Казанский мужской монастырь
(г. Тамбов)

Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Исторические источники называют имя первого строителя монастыря ― старца Иосифа: поражённый красотою здеш­них мест, он дал обет Богу построить за острогом Казанскую пустынь.

По писцовой книге 1678 года, монастырю «отведено было зе­мли до 50 сажень и для гумна, амбаров и скотного двора по берегу реки - до 400 сажень в поперечнике, в одном конце - до 170 сажень, на которой прежде была Покровская слобода, а ныне помещаются каменный архиерейский двор и Духовная Семина­рия».

Постепенно монастырские владения увеличивались за счёт пожертвований и передачи земель на помин души. В 1697 году новому строителю Казанского монастыря старцу Герасиму с братией царской грамотой были пожалованы во владение - безоброчно и без перекупки - мельницы на Студенце под Тамбовом; мельницу на Цне, у Пяшкильской слободы (ныне село Донское), монастырь сдавал в арен­ду. К 1911 году Казанский монастырь владел 744 десятинами земли и капиталом в 97285 рублей.

Архитектурный облик монастырского ансамбля многократно менялся из-за частых пожаров. Значительная перестройка монастыря осуществилась при епи­скопе Пахомии. В это время Казанский Богородичный монастырь стал резиденцией тамбовских архиереев. Начало строительства было положено возведением деревянного архиерейского дома. Прежний - каменный - выстроенный епископом Питиримом, святителем Тамбовским, в кон­це XVII века возле Преображенского собора, был занят архивом воеводской кан­целярии. Напротив архиерейского дома появилось деревянное зда­ние консистории; на берегу Цны сооружались бани; одновременно освобождалось место для конюшенного двора и хозяйственных служб. Для выполнения этих пла­нов требовались свободные земли. Особую заботу епископ Пахомий проявлял о колокололитном заводе. От каждого кан­дидата на рукоположение в священный сан епископ Пахомий требовал пожертво­вания от 10 до 50 рублей на колокола. При нём на средства жертвователей были отлиты все монастырские колокола, появились часы с музыкальным боем. Строительная деятельность епископа Пахомия в Тамбовской епархии прекратилась в 1766 году; он был пере­ведён из епархии и закончил свой жизненный путь в Андрониевском монастыре.

В его время по указу Синода в 1764 году в Тамбовской епархии было упразднено 20 монастырей, в том числе и Казанский. Но в связи с тем, что в нём находилась ре­зиденция архиерея, монастырь продолжал существовать как заштатный.

Инспектор, проводивший обследование монастыря в 1764 году, сообщал, что в Казанском монастыре одна церковь; в ней иконостас столярной гладкой работы с резьбой, вызолоченный червонным золотом; слева от Царских врат ― икона Казанской Божией Матери в серебряном окладе с золотом и жемчу­гом.

В ведомости о казённом и деревянном строении за 1782 год уже содержатся сведения о двух деревянных церквах ― Казанской и Предтеченской.

Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последнее десяти­летие XVIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её по­строил над святыми воротами епископ Феодосий в последние годы своего служе­ния в Тамбове.

Новый архитектурный облик монастыря формировался в течение всего XIX столетия и во многом зависел от способностей и профессиональных знаний архи­текторов. Главным строителем Казанского монастыря считался епископ Тамбовский и Шацкий Феофил, человек одарённый и высокообразованный. О нём, как о строителе монастыря, напоминала памятная плита в Казанской церкви, где он был похоронен. По поручению епископа Феофила и с его помощью возводил монастырские храмы талантливый, преданный храмовому строительству бывший Саровский послушник Нафанаил.

В строительстве Казанского монастыря принимал участие бывший эконом Духовной Семинарии, краевед и архитектор протоиерей С. А. Березнеговский. В историю строительства ансамбля Казанского монастыря вписано и имя инженеpa-архитектора А. С. Четверикова.

Широкое каменное строительство в монастыре при епископе Феофиле начи­нается с возведения архиерейского дома. На месте обветшавшего деревянного появляется двухэтажный каменный дом с Крестовой церковью в честь Всех Святых. В 1910 году была полностью перестроена Крестовая цер­ковь. Новый иконостас для домовой церкви был выполнен по заказу епископа Там­бовского и Шацкого Иннокентия московским художником И. Г. Лебедевым.

В годы великих испытаний консистория брала на себя труд по сбору средств в пользу беженцев и пострадавших, а также в пользу семей, оставшихся без корми­льца, на врачевание раненых и создание лазаретов в Отечественную войну 1812 го­да, во время Крымской кампании и в Первую мировую войну. В Казанском монастыре получали благословение сёстры милосердия, добровольно отправлявшиеся на фронт. Его колокола многократно созывали народ на молит­вы о жертвах войны.

Казанский Богородичный монастырь был крупным социально-общественным центром Тамбова. В течение столетий в архиве консистории накапливался уникальный документаль­ный материал по истории духовной культуры и просвещения в крае.

19 октября 1918 года Казанский монастырь был закрыт «в связи с фактами вы­ступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове».

В течение 1926 - 1927 годов из всех тамбовских приходских и монастырских церквей изымались колокола. Колокола Казанского Богородичного монастыря, как памятника истории и культуры, подлежали передаче Главнауке. Через полтора года колокольня была разрушена, а кир­пичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне - город Котовск).

В конце 1990 года, по ходатайству ар­хиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, Русской Православной Церкви был передан храм во имя Иоанна Предтечи, возвра­щён и храм в честь иконы Казанской Божией Матери.

Сохранившаяся часть ансамбля Казанского Богородичного мужского мона­стыря, расположенного на высоком гребне речной долины, создаёт неповторимый силуэт Тамбова и напоминают нам о богатой духовной культуре нашего края.


См. также:
Тамбов
р. Цна