Дипломы и награды










[ НАЗАД ↑]

В.Дорожкина

Работа с одарёнными детьми в условиях библиотеки
( из методического пособия "Учиться искусству слова")

Незаменимым помощником в развитии творческого дара ребёнка является книга. В условиях библиотеки в такой работе можно достичь гораздо бoльших успехов. Многие из современных тамбовских писателей помнят занятия в литературных группах, работавших при областной молодежной газете "Комсомольское знамя" и при многотиражной газете Тамбовского педагогического института "Народный учитель". Какие это были занятия! Они часто выливались в дискуссии, часы поэзии, споры о литературных течениях и известных именах. Профессиональные писатели вели литературные студии при Дворце пионеров, в домах культуры. Сейчас, к сожалению, ничего этого нет. Хорошо, что в районах области начинают возрождаться кружки художественной самодеятельности, где нет-нет, да и мелькнёт поэтическая звёздочка. А сколько мы их пропустили? Скольким могли бы оказать помощь в развитии того или иного дара?

А.П.Чехов говорил, что литератор должен общаться с литератором. Вполне понятно, что это не исключает его общение с творческими личностями других сфер. Понятно также и то, что без книги такое общение не даст необходимого результата. Приведу несколько примеров.

Во время занятий литературно-творческого объединения "Тропинка" по той или иной теме мы пользуемся книгами из фонда библиотеки и из личного фонда. Если, например, знакомимся, с литературными течениями, то перед детьми лежат сборники стихов символистов, акмеистов, имажинистов и т.д. Подкрепляя теоретическое определение символизма, к примеру, кто-то берет книгу Валерия Брюсова, кто-то - Александра Блока, кто-то - Константина Бальмонта. Читает одно-два четверостишия, находя признаки символизма, а заодно - закрепляя знания по ранее пройденным темам (рифма, ритм), определяет, каким стихотворным размером написаны стихи, какая использована рифма.

И, странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

(А.Блок. "Незнакомка").

Блоковская незнакомка - символ чистоты, очарованья, всего того, что отсутствует в той жизни и в тот момент, о которых пишет автор. Стихотворение написано ямбом, использована точная рифма с чередованием мужских и женских окончаний, с перекрестным расположением рифмующихся строк.

Так дети приучаются замечать особенности поэтического текста, делать его анализ.

Говорят, что теория без практики мертва. Это так. Но ведь и практика без теории - не жилец. Знать основы стихосложения, жанры художественной прозы и поэзии необходимо, если заниматься творчеством по-настоящему. Поэтому и надо стремиться к тому, чтобы дети чувствовали себя в творческой лаборатории, осознавали ответственность за всё, что создано их умами и сердцами, имели прочный фундамент для дальнейшего развития своего дара.

Без книги невозможно представить хотя бы одно занятие, даже на начальном этапе. Изучаем ритм и рифму. Узнаем, что это такое. Читаем и разбираем собственные творения. А потом неожиданно возникает вопрос: а какую рифму, какой стихотворный размер чаще использовали классики? А современные поэты? Перед учащимися - томики стихов Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Рубцова, Румянцевой, Милосердова, Кучина и т.д. Ребята, прочитав на выбор несколько стихотворений, приходят к выводу, что Пушкин и Лермонтов чаще всего использовали двухсложную стопу (ямб, хорей), Некрасов - трехсложную (дактиль, амфибрахий, анапест). И что у всех - удивительная стройность в ритме, поэтому стихи легко ложатся на музыку.

Имея под рукой книгу с блестящими примерами на любую тему, можно сделать маленькое открытие. Ребята обнаружили, что пушкинский роман "Евгений Онегин" и лермонтовское стихотворение "На смерть поэта"" написаны одним и тем же размером - ямбом. А ведь с точки зрения мелодики читается по-разному. И еще: дети находят в стихах разных поэтов похожие образы, и в то же время не могут не заметить, как индивидуально звучит у каждого одна и та же тема.

Постоянное общение с книгой, всматривание в нее делает работу с одарёнными детьми в условиях библиотеки более эффективной ещё и в том смысле, что сама атмосфера обилия книг настраивает на творчество, поиск, на вдохновение. Это ведь сами дети нашли массу высказываний великих людей о творчестве, о работе над литературным произведением. Начинающих авторов не так-то легко приучить к отшлифовке своих творений. На первых порах подавляющее большинство не умело (да и не хотело) работать над строкой, чтобы сделать её именно поэтической. Постоянные примеры из творческой жизни писателей, выставки их творений с многочисленными вариантами одного и того же произведения сделали своё дело. Мы с самого начала взяли за правило: прочитав стихотворение, заглядывать в комментарии к нему. Особенно сильное впечатление производят на учащихся демонстрации автографов поэтов и прозаиков. Я намеренно подбираю такие издания (лучше всего - "Избранное"), где есть страницы, воспроизводившие черновую работу автора. Наглядность - великое дело! Сколько перечёркнутых страниц видели дети в рукописях Пушкина, Баратынского, поэтов серебряного века! А современные авторы, которых мы часто приглашаем на занятия, сами рассказывают о том, как они работают, порой по десять раз перечёркивая строки в поисках самой сильной. И тут как раз уместно привести высказывание А.Н.Толстого, найденное Екатериной Берновской: "Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя. Это вздор, - не черкают и не марают только графоманы. Человека должно мучить, если он на странице не найдёт ни одного места, чтобы зачеркнуть или переправить. Никто так не марал рукописей, как Пушкин или Лев Толстой…"

Если молодые авторы последуют совету крупного писателя, мастера слова, они несомненно добьются успеха.

Наличие в областной детской библиотеке, где занимается "Тропинка", музыкального отдела даёт возможность слушать записи голосов поэтов, сравнивать авторское чтение и актёрское, записывать учащихся, когда они сами читают стихи (свои и других авторов), а потом, при прослушивании, находить "огрехи", в том числе и с точки зрения выразительности чтения и культуры речи, что способствует повышению общего культурного уровня творческой личности.

Одарённых детей гораздо больше, чем мы знаем. Сколько их в районах области! Общение с учителями, работниками библиотек, родителями, с самими детьми навело на мысль о создании областной творческой лаборатории для одарённых детей. И вот она создана - с центром в Тамбовской областной детской библиотеке и с филиалами в городских и сельских библиотеках и клубах. Уже действуют пять филиалов: в Сампурском, Первомайском, Рассказовском, Мордовском, Мичуринском районах. Работа творческой лаборатории и ее филиалов призвана способствовать:

  1. Выявлению одарённых детей.
  2. Развитию их творческого потенциала и его реализации. Для этого необходима организация систематических теоретических и практических занятий.
  3. Расширению кругозора и приобщению к книге не просто как к источнику знаний, а как к "возбудителю" желания научного и творческого поиска.

А в комплексе это и означает развитие творческой личности.

[ НАЗАД ↑]