Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Исторические источники называют имя первого строителя монастыря ― старца Иосифа: поражённый красотою здешних мест, он дал обет Богу построить за острогом Казанскую пустынь.
По писцовой книге 1678 года, монастырю «отведено было земли до 50 сажень и для гумна, амбаров и скотного двора по берегу реки - до 400 сажень в поперечнике, в одном конце - до 170 сажень, на которой прежде была Покровская слобода, а ныне помещаются каменный архиерейский двор и Духовная Семинария».
Постепенно монастырские владения увеличивались за счёт пожертвований и передачи земель на помин души. В 1697 году новому строителю Казанского монастыря старцу Герасиму с братией царской грамотой были пожалованы во владение - безоброчно и без перекупки - мельницы на Студенце под Тамбовом; мельницу на Цне, у Пяшкильской слободы (ныне село Донское), монастырь сдавал в аренду. К 1911 году Казанский монастырь владел 744 десятинами земли и капиталом в 97285 рублей.
Архитектурный облик монастырского ансамбля многократно менялся из-за частых пожаров. Значительная перестройка монастыря осуществилась при епископе Пахомии. В это время Казанский Богородичный монастырь стал резиденцией тамбовских архиереев. Начало строительства было положено возведением деревянного архиерейского дома. Прежний - каменный - выстроенный епископом Питиримом, святителем Тамбовским, в конце XVII века возле Преображенского собора, был занят архивом воеводской канцелярии. Напротив архиерейского дома появилось деревянное здание консистории; на берегу Цны сооружались бани; одновременно освобождалось место для конюшенного двора и хозяйственных служб. Для выполнения этих планов требовались свободные земли. Особую заботу епископ Пахомий проявлял о колокололитном заводе. От каждого кандидата на рукоположение в священный сан епископ Пахомий требовал пожертвования от 10 до 50 рублей на колокола. При нём на средства жертвователей были отлиты все монастырские колокола, появились часы с музыкальным боем. Строительная деятельность епископа Пахомия в Тамбовской епархии прекратилась в 1766 году; он был переведён из епархии и закончил свой жизненный путь в Андрониевском монастыре.
В его время по указу Синода в 1764 году в Тамбовской епархии было упразднено 20 монастырей, в том числе и Казанский. Но в связи с тем, что в нём находилась резиденция архиерея, монастырь продолжал существовать как заштатный.
Инспектор, проводивший обследование монастыря в 1764 году, сообщал, что в Казанском монастыре одна церковь; в ней иконостас столярной гладкой работы с резьбой, вызолоченный червонным золотом; слева от Царских врат ― икона Казанской Божией Матери в серебряном окладе с золотом и жемчугом.
В ведомости о казённом и деревянном строении за 1782 год уже содержатся сведения о двух деревянных церквах ― Казанской и Предтеченской.
Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последнее десятилетие XVIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её построил над святыми воротами епископ Феодосий в последние годы своего служения в Тамбове.
Новый архитектурный облик монастыря формировался в течение всего XIX столетия и во многом зависел от способностей и профессиональных знаний архитекторов. Главным строителем Казанского монастыря считался епископ Тамбовский и Шацкий Феофил, человек одарённый и высокообразованный. О нём, как о строителе монастыря, напоминала памятная плита в Казанской церкви, где он был похоронен. По поручению епископа Феофила и с его помощью возводил монастырские храмы талантливый, преданный храмовому строительству бывший Саровский послушник Нафанаил.
В строительстве Казанского монастыря принимал участие бывший эконом Духовной Семинарии, краевед и архитектор протоиерей С. А. Березнеговский. В историю строительства ансамбля Казанского монастыря вписано и имя инженеpa-архитектора А. С. Четверикова.
Широкое каменное строительство в монастыре при епископе Феофиле начинается с возведения архиерейского дома. На месте обветшавшего деревянного появляется двухэтажный каменный дом с Крестовой церковью в честь Всех Святых. В 1910 году была полностью перестроена Крестовая церковь. Новый иконостас для домовой церкви был выполнен по заказу епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия московским художником И. Г. Лебедевым.
В годы великих испытаний консистория брала на себя труд по сбору средств в пользу беженцев и пострадавших, а также в пользу семей, оставшихся без кормильца, на врачевание раненых и создание лазаретов в Отечественную войну 1812 года, во время Крымской кампании и в Первую мировую войну. В Казанском монастыре получали благословение сёстры милосердия, добровольно отправлявшиеся на фронт. Его колокола многократно созывали народ на молитвы о жертвах войны.
Казанский Богородичный монастырь был крупным социально-общественным центром Тамбова. В течение столетий в архиве консистории накапливался уникальный документальный материал по истории духовной культуры и просвещения в крае.
19 октября 1918 года Казанский монастырь был закрыт «в связи с фактами выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове».
В течение 1926 - 1927 годов из всех тамбовских приходских и монастырских церквей изымались колокола. Колокола Казанского Богородичного монастыря, как памятника истории и культуры, подлежали передаче Главнауке. Через полтора года колокольня была разрушена, а кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне - город Котовск).
В конце 1990 года, по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, Русской Православной Церкви был передан храм во имя Иоанна Предтечи, возвращён и храм в честь иконы Казанской Божией Матери.
Сохранившаяся часть ансамбля Казанского Богородичного мужского монастыря, расположенного на высоком гребне речной долины, создаёт неповторимый силуэт Тамбова и напоминают нам о богатой духовной культуре нашего края.