Народы тамбовщины
Цыгане

Кто мне не верит, того обману;
кто мне поверит, последним угощу.

Цыганская пословица

Цыгане (самоназвание – рома) – малоизученный народ, состоящий из множества групп, которые они сами порой называют «нациями». Цыгане отличаются друг от друга языком, занятиями, вероисповеданием. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.Этот народ не имеет своего национального государства: цыгане рассеяны по всем континентам и почти по всем странам мира. На территории России проживают представители нескольких этнических групп цыган: сэрвы, русска рома, ловари, кэлдэрары, синти и др.

История: Доподлинно известно, что цыгане – выходцы из Индии, но вопрос о том, почему и когда они покинули свою родину, до сих пор остаётся открытым. После исхода из Индии этот народ долго жил в передней Азии (Иране) и Египте, а в начале II тысячелетия цыгане уже обитали на Балканском полуострове. По Европе они массово расселились в XV столетии, по Российскому государству – во второй половине XVIII века.

Статистика: Неизвестна точная численность цыган. По разным оценкам, в мире их насчитывается от 8 до 10 млн. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране проживают свыше 200 тыс. представителей этой национальности. На Тамбовщине насчитывается более 4120. цыган – это четвёртое место по численности населения после русского народа.

Язык: Цыганский язык относится к индоарийской группе индоевропейской семьи и состоит из множества диалектов. В нашей стране распространен русско-цыганский диалект, являющийся языком общения цыган, принадлежащих к разным этническим группам.

Религия: Представители этого народа зачастую исповедуют религию той страны, в которой живут. Вот и российские цыгане в основном православные, хотя есть и мусульмане, и католики (выходцы из Литвы и Белоруссии); наряду с традиционными религиями в цыганской среде сохраняются пережитки магических и других традиционных верований.

Национальный характер: Цыгане – жизнерадостный и музыкальный народ, сохранивший такие обычаи, как взаимопомощь, гостеприимство, уважение к представителям старшего поколения. Они не только славятся находчивостью и красноречием, но и хорошим знанием человеческой психологии – это позволяет цыганам успешно манипулировать окружающими в коммерческих, а зачастую и в криминальных целях. В то же время представители этого народа весьма суеверны, в качестве примера можно назвать уверенность цыган в нечистоте женской юбки или обуви – «осквернённую» ими вещь принято выбрасывать или продавать.

Отношение к труду у разных групп цыган неоднозначное, например, кэлдэрары всегда слыли «трудоголиками» и с чувством превосходства посматривали на своих соплеменников, которые к упорному труду не стремились. Работа у цыганских мужчин, как правило, сезонная, а постоянный доход приносят женщины. Этот народ отличается не только предприимчивостью, но и дальновидностью, в частности, цыганка может ходить в дырявой юбке, но обязательно увешанная золотом – ведь в случае нужды украшения можно заложить или продать.

Кулинарные традиции: Национальные праздничные блюда цыган: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах тгулярдо), густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш). Для приготовления паприкаша берётся разное мясо в смеси: говядина, свинина, баранина. Особое место в цыганской кухне занимают голубцы (сарми) и сладкое блюдо из пресного теста с творогом и изюмом (савилко).

Совместная трапеза у этого народа – знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения – значит проявить недоверие к чистоте хозяев.

Народный костюм: Женская цыганская одежда состоит из несшитой юбки яркого цвета, фартука (кытрынцы) и кофты с широкими рукавами и глубоким вырезом. Обязательный атрибут замужней женщины – платок. Многочисленные украшения цыганок обычно сделаны из золота, реже – из серебра.

В мужской костюм, как правило, входят шаровары, сапоги и пиджак. В современной России около 30% цыган до сих пор сохраняют свою приверженность национальному костюму (в основном женщины).

Быт и традиции: Несмотря на вековые скитания и гонения цыганскому народу удалось пронести сквозь века основы своей самобытной культуры и быта. Цыганская семья и сегодня сохраняет черты патриархальности. Мужчина по-прежнему имеет статус хозяина и властителя, особо почитаются старые женщины. Юные цыганки пользуются относительной свободой, от них лишь требуется соблюдение девичьей чести. Замужняя женщина считается нечистой и должна соблюдать множество запретов в общении с окружающими. Для цыганских семей по сей день характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения.

В цыганской среде хорошо сохранились свадебные и погребальные обряды и обычаи. Во многих таборах ещё помнят старинные обрядовые и плясовые песни. Как и в далёкие времена, представители этого народа предпочитают решать конфликты и спорные вопросы в цыганском суде – сэндо, который состоит из пожилых уважаемых людей.

Однако современная цивилизация уже прочно вошла в жизнь этого народа: сейчас своё жильё имеется практически у всех российских цыган, представители этой национальности освоили новые профессии, их дети ходят в школу и поступают в университеты.


Что читать о цыганах:

  • Бессонов, Н. Цыгане шумною толпою… [Текст] / Н. Бессонов // Вокруг света. – 2007. – № 6. – С. 202-208.

  • Цыгане [Текст] Народы мира : энцикл. – М., 2007. – С. 568-570.

  • Этнические группы в составе населения современной Украины [Текст] // Этнология : учеб. пособие / под ред. Е. В. Миськовой, Н. Л. Мехеровой, В. В. Пименовой. – М., 2005. – С. 505-509.

  • Олейников, Д. Песня русской Кармен [Текст] / Д. Олейников // Родина. – 2004. – № 7. – С. 96-97.

  • Цыгане [Текст] // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Аксёнова. – М., 2000. – С. 44-45.

  • Деметер, Н. Г. Цыгане [Текст] / Н. Г. Деметер // Народы России : энцикл. / гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 390-393.