На одной из улиц Мичуринска, носящей ныне имя А. М. Герасимова, стоит двухэтажное кирпичное, потемневшее от времени здание. Здесь 15 марта 1977 года был открыт мемориальный Дом-музей прославленного художника. Помимо дома он включает и дворовые постройки ― каретный сарай и амбар, в котором после 1930 года размещалась мастерская художника. На территории усадьбы, рядом с мастерской, находится терраса, на которой любил работать художник. В музее собраны подлинные вещи семьи Герасимова ― мебель, документы и фотографии, отражающие весь жизненный путь художника.
Дом построен в 1886 году отцом А. М. Герасимова Михаилом Софроновичем. В этом доме А. М. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы - с 1886 по 1903 год - и жил здесь вместе со своей семьёй после революции - с 1918 по 1925 год.
В 1925 году А. М. Герасимов переехал в Москву, но связь с родным городом не прерывал. Он приезжал сюда ежегодно, чтобы навестить родителей и сестру, а также для творческой работы. Последний раз Александр Михайлович был в своём доме в 1961 году, за два года до смерти.
В сентябре 1975 года, по решению Тамбовского облисполкома, был создан мемориальный музей А. М. Герасимова. Открытию музея предшествовала большая собирательская и ремонтно-реставрационная работа. Восстановить мастерскую помогла и его картина, написанная в 1936 году, - «Мастерская в Мичуринске». Многие картины А. М. Герасимова и его личные вещи были предоставлены музею его семьёй. Первоначально художественный фонд музея составили 54 работы А. М. Герасимова. С открытием Дома-музея, благодаря неустанным усилиям его сотрудников, фонды выросли до 300 произведений.
В трёх комнатах первого и второго этажей музея размещена экспозиция, отражающая основные события жизни и деятельности Герасимова. Пять комнат являются мемориальными. Бывшая кухня и кладовая используются ныне как служебные помещения музея. В двух комнатах первого этажа размещена документальная экспозиция. В витринах, расположенных вдоль стен, - архивные документы, биографические материалы, фотографии, рассказывающие о детстве и юности А. М. Герасимова.
На стенде можно прочитать слова А. М. Герасимова, взятые из его автобиографической книги: «Мою любовь к живописи питал аромат родных полей и степей». На одном из стендов - «Годы учёбы» - представлена фотография церковноприходской школы, куда мальчика отдали учиться в семилетнем возрасте. Спустя три года, Герасимов продолжил своё образование в Козловском уездном училище. Здесь же экспонируются две ранние работы А. М. Герасимова: «Лесная сторожка» (1913) и эскиз «Купание коней» (1920-е).
Козловский период жизни А. М. Герасимова был важным этапом в творчестве художника. Он пробует себя в монументальной живописи и скульптуре, пейзаже, портрете, тематической картине и иллюстрациях, создаёт немало жанровых картин, выразительных портретов, светлых и радостных пейзажей.
В гостиной семьи А. М. Герасимова размещена мебель конца XIX - начала XX веков, различные предметы бытового назначения.
На стене - автопортрет А. М. Герасимова, написанный в 1931 году. Художник изобразил себя в расцвете физических и творческих сил, с палитрой и кистями в руках и с трубкой.
В комнате находятся вещи, говорящие об интересах и привязанностях художника. В книжном шкафу, стоящем у входа, хранятся книги из его личной библиотеки - издания по искусству, истории, иностранные словари, тетрадь для занятий испанским языком. Там же хранятся два портрета А. М. Герасимова, выполненные карандашом, авторами которых являются художники В. А. Серов и Н. Н. Жуков, две ранние иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Стой, выпала люлька!» и «Запорожцы! Показались запорожцы!». В шкафу, стоящем рядом,― посуда, которой пользовалась семья Герасимова. В центре комнаты, на столе, ― поднос, служивший художнику при написании натюрмортов («Розы»). В углу - старинная русская гармонь-двухрядка, на которой любил играть А. М. Герасимов, радиоприёмник, подаренный К. Е. Ворошиловым: с ним художника связывала большая дружба. Во время Великой Отечественной войны, летом 1942 года, по пути на фронт К. Е. Ворошилов останавливался в Мичуринске для встречи с А. М. Герасимовым.
Здесь же выставлены три ранние работы А. М. Герасимова: «Домик на Питейной улице» (1913), «Портрет искусствоведа В. М. Лобанова» (1913), «Вечер. Окраина Козлова» (1916). Имеется зеркальный шкаф, в котором находятся личные вещи художника, переданные в дар его дочерью Галиной Александровной Герасимовой. На стене, над роялем, ― зеркало в лепной раме. На фоне этого зеркала А. М. Герасимов часто писал женские портреты и цветы.
На второй этаж ведёт крутая деревянная лестница, устланная самоткаными дорожками, как это было при жизни художника.
В комнате второго этажа, где раньше размещалась столовая, находится документальная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве А. М. Герасимова, начиная с 1925 года.
На стендах, экспонируется репродукция с портрета И. В. Мичурина 1926 года, каталоги 8-й, 9-й и 10-й выставок Ассоциации Художников революционной России, а также групповое фото художников ― участников 8-й выставки.
После персональной выставки, которая прошла в Москве в 1936 году, Александр Михайлович приезжал отдохнуть в родной город. Здесь, в Мичуринске, из сообщения по радио он узнал о награждении его орденом Ленина и присвоении звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В витрине ― присланные в Мичуринск поздравительные телеграммы от друзей художника, искусствоведа В. М. Лобанова и художника Ф. С. Богородского.
В экспозиции музея - репродукции с картин: «Портрет генерал-полковника А. И. Ерёменко» (1942), «Портрет Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина» (1945), копия с диплома I степени, вручённого А. М. Герасимову на выставке «Великая Отечественная война» за написанные им портреты генерал-майора В. И. Киселёва, генерал-полковника А. И. Ерёменко и Героя Советского Союза И. И. Фисановича (1942).
За большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства в 1943 году А. М. Герасимов первым из советских художников получил высокое звание Народного художника СССР. Много лет он являлся депутатом Моссовета и Верховного Совета РСФСР от Уваровского избирательного округа своей родной Тамбовской области.
На стенде «Общественная деятельность А. М. Герасимова» экспонируются поздравительные телеграммы, полученные художником в связи с его избранием депутатом Верховного Совета РСФСР, вырезки из газет с текстами выступлений А. М. Герасимова перед избирателями и на сессии Верховного Совета РСФСР, фотографии: «А. М. Герасимов среди избирателей ― колхозников Уваровского района», «А. М. Герасимов среди доярок колхоза «Память Ильича» Уваровского района».
В экспозиции Дома-музея богато представлены материалы, отражающие деятельность художника в борьбе за укрепление мира и дружбы между народами: фотография А. М. Герасимова и Дж. Неру у портрета премьер-министра Индии, репродукции с индийских этюдов.
Документальную экспозицию, рассказывающую о жизни и деятельности А. М. Герасимова, завершает витрина с фотографиями: «А. М. Герасимов среди тамбовских художников», «А. М. Герасимов в мастерской у скульптора Е. В. Вучетича», «На последней персональной выставке с К. Е. Ворошиловым» (выставка была посвящена 50-летию творческой деятельности А. М. Герасимова).
В витрине выставлена и книга «Тарас Бульба» - академическое издание повести Н. В. Гоголя, вышедшее в 1955 году с иллюстрациями А. М. Герасимова.
В соседней с залом гостиной - удобный мебельный гарнитур в стиле модерн. Изящный ломберный столик, мягкие удобные стулья, широкое кресло в углу - всё здесь располагает к отдыху, к задушевной беседе. Комнату украшают яркие натюрморты - «Розы» (1935) и «Полевые цветы» (1956). Натюрморт «Полевые цветы» художник написал здесь, в родном городе.
В гостиной - два портрета кисти А. М. Герасимова: портрет матери (1936) и незаконченный портрет дочери Галины (1941). Ещё при жизни А. М. Герасимова в гостиной находился его графический портрет, исполненный Г. С. Верейским (1944).
Представлена в музее и комната родителей художника. Здесь находится кровать, над ней старинный ковёр ― семейная реликвия Герасимовых. Этот ковёр был дан в приданое Евдокии Яковлевне, матери художника, её бабушкой. Центральное место в интерьере комнаты занимает выразительный портрет родителей художника «За чаем», написанный им в год окончания училища живописи, ваяния и зодчества, в 1915 году. Здесь же - фотография А. М. Герасимова с сестрой Александрой Михайловной, сделанная в последний приезд художника в Мичуринск, за два года до его смерти.
Александра Михайловича не стало 23 июля 1963 года. Художник похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен бронзовый бюст работы известного скульптора Е. В. Вучетича. Фотография надгробия завершает экспозицию Дома-музея.
Во дворе восстановлен фруктовый сад, посажено большое количество любимых цветов Александра Михайловича ― роз и пионов. Слева, в нескольких метрах от дома, находится каменный сарай с погребом. Возле него высится старый тополь, посаженный художником.
От дома к мастерской, расположенной в глубине двора, ведёт вымощенная булыжным камнем дорожка. Рядом с приземистым зданием мастерской восстановлена терраса, построенная в 1934 году. Во время частых приездов А. М. Герасимова в Мичуринск, особенно в летнее время, терраса была для него рабочим уголком.
Сохранилась мастерская художника. С 1918 по 1925 год А. М. Герасимов обычно работал в нижнем этаже дома. Зимой переносил мольберт на второй этаж, где было светло. Лишь в 1930-х годах под мастерскую был приспособлен амбар из старинного тёмного кирпича. Это одна из редких в Козлове построек, уцелевших от большого пожара 1865 года, охватившего весь город. В помещении первоначально не хватало света. Источником его служили два узких окна с решёткой по фасаду. Пол был выложен известняковыми плитами, мебель почти отсутствовала. Мастерская делилась на две половины ― светлую и тёмную. В 1934 году А. М. Герасимов прорубил в торцовой части амбара большое окно.
Художник работал в этой мастерской только в летнее время. На некотором расстоянии от окна стоит стол, на нём - палитра, кисти, флаконы с клеевыми лаками, тюбики с красками ― материалы, которыми пользовался А. М. Герасимов. Справа от стола расположен мольберт с одной из последних работ А. М. Герасимова ― «Портрет К. Е. Ворошилова», написанный художником незадолго до смерти.
В мастерской находятся также подставка для натурщика и переносной табурет. В углу, на деревянной скамейке, покрытой домотканой дорожкой, стоит гипсовая голова Лаокоона. На стене висит кавалерийское седло, подаренное А. М. Герасимову К. Е. Ворошиловым. Большой и давний друг художника, он знал, что Герасимов любит лошадей и прекрасно разбирается в них.
В мастерской царит та же атмосфера, что и при жизни художника. Здесь много подрамников, рам, недописанных холстов. Кажется, что мастер ненадолго вышел и вскоре снова примется за работу.
12 августа 1981 года, когда исполнилось 100 лет со дня рождения А. М. Герасимова, на площади перед Домом-музеем был установлен бронзовый бюст художника работы действительного члена Академии художеств СССР, Народного художника СССР Е. В. Вучетича.
Был открыт новый выставочный зал площадью 800 квадратных метров, где размещена экспозиция произведений А. М. Герасимова, составляющая основу художественной коллекции музея. Здесь около двухсот произведений различных жанров - портреты, пейзажи, натюрморты, в том числе и написанные в Козлове: «Дворик в Козлове» (1910), «Тройка» (1912), «Март» (1913), «Мастерская в Мичуринске» (1936), и многие другие полотна.
На первом этаже выставочного зала периодически устраиваются художественные выставки, проходят встречи с творческой интеллигенцией.
С 1988 года Дом-музей А.М. Герасимова приобрёл статус Музея-усадьбы, является филиалом Тамбовской областной картинной галереи.