никогда ранее не исполнявшиеся, то есть ни разу не звучавшие на публике. Нарушение этого правила влечет за собой дисквалификацию композиции. Песни обязательно должны быть сочинены итальянскими авторами. Избрание победителей производится либо посредством специального жюри, либо народным голосованием. С 1967 года каждый исполнитель может участвовать в состязании с одной единственной песней. С 1984 года была учреждена номинация, названная «Новые имена» (или, «Молодые»), которая фактически выводила в свет будущую песню - абсолютную победительницу.В 1982 году была учреждена еще одна премия, вручаемая представителями прессы, названная также Премией критики, и удвоенная с введением номинации для дебютантов «Новые имена». С 1996 года эта премия стала называться Премией имени Мии Мартини (MiaMartini), которая стала первой исполнительницей, заслужившей её.

В последние годы песням-участницам состязания вручались и другие специальные награды, такие, как, например, Премия «Volare» за лучший текст (названием для этой награды послужила песня Доменико Модуньо (DomenicoModugno) и Франко Мильяччи (FrancoMigliacci), выигравшая на Фестивале в 1958 году). Не так давно стало ещё одним обычаем в рамках Фестиваля вручать различные премии за творческую карьеру известным представителям шоу-бизнеса, участвующим в конкурсе, либо специально приглашённым по этому случаю.

Адриано Челентано

Вероятно, наиболее популярный итальянский музыкант – Адриано Челентано. С самого начала своей карьеры он мечтал стать независимым. Хотел петь, что ему нравится. Делать, что захочется. И это у него получилось. Простой парень из рабочих кварталов Милана сделал свою судьбу. Адриано Челентано — певец, композитор, актер, режиссёр и продюсер собственных фильмов — стал одним из символов ХХ века…

Адриано Челентано родился в Милане6 января 1938 года, на улице Глюк, 14. Он стал пятым ребенком в семье, переехавшей из Апулии на север в поисках работы. Семья была дружной и очень музыкальной. В Милане Адриано провел свои детство и отрочество. Много лет спустя воспоминания об этом времени послужат основой для ставшей хитом песни «IlragazzodellaviaGluck» (итал. Парень с улицы Глюка). С двенадцати лет Адриано начал работатьподмастерьем в часовой мастерской и, возможно, остановил бы свой выбор на профессии часовщика, если бы не успех, выпавший на его долю в любительском спектакле-водевиле, где Адриано покорил зрителей уморительным пародированием молодого в те годы певца Луи Прима, на которого был внешне похож. Его начали приглашать на самодеятельные конкурсы, и в 1950 году он исполнил два своих первых "шлягера". Это было время рок-н-ролла, и Челентано, как и многие другие, начал подражать мастерам этого направления, таким как Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис. Он поёт песенки из их репертуара, подыгрывая себе на гитаре. В 1954 году Адриано Челентано уже сам сочиняет и исполняет свои песни, а в следующем году его приятель Микеледель Прете приносит ему свои стихи. С этого момента они постоянно работают вместе. Тогда же Челентано становится участником молодёжной самодеятельной рок-группы «RockBoys».

Музыкальная карьера

Вскоре Адриано Челентано и «RockBoys» приняли участие в «Первом итальянском фестивале рок-н-ролла», состоявшемся 18 мая 1957 года в Ледовом дворце Милана "Кьяччо". В конкурсе участвовали многие итальянские рок-группы. Подготовка к выступлению проходила в бесконечных спорах. Адриано хотел исполнить песню собственного сочинения на слова Микеледель Прете. Но товарищи отнеслись к этой идее скептически. Песня, конечно, классная, но лучше бы что-нибудь из репертуара Элвиса или Джерри Ли Льюиса. Так все делают. Но Адриано сделал по-своему. И не прогадал. Песня«CiaoTiDiro» (Я скажу тебе «Чао!» буквально взорвала стены концертного зала. Жюри, присудившие «RockBoys» только второе место, забросали помидорами. Адриано засыпали цветами. В успехе этого выступления большую роль сыграла природная пластичность Челентано, что является очень важным для исполнителя рок-н-ролла. Не зря же Адриано прозвали "Молледжато" (Molleggiato) - "весь на пружинах".

В 1958 году Челентано побеждает на фестивале лёгкой музыки в городе Анкона, исполнив композицию «Iltuobacio e comeunrock» («Твой поцелуй как рок»).Но немного позднее, когда чистый рок-н-ролл начнёт увядать, Челентано скажет знаменитую фразу, являющуюся ключом к секрету его феноменального успеха: «Я понял, что с музыкальными интеллектуалами мне не по пути. Я увидел, что нужно быть ближе к простой публике, к простым людям...».Поклонницы были без ума от его голоса: тогда он был высоким и очень красивым. Им нравились его песни, танцы, гримасы. Он выступал в свитерах невозможных расцветок и был не похож на других.

Фестиваль Сан-Ремо и Clan Celentano

В феврале 1961 года Челентано принимает участие в фестивале Сан-Ремо с песней «Ventiquattromilabaci» (итал. "24000" поцелуев). В конце 60-х годов песня "Двадцать четыре тысячи поцелуев" признаётсяодной из лучших итальянских песен десятилетия. Там Челентано получает только второе место. Несмотря на это «Ventiquattromilabaci» поднялась на вершину хит-парада и была распродана полумиллионным тиражом в течение нескольких недель. После успеха в Сан-Ремо Челентано разорвал контракт со звукозаписывающей фирмой «Jolly» и создал собственную фирму грамзаписи - "Клан Челентано",чтобы не зависеть от студий грамзаписи. Это был поистине революционный шаг. Позже по этому пути пойдут многие исполнители, начиная с «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Но он, Челентано, был первым.Сейчас в эту фирму входят издательство, концертное агентство, студия видео- и аудиозаписи. Работают в ней 150 человек, а заправляет делами брат певца Алессандро. Начало 60-х отметилось для Адриано ещё и тем, что он встретил свою первую и единственную любовь. В 1963 году Челентано снимается в фильме "Какой-то странный тип" ("Unostranotipo") вместе со своей будущей женой, известной актрисой Клаудиа Мори (ClaudiaMori), настоящее имя Claudia Moroni. 14 июля 1964 года Адриано Челентано и Клаудиа Мори венчаются в церкви св. Франциска (SanFrancesco) в Гроссето (Grosseto).

1966 год многие критики считают поворотным в творчестве Челентано. В 66-модин из наиболее популярных альбомов Адриано Челентано, созданный в сотрудничестве с Тото Кутуньо. Альбом продержался на вершине итальянского хит-парада 58 недель. В 80-х годах в голосе Челентано появляются хрипловатые обертоны. Его слава достигает своего апогея. Нельзя было не почувствовать огромного обаяния артиста, его сильной энергетики. В 1987 году с огромным успехом прошли концерты Челентано в Советском Союзе в Москве в спорткомплексе «Олимпийский». Это были его первые концерты после восьмилетнего перерыва. С годами Адриано не утратил своего таланта, продолжает выпускать диски с новыми композициями, которые тут же раскупаются. В Италии решили сделать мультсериал из 26 серий, где главным героем будет культовый герой Адриано Челентано. Всего за сорок с лишним лет творческой деятельности музыкант неоднократно побеждал на крупнейшем фестивале в Сан-Ремо, выпустил сорок альбомов, проданных общим семидесятимиллионным тиражом.году, спустя пять лет, Челентано решает вернуться на Фестиваль Сан-Ремо с автобиографической песней о судьбе простого миланского парня - "Парень с улицы Глюка" ("IlragazzodellaviaGluck"). Петь о социальных и экологических проблемах там, где поют о любви? Челентано не прошёл даже в тройку лидеров. Но ему было наплевать. Он просто хотел рассказать людям о том, что его тревожило.Он пел о некогда простом парне, который, прославившись, возвращается в родные кварталы. Но вместо рая на земле находит хаос и запустение. «Мой дорогой друг, — пел Адриано, — как сделать так, чтобы вновь прийти к отчему дому, где тишина и покой, зелёная трава, не слышно рёва машин и не видно заслоняющих небо небоскребов? А ведь когда я уходил, эта трава была мне по пояс. Как изменился мир…»

И люди его поняли. Подкупала огромная искренность песни; критика и публика были в восторге. Эта песня была переведена на двадцать два языка, более четырёх месяцев возглавляла итальянские хит-парады. Это первая острая социально-политическая песня и первая песня Челентано, облетевшая весь мир. Позднее её включили в школьные учебники как призыв к бережному отношению к природе На Фестивале Сан-Ремо 1968 года с песней «Canzone» Челентано занял толькотретье место — но снова первые места в хит-парадах. В 1968 году «Clan» выпускает альбом Azzurro/Unacarezzainunpugno. Песня «Azzurro» (итал. «Синева») из этого альбома, музыку к которой написал Паоло Конте, стала одной из самых известных в репертуаре Адриано Челентано. Например, фанаты Сборной Италии по футболу, которых называют «gliazzurri» (итал. синие) выбрали «Azzurro» в качестве неофициального гимна для чемпионата мира по футболу 2006. С годами песни, исполняемые Челентано, становятся более серьезными. "Высший долг артиста - протестовать против несправедливости", - говорит певец.В 1970 году Адриано Челентано и его жена Клаудиа Мори заняли первое место с социально острой композицией «Кто не работает — тот не любит» (Chinonlavoranonfal’amore). В его песнях теперь всё чаще появляются политические, антивоенные темы, но какой бы острой, злободневной ни была песня Челентано, она никогда не бывает безысходной: жизнерадостность и оптимизм не покидают музыканта. Большой успех выпал на долю таких его песен, как "Пиноккио" ("LaballatadiPinocchio") (из альбома "Беды нашего века" ("I malidelsecolo"), целиком посвящённого проблемам современного мира, современной Италии). Челентано продолжает плодотворную творческую деятельность на эстраде и в последующие десятилетия. В 70-е годы стала очень популярной композиция «Prisencolinensinainciusol» — песня состоит из непонятных выдуманных слов, которые ничего не обозначают, что символизирует разобщенность людей, неспособных понять друг друга, и исполняется речитативом, что можно расценить как один из первых рэп-экспериментов. Песня долго оставалась в верхних строчках европейских хит-парадов и попала в американские поп-чарты. В конце 2009 года композиция стала интернет-мемом. В 1979 году выходит альбом Soli (итал. «Одни») —один из наиболее популярных альбомов Адриано Челентано, созданный в сотрудничестве с Тото Кутуньо. Альбом продержался на вершине итальянского хит-парада 58 недель. В 80-х годах в голосе Челентано появляются хрипловатые обертоны. Его слава достигает своего апогея. Нельзя было не почувствовать огромного обаяния артиста, его сильной энергетики. В 1987 году с огромным успехом прошли концерты Челентано в Советском Союзев Москве в спорткомплексе «Олимпийский». Это были его первые концерты после восьмилетнего перерыва. С годами Адриано не утратил своего таланта, продолжает выпускать диски с новыми композициями, которые тут же раскупаются. В Италии решили сделать мультсериал из 26 серий, где главным героем будет культовый герой Адриано Челентано. Всего за сорок с лишним лет творческой деятельности музыкант неоднократно побеждал на крупнейшем фестивале в Сан-Ремо, выпустил сорок альбомов, проданных общим семидесятимиллионным тиражом.

Тото Кутуньо

Ещё один музыкант, популярный не только на родине, но и за её пределами, - Тото Кутуньо (настоящее имя и фамилия Сальваторе Кутуньо). Он композитор и эстрадный певец.

Юность и начало карьеры (1943—1974)

Сальваторе родился 7 июля 1943 года в местечке Фосдиновов области Тоскана в семье Доменико и Ольги Кутуньо. Мать в детстве звала его просто – Тото, отсюда и его сценический псевдоним. С самого детства мальчик проявлял предрасположенность к музыке: вслед за отцом, который превосходно играл на трубе, освоил этот инструмент; позже самостоятельно овладел игрой на ударных и аккордеоне. В 13 лет Тото занял третье место на региональном музыкальном конкурсе! Это был большой успех, поскольку соперниками Тото были ребята гораздо старше его.

До 19 лет Кутуньо играет на ударных в местных музыкальных группах.

Начав играть на фортепиано, Тото влюбляется в джаз, и в 19 лет отправляется в составе группы известного джазового музыканта Гуидо Манузарди в турне по скандинавским странам. Гастроли имели колоссальный успех, и Тото решает окончательно посвятить себя музыке. По возвращении будущий Маэстро создает собственную группу «Тото и Тати», в которую вошли младший брат Роберто и трое друзей Лино Лозито, Джиджи Тонэ и Массимо Вигано.

Через пару лет они исколесили почти всю Италию, играя в барах и дискотеках, правда, без особого успеха. Причиной этому, скорее всего, было то, что у группы не было своего репертуара. Хотя уже в это время некоторые песни, исполняемые группой, были написаны Кутуньо.

Успех.

Природное дарование композитора не могло остаться незамеченным. Первым человеком, кто поверил в Тото и дал ему шанс, был уже известный к тому времени поэт-песенник Вито Паллавичини.

Тогда, в 1974 году, дрожащий как осиновый листок, Тото подошел к Паллавичини и сказал: «Маэстро, я – Тото Кутуньо. Я давно мечтал с Вами познакомиться». Сев за рояль, Тото дал ему послушать последнюю вещь, которую создал. Так началось их сотрудничество.

Первая же песня, родившаяся в результате их совместной работы, стала (и это не будет преувеличением) одной из самых прекрасных песен 20 века. Речь идет об «Африке» или «Индейском лете». Это второе название укрепилось за ней после того, как она облетела весь мир в исполнении французского певца Джо Дассена.

После успеха «Индейского лета» Дассен попросил Тото написать ещё одну песню. Ею стала «Etsitun’existaispas» («Если бы тебя не было»). Во второй раз свершилось чудо. За 3 последующих года Кутуньо напишет для Джо Дассена ещё 6 песен, в том числе знаменитую композицию «Салют», а также рекордно длинную (продолжительность — 12 мин) композицию «LejardinduLuxembourg» (Люксембургский сад).

Многие популярные французские артисты хотели, чтобы этот, до недавнего времени никому не известный парень, написал для них хит. И Тото писал: для Мирей Матье и Клода Франсуа, для Джонни Холлидея и Далиды, для Мишеля Сарду и Шейлы. Композиции Кутуньо стали воистину украшением их репертуаров, в частности, Тото Кутуньо был автором хитов "Ciao, bambino, sorry" (1976) Мирей Матье и "Johnny" (1977) немецкой диско-исполнительницы Gilla. Для другой французской звезды ДалидыТото написал такие замечательные вещи как "Monday, tuesday", "Femmeestlanuit", "CaptainSky" и "Lesclefsdel'amour". Итальянские дискографы недоумевали: как же они могли упустить и не заметить этого «волшебника», который умеет превратить в «золото» всё, до чего он только дотронется?!

Альбатрос

Продолжая писать для других, Кутуньо решает попробовать себя в качестве певца. Изменив название группы с «Тото и Тати» на «Альбатрос», Тото посылает заявку на участие в фестивале Сан-Ремо-76. Результат? Надо сказать, для первого раза очень неплохой – 3 место. Песня называлась «Volo AZ-504» («Авиарейс AZ-504).В переводе Volo AZ 504 означает «Рейс AZ 504» — регулярный пассажирский рейс по маршруту Милан— Бухарест авиакомпании Alitalia.

Но 1976 год был полон для Тото не только радостных событий. После тяжелой болезни умирает мать Сальваторе. (Потом с песней, посвященной своей матери, Тото займет на Сан-Ремо 2 место).

1977 год – снова Сан-Ремо: выступление с песней «Granpremio» («Гран-при»).

Но Тото разочарован: 5 место не удовлетворило его, хотя он и не был уверен в победе. Год начался неудачно, закончился – еще хуже. На голову синьора Песни (так уважительно будут называть его итальянцы) одна за другой посыпались беды: сразу после Сан-Ремо из группы уходит Роберто, внезапно решив посвятить себя автомобильному сервису.Покидает группу и сам Тото, оставив на несколько лет карьеру певца. Последней горькой каплей стала ссора с Паллавичини, который однажды во время ужина в одном из парижских ресторанов заявил Тото, что талант Кутуньо – дело рук только его, Вито, и что практически из любого автора он сможет сделать композитора такого же уровня, как Тото. Сначала до Кутуньо даже не дошёл смысл этих слов – настолько неожиданным был удар со стороны человека, которого Кутуньо считал своим другом. А когда понял, почувствовал себя до крайности опустошённым. И наступил кризис. К счастью, рядом с Тото была жена Карла, которая всегда его поддерживала и помогала выйти из подобных состояний.

Итак, 1977 год оказался для Тото годом неудач и потерь. Он всё чаще думает о том, что «золотой» сезон ушел безвозвратно. Если бы он знал тогда, как ошибался!

Сольная карьера

В это время Тото начинает работать и со «своими», т.е. с итальянцами. В конце 70-х на Кутуньо обращает внимание сам Adriano Celentano, и маэстро создаёт для него целую серию из композиций, принесших ему мировую славу, в том числе «Soli» («Одни»), «Non’e» («Неправда»), « – Amore? – No!»(«-Любовь? - Нет!»), «Iltemposeneva» («Время уходит»), «Unpo’ artista, unpo’ no» («Немного артист»).

Кутуньо пишет музыку к фильму «Укрощение строптивого», работает с группой «Богатые и Бедные», Орнеллой Ванони, Марчеллой, Джанни Надзаро и др.

Случай помог Тото вернуться на сцену в качестве певца. А произошло это так...

Однажды Тото попросили написать заставку к телепередаче «Scommettiamoche…» («Спорим, что…»). Он написал и сделал пробную запись (исполнять песню должен был Друпи). Ведущий программы Майк Бонджорно, послушав песню, поинтересовался именем певца. Ему объяснили, что это Кутуньо, уже довольно известный композитор, и поспешили заверить, что исполнителя для заставки они подберут. Но Майк настоял на том, чтобы песню исполнил именно Кутуньо. «Это то, что нам надо», - заявил ведущий. Хотите знать название песни? Это «Donna, donnamia» («Женщина, моя женщина»). Больше месяца она занимает первое место в итальянском и французском хит-парадах, и Кутуньо, вдохновлённый успехом, едет на фестиваль в Сан-Ремо с песней «Solonoi» («Только мы»). Результат превзошел все ожидания: Тото победил. После победы в Сан-Ремо певец признался, что раньше ему было немного обидно от того, что все лавры доставались лишь исполнителям хитов, им написанных, а сам он, Тото, оставался в тени. «И это нормально, ведь народ обычно не интересуется авторами шлягера. У создателя песни есть только авторские права, а значит, и право на гонорар. Это, конечно, утешает, но все же во рту остается привкус горечи», - говорил тогда Тото. «Что ж, - отвечал на это один итальянский журнал, - теперь и самому Кутуньо достался большой кусок от сладкого пирога. На этот раз успех целиком принадлежит ему: и как автору, и как исполнителю».

Годом позже, в 1981-м, выходит третий по счету альбом Тото Кутуньо под названием «Lamiamusica» («Моя музыка»). Надо ли говорить, что большинство песен на этом диске посвящены любви? Для Кутуньо любовь – это все, это смысл жизни. И это он снова и снова демонстрирует в своих произведениях.

Пластинка вышла на нескольких языках: английском, испанском, французском, так как продавалась в Аргентине и США, Японии и Канаде, Австралии и практически во всех странах Европы. Сразу после выхода диска Тото совершает турне по этим странам, посвящённое презентации альбома. Именно во время этих поездок Тото задумал написать песню, которую представит на фестивале в Сан-Ремо-83. Речь идет о знаменитом «Итальянце». И хотя тогда Кутуньо официально не занял первого места, всё же он был первым.

После того как автор и исполнитель отошел от микрофона и поклонился, в зале произошло минутное замешательство, которое тут же сменилось бурным и яростным взрывом оваций. Темпераментные итальянцы не скупились на эмоции. Певца в черной куртке с белым узким шарфом на плечах буквально забросали цветами. Все – и в зале, и у экранов телевизоров – почувствовали: в потоке однодневок сверкнула песня, которой суждена долгая жизнь. Она была признанием в любви и вместе с тем едким шаржем на своих соотечественников. В тот вечер вся страна влюбилась в одного человека... ". Эта песня имела мировой успех и миллионные продажи, была переведена на десятки языков и впоследствии стала визитной карточкой Тото Кутуньо.

Чем он мог заинтриговать видавшую виды итальянскую публику, этот редко улыбающийся, статичный на сцене композитор с гитарой в руках? Вокальные данные Тото Кутуньо нельзя назвать выдающимися. Важнее индивидуальность, своя манера пения. И она у него есть...

И всё же главный секрет успеха Кутуньо-исполнителя – в его композиторском даровании. Он всегда остаётся мелодистом.

После триумфа в Сан-Ремо, в том же 1983 году, Кутуньо выпускает сольную пластинку «L’italiano» («Итальянец»), в мгновение ока ставшую «золотой».

Годом позже, в 1984-м, Тото занимает 2-е место с песней «Serenata» («Серенада»), а еще через год на том же фестивале песня Тото Кутуньо «Noiragazzidioggi» («Мы, сегодняшние ребята») в исполнении 14-летнего мексиканца Луиса Мигеля завоевывает также 2 место.

Ноябрь 1985 года. Беспрецедентные гастроли Тото Кутуньо в СССР (Москва, Ленинград). В выходные дни – по два концерта: в общей сложности за двадцать дней на 28 концертах маэстро побывали около четырехсот тысяч зрителей!

Обаяние личности – вот, пожалуй, чем отличались его концерты. Обаяние доброго, умного, сильного человека, который разговаривает с людьми о том, что их волнует, беспокоит, радует. Разговаривает с ними на равных – и получает отклик в каждом сердце. Поклонники его таланта не разделяются по возрастам – он одинаково свой и для юных, и для пожилых, потому что любовь есть любовь, и нежность есть нежность, и преданность есть преданность, и их жаждет любое человеческое существо, даже если и скрывает эту жажду за внешней бравадой.

«Я встречаю много людей, - говорил Тото Кутуньо, – А каждый человек – самостоятельный мир. Я очень люблю смотреть в глаза людям. Глаза – поразительное средство общения: можно ничего не говорить и прекрасно понимать друг друга. Для меня взгляд человека, пожатие руки – это истории, которые мне безмолвно рассказывают. Я накапливаю все эти эмоции и ощущения внутри себя, и, едва подхожу к фортепьяно – это может быть в момент грусти, радости, тоски – песня уже рождена. Все мои лучшие песни были написаны за 5-10 минут». Именно так ноябрьской звездной ночью в стенах гостиницы «Советская» родилась песня «Buonanotte».

Что было потом? Участие в фестивалях – Сан-Ремо и Сан-Винсент, выход нового диска «Azzurramalinconia» и, конечно же, работа над новыми песнями. В последующие годы, вплоть до 1990, Тото Кутуньо принимает участие в традиционном конкурсе итальянской песни в Сан-Ремо, ни разу не занимая места ниже 2. Песни, которые Кутуньо представляет на фестивалях, хорошо знакомы нашим любителям итальянской песни («Figli», «Emozioni», «Lemamme», «Gliamori»). Подлинным триумфом стало выступление Тото Кутуньо на Сан-Ремо в 1990-м. Как и в предыдущие годы, на фестиваль приехали звезды, среди которых была легенда мировой музыки – американский певец Рэй Чарльз, исполнивший песню Тото «Goodlovegonebad» (английский вариант «Gliamori»). «Вещь сильная. По сравнению с ней остальные участники фестиваля кажутся дебютантами», - писала тогда итальянская пресса. 1990-й стал, наверное, самым успешным годом в артистической карьере Тото Кутуньо. Затем в его карьере произошёл спад. Но в нашей стране продолжают любить и ценить творчество неподражаемогоТото. Он выступает с концертами во многих городах нашей необъятной страны, а также во многих странах Европы, пишет новые песни.

AL BANO & ROMINA POWER

Аль Бано и Ромина Пауэр — популярный итальянский семейный дуэт последней четверти XX века. Они были похожи на героев сентиментального романа: красивые, богатые и знаменитые, для миллионов поклонников Аль Бано и Ромина Пауэр были живым олицетворением великой любви, какая случается только в сказках. Но любая сказка когда-нибудь кончается. Финал этой оказался далёк от традиционного хеппи-энда. Многие в Италии не могли понять, что может объединять таких разных людей, как Аль Бано и Ромина. Альбано Карризи (AlbanoCarrisi) родился в Милане в 1943 году в бедной крестьянской семье из поселка Челлино-Сан-Марко. Трудности жизни ему скрашивала любовь к пению, первую свою композицию ''AddioSicilia' он сочинил в возрасте 12 лет. В 16 лет он уже твёрдо знал, что не будет, подобно отцу, гнуть спину на виноградниках. В 1961 году 17-летний Альбано Корризи (Аль Бано — его сценический псевдоним) покинул родной посёлок и отправился в Милан. И начал карьеру певца – правда, не на сцене, а в ресторане, разнося пасту и убирая со столов. Упорства и таланта парню было не занимать, однако прошло целых шесть лет, прежде чем удача улыбнулась ему. Альбано победил в конкурсе «Молодые голоса», который проводил Адриано Челентано. Самый влиятельный человек на итальянской эстраде взял способного провинциала в свой «Клан Челентано» - звукозаписывающую кампанию, которая занималась поддержкой начинающих певцов. Но первая пластинка Аль Бано - так он стал называть себя по совету Челентано – не имела успеха.Вскоре Аль Бано расстаётся с «Кланом» и начинает самостоятельные выступления. Красивый голос, охватывающий четыре с половиной октавы, и талант композитора однозначно сулили возможность удачной сольной карьеры. Слава пришла к нему лишь в 1967 году, когда он написал песню «NelSole» («Солнце»)для одноимённого кинофильма. Позже Аль Бано говорил, что эта песня стала его талисманом: «Она помогла мне не упустить свою любовь». Ведь именно во время работы над музыкой к кинофильмуон познакомился с Роминой. Это произошло в Милане в 1969 году. К этому времени Аль Бано уже был известным в Италии поп-певцом. Ромина Франческа Пауэр (RominaFrancescaPower) родилась в 1951 году в Голливуде. Её отцом был знаменитый голливудский актер ТайронПауэр. Уже в юности Ромина начала сниматься в кино, её называли голливудской принцессой. В Милан она приехала для участия в съёмках. Режиссёр Альдо Гримальди вспоминал: «Это была уставшая, испуганная и глубоко несчастная девочка. Мы с Аль Бано переглянулись и решили, что для начала её надо хорошенько накормить». С этой порции пасты и начался самый продолжительный роман в истории итальянской эстрады. Желая быть поближе к любимому, Ромина решила бросить кино и стать певицей. Брак дочери знаменитого актёра и начинающего певца наделал в прессе много шума. Аль Бано и Ромину называли «принцессой и свинопасом» и предрекали им скорое расставание.Но, встретив Альбано, Ромина обрела не только семейный очаг, но и начала выступать на эстраде. Их первый сингл «История двух влюблённых» вышел в 1970 году. Романтичная песня имела успех. Однако Аль Бано всё ещё оставался крепким середнячком – он хорошо зарабатывал, его знали, но до славы Челентано, к которой он стремился, ему было далеко. Успех пришёл не сразу. Скучноватые по отдельности, вместе Аль Бано и Ромина Пауэр оказались настоящей бомбой.В 1982 году на фестивале в Сан-Ремо дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр стал сенсацией. Номинально песня «Felicita» («Счастье») всего лишь вошла в тройку лидеров, но фактически это была победа. Песня рассказывала о любви, о простом человеческом счастье. «Felicita» стала самой ротируемой песней Европы, а популярность Аль Бано наконец превзошла славу Челентано. Музыкальные критики писали, что красота Ромины с лихвой компенсирует как её скромные вокальные данные, так и не слишком запоминающуюся внешность её супруга. Их называли «поющим парадоксом»: строго одетый Аль Бано с его страстным тенором и сверхмодная Ромина с очень сдержанной манерой исполнения. В том же году Аль Бано и Ромина Пауэр спели одну из самых прекрасных песен – «Angeli», и окончательно закрепили за собой статус суперзвёзд итальянской эстрады. Дуэт выпустил несколько альбомов, участвовал во многих международных фестивалях песни и стал популярным в Европе. Они записывали свои песни на итальянском, английском и испанском языках, давали по пять концертов в неделю, много гастролировали и зарабатывали миллионы. Когда спустя два года Аль Бано и РоминаПауэр снова приехали в Сан-Ремо, мало кто сомневался в их победе. Песня «CiSara» действительно заняла первое место. В середине 80-х Аль Бано вступил в период творческой зрелости и буквально фонтанировал хитами. Его «Liberta», написанная в 1987 году, звучала по всему миру. Аль Бано перестал быть просто эстрадным певцом – он превратился в поющий символ Италии. Аль Бано и Ромина щедро жертвовали деньги на благотворительность, ратовали за возрождение семейных ценностей и служили образцом для сотен тысяч молодых людей в Италии.

Наиболее известные песни дуэта: «We’llliveitallagain» (1976), «Sharazan» (1981), «Felicita» (1982), «CheAngeloSei» (1982), хиты "Tusoltantotu", "Abbandonati", "Perche", "Anchetu" и "Meditando".«CiSara» (1984), «SempreSempre» (1986), «Liberta» (1987). В январе 1994 года их семью постигло горе. В Нью-Орлеане пропала их старшая дочь Иления, 22-х летняя телеведущая. Многомесячные поиски не дали результатов. О её судьбе до сих пор ничего не известно. Брак дал трещину, и в 1999 году Альбано и Ромина предпочли расстаться. Последнее совместное выступление дуэта состоялось в июне 1998 года. До 1999 года дуэтом был выпущен 31 альбом.

В настоящее время бывшие супруги продолжают сольную карьеру. Аль Бано создаёт и записывает новые композиции, выступает вместе со многими известными мастерами, например, с Монтсеррат Кабалье.

В 1997 году Альбано Карризи представил сольный альбом ''Concerto Classico'', в составе которого были известные классические мотивы в современной поп-обработке. Годом позже появилось продолжение альбома: ''IlNuovoConcerto''. Этот альбом 27 раз становился золотым и 9 раз платиновым. РоминаПауэр начала заниматься живописью, проводить выставки собственных картин. Затем она уехала в США. Не последнюю роль в этом решении сыграло то, что в Италии Ромину воспринимали лишь как супругу Аль Бано. Сейчас она художница, писательница и режиссёр собственных документальных фильмов.

Рикки э Повери

Группа «Рикки э Повери»(«Богатые и бедные») появилась в Генуе в 1967 году. Анджело Сотье и Франко Гатти совместно с Анджелой Брамбатти решили втроём создать новый ансамбль. Чтобы отметить начало этой авантюры, они махнули на отдых к морю; там Анджела познакомила их с Мариной Окьена, своей подругой, и таким образом трио превратилось в квартет под названием «FamaMedium», получившимся по первым буквам их имен. Группа «FamaMedium» начала свои выступления на пляже, в их репертуаре были популярные песни разных исполнителей, пока не представился случай записаться на студии в Милане. Первым делом сменили название группы: из «FamaMedium» оно превратилось в «Ricchi e Poveri», потому что они были богаты духовно, но бедны материально. Был так же изменён их внешний вид, характерный для каждого: темноволосая Марина была превращена в блондинку, светлые волосы Анджело были ещё более осветлены, волосы Анджелы были коротко острижены, в то время как Франко стал длинноволосым.При их первом появлении публика часто спрашивала, кто из них бедный, а кто богатый, поэтому однажды двое из них предстали в элегантной одежде, а двое - в потрёпанной: Анджело и Марина были бедными, а Франко и Анджела – богатыми. Первый успех пришёл в 1970 году, когда группа заняла второе место на фестивале в Сан-Ремо, на котором Джанни Моранди разрешил им интерпретировать свою песню «Laprimacosabella» («Первая прекрасная вещь»). Несмотря на то, что они не победили, второе место открыло перед ними двери к успеху. В 1971 году фестиваль Сан-Ремо увидел их с песней «CheSara» («Что будет»). Эта композиция стала одной из самых популярных в истории итальянской музыки. В последующие годы группа неоднократно с успехом выступает на фестивале. В 1981 году накануне фестиваля в Сан-Ремо Марина покинула группу. Несмотря на споры, «Рикки э Повери» в составе трех человек выступили с песней «Saraperchetiamo» («Наверное потому, что я тебя люблю»). Благодаря ритмичному и легко запоминающемуся мотиву песня многие месяцы была на первых местах хит-парада в Италии и по всей Европе. Тем временем «Рикки э Повери» начинают менять свой музыкальный стиль: раньше преобладало совместное исполнение, а теперь предпочтение стало отдаваться сольному. В 1982 году выпускают новый диск под названием «Mamma Maria», имевший огромный успех на мировом уровне. В 1985 году группа занимает 1-е место на фестивале Сан-Ремо с песней «Sem’innamoro» («Если я влюблён»), набравшей 1.506.812 голосов.С тех пор «Рикки э Повери» продали более двадцати миллионов дисков, записали такие хиты, как «Сделано в Италии», «Мама Мария» и «Не хотите ли вы потанцевать», исколесили весь мир, побывав в том числе и в СССР в 1986 году. Группа 12 раз принимала участие в фестивале в Сан-Ремо. Сейчас «Рикки э Повери» продолжают активно выступать и радовать своей музыкой публику в Италии и за ее пределами. Их выступления всегда проходят с большим успехом.

Адриано Челентано, Аль Бано и Ромина Пауэр,Тото Кутуньо, «Рикки э Повери» оставили значительный след в истории популярной музыки ХХ столетия. В их судьбе, так же как и вообще в истории итальянской песни фестиваль Сан-Ремо сыграл огромную роль. Ведь за шестидесятилетнюю историю на сцене Фестиваля побывали все значительные представители современной итальянской эстрадной музыки.Фестиваль послужил прообразом для создания Еврофестиваля (раннее название Евровидения).

Однако история фестиваля не заканчивается на этом. На сцену театра «Аристон» выходят новые исполнители с новыми замечательными песнями. Победителем 61-го фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо 21 февраля 2011 года стал Роберто Веккьони (Roberto Vecchioni), исполнивший на сцене легендарного театра "Аристон" (Ariston) песню "Chiamamiancoraamore" («Назови меня еще раз любимым»). Имя победителя по традиции определили телезрители путем голосования в прямом эфире Первого канала государственного итальянского телевидения РАИ (Rai). В нынешнем конкурсе соревновались 14 известных итальянских певцов и восемь молодых исполнителей. В частности, за "Золотую пальму" боролись такие "старожилы" итальянской поп-музыки, как Аль Бано (AlBano), который вошел в тройку финалистов со своей песней "Amanda e' libera" (Аманда свободна), и Патти Право (PattyPravo), отметившая несколько лет назад 40-летие своей творческой деятельности. Накануне среди молодых исполнителей победил певец Рафаэль Гуалацци (Raphael Gualazzi), выступивший с песней "Folliad'amore" («Безумие любви»).

Использованные материалы
  • Алексеева, Е. Невидимые миру слезы [Текст] / Е. Алексеева. – ГалаБиография. – 2008. - № 1. – С. 50-64.
  • Боголепова, А. Любовь, похожая на сон [Текст] / А. Боголепоава. – ГалаБиография. – 2007. - № 7. – С. 32-44.