Дом – музей А.М. Герасимова

На одной из улиц Мичуринска, но­сящей ныне имя А. М. Герасимова, стоит двухэтажное кирпичное, потем­невшее от времени здание. Здесь 15 марта 1977 года был открыт мемо­риальный Дом-музей прославленного художника. Помимо дома он включает и дворовые постройки ― каретный са­рай и амбар, в котором после 1930 года размещалась мастерская художника. На территории усадьбы, рядом с мастер­ской, находится терраса, на которой любил работать художник. В музее соб­раны подлинные вещи семьи Герасимо­ва ― мебель, документы и фотографии, отражающие весь жизненный путь художника.

Дом построен в 1886 году отцом А. М. Герасимова Михаилом Софроновичем. В этом доме А. М. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы - с 1886 по 1903 год - и жил здесь вместе со своей семьёй после революции - с 1918 по 1925 год.

В 1925 году А. М. Ге­расимов переехал в Москву, но связь с родным городом не преры­вал. Он приезжал сю­да ежегодно, чтобы навестить родите­лей и сестру, а также для творческой работы. Последний раз Александр Ми­хайлович был в своём доме в 1961 году, за два года до смерти.

В сентябре 1975 года, по решению Тамбовского облисполкома, был создан мемориальный музей А. М. Герасимова. Открытию музея предшествовала боль­шая собирательская и ремонтно-реставрационная работа. Восста­новить мастерскую помогла и его кар­тина, написанная в 1936 году, - «Ма­стерская в Мичуринске». Многие картины А. М. Герасимова и его личные вещи были предоставлены музею его семьёй. Первоначально художественный фонд музея составили 54 работы А. М. Герасимова. С открытием Дома-музея, благодаря неустанным усилиям его сотрудников, фонды выросли до 300 произведений.

В трёх комнатах первого и второго этажей музея размещена экспозиция, отражающая основные события жизни и деятельности Герасимова. Пять ком­нат являются мемориальными. Бывшая кухня и кладовая используются ныне как служебные помещения музея. В двух комнатах первого этажа размещена документальная экспозиция. В витринах, расположенных вдоль стен, - архивные документы, биографи­ческие материалы, фотографии, расска­зывающие о детстве и юности А. М. Ге­расимова.

На стенде можно прочитать слова А. М. Герасимова, взятые из его автобиографической книги: «Мою лю­бовь к живописи питал аромат родных полей и степей». На одном из стендов - «Годы учё­бы» - представлена фотография церков­ноприходской школы, куда мальчика отдали учиться в семилетнем возрасте. Спустя три года, Герасимов продолжил своё образование в Козловском уездном училище. Здесь же экспонируются две ранние работы А. М. Герасимова: «Лесная сто­рожка» (1913) и эскиз «Купание ко­ней» (1920-е).

Козловский период жизни А. М. Ге­расимова был важным этапом в творче­стве художника. Он пробует себя в монумен­тальной живописи и скульптуре, пейза­же, портрете, тематической картине и иллюстрациях, создаёт немало жанровых картин, выразительных порт­ретов, светлых и радостных пейзажей.

В гостиной семьи А. М. Герасимова размещена мебель конца XIX - начала XX веков, различные предметы бытового назначения.

На стене - автопортрет А. М. Герасимова, написанный в 1931 году. Художник изобразил себя в расцвете физических и творческих сил, с палитрой и кистями в руках и с труб­кой.

В комнате находятся вещи, говоря­щие об интересах и привязанностях художника. В книжном шкафу, стоя­щем у входа, хранятся книги из его личной библиотеки - издания по искус­ству, истории, иностранные словари, тетрадь для занятий испанским языком. Там же хранятся два портрета А. М. Гераси­мова, выполненные карандашом, авто­рами которых являются художники В. А. Серов и Н. Н. Жуков, две ранние иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Стой, выпала люль­ка!» и «Запорожцы! Показались запо­рожцы!». В шкафу, стоящем рядом,― посуда, которой пользовалась семья Герасимова. В центре комнаты, на сто­ле, ― поднос, служивший художнику при написании натюрмор­тов («Розы»). В углу - старинная рус­ская гармонь-двухрядка, на которой любил играть А. М. Герасимов, радиоприёмник, подаренный К. Е. Ворошиловым: с ним художника связывала боль­шая дружба. Во время Великой Отече­ственной войны, летом 1942 года, по пути на фронт К. Е. Ворошилов оста­навливался в Мичуринске для встречи с А. М. Герасимовым.

Здесь же выставлены три ранние работы А. М. Герасимова: «Домик на Питейной улице» (1913), «Портрет ис­кусствоведа В. М. Лобанова» (1913), «Вечер. Окраина Козлова» (1916). Имеется зеркальный шкаф, в котором находятся личные ве­щи художника, переданные в дар его дочерью Галиной Александровной Гера­симовой. На стене, над роялем, ― зерка­ло в лепной раме. На фоне этого зерка­ла А. М. Герасимов часто писал жен­ские портреты и цветы.

На второй этаж ведёт крутая деревянная лестница, устланная самоткаными дорожками, как это было при жизни художника.

В комнате второго этажа, где рань­ше размещалась столовая, находится документальная экспозиция, рассказы­вающая о жизни и творчестве А. М. Герасимова, начиная с 1925 года.

На стендах, экспонирует­ся репродукция с портрета И. В. Мичурина 1926 года, каталоги 8-й, 9-й и 10-й выставок Ассоциации Художников революционной России, а так­же групповое фото художников ― уча­стников 8-й выставки.

После персональной выставки, которая прошла в Москве в 1936 году, Александр Михайлович приезжал от­дохнуть в родной город. Здесь, в Мичу­ринске, из сообщения по ра­дио он узнал о награждении его орденом Ленина и присвоении звания заслужен­ного деятеля искусств РСФСР.

В витрине ― присланные в Мичу­ринск поздравительные телеграммы от друзей художника, искусствоведа В. М. Лобанова и художника Ф. С. Бо­городского.

В экспозиции музея - реп­родукции с картин: «Портрет генерал-полковни­ка А. И. Ерёменко» (1942), «Портрет Маршала Советского Союза Ф. И. Тол­бухина» (1945), копия с дип­лома I степени, вручённого А. М. Гера­симову на выставке «Великая Отечест­венная война» за написанные им порт­реты генерал-майора В. И. Киселёва, генерал-полковника А. И. Ерёменко и Героя Советского Союза И. И. Фисановича (1942).

За большие заслуги в развитии со­ветского изобразительного искусства в 1943 году А. М. Герасимов первым из советских художников получил высокое звание Народного художника СССР. Много лет он являлся депутатом Мос­совета и Верховного Совета РСФСР от Уваровского избирательного округа своей родной Тамбовской области.

На стенде «Общественная деятельность А. М. Герасимова» экспонируются поздрави­тельные телеграммы, полученные худож­ником в связи с его избранием депута­том Верховного Совета РСФСР, вырезки из газет с текстами выступлений А. М. Герасимова перед избирателями и на сес­сии Верховного Совета РСФСР, фотографии: «А. М. Гера­симов среди избирателей ― колхозников Уваровского района», «А. М. Герасимов среди доярок колхоза «Память Ильича» Уваровского района».

В экспозиции Дома-музея бо­гато представлены материалы, отража­ющие деятельность художника в борьбе за укрепление мира и дружбы между народами: фотография А. М. Герасимова и Дж. Неру у портрета премьер-министра Индии, репродукции с индийских этю­дов.

Документальную экспозицию, рас­сказывающую о жизни и деятельности А. М. Герасимова, завершает витрина с фотографиями: «А. М. Герасимов среди тамбовских художников», «А. М. Гера­симов в мастерской у скульптора Е. В. Вучетича», «На последней персо­нальной выставке с К. Е. Ворошило­вым» (выставка была посвящена 50-ле­тию творческой деятельности А. М. Ге­расимова).

В витрине выставлена и книга «Тарас Бульба» - академическое изда­ние повести Н. В. Гоголя, вышедшее в 1955 году с иллюстрациями А. М. Ге­расимова.

В соседней с залом гостиной - удоб­ный мебельный гарнитур в стиле мо­дерн. Изящный ломберный столик, мяг­кие удобные стулья, широкое кресло в углу - всё здесь располагает к отдыху, к задушевной беседе. Комнату украшают яркие натюрморты - «Розы» (1935) и «Полевые цветы» (1956). Натюрморт «Полевые цветы» художник написал здесь, в родном городе.

В гостиной - два портрета кисти А. М. Герасимова: портрет матери (1936) и незаконченный портрет доче­ри Галины (1941). Ещё при жизни А. М. Герасимова в гостиной находился его графический портрет, исполненный Г. С. Верейским (1944).

Представлена в музее и комната родителей художника. Здесь находится кровать, над ней старинный ковёр ― семейная реликвия Герасимо­вых. Этот ковёр был дан в приданое Евдокии Яковлевне, матери художника, её бабушкой. Центральное место в ин­терьере комнаты занимает выразитель­ный портрет родителей художника «За чаем», написанный им в год окончания училища живописи, ваяния и зодчест­ва, в 1915 году. Здесь же - фотография А. М. Герасимова с сестрой Александрой Михайловной, сде­ланная в последний приезд художника в Мичу­ринск, за два года до его смерти.

Александра Михай­ловича не стало 23 июля 1963 года. Художник похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен бронзовый бюст работы известного скульптора Е. В. Вучетича. Фотография надгробия завершает экспозицию Дома-музея.

Во дворе восстановлен фруктовый сад, посажено большое количество любимых цветов Александра Михайловича ― роз и пионов. Слева, в нескольких метрах от дома, находится каменный сарай с погребом. Возле него высится старый тополь, посаженный художником.

От дома к мастерской, расположен­ной в глубине двора, ведёт вымощенная булыжным камнем дорожка. Рядом с приземистым зданием мастерской вос­становлена терраса, построенная в 1934 году. Во время частых приездов А. М. Герасимова в Мичуринск, особен­но в летнее время, терраса была для него рабочим уголком.

Сохранилась мастерская художника. С 1918 по 1925 год А. М. Герасимов обычно работал в нижнем этаже дома. Зимой переносил мольберт на второй этаж, где было светло. Лишь в 1930-х годах под мастерскую был приспособлен амбар из старинного тёмного кир­пича. Это одна из редких в Козлове построек, уцелевших от большого пожа­ра 1865 года, охватившего весь город. В помещении первоначально не хвата­ло света. Источником его служили два узких окна с решёткой по фасаду. Пол был выложен известняковыми плита­ми, мебель почти отсутствовала. Мастерская делилась на две половины ― светлую и тёмную. В 1934 году А. М. Ге­расимов прорубил в торцовой части амбара большое окно.

Художник работал в этой мастер­ской только в летнее время. На некото­ром расстоянии от окна стоит стол, на нём - палитра, кисти, флако­ны с клеевыми лаками, тюбики с красками ― материалы, которыми пользо­вался А. М. Герасимов. Справа от сто­ла расположен мольберт с одной из пос­ледних работ А. М. Герасимова ― «Портрет К. Е. Ворошилова», написан­ный художником незадолго до смерти.

В мастерской находятся также под­ставка для натурщика и переносной табурет. В углу, на деревянной скамей­ке, покрытой домотканой дорожкой, стоит гипсовая голова Лаокоона. На стене висит кавалерийское седло, по­даренное А. М. Герасимову К. Е. Воро­шиловым. Большой и давний друг художника, он знал, что Герасимов лю­бит лошадей и прекрасно разбирается в них.

В мастерской царит та же атмосфе­ра, что и при жизни художника. Здесь много подрамников, рам, недописанных холстов. Кажется, что мастер ненадолго вышел и вскоре снова примется за ра­боту.

12 августа 1981 года, когда испол­нилось 100 лет со дня рождения А. М. Герасимова, на площади перед Домом-музеем был установлен бронзо­вый бюст художника работы действи­тельного члена Академии художеств СССР, Народного художника СССР Е. В. Вучетича.

Был открыт новый выставочный зал площадью 800 квадратных метров, где раз­мещена экспозиция произведений А. М. Герасимова, составляющая основу художе­ственной коллекции музея. Здесь около двухсот произведений различных жан­ров - портреты, пейзажи, натюрмор­ты, в том числе и написанные в Козлове: «Дво­рик в Козлове» (1910), «Тройка» (1912), «Март» (1913), «Мастерская в Мичу­ринске» (1936), и многие другие по­лотна.

На первом этаже выставочного зала периодически устраиваются художест­венные выставки, проходят встре­чи с творческой интеллигенцией.

С 1988 года Дом-музей А.М. Герасимова приобрёл статус Музея-усадьбы, является филиалом Тамбовской областной картинной галереи.


См. также:
Мичуринск
А.М. Герасимов
И.В. Мичурин