Эта чудная "Тропинка"










Эта чудная "Тропинка"

Документальный фильм Нижне-Волжской киностудии 2002 г.

Такое любование природой, опоэтизирование городских пейзажей, казалось бы, может быть присуще только жителям самого Тамбова, с их неистовым обожанием своей Набережной, зеленых тихих улочек, старинных особняков, патриархального уклада быта. Но документальный фильм "Эта чудная "Тропинка" делали настоящие лирики. И неважно, что они из Саратова, с Нижне-Волжской студии кинохроники. Истинные поэты остаются всегда и везде поэтами. Очарование тамбовских пейзажей не могло не захватить их сердца.

Съемочная группа из семи человек приехала в наш город, чтобы снять фильм о литературно-творческом объединении "Тропинка" при областной детской библиотеке и о поэтессе Валентине Тихоновне Дорожкиной, возглавляющей его. Побывав на занятиях объединения, взглянув в чистые, умные и одухотворенные глаза юных поэтов, кинематографисты, вероятно, уже совсем по-иному смотрели на город, открывая для себя его чарующие уголки. Недаром у оператора В.Антонова после знакомства и общения с ребятами из "Тропинки" уже в коридоре библиотеки навернулись слезы, и он признавался режиссеру группы А.Ибрагимовой, что ничего подобного даже не ожидал здесь увидеть. А ведь 60-летнего знаменитого саратовского оператора не так-то легко чем-либо удивить. Но, наверное, А.Ибрагимова сразу же была уверена, что только поэтическая душа В.Антонова смогла прочувственно рассказать о начинающих тамбовских поэтах. Поэтому-то она так неистово уговаривала оператора войти в их съёмочную группу (В.Антонов не является сотрудником Нижне-Волжской киностудии, а трудится на саратовском телевидении) и поехать в Тамбов. К тому же предстоящая поездка для Антонова, пережившего недавно тяжелейшую автокатастрофу, сначала казалась неосуществимой в психологическом плане. Тем не менее, как художник он, вероятно, интуитивно почувствовал, что его ждет необычная съемка. Поэтому, дав согласие, Антонов вместе с остальными членами съёмочной группы сел в автобус и прибыл в город. Как оказалось, на 16 дней. А это довольно-таки длительный съемочный период для документального фильма. Но группа, будто околдованная, работала и работала над картиной, сняв километры пленки.

Уже прибыв в Саратов, кинематографисты ужаснулись: как они разберутся в огромном ворохе материала? Режиссер А.Ибрагимова и сценарист Д.Попова засели за монтажный стол. Знание своего дела, виртуозное мастерство каждого члена съемочной группы стали слагаемыми в получении необходимого эффекта. Ведь кинематографистам хотелось, как можно полнее донести чувство поэтического вдохновения, которым полны души детей, занимающихся в "Тропинке", и их наставницы, которая не покидала и их самих все 16 съемочных дней. Авторы фильма даже придумали и обыграли двойное название картины. Сначала в титрах появляется название "Эта чудная "Тропинка". Чудная тропинка привела кинематографистов в сказочно поэтический мир туманной Набережной, где в пушистые предрассветные дымчатые шали зябко кутаются деревья, где по водной глади скользит косяк уток, а на противоположном берегу реки бродят задумчивые волоокие коровы. С разгаром дня пустынные городские пейзажи заполняются гуляющими или спешащими по делам жителями, влюбленными парочками на скамейках. Вот размышляющая о чем-то на берегу Цны поэтесса В.Дорожкина, вот вдохновенно играющий на виолончели юный поэт Рома Багрецов, а вот все вместе - ребята и их наставница - прислушиваются к разговору деревьев в березовой роще. Камера оператора находит столь необычные ракурсы, что зритель вместе с героями вдруг оказывается то в шатре из берёз, то с деревянного мостика наблюдает за уходящими в бесконечность волнами.

Одним только кадром, но очень удачным, съёмочной группе удалось показать, что провинциальный Тамбов - вполне современный город: молодые парни с факелами кружат на мотоциклах около филармонии, а затем лихо уносятся вдоль по улице. Но вся эта лирическая канва, заполненная к тому же органически вплетаемым музыкальным рядом (звукооператор Т. Буракова), не заслоняет главного - поэтов из "Тропинки". Мы видим их на занятиях с Валентиной Тихоновной, где они учатся тонко чувствовать рифму, обсуждают стихи друг друга, читают свои новые творения, вслушиваясь в пастернаковские строчки, уясняют для себя, "что цель творчества - самоотдача", размышляют, что такое вдохновение , и приходят к выводу : всех поэтов роднит ожидание чуда. Глядя на очень искренние , а вовсе не "постановочные" кадры, убеждаешься, что молодое поколение вовсе и не потерянное, как сейчас твердят на каждом углу. Конечно, засилие на кино- и телеэкранах хроники о малолетних преступниках, проститутках, беспризорниках кого угодно повергнет в уныние. И как жаль, что такому чистому и лирическому фильму о детях с возвышенными душами, которые тоже живут среди нас, трудно пробиться на экраны. Никто не говорит, что о проблемах надо молчать. Но пора бы уже и отойти только от смакования пороков. Фильм кинематографистов из Нижне-Волжской студии - о чуде существования в нынешнем жестоком мире поэтических сердец.

Завершается 20-минутная картина появлением названия "Эта чудная "Тропинка". Так тропинка поиска интересного сюжета привела саратовских художников в тамбовскую "Тропинку". И результатом их работы стала восхитительная документальная лента, которую по достоинству оценивает каждый, кто ее видит. Зрители - слезами благодарности. Жюри саратовского конкурса профессионального операторского мастерства в 2001 году - первой премией за великолепную операторскую работу В.Антонова в номинации "Лучший лирический фильм". Именно эта кинолента Нижне-Волжской студии заставила Клима Лаврентьева, заместителя председателя Союза кинематографистов РФ, изменить свое мнение и воскликнуть: "Да! Если бы все студии так работали!" А ведь ехал-то он в Саратов, чтобы рассмотреть пожелание некой частной городской киностудии, поставившей цель приватизировать Нижне-Волжскую студию кинохроники, якобы совершенно не справляющуюся с объемом работ и выпускающую картины низкого качества, даже несмотря на то, что она является учреждением, подведомственным Министерству культуры РФ и финансируемым из федерального бюджета.

Представленные же во время брифинга в начале 2002 года четыре ленты саратовских кинохудожников, и прежде всего фильм "Эта чудная "Тропинка", поразили К.Лаврентьева. "Тропинка" потрясла настолько, что он долго не переставал удивляться и восхищаться детскими глазами, полными мыслей, и тому , как при детской бюджетной организации 16 лет(!) существует такое объединение. И это в провинции, где тяготы, переживаемые страной, особенно ощутимы. Но кинохроника тем и хороша, что она - документ, неоспоримый факт. А факт говорит, что за 16 лет В.Дорожкина при поддержке Л.Овсянниковой, директора областной детской библиотеки, воспитала целую плеяду поэтов. Конечно, далеко не каждый стал профессионалом. Но все до единого воспитанника - творческие личности. И те, кто, повзрослев ушел из "Тропинки", оставив своей наставнице рукописные книжки стихов на память, и те, кто сегодня размышляет вместе с поэтессой о вдохновении, предназначении человека, грехе, философской наполненности поэтических строчек. "Тропинка" по-прежнему продолжает помогать ребятам уверенно входить в большой мир Поэзии.

"Новости", 2002г., 27 февраля