«Поэзия веры и нежности»

«Поэзия веры и нежности» к 90-летию Майи Румянцевой

Литературоведческие материалы, и сценарии

Сценарии


«М. Румянцева. Пейзаж лирической души»: вечер впечатлений.

«Пространство поэтического мира М. Румянцевой»: презентация книжной выставки

«Я нынче протестую от России»: гражданственно-патриотическая тема в творчестве М.А. Румянцевой. Литературный диалог.

«М. Румянцева. Пейзаж лирической души»: вечер впечатлений

Оформление зала: книжная выставка «М. Румянцева. Пейзаж лирической души»; портрет, фотографии поэта; репродукции художников – маринистов – И. Айвазовского, А. Рылова, А Мещерского и др.;

Действующие лица:    ведущий
                               чтецы

В качестве музыкального оформления могут быть использованы русские народные лирические песни; советские лирические песни, например, «Гляжу в озёра синие» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шеферана), «Уголок России» (муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелёвой) и др.

Ведущий: наш вечер, посвящённый Майе Александровне Румянцевой, открывает одно из её стихотворений «Ау – ау»

Чтец:             Ау – ау! - Я не зову.

                      Я просто так по перелеску

                      Кричу такое деревенское,

                      Такое тёплое: - Ау...-

                      И я одна.

                      Да где ж одна?

                      Весь мир аукается рядом.

Кукушка надо мной видна,

Сто лет пророчит мне в награду.

За что?

За что? Скажи мне, серая?

Что для земли я этой

                      сделала?

Как заплатить за всё, что вижу,

                     За  всё, что слышу,

                                                   что вбираю.

                      Чем заплатить, скажи, должна я

                      За это поле караваев,

За этот лён простоволосый,

                      За даль,

                                за свет,

                                         за трепет вёсен

                      И за загадку вдохновенья,

                      За это вечное горенье

                      В любви,

                                восторженности,

                                                   в мыслях.

                      За всё – и дальнее, и близкое...

                      А у меня – лишь две руки

                      И сердце – в песнях до отказа.

                      И день за днём – вперегонки,

                      И жизнь проходит как-то сразу.

                      Всё, что имею, в дар прими,

                      Но знаю, что и жизни – мало.

                      Кукушка,

                      Щедрая, как мир,

                      Мне века три

                                         накуковала...

Ведущий: Майя Румянцева... Только произнесёшь это имя, и сразу перед глазами – русское поле, которое пашет красавец Пашка. Это - разноцветье природы, это – море с кричащими над водой чайками. И среди всего этого – она, нежная, легко ранимая, но терпеливая и выносливая, всю жизнь ожидавшая счастья, - Майя Румянцева, которой, по её признанию, больше везло на разлуки, нежели на встречи. Её любимым поэтом была Марина Цветаева, в чьих стихах так часто слышен «крик разлук и встреч»...

Чтец:                               Чайка

                      Я приходила к морю,

                                                   я видала,

                      Как крылья чаек

                                         беспокойны и тревожны,

                      Когда над морем – ожиданье

                                                             шквала.

                      Как прикрывают они море настороженно

                      И как они чернеют

                                                   в час моряны

                      И, перья распластав,

                                                   кричат от горя.

                      И как они,

                      Над тихим морем,

                                                   пьяны,

                      Зовут, зовут

                      С собою в небо

                                         море...

                      Оно им – счастье,

                                                   перемешанное с болью,

                      Их высота и чистота – лишь морю.

                      И я – твоя нечаянная

                                                   чайка.

                      Во мне – твои просторы,

                                                             волны,

                                                                       бури.

                      Во мне – твоё глубокое и тайное,

                      Всё светлое твоё,

                                                   и хмурое...

                      Как к морю,

                      Я приду к тебе

                                         босая.

                      Прильну доверчиво

                                                   к глубинам вод.

                      ...Скажи,

                      А чайки тоже

                                         умирают,

                      Когда их море

                      Предаёт?

Ведущий:  Майя Румянцева... Она была настоящей женщиной. Мягкой, уютной, приветливой, доброй, нежной. Ей хотелось всегда быть молодой, привлекательной. Майя Александровна умела дружить; не любила, когда её называли по отчеству. Поэтому знакомые, друзья обращались к ней: Майя, Маечка.

 С ней было легко, потому что она не показывала своих душевных переживаний. Они выливались только на бумагу. М. Румянцева была отзывчивым, щедрым человеком, всегда готовым прийти на помощь. Могла помочь своим знакомым материально, считала, что помогать человеку надо не тогда, когда он об этом просит, а когда видишь, что ему действительно трудно.

 У каждого поэта есть стихи, которые ему очень дороги. У М. Румянцевой тоже были такие произведения. Это – и стихотворение «Красота», и «Баллада о седых». Но одно стихотворение было совершенно особенным. Она читала его на каждом вечере или встрече. И если оно вдруг не прозвучало, то из зала требовали: «Дай явь, как сон...»!

Чтец:                      Дай явь, как сон.

                      Ворвись ко мне,

                      За все разлуки дай награду.

                      Как на ворованном коне

                      Явись с глазами конокрада.

                      Мой дед рассказывал, как он

                      На тройке похищал невесту.

                      И только стон,

                      И только звон,

                      И рысакам в упряжке – тесно.

                      Ведь увозили же тогда,

                      И в спину пусть летят проклятья.

                      И пусть на день,

                                         не навсегда,

                      Но увези меня

                                         для счастья.

                      Я перепутаю часы,

                      Я перепутаю все даты,

                      Я буду путать явь и сны

                      И все восходы и закаты.

                      Дрожит земля, дрожат леса,

                      И всё меняется на свете.

                      Дай удаль мне

                      И дай глаза

                      И ночь одну

                                         из тех столетий...

                      Когда крадут своих любимых,

                      В тулупы рыжие их прячут,

                      Когда любовь – пролётка синяя,

                      Перед которой гривы скачут.

                      Нам не хватает той старинной,

                      В метель украденной любви.

                      Живём размеренно и чинно,

                      До встреч

                                вычёркивая дни.

                      И ты меня не увезёшь,

                      И я, пожалуй, не уеду....

                      А тройка... Тройка – это ложь.

                      И я давно

                                         не верю

                      Деду.

Ведущий:  М. Румянцевой написано много стихов о любви, радостной и горькой; о нелёгком, выстраданном счастье, без которого не может жить человек.

                      До тебя ничего не помню,

                      Может, прошлого вовсе и не было,

                      Мы с тобою – как лодка с морем,

                      Мы с тобою – как птицы с небом.

                      Разлучи – и конец движению

                      Крыльев с облаком,

                      Вёсел с волнами.

                      Мы с тобою – одно волненье.

                      Счастья с горем

                                         с двумя сердцами...

  Стихи М. Румянцевой «В море», «Чайка», «Натка-хохотушка» и др. впервые публиковались в 60 – е годы XX века. Они сделали автора узнаваемым. Девчонки той поры (и позже) переписывали их в тетрадки. Ведь их автор так открыто, точно выразил то, через что прошли все, кто хоть раз любил по-настоящему.

Чтец:            Ни к словам,

                      Ни к рукам,

                      Ни к глазам моим

                      Не привыкай...

                                         Не привыкай...

                      Принимай меня,

                                         как открытие.

                      Принимай меня,

                                         как отплытие

                      В незнакомый,

                                непонятный

                                         край.

                      От врагов твоих,

                      От усталости

                      Я тебя увезу

                                         тайком.

                      Две руки мои –

                                две бескрайности –

                      Будут птицами

                                перед дождём.

                      Никогда не привыкни

                                к полёту их,

                      Как к движенью

                                на гибкой волне.

                      Как к нечаянным

                      водоворотам,

                      Никогда

                          не привыкни

                              ко мне...

                      Я – и радуга,

                      Я – и ненастье.

                      Неоткрытая,

                                         как глубина.

                      ...Я с тобою была

                                                   очень часто.

                      Я с тобой

                                никогда

                      Не была.

 «А сколько нюансов и оттенков в её рассказе о счастье любить и быть любимой. Грусть, сожаление сменяются властью почти не женской внутренней силы, исступлённо-бескорыстная нежность – отчаянием, импульсивность – рассудочностью» (Л. Полякова).

Чтец:           Когда разлюбишь –

                                                   промолчи.

                      Пойму, прощу,

                                         уйду сама.

                      Я стану в долгой той ночи

                      Глухой и жуткой,

                                                   как тюрьма.

                      И по земле пойду я

                                                   гостьей,

                      Не задержусь в чужих домах.

                      Я высмею

                                         все в мире тосты

                      О чьих-то преданных губах.

                      Средь многолюдия и шума

                      Пойду за кем-то наугад.

                      Я буду смутной,

                                         как безумье,

                      Я буду –

                                         случай и азарт.

                      И одиночество

                                         на музыку

                      Переложу с лихой тоски.

                      И отрекусь

                                         от горя грузного,

                      И призову озноб стихий.

                      Уйду

                                в беду или в моря...

                      Нелепо всё и просто.

                      Я – государство.

                                                   От меня

                      Мой государь

                                         отрёкся...

Ведущий: «Независимая, свободолюбивая героиня М. Румянцевой умеет любить и быть любимой, с достоинством отвечает на измену, мужественно отвергает ложь. Бескорыстная в любви, она чувствует своё сходство с природной стихией, жаждет круженья, восторга, цельности» (Л. Полякова).

Многие стихи Майи Александровны – из разлуки, любви неразделённой. Но в этих стихах её героиня – женщина возвышенная, окрылённая великим чувством.

М. Румянцева славила любовь, она всегда была влюблена в жизнь. В своём творчестве она создала много запоминающихся образов. И один из них – образ моря, привлекавший её огромным непостижимым пространством, красотой, глубиной...

Чтец:                      В море

                      Лодку качает,

                                         чаек качает,

                      Песню качает,

                                         волна к волне.

                      Море – восторженность?

                      Море – случайность?

                      Нет, оно – вечность

                                                   и вечно во мне.

                      В каждой артерии

                                                   я его чувствую,

                      Мне под ресницами

                                                   бури не скрыть!

                      Царствуй,

                      Великое это искусство –

                      Рваться куда-то,

                                         казниться

                                                   и плыть...

Ведущий: Все, кто встречался с Майей Александровной, общался с ней, не забудут этого. Она была прекрасным собеседником. Умела замечательно говорить сама и слушать других. И это тоже дар.

Чтец:            Ни потерь, ни находок своих

                                                             не считала.

                      Было много при жизни тебе

                                                             обещаний.

                      Было мало друзей, а знакомых –

                                                             немало.

                      Было мало любви, и в избытке –

                                                             прощаний.

                      Сколько раз мы сидели с тобой –

                                                             визави.

                      Говорили с тобой про весну и                                      

                                                 и про счастье.

                      Я тебя называла певицей

                                                             любви.

                      Я тебя называла певицей

                                                             прощаний.

                      Ты прощалась легко

                                                             и как будто спокойно,

                      Словно ты о прощаньи заранее

                                                                       знала.

                      А потом по ночам ты кричала

                                                             от боли.

                      Боль свою ты не людям –

                                                   стихам доверяла.

                      Воспевала природу и верила

                                                             в чудо,

                      Что спасенье твоё где-то

                                                   рядышком ходит.

                      Но потом поняла,

                                         что спасенья не будет.

                      И ушла. И навек растворилась

                                                             в природе.

                      Я окликну, но эхо в ответ:

                                                             «Не зови!

                      Ей не надо теперь про весну и

                                                   про счастье...»

                      Не услышу я голос певицы

                                                   любви.

                      Не услышу я голос певицы

                                                             прощаний.

                                                                      

                                         Валентина Дорожкина

Ведущий: Поэт Евстахий Начас вспоминает, что во время одной из творческих поездок в Петровский район, село Успеновку, никто из прибывших гостей не обратил внимание на женщину в траурном платке. Кроме Майи Румянцевой. Образ вдовы в последствии вошёл в стихотворение «Успеновка». И это было настоящим наглядным уроком, как должен работать, чувствовать настоящий поэт.

В лирике М. Румянцевой читателей привлекает её подход к теме, свободная форма стиха, не скованная традиционными для того времени канонами, её молодой и своеобразный голос. В стихах она всегда умела сохранять мягкость, была по-женски ранимой и открытой. Не потому ли в её творчестве не услышишь фальшивых нот?

И в поэзии, и в жизни Майя Александровна умела быть красивой. Искусно повязанный шарфик, весенняя, лёгкая улыбка. И стихи, где в каждой строчке ощущалась душа, такая же солнечная, как и её улыбка. Красота, прежде всего, духовная, была главной в её системе ценностей. И если бы М

Румянцева не написала ничего, кроме стихотворения «Красота», она всё равно вошла бы в антологию современной лирики как замечательный поэт.

Чтец:                               Красота

                      Кто-то кричал:

                                         -Нынче Пашка пашет!.. –

                      И мы бежали к дымящейся пашне

                      И, встав потом у зелёной обочины,

                      С ребячьим восторгом глядели оттуда.

                      А он у края пропасти точно

                      Трактор свой

                                         разворачивал круто.

                      Казалось, машину потянет к обрыву,

                      И бабы глаза закрывали пугливо.

                      И после кричали:

                                         - Эх, бесшабашный!.. –

                      Лукаво им подмигивал Пашка

                      И улыбался вовсю белозубо,

                      И голос его летел за версту:

                      -Полюби меня, Маруся!

                      Полюби за красоту!..

                                * * *

                     

                      Небо – чёрное...

                                         Небо – грозное...

                      Фронтовые дальние выстрелы.

                      В эшелоне под стук колёсный

                      Уезжать далеко трактористу

                      И вернуться зимой домой...

                      Вместо ног –

                                         два обрубка-квадрата,

                      И лицо всё ожогами смято.

                      Где ж девалась

                                         твоя высота?..

                      Где ж девалась

                                         твоя красота?..

                      И когда он пил до угару,

                      То кричал:

                                         - Для чего мне жить?! –

                      И за гриф, как за глотку,

                                                             - гитару,

                      Словно хочет её задушить.

                      И по ветру бросал её кручено,

                      Телогрейку рванув с плеча,

                      И катался по снегу жгучему,

                      И, в сугробы уткнувшись, кричал...

                      ...Тяжесть века и горе века –

                      На земле плачет полчеловека.

                      И не струны,

                                         а стоны рвутся

                      И слова с тоской в пустоту:

                      -Полюби... меня... Маруся...

                      Полюби...  за красоту...

                                         * * *

                      Нет, его не оплакивали,

                      А всем селом поднимали.

                      Протезы жёлты,

                                         как факелы,

                      Яростно полыхали.

                      И от него не водкой,

                      А новою кожей пахло.

                      И шёл он тяжёлой походкой,

                      Волнуясь,

                                         полем непаханым.

                      И всё начинал он заново –

                      И это вращенье колёс,

                      И медленное, и плавное

                      Открытие

                                         первых борозд.

                      И под ногами тяжёлыми

                      Рычал

                                побеждённый мотор.

                      Впервые

                                         с глазами серьёзными

                      Пашка ушёл в простор.

                      И пашня с дымком и грачами

                      Легла у него за плечами,

                      И сотни глаз нараспашку

                      Глядели

                                         на нового Пашку.

                      И сам в себе открывал он

                      И силу, и широту...

                      ... Полюби его, Маруся.

                      Полюби. За красоту!

Ведущий: Настоящая поэзия – это всегда исповедь. Таковы стихи Майи Румянцевой. Она доверяла своему читателю, была уверена: поймёт. «Люди добрые, люди хорошие...» - это не просто слова, это признание в любви. Для неё каждая судьба была близкой. Оттого и стихи воспринимаются как откровение.

Примерные вопросы для диалога:

  • Любимым поэтом М. Румянцевой была Марина Цветаева. Какая из тем является общей в творчестве обоих поэтов?
  • Как вы думаете, почему многие поколения молодых девушек зачитытвались стихами М. Румянцевой, переписывали их в свои дневники и?
  • Многие стихи М. Румянцевой рисуют образ моря. Что, по-вашему, привлекает
  • автора в этой теме?
  • Согласны ли вы с мнением, что в творчестве М. Румянцевой не услышишь фальшивых нот? Обоснуйте свой ответ.
  • Какое место, с вашей точки зрения, занимает в творчестве М. Румянцевой стихотворение «Красота»?
  • Есть ли у неё такое стихотворение, которое для вас стало откровением? Объясните свой выбор.


«М. Румянцева. Пейзаж лирической души»: вечер впечатлений.

«Пространство поэтического мира М. Румянцевой»: презентация книжной выставки

«Я нынче протестую от России»: гражданственно-патриотическая тема в творчестве М.А. Румянцевой. Литературный диалог.

«Пространство поэтического мира М. Румянцевой»: презентация книжной выставки

Оформление зала: книжная выставка, включающая все поэтические сборники поэта – «Пространство поэтического мира М. Румянцевой»; портрет, фотографии; репродукции тамбовских художников Е. Лямина, Н. Отнякина; репродукции художников – моренистов.

Действующие лица:       ведущий I
                                 ведущий II
                                 чтецы
                                 читатели I - XI

Ведущий I: Поэзия по своей природе загадочна и не открывается первому встречному. Разгадать её – задача наследников, получивших бесценный подарок – сокровищницу с музыкой слов. Тамбовщина снова приоткрыла эту богатейшую сокровищницу, чтобы согреться неостывающим теплом и неугасающим светом высокой поэзии. 27 декабря 2008 года исполняется 80 лет со дня рождения Майи Александровны Румянцевой, владевшей даром уместить сердце в стихотворении. В этом – неразгаданная тайна её поэзии.

Ведущий II: Творчество Майи Румянцевой не нуждается в особом представлении. Узнать эту мудрую женщину по стихам, в которых умещалось большое сердце, очень сложно, несмотря на автобиографичность её поэзии.

Майя Александровна – автор 16 поэтических  сборников. Все они (за небольшим исключением) представлены на нашей выставке. Давайте вместе перелистаем их страницы.

Первые её стихи появились в печати в 1962 году Будучи женой военного, она некоторое время жила в риге, Липецке. В Липецке Майя Александровна проживала в 1961 - 1966 годы. Здесь были созданы популярные её произведения «Баллада о крапиве», «Баллада об отрезанной косе», «Баллада о седых». В Липецке же увидел свет и первый сборник её стихотворений «Грузчица» (1962).

Читатель I: Самую первую свою книжку М. Румянцева назвала просто и оригинально: «Грузчица». Эта книга, вышедшая в Липецком книжном издательстве в 1962 году, привлекла читателей не только своей обнажённой правдой, но и глубокой лирической силой. Сборник был тепло принят участниками четвёртого Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве. Именно с этой книги начался творческий путь поэта М. Румянцевой.

Чтец:   (исполняется стихотворение «Грузчица»)

Ведущий I: Уже в следующем, 1963 году был издан второй сборник её стихотворений - «Дымок» (также в Липецком книжном издательстве).

В личном архиве М. Румянцевой (хранится в Государственном архиве Тамбовской области) имеются письма из «толстых» московских журналов с просьбой прислать стихи для публикации: «Политическая литература», «Современник», «Октябрь», «Новый мир». Это было признанием её поэтического дарования, серьёзным успехом. «Жаль только, - сетовала Майя Александровна, - времени катастрофически не хватает»... Что ж, так и бывает, наверное, у поэтов, чьё творчество справедливо следует отнести к явлениям российского масштаба.

Так было, но несколько позже. А в начале творческого пути следующими её сборниками стали:

«Девичья фамилия» (М.: Молодая гвардия, 1964),

«Чайка» (М.: Правда, 1965)

Читатель II: В сборнике «Девичья фамилия» автором прежде всего раскрывается особенно близкая и любимая ей тема труда. М. Румянцева творческим трудом «выковывала» литературу, как когда-то её прадед своим трудом – фамилию Кузнецовы (девичья фамилия М. Румянцевой – Кузнецова).

(Звучит отрывок из стихотворения «Девичья фамилия»)

Один из наиболее важных и запоминающихся образов в её творчестве – образ моря. Может, поэтому одну из своих книг она назвала «Чайка»

(отрывок из стихотворения «В лодке»)

Читатель III: Год 1966–ой. Выходит новый сборник М.А. Румянцевой «Доверие» (Центр.-Чернозём. кн. изд-во).  Он включает разнохарактерные стихи – морской тематики, любовную лирику, стихи о войне и др. Судя по названию сборника, автор серьёзно задумывается о взаимном доверии с читателем.

Ведущий II: После выхода в свет четырёх сборников М. Румянцева была принята в Союз писателей СССР. Её стихи неоднократно переводились на языки народов СССР.

  С конца 1960–х годов Майя Александровна жила и работала в Тамбове. С 1968 года – была ответственным секретарём Тамбовской областной писательской организации. На IV и V Всесоюзных съездах писателей она избиралась членом правления СП СССР.

  В 1969 году выходят ещё два сборника М. Румянцевой; оба – в центральных издательствах:

                      «Твоё имя» («Советская Россия»),

                      «Избранная лирика» («Молодая гвардия»)

Читатель IV: В предисловии ко второму из них известный поэт Эдуард Асадов отмечал: «Стихи М. Румянцевой не ошарашивают нарочитой «модерновостью»... Они просты и в то же время ярки, самобытны и образны. И что ещё важно, очень правдивы. Её герои – хлеборобы, студенты, рыбаки, женщины, вынесшие на своих плечах трудные годы войны... Она всегда жила и живёт рядом со своими героями... Ей нередко удаётся найти свежие, трепетные, какие-то пронзительные слова, берущие за душу...»        И это была очень высокая оценка молодого поэта.

Чтец:          (стихотворение «В войну»)

Ведущий I: В 1970 году за поэтические сборники «Твоё имя» и «Избранная лирика» Майя Румянцева была удостоена звания лауреата областной комсомольской премии им. Зои Космодемьянской.

Читатель V: Сборник Майи Румянцевой «Размах» вышел в издательстве «Современник» в 1971 году. Он объединяет стихи разных лет. Герои книги, как отмечается в предисловии, - люди труда: рыбаки, нефтяники, шофёры. Автор трепетно пишет о тех узах, которые связывают её сердце с родной землёй:

                      Земля ты моя, землица!

                      Я руку пущу в борозду

                      И пальцами – корневищами

                      Почувствую, как расту.

Читатель VI: Тема Великой Отечественной войны у М. Румянцевой – горькая, неисчерпаемая, как и у всякого большого поэта. Поэтому, видимо, один из её сборников был назван просто – «Война» (вышел в 1972 году В Центрально-Чернозёмном книжном издательстве). Казалось бы, что могут сказать о войне поэты, не испытавшие сами всех её ужасов? Но поэты, пережившие войну детьми, испытали многое – безотцовщину, горькое сиротство, голодное детство. Война коснулась своим чёрным крылом каждого из них.

В публицистической оратории М.А. Румянцевой «Война» «смешиваются в едином духовном потоке гнев и слёзы, нежность матери и неукротимость правосудия». Это суд над убийцами XX века, суд над людским равнодушием от имени праведной Памяти погибших на войне.

Чтец:                      (отрывок из стихотворения «Обелиски»)

Читатель VII: Ещё один сборник М. Румянцевой  озаглавлен по названию поэмы – «Как поэт опоздал на свидание» («Современник», 1974). Сама М. Румянцева писала, что «с большой радостью взялась за выполнение социального заказа издательства «Современник»... Ведь столько замечательных тружеников моей Тамбовщины и всей нашей огромной страны заслуживают проникновения в их судьбы, характеры, яркого поэтического слова.  Героиня поэмы – доярка Т.Ф. Куделина, удостоенная высоких правительственных наград». Она близка и понятна читателю. Ведь, как и М. Румянцева, она очень рано познала труд и благодаря цельному характеру, честной работе завоевала любовь и доверие людей.

Читатель VIII: В том же 1977 году увидел свет ещё один сборник М. Румянцевой – «Характеры» (Центрально-Чернозёмное книжное издательство). Москвичка по рождению, Майя Александровна многие годы жила и работала в Тамбовском крае, который любила всем сердцем. Труженикам Тамбовской земли она посвятила многие свои стихи. И этот сборник почти полностью состоит из посвящений – мичуринцам, сосновцам, людям, с которыми она ведёт доверительный разговор.

Чтец:                      (стихотворение «В поле»)

Читатель IX: Известный советский поэт В. Цыбин создал запоминающийся творческий портрет поэта М. Румянцевой. Он отмечал: «...Может быть, для неё страшнее всего – одиночество, потому что мир без других – это мир забвения». Сборник стихов Майи Александровны, вышедший в 1978 г. в издательстве «Современник», не случайно называется «Дорога, встреча, любовь...». Он включает лучшие стихи, написанные поэтом в разные годы. Это – стихи, связанные с судьбами современников, с её поэтической биографией, нежная любовная лирика, задушевные стихи о природе среднерусской полосы.

Чтец:                      (стихотворение «Шум перрона»)

Ведущий II: В марте 1980 года Майи Румянцевой не стало. Она ушла из жизни после тяжёлой болезни. И следующий её сборник («Избранное». - М.: Художественная литература, 1980) вышел посмертно. Он включил лучшее из написанного более чем за двадцатилетний период творчества. В предисловии к нему В. Цыбин отмечал, что позднейшие произведения М. Румянцевой явственно говорят о том, что её творчество оборвалось на взлёте. Поэзию Майю Александровны он называет интереснейшим среди поэтов 60 - 70 годов XX в. Её стихи современны, она говорила в них о всех значительных жизненных событиях.

Читатель X: Очередной сборник М. Румянцевой – «Встречи и разлуки» (Тамбов, Тамбовская областная организация Добровольного общества любителей книги, 1991). В нём представлены только стихи о любви. Большинство из них взяты из разных книг, выходивших в издательствах страны; и неопубликованные, хранящиеся в домашнем архиве. Майя Александровна мечтала издать книгу любовной лирики. Те, кто работал над этим изданием, прежде всего Валентина Дорожкина, хотели, чтобы оно стало данью светлой памяти поэта-лирика.

Читатель XI: Сборник М. Румянцевой «Раскрепощённость» также вышел в Тамбове, в 2002 года Он был издан на средства мэрии и Тамбовской областной организации Добровольного общества любителей книги. И это не случайно. Майя Александровна всю жизнь любила книгу, считала хорошую книгу главным богатством. Поэтический сборник включает лучшее из написанного известным поэтом.

Ведущий I: В 2006 году в серии «Литературные родники Тамбовского края» (Вып. I) вышел последний из изданных сборников М. Румянцевой «Неоткрытая глубина».

  «Кукушка щедрая, как мир, мне века три накуковала...», - написала Майя Александровна в одном из стихотворений. Но кукушка, к сожалению, намного ошиблась. М. Румянцева умерла 21 марта 1980 года в возрасте неполных 52 лет. Стихи она писала до последних  дней. Она часто цитировала строки Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться...». Её душа не знала лени. Она создавала произведения не о собственной боли, а о боли века и говорила с современником языком тонкого лирика и стойкого гражданина.

Чтец                       «Дай явь, как сон»

                      В. Дорожкина «Памяти М. Румянцевой»

Автор-составитель:

Косова Тамара Анатольевна,
заведующий отделом массовых программ


«М. Румянцева. Пейзаж лирической души»: вечер впечатлений.

«Пространство поэтического мира М. Румянцевой»: презентация книжной выставки

«Я нынче протестую от России»: гражданственно-патриотическая тема в творчестве М.А. Румянцевой. Литературный диалог.

«Я нынче протестую от России»: гражданственно-патриотическая тема в творчестве М.А. Румянцевой.
Литературный диалог

Оформление зала: книжная выставка «М. Румянцева: слово о России...»; портрет, фотографии поэта; репродукции картин тамбовских художников – А. Краснова, Н. Отнякина, М. Зотова и др.

Действующие лица: ведущий
                       чтецы (количество варьируется)

В качестве музыкального оформления могут быть использованы песни: «Зоя» (муз. А. Нешко, сл. М. Румянцевой), «Солдатка» (муз. О. Егорова), «Песня мира» (муз. Д. Шестаковича, сл. Е. Долматовского), «Россия» (муз. А. Лебедева, сл. А. Коваль-Волкова)

Ведущий:      Пройдут и лето, и метели,

                      И опадут в ручьи капели,

                      И вновь к зиме застынет бор.

                      И всё же девочкою строгой

                      Однажды память подойдёт

                      И позовёт меня в дорогу,

                      И в даль рассветов уведёт...

27 декабря 2008 года исполняется 80 лет со дня рождения Майи Александровны Румянцевой.

Майя Александровна имела внешность самую обыкновенную. Но от её синих глаз было невозможно отвести взор. Когда она начинала читать свои стихи, то аудитория замирала. Её слушатели восхищались задушевностью разговора поэта с ними. Майя Александровна  не тянула

стихотворные строчки нараспев, не закатывала глаза, как некоторые авторы. Слово «поэтесса» М. Румянцева не любила. Она была поэтом: открытым, порой нелицеприятным, щедрым, тонко реагирующим на всё негативное, страстно обличающим ложь и подлость, но в то же время прощающим ошибки.

М. Румянцеву отличали гражданственный темперамент, вера в соотечественника, которого она любила и воспела так самозабвенно. По мнению критика Л. Поляковой, «её стихи о тружениках полей, о русской речке за перелеском, о карусели детства и о бабке Прасковье – это большой мир истинно гражданственной поэзии».

М. Румянцева родилась в Москве. Её семье приходилось нелегко. И уже в шестом классе Майя Кузнецова (девичья фамилия) переходит в школу рабочей молодёжи, а днём подрабатывает продавщицей газированной воды. Позже работала грузчицей.

Чтец:                      Не верят мне,

                                что работала грузчицей,

                      Не верят мне. С виду, мол,

                                                             нежная,

                      Одеты руки

                                в перчатки с кружевцем,

                      И маникюр

                                         признаю я,

                                                             грешная.

                      Да только люблю я дворы

                                                             гудящие,

                      Куда трёхтонки

                                         въезжают с храпом.

                      Люблю я это

                                         буйство кружащее,

                      И бегство ящиков

                                         вверх

                                                   по трапам.

                      И кожу цвета крепчайшего чая,

                      И эту трепетность рук летящих,

                      Когда двадцать лет всего

                      За плечами

                                          Да мешок

                                                   с капустой

                                                             хрустящей...

Ведущий:     М. Румянцеву привлекали люди труда: грузчики, целинники, нефтяники, землепашцы. С детства узнавшая цену тяжёлой работе, она уважала любой труд. Но особенно – мужской, требующий и физической силы, и духовной стойкости:

                      Когда мне станет

                                                   суетно и мелко

                      Среди то льнущего,

                                                   то лгущего,

                      Уйду вдоль моря

                                         долгим синим берегом

                      К портовым грузчикам...

Майе Александровне дано было опоэтизировать суровый быт, представить его в виде высокого образца. Поэтизация труда для неё – высшее испытание на человеческую ценность. «Земля – жизнь – работа – вот координаты её лирики, та исходность, без которой поэт задыхается от нехватки поэтического воздуха» (В. Цыбин).

М.А. Румянцева училась в Тимирязевской  сельскохозяйтвенной академии, в Литературном институте им. М. Горького. Её стихи печатались с 1962 года. С конца 1960-х годов она жила и работала в Тамбове.

Нет, наверное, на Тамбовщине уголка, где не побывала бы Майя Александровна. Она не боялась трудных дорог, неудобств.

                      Шум перрона,

                      Шум вагона,

                      Бабы с узелками,

                      Еду в радость,

                      Еду в горе,

                      Еду за стихами.


  На Тамбовщине она выбирала своих героинь:

Чтец:                       ...Так и начала жизни нету

                      Без женщины,

                      Без слова «мать».

                      Дано ей украшать планету

                      И род

                      И землю продолжать.

                      Затопит печь,

                                         побелит избу,

                      Скатёрку белую пригладит.

                      А за её судьбой –

                                                   Отчизна

                      С седою материнской прядью.

                      Она – и юг,

                      Она – и север,

                      И лён с кочующей волной.

                      Пустыня с древними поверьями

                      И горы с тонкою луной.

                      Но пусть простят мне

                                                   дали дальние,

                      Гористый юг,

                      Сибири ширь,

                      Что здесь,

                                         в степных своих окраинах,

                      Я выбираю героинь...

Ведущий:     «Ведь столько замечательных тружеников моей Тамбовщины и всей нашей огромной страны заслуживают живого, яркого поэтического слова», - говорила она. Одна из героинь поэмы М. Румянцевой «Как поэт опоздал на свидание» - Герой Социалистического Труда доярка Г.Ф. Куделина – близка и понятна автору. Ведь она, как и М. Румянцева, очень рано познала труд и благодаря своему цельному характеру, честной работе завоевала любовь и доверие людей.

С большим уважением Майя Александровна относилась к хлебопашцу, считая его своим главным героем.

Чтец:                              Трудный хлеб

                      ...Кипела трудная страда,

                      Шумело шумно Притамбовье

                      И в зёрна падала звезда?

                      До самой тёмной ночи трудной

                      Не умолкал моторов спор,

                      И светлый хлеб

                                         ссыпался в кузов

                      Под свет луны, упавшей в бор.

                      Бессонница комбайна, тока,

                      Села,

                                райкомовских машин,

                      И холода, и ливни стойкие,

                      И напряженье рук и спин.

                      Кого припомнить

                                                   в час свершенья?

                      Перечисленья?

                      В них ли дело?!

                      Шли к полю юноши и деды,

                      Считая жатву кровным делом.

                      И тот,

                      Кто с голодом не знался,

                      И тот, кто вдосталь голодал.

                      Три поколения по-братски

                      Держались с честью за штурвал.

                      Мне дед говаривал

                      «Про хлебушек».

                      Добрее становилась речь,

                      Как будто

                                         говорил про детушек,

                      Которых надобно беречь.

                      И нет цены такому хлебу,

                      Как нет цены сердцам людским,

                      Как нет цены

                                         их будням светлым,

                      Рукам

                                над полем золотым...

Ведущий:     Мотив хлеба является сквозным в произведениях автора.

Косовица хлебов

                      Косовица, косовица...

                      Над бровями

                                         чубу биться,

                      По ветру

                                         косицам виться,

                      Развиваться

                                         волнами...

                      Косовица, косовица...

                      Ветер падает

                                         в пшеницу,

                      Горы хлеба – не пробиться,

                      Рассыпаться

                                         зёрнами...

Ведущий:      М. Румянцева была подростком, когда началась Великая Отечественная война, поэтому тема война – особенная в её творчестве.

Чтец:                      Баллада о крапиве

                      Поле,

                                луг

                                         да бурелом

                      С голубыми ливнями.

                      Бродит детство за селом

                      Тропками

                                         крапивными.

                      ...И припомнила я дни –

                      Горше нет на свете, -

                      На селе живут одни

                      Женщины да дети.

                      Поле,

                                луг

                                         да бурелом

                      И в воронках нивы.

                      Рвали дети за селом

                      Для борща крапиву.

                      Шёл солдат к селу домой

                      Странною походкой.

                      Шёл крапивою густой,

                      Резкий шаг,

                                         короткий.

                      И кричали мы вослед:

                      - Там крапива, дядя! –

                      Лишь рукой махнул в ответ

                      Да крапиву гладит.

                      Чуть прикрытые глаза,

                      На ресницах – капли.

                      Может, это вдруг роса

                      На крапиву

                                         капнула?

                      Только после

                                         меж ребят

                      Говорилось странное:

                      Мол, пришёл с войны солдат,

                      А ноги...

                      Деревянные...

                      И шепталось меж ребят

                      Жуткое и горькое,

                      Что, мол, ночью

                                         спит солдат,

                      А ноги те – под койкою...

                      Чуть прикрытые глаза,

                      На ресницах -  капли.

                      Может, правда, то роса

                      На крапиву

                                капнула...

                      Разве нам понятным было,

                      Что больнее во сто крат,

                      Если в зарослях крапивы

                      Ноги

                                больше

                                         не горят?

                      ...Поле,

                                луг

                                         да бурелом

                      С голубыми ливнями.

                      Бродит детство за селом

                      Тропками

                                         крапивными...

Ведущий:     Пронзительные строки этого стихотворения – о многом: об обездоленном военном детстве, о таком частом по тем временам событии, когда солдаты возвращались с войны покалеченными.

Чтец:                               Зоя

                      Что такое подвиг?

                      Прощанье или встреча?

                      Что такое подвиг?

                      Секунда или вечность?

                      Шла она не слышно

                      От школьного порога,

                      Уходила девочка

                                         в бессмертную дорогу.

                      Зимы пройдут, вёсны пройдут –

                      Дорога не кончится эта.

                      Лунного,

                                зимнего,

                                         красного цвета –

                      Дорога не кончится эта...

                      А слова в тетрадках

                      В линеечку косую

                      По спине, по сердцу

                      Плетью полосуют.

                      Красно бились банты

                      У школьного порога.

                      Алая, как лента,

                      В бессмертие дорога...

                      Закричать бы надо

                      Те слова, что знаются,

                      Знак-вопрос петлёю

                      Под метелью ладится.

                      Точки, запятые –

                      У школьного порога.

                      Крики восклицания –

                      В бессмертие дорога.

                      Кто придумал петли

                      Высоко над бедами,

                      У снегов России

                      Над детьми да дедами?..

                      Улыбнись с портрета

                      У школьного порога,

                      Станет белоснежною

                      В бессмертие дорога.

                      Зимы пройдут, вёсны пройдут –

                      Дорога не кончится эта.

                      Лунного,

                                зимнего,

                                         красного цвета –

                      Дорога не кончится эта...

Ведущий:     Это стихотворение, а также – «Солдатка», «Любка Шевцова» и  многие другие – словно плач по невинно убиенным. В военной поэзии М. Румянцева сумела передать свой гнев и протест, нежность и любовь, светлую память сердца... Не случайно её стихи положены на музыку – «Зоя» (муз. А. Нешко), «Солдатка» (муз. О. Егоровой).

Чтец:                               Протест

                      ...К нам до сих пор

                      С расстрелов       

                                         возвращаются,

                      Но только не живые...а гранитные.

                      Стоят не горькие,

                      А гордые

                                         и сильные.

                      Нам целый век ещё

                      С войны встречать их.

                      Я нынче протестую от России

                      Всей силою её

                      И всей

                                печалью.

                      Я к ним иду,

                                         чтобы склониться ниц,

                      Чтоб положить цветы

                                                   у ног гранитных...

                      Я приговариваю к смерти

                                                             всех убийц!

                      Я приговариваю к жизни

                                                             всех

                                                             убитых!

Это стихотворение стало своеобразным заклинанием, в котором объединились ненависть к войне, надежда на то, что память о погибших будет жить вечно. Строки из него звучат в Тамбове у Вечного огня. М. Румянцева, вспоминая своё военное детство, все войны, бывшие на Земле на её веку, выносит свой приговор: «Я приговариваю к смерти всех убийц! Я приговариваю к жизни всех убитых!». В этом стихотворении чувствуется женское начало, материнская воля, без которых жизнь на Земле погибнет.

Чтец:                                Война

                      (отрывок из поэмы)

                      Господа из НАТО,

                                                   Извольте встать!

                      Я над вами вершить буду суд земной,

                      Если некому нынче с трибуны сказать

                      Гениальнее плача ребёнка,

                      Бегущего дымной,

                                                   бездомной землёй...

                      Я услышу тот плач.

                      Он – по спинам осин,

                      По притихшим полям,

                                                   по осокам у рек.

                      В чужеземной стране

                                                   плачет  мой сын.

                      Плачет мой сын,

                      Плачет мой век.

                      Я в ответе за каждое в мире несчастье.

                      Я стою на развилке

                                                   планетных гроз.

                      А в России моей

                      К войне, как к ненастью,

                      По ночам

                                         суставы болят у берёз...

                      А кому-то опять

                                         мало места и месива,

                      Из смертей,

                      Из кричащих селений и выселок...

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война. Но это не стало уроком для человечества. Поэма М. Румянцевой «Война» - это плач  по жертвам уже современной войны во Вьетнаме, развязанной НАТО во главе с США. При этом голос поэта – тревожный, требовательный. В этой поэме «в едином духовном потоке сливаются гнев и слёзы, нежность матери и правосудие. Это суд над убийцами XX века, суд над людским равнодушием, осуществлённый от имени Праведной Памяти погибших на войне» (В. Цыбин).

По мнению Л. Поляковой, «поэтическое дарование М. Румянцевой рождено в России, выпестовано Россией. России принадлежит. Образ любви к России в её поэзии – вершинный. Она любила Родину - труженицу, гордилась её героической историей, страдала вместе с ней от неурядиц. Поэтому и не уставала искать самые точные слова  признания в любви»:

Чтец:                               Россия

                      ...Белые снеги да скатерти,

                      Песни российских кровей.

                      Ёлка – шумная сватья

                      На свадьбах всех январей.

                      В осень –

                                         плодов лавина

                      И караваи,

                                         как солнце.

                      А по весне соловьиная

                      Песня в саду

                                         прольётся..

                      Россия – зимушка,

                                                   весёнка,

                      Берёза моя и сосёнка,

                      На давней избушке

                                                   из детства –

                      Моё

                                нарисовано

                      Сердце...

Ведущий:     Поэзия М. Румянцевой современна, отражает дух времени, его приметы. Наверное, лучшее подтверждение этим словам – стихотворение «Баллада о седых». Не зря читатели, как правило, знают, кто его автор.

Чтец:                               Баллада о седых

                      Говорят, нынче в моде

                                         седые волосы,

                      И «седеет» безумно молодость,

                      И девчонка

                                         лет

                                                   двадцати

                      Может гордо седою пройти...

                      И какому кощунству в угоду?

                      И кому это ставить в вину?

                      Как нельзя  вводить горе

                                                   в моду,

                      Так нельзя вводить

                                                   седину.

                      Память, стой...

                      Замри...

                      Это надо.

                      То из жизни моей – не из книжки.

                      Из блокадного

                                         Ленинграда

                      Привезли

                      седого мальчишку.

                      Я смотрела на чуб с перламутром

                      И в глаза его,

                                          очень взрослые.

                      Среди нас он был самым мудрым,

                      Поседевший от горя

                                                             подросток.

                      А ещё я помню солдата.

                      Он контужен был  взрывом

                                                                       гранаты,

                      И оглох,

                      И навек онемел.

                      Вот тогда, говорят,

                                          поседел...

                      О, седая мудрая старость!

                      О, седины

                                          неравных боёв!

                      Сколько людям седин досталось

                      От неотданных

                                          городов!

                      А от тех, что пришлось отдать,

                      Поседевших – не сосчитать...

                      Говорят, нынче в моде – седины.

                      Нет, не мода

                                         была тогда,

                      В городах – седые дымины.

                      И седая в  селе

                                         лебеда,

                      И седые

                                         бабы-вдовицы,

                      И глаза,

                      Седые от слёз,

                      И от пепла – седые лица

                      Над холмом

                                         у седых берёз...

                      Пусть сейчас – не война. Не война,

                      Но от горя растёт

                                                   седина.

                      Эх ты, модница,

                                         злая молодость,

                      Над улыбкой – седая прядь.

                      ...Это даже похоже

                                         на подлость –

                      За полтинник

                                         седою стать!

                      Я не против

                                         дерзости в моде.

                      Я за то,

                      Чтобы модною слыть.

                      Но седины...

                      Как  славу...

                      Как орден,

                      Надо, выстрадав, заслужить...

Ведущий:     Это стихотворение М. Румянцевой – одно из самых ярких и запоминающихся. Оно необыкновенно глубоко по эмоциональному воздействию, по откровенности в общении с читателем. «Баллада о седых» М. Румянцевой раскрывает гражданственно-нравственную позицию автора. Она осуждает позицию молодой современницы, которая может за «полтинник» стать седой.

С 1968 года, в течение 12 лет, М.А. Румянцева возглавляла Тамбовскую писательскую организацию. И в том, как она работала на этом посту, – тоже выражение её гражданской позиции. Её деятельность благотворнейшим образом отразилась на писательской организации. В эти годы она пополнилась новыми именами (вместе с ней в Тамбов приехало несколько прозаиков). Жизнь писательской организации вышла на новый виток. Сама М. Румянцева дружила с известными литераторами. На тамбовские недели поэзии приезжали – М. Агашина, Ю. Друнина, Л. Щипахина, Ю. Окунев и др. Литературная жизнь Тамбова, благодаря её усилиям и авторитету, была активной, запоминающейся. Она чутко определяла молодых литераторов, помогала им. Среди них – Е. Харланов, Арк. Макаров, Е. Начас.

М.А. Румянцева являлась членом правления СП СССР и СП РСФСР, депутатом областного Совета народных депутатов. Она оставила заметный след в литературе и в жизни.

За свой  поэтический труд и гражданское неравнодушие она  отмечена двумя орденами – «Знак Почёта» и «Дружбы народов»; медалями «За доблестный труд», «За освоение целинных земель», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За поэтические сборники «Твоё имя» и «Избранная лирика» в 1970 году М. Румянцева была удостоена премии имени Зои Космодемьянской.

В заключение мероприятия старшеклассникам предлагаются вопросы.

Примерные вопросы к литературному диалогу:

  • Почему литературная жизнь Тамбовского края в годы пребывания М. Румянцевой на посту ответственного секретаря областной писательской организации была запоминающейся?
  • «М. Румянцева уважала любой труд; её привлекали люди труда». Прокомментируйте эти слова.
  • Как вы думаете, почему даже в произведениях, написанных поэтом Майей Румянцевой «на заказ», вы не найдёте фальшивых нот?
  • Какое стихотворение, прозвучавшее сегодня, патриотической тематики, – произвело на вас большее впечатление?


«М. Румянцева. Пейзаж лирической души»: вечер впечатлений.

«Пространство поэтического мира М. Румянцевой»: презентация книжной выставки

«Я нынче протестую от России»: гражданственно-патриотическая тема в творчестве М.А. Румянцевой. Литературный диалог.