Жизнь без наркотиков

Искусство быть здоровым



«Здоровье – это ещё не всё,
но всё без здоровья – ничто»
афоризм

Библиотекарю

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления в ряду глобальных проблем человечества. Социально-гигиенические, эпидемиологические и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, прежде всего на сохранение и улучшение здоровья.

Увеличение потребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, резкое снижение у них уровня состояния здоровья, рост агрессивности и преступности превратились в проблему, представляющую серьёзную угрозу развитию общества.

Учитывая это, детские библиотеки ставят перед собой задачу воспитания у школьников культуры здоровья: формирование у подростков жизненного приоритета здоровья и освоение навыков здорового образа жизни.

Как считают психологи, главная задача – заострить внимание подростков на альтернативных способах проведения досуга и укрепления здоровья: занятия спортом, чтение книг, прогулки, здоровое питание и т. д.

Для школьников библиотекари организуют просветительские мероприятия, способствующие здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек: классные часы и часы полезных советов; познавательные беседы и игры; дни информации и открытые просмотры литературы; дискуссии и устные журналы на темы: «Опасный возраст», «Твоё здоровье, твоё богатство», «Береги здоровье смолоду», «Начинай с зарядки день», «Мы – красивые и сильные» и др.

В данном материале предлагаем вам сценарий урока здоровья для подростков «Искусство быть здоровым», посвящённого проблемам формирования здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками; вопросы для дискуссии «Вредным привычкам скажем – нет»; психологический тест «Ваш образ жизни».

«Искусство быть здоровым»
урок здоровья для подростков

Действующие лица:
Ведущий 1, Ведущий 2, Эксперт, Врач, Нарколог.

Оформление зала: книжная выставка «Растите красивыми и сильными!»; плакат «Стиль жизни – здоровье».

Ведущий 1:
Дорогие друзья! Давайте подумаем о том, зачем подростку быть здоровым? Чтобы отлично учиться? Конечно, для напряжённой учёбы очень нужно здоровье. А ещё затем, например, чтобы не только получить образование, но и получить потом хорошую работу в престижной фирме: те, кто делает серьёзное дело и платит за это серьёзные деньги, хотят иметь здоровых сотрудников.

А ещё очень важно, чтобы, когда придёт время, вы смогли родить здоровых и красивых детей. Так что стоит задуматься уже сегодня над тем, хватит ли здоровья для моего счастливого будущего?

Ведущий 2:
Гармония тела и духа, прекрасное здоровье, необычайная сила и острый ум всегда восхищали людей. Недаром в сказках и мифах всех народов мира сложился облик мужественного и великодушного героя-защитника. Невиданной силой, недюжинным умом и здоровьем наделены и русские былинные богатыри. В далёком прошлом благополучие, процветание и здоровье были неразрывными понятиями. Например, в шумерской мифологии за здоровье людей отвечал двуполый бог по имени Даму (Великий Жрец-заклинатель).

В глубокой древности философы, учёные, медики пытались сформулировать основные признаки здоровья (состояния, чувства), присущего человеку. В работах Аристотеля приведено следующее определение: «Здоровье человека – счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека – в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью».

Ведущий 1:
С социальным благополучием тесно связано здоровье психологическое и душевное. Если человек остро переживает своё прошлое, боится за будущее, лишён внутреннего комфорта в настоящем, испытывает чувство тревоги и страха, он не сможет сохранить здоровье.

Знаменитый учёный и врач Авиценна как-то провёл удивительный по простоте и точности эксперимент. Он взял двух овец, поместил их в два одинаковых вольера и начал совершенно одинаково за ними ухаживать. Отличие состояло лишь в том, что перед одной овечкой Авиценна посадил волка, привязав его покрепче, чтобы хищник не смог добраться до животного. В результате овца, всё время видевшая перед собой оскаленную волчью пасть, вскоре перестала есть, ослабела и зачахла.

С тех пор, наверное, никто не смог лучше и нагляднее показать, как губительно сказываются на здоровье постоянная тревога, страх, беспокойство. Подобные состояния – предмет глубокого изучения современных психологов. Они предлагают много способов обретения психологического равновесия. Но самое главное в сложных жизненных ситуациях – верить в себя, в свои силы, быть готовым помочь другим и принять чью-то помощь.

Ведущий 2:
Российские учёные создали своего рода кодекс здоровья. Вот основные положения кодекса здоровья (в сопровождении слайд-презентации):

  • узнайте свой организм (нужно понимать, как он работает, что ему полезно и вредно, что способствует поддержанию здоровья);
  • живите в согласии с природой (природа выработала бесчисленное множество способов, с помощью которых организм сосуществует с вредными факторами, борется против них и сохраняет здоровье);
  • проявляйте доброту и милосердие (как гласит давняя мудрость, относитесь к людям так, как желаете, чтобы они относились к вам);
  • укрепляйте в себе уверенность, что вы здоровы;
  • закаляйтесь (лучший способ закалки – обливаться холодной водой);
  • правильно питайтесь (правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными травами; в рационе не должно быть много соли, сахара и животных жиров);
  • следите за весом (у детей и подростков питание должно быть регулярным, сбалансированным, с полным набором витаминов и незаменимых аминокислот);
  • давайте себе физическую нагрузку (движение: бег, ходьба, перенос тяжестей должно занимать не менее 2 ч в день);
  • еженедельно баня или сауна;
  • ограничьте употребление лекарств (даже синтетические витамины намного уступают свежим фруктам и овощам);
  • спите не менее 6 – 7 часов в сутки;
  • найдите в себе веру. Верьте в Бога, в П. Иванова, в П. Брэгга, в Н. Амосова, в самого себя… Любая вера избавляет от внутренних конфликтов, от хронического эмоционального стресса, который влечёт за собой заболевания.

Ведущий 1:
Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания. Ещё 24 столетия назад был известен один из важнейших житейских законов: хорошее здоровье немыслимо без правильного питания. Гиппократ говорил об этом так: «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».

Хорошо, если рацион содержит все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и др. Недостаток или избыток самого незначительного пищевого компонента может привести к болезни.

Ведущий 2:
Для того чтобы быть здоровым, необходима физическая активность. Физические упражнения делают человека сильнее, выносливее. Выдающийся врач и философ средневекового Востока Ибн Сина считал физическую культуру фактором укрепления здоровья. Он утверждал: «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

Однако современный человек стал значительно меньше двигаться. Прогрессивный век свёл к минимуму физическую активность людей, особенно горожан. Такое блаженство грозит многими бедами. Никакая совершенная медицина не защитит человека, который не будет много двигаться.

Физкультура не только укрепляет мышцы, но и в значительной мере помогает мыслить. Не случайно ещё Аристотель говорил, что мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой. Свои уроки он, как и многие философы античности, проводил, прогуливаясь с учениками.

Врач:
Полезны все виды закаливания. Закаливание делает не только тело сильным, но и дух здоровым. Оно укрепляет мышцы и иммунитет, а нервную систему учит противостоять перегрузкам и стрессам.

Один из наиболее простых и доступных способов закаливания – воздушные ванны. Водные процедуры: обтирание и обливание – оказывают тонизирующее влияние на организм. Смысл воздушных ванн и разнообразных водных процедур фактически сводится к регулярному и целенаправленному воздействию на человека тепла и холода. В результате улучшается кровоснабжение кожи, мышц и внутренних органов.

Ведущий 1:
Сохранение здоровья и активный образ жизни человека немыслимы без категорического освобождения от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков и пр.

При курении даже сигарет с фильтром в организм вместе с табачным дымом поступает более 300 вредных химических веществ, которые повреждают живые ткани. Среди них смолы и родственные им соединения, никотин, окись углерода, синильная кислота, ацетон и др. Особой токсичностью отличаются смолы, содержащие канцерогены, которые провоцируют раковые заболевания. Сигареты содержат специальные присадки, которые производители сигарет добавляют в табак, чтобы усилить зависимость курильщика от сигареты. Некоторые компании используют присадки на основе наркотиков. Табачные добавки ведут к более активному привыканию к курению и зависимости от него и способствуют ускоренному нарушению деятельности мозга и нервной системы. По результатам исследований, вероятность того, что курение станет неотъемлемой частью жизни подростка, выкуривающего в день всего 4 сигареты, составляет 94%.

Нарколог:
Курение вызывает около 25 различных заболеваний. От курения страдают практически все органы и системы физического тела, особенно лёгкие, сердечно-сосудистая система, кровь, печень, мозг и нервная система, репродуктивные органы. Курение дезорганизующе действует на психику и центральную нервную систему. Оно усиливает депрессивные состояния, ухудшает умственную деятельность, увеличивает психическое напряжение и т. п. Никотин вызывает гибель клеток мозга – нейронов.

Ведущий 2:
Одна из самых серьёзных проблем современности – наркотики. Греческое слово «наркотикос» означает растительный препарат, вызывающий бесчувственное сонное оцепенение. Сейчас наркотиками называют вещества растительного или синтетического происхождения, которые способны изменять нормальные функции организма, а при систематическом употреблении приводят к психической и физической зависимости.

Психическая зависимость связана с приятными ощущениями, вызываемыми наркотиком, и острым желанием испытывать их снова и снова. Пересилив себя и прекратив приём, человек может впасть в сильную депрессию или испытывать панический страх.

Причина физической зависимости в том, что при многократном употреблении наркотик включается в биохимические процессы организма (обмен веществ). Поэтому при отказе от него нарушается работа мозга и других органов. Такое состояние сами наркоманы называют «ломкой».

Нарколог:
«Ловцы кайфа» приобщение к наркотикам обычно начинают с продуктов переработки индийской конопли, известных под названиями «марихуана», «гашиш», «травка» и др. В опытах на обезьянах установлено, что при регулярном употреблении препаратов конопли снижается способность к обучению, значительно ухудшаются память и зрение.

Из опиатов самым опасным является героин. Героин легко проникает в нервные клетки и угнетает болевые рецепторы. На ранней стадии наркомании это вызывает эйфорию, которая затем сменяется апатией. Наиболее страшный эффект героина – сильнейшая физическая зависимость. В молодёжной среде популярны психоделики. Из них наиболее распространён синтетический ЛСД-25. Наркотик вызывает сильные галлюцинации. Для подростков даже однократный приём ЛСД может обернуться тяжелейшим длительным психозом.

Ведущий 1:
Экстази – завсегдатай вечеринок, баров, дискотек. Молодёжь считает экстази чуть ли не лекарством, таким же полезным и безобидным, как цитрамон. Несмотря на свою известность, он по-прежнему остаётся «тёмной лошадкой», а о его смертоносных свойствах даже специалисты узнали совсем недавно. Экстази – сильный наркотик, при длительном приёме вызывающий пристрастие, а при отмене – тяжёлую ломку. Без него не может обойтись каждый 10-й старшеклассник или студент в США.

В Россию экстази стал проникать в начале 90-х и уже успел приобрести большую популярность. Коварство экстази заключено в его способности разрушать печень. Всё начинается с печёночной недостаточности, а заканчивается токсическим гепатитом, циррозом и инфарктом печени.

Нарколог:
Алкоголизм и здоровье человека – понятия несовместимые. Медицинские последствия употребления алкоголя очень многообразны: сокращение жизни, разрушение психического и физического здоровья, ранняя утрата трудоспособности и инвалидность лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Хроническая алкогольная интоксикация поражает все органы и ткани организма и вызывает в них развитие патологических процессов, утяжеляет течение многих заболеваний. У больных алкоголизмом чаще наблюдаются заболевания печени, гипертоническая болезнь, хронические заболевания лёгких, кожные и венерические болезни. В организме человека нет таких органов и тканей, на которых бы не сказалось токсическое воздействие алкоголя.

При употреблении алкоголя, прежде всего поражается печень, так как в ней происходит расщепление алкоголя. Очень чутко реагирует на присутствие алкоголя в организме сердце человека: неблагоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. При хроническом алкоголизме происходит нарушение обмена веществ в костной ткани, что приводит к хрупкости и спонтанным переломам костей.

Ведущий 2:
Законы Древнего Рима запрещали пить спиртные напитки молодым людям до 30 лет – в наилучший детородный период. Греки считали, что бог огня Гефест родился хромоногим из-за того, что был зачат Зевсом в состоянии опьянения. В Древней Греции новобрачным в день свадьбы запрещалось пить вино. Такой же запрет существовал и на Руси. Во Франции ослабленных детей, родившихся от родителей-пъяниц, называют «детьми весёлого ужина», «детьми воскресного дня».

Тяжёлые последствия – токсикоз, выкидыш, преждевременные роды, гибель ребёнка на первом месяце жизни – наблюдаются в тех случаях, когда мать в период беременности употребляет алкоголь.

Ведущий 1:
Вид подростка с банкой «продвинутого» пива, покрепчавшего уже до 12-13 градусов, или гремучей смеси под названием «отвёртка», стал почти символом нашего времени.

Предполагается, что первыми пивоварами в Европе были монахи. Считается, что тёмное пиво – весьма сытный и калорийный напиток. Если светлым можно хорошо утолять жажду, то тёмным можно утолить голод. Закрепившаяся за пивом репутация «жидкого хлеба» позволяла употреблять его в дни поста. Наибольшее распространение пиво получило в Центральной Европе – в Германии, Австрии, Чехии.

Популярным в старину оно было и на Руси. Это был праздничный напиток, и варили его четыре раза в год, на масленицу и на Рождество Христово, а также по поводу крестин и свадеб. Подросткам запрещалось пить до 16-18 лет. То есть до тех пор, пока молодой человек не окреп физически.

Но времена и нравы меняются. Телереклама нам ежедневно внушает: «Пей пиво, чтобы жить красиво!» Многие подростки стараются подражать телегероям. И следуя призыву дискотеки «Авария», они пьют всегда и везде.

Если совсем недавно они выбирали «пепси» и шоколадные батончики, то теперь – и это целиком на совести рекламы – предпочитают пиво из горла. Поскольку пиво обычно не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, его потребление лояльно воспринимается семьёй и обществом.

Нарколог:
Пивной алкоголизм протекает ещё тяжелее, чем любой другой, пиво не менее опасно, чем водка. Пиво всегда считалось «стартовым» напитком, с которого начинали практически все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам.

Пивной алкоголизм развивается незаметно, но, развившись, сразу переходит в тяжёлую форму. Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносные сосуды, при большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Сердце провисает, становится дряблым и качает кровь всё хуже и хуже. В мужском организме начинает выделяться вещество, которое подавляет выработку мужского полового гормона тестостерона, и начинается продуцирование женских половых гормонов.

В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при злоупотреблении им развиваются миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, поражаются клетки головного мозга, развиваются различные психопатии. Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Пивной алкоголизм – это тяжёлый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

Расстройства психики и здоровья у подростков, употребляющих спиртное, происходят очень быстро. В течение от 6 месяцев до 4 лет у них формируется устойчивый синдром алкогольной зависимости.

Ведущий 2:
Все знают, что наркотики и алкоголь вредны для здоровья, из-за них могут появиться очень серьёзные болезни. А с компьютерными и азартными играми не так всё просто. Не так опасны. Но иногда очень трудно заметить грань, которая разделяет обычную увлечённость и болезнь. Главная проблема зависимых людей: они становятся заложниками эйфории, и всё остальное в жизни кажется пресным, серым и скучным.

Существует зависимость подростков от онлайн-игрушек, форумов, чатов и Интернета в целом. Часто люди «подсаживаются» на игры только потому, что там они могут сделать всё, что не получается в реальности. У кого-то в играх реализуется жажда власти, у кого-то – тяга к перевоплощениям или путешествиям. Многие уходят в параллельные миры, когда на них наваливаются проблемы.

«Жестокие» видеоигры со сценами насилия могут снизить способность детей к обучению и сделать их более агрессивными. Только участие в подростковой банде опаснее компьютерных игр, считают исследователи.

После того как началось повальное увлечение компьютерными и видеоиграми, общественность стала высказывать мнение: «Тот, кто выпускает чудовищ в медиапространство, в конце концов, пробуждает чудовище в человеке».

Могут ли компьютерные игры быть причиной низкой успеваемости школьников и привести к игровой зависимости? Мальчики, которые после школы играют на компьютере, всё больше отстают в учёбе. Никто точно не знает, почему компьютерные игры так влияют на оценки. Возможно, игры будоражат мозг, и он с трудом усваивает новые знания.

Эксперт:
Привлекательность большинства игр заключается в том, что они ставят перед игроком конкретные задачи и поощряют его, если он с ними справляется. «Мир боевого искусства» – одна из популярнейших компьютерных игр. Включая компьютер, игрок оказывается в чарующем мире, населённом вымышленными существами: гномами, троллями, орками и другими персонажами. Эксперты в области игровой зависимости считают такие онлайновые ролевые игры самыми опасными.

Виртуальные войны для подростков – не просто развлечение. Игроков увлекают не только масштабы и необычность виртуальных миров. Они частично переносят виртуальную мораль на повседневную жизнь. Исследователи пришли к выводу: чем чаще игрок посещает виртуальные поля сражений, тем естественнее и спокойнее воспринимаются его мозгом сцены жестокого насилия.

Такие игры изменяют мировоззрение игроков, а в конечном итоге и их отношение к допустимости насилия. Это подтверждается многолетними исследованиями психологов. Они установили: чем больше времени посвящает школьник жестоким играм, тем более приемлема для него возможность напасть с ножом на случайного прохожего или вместе с компанией избить его. Из этого следует: чем терпимее школьник относится к насилию, тем скорее он его совершит.

Игры способствуют тому, что в сознании подростка границы между вымыслом и действительностью становятся всё более расплывчатыми. Онлайновые ролевые игры приковывают многих подростков к экрану. Основной мотив для погружения в мир фантазий – это, по признанию большинства подростков, скука. Компьютер становится для них лекарством от тоски. В онлайновых приключениях человека волнуют только игрушечные беды, а с ними справиться гораздо проще.

Врач:
Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но часто этот «отдых» перерастает в психологическую зависимость от компьютера. Жестокие игры представляют насилие, растормаживают центры ограничения, и человек становится способным и в реальной жизни совершить неадекватные действия – убийства, что и показали американские школьники, расстрелявшие своих товарищей. В жизни этих школьников жестокие игры занимали главное место.

Ролевые компьютерные игры формируют устойчивую психологическую зависимость, потому что в ролевых играх наблюдается распад «Я» на «Я-виртуальное» и «Я-реальное», что ведёт к нарушению психики. Нарушения психических состояний у геймеров заметны невооружённым глазом: сниженные настроение, самочувствие и активность; неадекватное восприятие себя и окружающего мира, нарастание тревоги. С увеличением тревоги увеличивается зависимость. Полный уход в виртуальную реальность означает для таких людей потерю человеческого начала. Это болезнь, которую вылечить достаточно трудно – своего рода наркомания.

Ведущий 1:
Дорогие друзья! Надеемся, что наш откровенный разговор о здоровом образе жизни был интересным и полезным для вас. Возможно, полученные информация и советы специалистов, помогут в решении проблем, сохранении вашего здоровья, нацелят вас на ведение активного образа жизни.

Вредным привычкам
скажем – «нет»

(вопросы для дискуссии)

  1. Почему люди употребляют наркотики? Согласны ли вы с мнениями сверстников:
    • чтобы забыть о неприятностях;
    • чтобы расслабиться и отдохнуть;
    • ради приятных ощущений;
    • больше нечем заняться;
    • так принято в компании;
    • это для меня неопасно;
    • это престижно и круто.
  2. Почему возникает зависимость от наркотиков?
  3. Ответ: Особенности химического строения наркотиков позволяют им встраиваться в обменные процессы, протекающие в клетках мозга. При этом связь между клетками нарушается, клетки не могут нормально взаимодействовать друг с другом в отсутствие наркотика. Нарушается процесс регуляции функций организма. Человек испытывает чувство дискомфорта, раздражительности, возникает ощущение нездоровья. После приёма наркотика, эти симптомы пропадают, но лишь на время. Как только действие наркотика заканчивается, волна плохого самочувствия и настроения вновь накатывает.

  4. Чем опасны алкогольные напитки?
  5. Ответ: По своему химическому строению алкоголь относится к спиртам. Он способен оказывать активное воздействие на организм, вызывая эффект изменённого сознания – опьянение. Систематическое использование спиртного приводит к развитию алкоголизма.

  6. Какие напитки называют «слабоалкогольными»? Согласны ли вы с мнением своих сверстников, что такие напитки неопасны и не могут считаться алкогольными.
  7. Ответ: К «лёгким» алкогольным напиткам относят те, в которых содержание алкоголя не превышает 10%, – пиво, коктейли.

  8. Чем опасно курение?
  9. Ответ: С никотином связывают все негативные последствия курения. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. В сигаретном дыме, помимо никотина, содержится большое количество других опасных веществ, образующихся в момент сгорания табака: углекислый газ, радиоактивные вещества, свинец, смолы, формальдегид, метиловый спирт и др.

  10. Сегодня часто говорят о компьютерной зависимости: геймерство (увлечение компьютерными играми) и Интернет-зависимости. Согласны ли вы с тем, что компьютерная зависимость столь же опасна, как и наркотическая? Почему?
  11. Что, на ваш взгляд, манит человека в компьютерное Зазеркалье и заставляет забывать о реальном мире, довольствуясь миром виртуальным?
  12. Ответ: В виртуальном мире можно спрятаться от реальных жизненных проблем и трудностей. Здесь не нужно напрягаться, учиться, работать. Геймеры утверждают, что компьютер помогает им снять напряжение, раздражение, стресс, забыть о неприятностях… Пребывание в виртуальном пространстве само по себе не решает проблем, возникающих у человека в реальной жизни. Чем дольше человек скрывается в виртуальности, тем сложнее ему адаптироваться в мире реальном).

  13. Какой вред детскому здоровью приносят сладкие газированные напитки?
  14. Ответ: Сладкие шипучки содержат ортофосфорную кислоту, которая повреждает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, постепенно растворяет эмаль зубов, вымывая из неё кальций.

  15. Чем опасны для здоровья подростка напитки, называемые «энергетиками»?
  16. Ответ: В подобных напитках содержится таурин – вещество с высокой фармакологической активностью. Употребление даже одной банки напитка, содержащего таурин, влечёт временные изменения гормонального фона, эмоционального состояния, сердечной деятельности, ведёт к повышению артериального давления и депрессиям.

Тест «Ваш образ жизни»

Эксперты считают образ жизни человека самым главным фактором, влияющим на его здоровье.

Цель теста: показать вам, что следует делать для сохранения своего здоровья.

Оценочная шкала:
всегда – 2 балла;
иногда – 1 балл;
никогда – 0 баллов.

Курение

Если вы вообще не курите, запишите себе 10 баллов и сразу переходите к следующему разделу.

  1. Я избегаю курения.
  2. Я курю сигареты только с низким содержанием смол и никотина.

Сумма:______

Алкоголь и наркотики

  1. Я избегаю пить алкогольные напитки или делаю это исключительно редко.
  2. Я избегаю использовать алкоголь или наркотики как средство разрешения жизненных проблем или для выхода из стрессовых ситуаций.
  3. Я не употребляю алкоголь после приёма определённых лекарств (например, снотворного, лекарств от аллергии, болеутоляющих препаратов).

Сумма:______

Привычки в еде

  1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю фрукты, овощи, хлеб из муки грубого помола, каши из цельных зерён, постное мясо, молочные продукты, бобовые (горох или фасоль), орехи.
  2. Я ограничиваю количество жиров и холестерина в своей пище (в том числе жирного мяса, яиц, масла, кремов, субпродуктов).
  3. Я ограничиваю количество соли, слабо солю пищу.
  4. Я избегаю многих продуктов, содержащих сахар: варенье, кондитерские изделия, газированные напитки и др.

Сумма:______

Физические упражнения

  1. Я поддерживаю оптимальный вес, избегая его увеличения или уменьшения.
  2. Я выполняю общеукрепляющие упражнения по 15-30 мин. три раза в неделю (в том числе бег, плавание, быстрая ходьба).
  3. Я выполняю упражнения для развития мускулатуры по 15-30 мин. три раза в неделю (например, йога или аэробика).
  4. Я использую часть личного времени для участия в индивидуальных, семейных или командных физических занятиях, укрепляющих здоровье.

Сумма:______

Стрессовый контроль

  1. Мне нравится учиться в школе.
  2. Я регулярно отдыхаю и поддерживаю положительный эмоциональный настрой.
  3. У меня есть близкие друзья, родственники или другие люди, с которыми я могу говорить о личных проблемах и которых я могу при необходимости просить о помощи.
  4. Я легко преодолеваю стрессовые ситуации.
  5. Я участвую в общественной деятельности (например, в школьных или внешкольных организациях) или у меня есть любимое занятие (хобби).

Сумма:______

Что означает набранная вами сумма

От 9 до 10 очков. Ваши ответы показывают, что вы сознаёте важность правильного образа жизни для вашего здоровья и используете ваши знания в жизни. Если вы будете и дальше так поступать, то ваше здоровье не подвергнется серьёзному риску.

От 6 до 8 очков. Ваши привычки приемлемы, но их можно и улучшить. Посмотрите ещё раз на те вопросы, где у вас стоят ответы «иногда» или «никогда». Даже небольшие изменения часто могут помочь улучшить самочувствие.

От 3 до 5 очков. Ваше здоровье в опасности! Наверное, вам необходимо больше знать об этой опасности, с которой вы сталкиваетесь, и необходимости изменения своего поведения. Вероятно, вам нужна помощь в том, чтобы достигнуть желательных изменений образа жизни и состояния здоровья.

От 0 до 2 очков. Ваши ответы показывают, что вы подвергаете своё здоровье серьёзной и ненужной опасности. Возможно, вы не знаете о риске и о том, что с ним связано. Вы можете легко получить необходимые вам сведения и помощь, если хотите. Следующий шаг за вами.

Литература:

Баранова, С. В. Вредные привычки [Текст] : избавление от зависимостей / С. В. Баранова. – Ростов Н/Д : Феникс, 2007. – 186 с. – (Психологический практикум).

Вайнер, Э. Н. Здоровый образ жизни / Э. Н. Вайнер // ОБЖ. – 2008. – № 12. – С. 42–-44.

Вайнер, Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования [Текст] / Э. Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – № 5. – С. 47-59.

Журнист, Л. Марш здорового образа жизни / Л. Журнист // Библиотека. – 2008. – № 10. – С. 23-26.

Здоровый образ жизни [Текст] // Детская энциклопедия. – 2004. – № 1. – С. 1 – 63.

Зуева, Е. М. Библиотеки в помощь профилактике вредных привычек / Е. М. Зуева // Школьная библиотека. – 2006. – № 4. – С. 40-45.

Коваленко, Л. П. За здоровый образ жизни / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 44–52.

Кравец, М. Комплексный подход [Текст] / М. Кравец // Маруся. – 2009. – № 10. – С. 10 – 13.

Красоткина, И. Биоритмы и здоровье [Текст] / И. Красоткина. – М. : Книги «Искателя», 2002. – 222 с. – (Здоровый образ жизни).

Курение [Текст] : тонкости, хитрости и секреты / под ред. Ю. В. Татуры. – М. : ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 352 с. – (Ваше здоровье).

Куценко, Г. И. Режим дня школьника [Текст] / Г. И. Куценко, И. Ф. Кононов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1987. – 112 с. – (Науч.-попул. мед. литература. Детям – о здоровье).

Лаптев, А. П. Коварные разрушители здоровья [Текст] / А. П. Лаптев, В. В. Горбунов. – М. : Советский спорт, 1990. – 45 с. : ил. – (Физкультурная библиотечка родителей).

Маюров, А. Н. Уроки культуры здоровья : [Текст] Табачный туман обмана. : учеб. пособие для ученика и учителя / А. Н. Маюров, Я. А. Маюров. – Кн. 2. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 160 с.

Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

Наркомания [Текст] : тонкости, хитрости и секреты / под ред. Ю. В. Татуры. – М. : ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 352 с. – (Ваше здоровье).

Паулюс, Й. Не стреляй [Текст] / Й. Паулюс // Гео. – 2008. – № 12. – С. 58 – 64.

Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков [Текст] : методическое пособие / под общ. ред. В. Н. Касаткина. – М. : РОО «Образование и здоровье», 2005. – 180 с.

Ребёнок в городе // Детская энциклопедия. – 2009. – № 11. – С. 1 – 56

Самкова, В. А. Здоровье человека [Текст] : от каких факторов оно зависит? / В. А. Самкова // Биология для школьников. – 2010. - № 2. – С. 2- 4.

Скажи жизни «Да» [Текст] // Детская энциклопедия. – 2007. – № 2. – С. 1 – 55.

Шаповалов, К. Употребление алкоголя и его последствия [Текст] / К. Шаповалов, Л. Шаповалова // ОБЖ. – 2006. – № 10. – С. 54 – 58.

Энциклопедия для детей [Текст] Т. 18. Человек. – Ч. 1. Происхождение и природа человека / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001. – 464 с. : ил.