Народы тамбовщины
Евреи

Неспособный выдержать плохое,
не доживёт, чтобы увидеть хорошее.

Еврейская пословица.

Евреи (самоназвание на иврите – йегудим, на идише – йид, айид) – древнейший народ семитского происхождения, представители которого проживают в Еврейской автономной области и других регионах Российской Федерации (в основном в крупных городах). Самые большие еврейские общины находятся в Москве и Санкт-Петербурге. На Тамбовской земле подобное сообщество существует уже более 150 лет.

Обычно евреев разделяют на две группы: ашкеназим (от Ашкеназ – Германия) и сфарадим (от Сефарад – Испания). Ашкеназим традиционно составляют подавляющее большинство еврейского этноса.

История: Этноним «евреи», употребляемый в русском и некоторых других языках, восходит к слову иври, что, скорее всего, означает «перешедший (реку)»: так обозначались семитские кочевые племена, пересекавшие реку Евфрат для завоевания новых земель. Древнееврейский этнос формировался в течение II тыс. до н. э. в Палестине в результате интеграции кочевников-скотоводов, пришедших из-за Евфрата, и земледельческого населения оазисов Ханаана – плодородной полосы земли на восточном побережье Средиземного моря. Как самостоятельный народ евреи сложились в результате исхода из Египта (куда переселились из-за голода в Ханаане и где были порабощены фараонами) и завоевания Палестины в сер. II тыс. до н. э.

Религия: Большинство верующих евреев исповедуют иудаизм – первую из монотеистических религий (основанных на представлении о едином боге). Согласно традиционному взгляду, переход еврея в другую религию равносилен переходу в другой народ.

Статистика: Всего в мире насчитывается около 14 млн. евреев (по оценке 2013 г.). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране зарегистрировано свыше 156 тыс. представителей данной национальности.

На Тамбовщине проживают 283 еврея – это восемнадцатое место по численности населения после русского народа.

Язык: Разговорный язык российских евреев – русский. В последние годы среди членов еврейских общин заметно вырос интерес к национальным языкам – ивриту (относится к ханаанейской подгруппе семитских языков) и идишу (относится к германским языкам).

Национальный характер: Еврейскому этносу присущи такие качества, как старательность, настойчивость, упорное стремление к поставленным целям во всех видах деятельности, внутренняя дисциплина, энергичность, умение быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Представители этого народа обладают гибкостью мышления, проницательностью, способностью импровизировать, стремлением видеть во всём перспективу.

Евреев отличает обострённая чувствительность, склонность находить обиду там, где её нет; показное стремление жаловаться на своё положение.

Важным фактором формирования психологии этого народа стало влияние Талмуда (многотомный кодекс религиозно-юридических правил). Разнообразие его содержания открыло перед евреями новые перспективы мышления, расширило их интеллектуальный горизонт, позволило им отбрасывать устаревшие взгляды и вырабатывать новые. Изучение Талмуда сделало их не только хорошими законниками, но и отличными врачами, математиками, философами, поэтами и бизнесменами.

Кулинарные традиции: Еврейская кухня делится на восточную (широкое использование специй, оливкового масла, бобов, баранины) и западную (говядина, курятина, овощи, приправленные сахаром и луком). Характер пищи определяется рядом религиозных табу (кашрут, кошерная еда). Существует запрет на свинину, не покрытую чешуёй рыбу, смешение мясного с молочным и др.

Основу питания составляют мучные изделия, каши, разнообразное печенье (леках, земелах). Популярны рыбные блюда, в частности, фаршированная рыба (фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форшмаки.

Ритуальная пища – субботние плетёные булки, посыпанные маком или кунжутом (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и т. д.

Народный костюм: Универсальные черты еврейского национального костюма – шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, арбаканфес), круглая шапочка (кипа), длинные халаты и плащи. Ашкеназский мужской костюм включает в себя туникообразную рубаху, чёрные штаны, заправленные в сапоги или в носки, длиннополый кафтан (лапсердак) и шляпу.

Быт и традиции: Сегодня еврейские общины в России ведут большую работу по возрождению культуры и религии своего народа: их члены изучают идиш и иврит, основы иудаизма, формируют национальные библиотеки, театральные и вокальные группы, ратуют за возвращение культовых зданий и т. п.

Важную роль в жизни современных российских евреев играют религиозные праздники и обряды. К примеру, представители этого этноса ежегодно отмечают Пурим в честь чудесного спасения еврейского народа от гибели. Главная часть действа – публичное чтение книги Эсфири (по свитку) во время утренней и вечерней молитвы в синагоге. Во время праздника принято приносить друг другу выпечку и сладости, пить вино и давать деньги нуждающимся. Под влиянием итальянского карнавала появился обычай рядиться на Пурим, причём мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в повседневной жизни категорически запрещено.

Не менее популярна церемония вступления подростка в совершеннолетие – бар-мицва или бат-мицва («сын заповеди», «дочь заповеди»). Согласно законам иудаизма, когда мальчик достигает 13 лет, а девочка – 12, они становится ответственными за свои поступки, за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма, и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины. Перед церемонией мальчик обязательно изучает часть Торы (5 первых книг Библии). Торжественная церемония происходит в синагоге, а в семье устраивается праздничная трапеза. Женщины не участвуют в общественной молитве вместе с мужчинами (обряд для девочек происходит неофициально).

Что читать о евреях:

  • Евреи [Текст] // Народы мира : энцикл. – М., 2007. – С. 175-178.

  • Чекулаева, Е. О. Иудаистские праздники [Текст] / Е. О. Чекулаева // 100 великих праздников. – М., 2007. – С. 111-136.

  • Крысько, В. Г. Представители еврейской национальности [Текст] / В. Г. Крысько // Этническая психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М., 2004. – С. 160-162.

  • Евреи в России [Текст] : [спец. вып.] // Родина. – 2002. – № 4-5.

  • Евреи в России [Текст] // Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: физическая и экономическая география / гл. ред. М. Аксёнова. – М., 2000. – С. 270-271.