Памятна и священна для всех нас деревня Ивановка Уваровского района. Здесь ныне располагается Музей-усадьба Сергея Васильевича Рахманинова. Впервые великий композитор и пианист побывал в Ивановке в 1890 году у своей тётушки Варвары Аркадьевны Сатиной. В большом доме с просторными комнатами и террасой жили хозяева имения и их дети - семнадцатилетний Александр, тринадцатилетняя Наталья, одиннадцатилетняя Софья и девятилетний Владимир.
На первом этаже анфиладой шли столовая, гостиная, кабинет А. А. Сатина и жилые комнаты. На втором этаже находились спальня Сатиных, комнаты для гостей, библиотека с русскими, французскими, немецкими книгами, биллиардная, где почётное место занимал семейный рояль, а для отдыха стояли удобные кресла и диваны. Во дворе была площадка для тенниса и крокета.
Справа от «белого» дома (так крестьяне из-за цвета окраски называли господский дом) на некотором расстоянии стоял флигель. Между ними был разбит цветник и струился фонтан. Флигель состоял из двух половин - левой двухэтажной жилой и правой - одноэтажной с хозяйственной пристройкой, где находились кухня, прачечная и комната повара. Каждая половина имела отдельный вход. В жилой части на каждом этаже было по три комнаты - две большие и одна маленькая. Над входом размещался балкон.
Имение располагалось на взгорье, на пересечении двух балок. Балка, шедшая с юга на север и ограничившая имение с восточной стороны, была в прошлом руслом безымянного притока речушки Вязовки. В начале XIX века русло её перегородили в трёх местах, что создало каскад прудов. Украшением имения являлся старый парк с разросшимися деревьями. В нём было несколько аллей: вязовая, кленовая, тополёвая. Первую называли «красной» - по цвету толчёного кирпича, которым она была усыпана. Самая длинная из всех, она начиналась от большого дома и тянулась до амбара на западной окраине сада. С «красной» аллеи по узкой дорожке можно было попасть на параллельную – кленовую; от неё тянулась тропа в широкую тополёвую аллею, которая вела к плотине, берёзовой аллее и к молодому парку.
Зелёный оазис Ивановки дополнялся двумя садами – верхним (молодым) и нижним (старым). От нижнего сада сквозь ряды деревьев можно было пройти к пруду. Вблизи его водной глади, в окружении роз и повители, располагалась Чайная беседка. К ней была пристроена лодочная станция.
Приезды Сергея Рахманинова и Александра Зилоти (двоюродный брат С. В. Рахманинова, выдающийся пианист) в Ивановку, их творческая работа не только обогащали духовную жизнь в имении, но делали это место оазисом музыки. Здесь Рахманинов создал Первый и Второй концерты для фортепиано, Первую симфонию, «Итальянское каприччио», оперу «Франческа да Римини».
В 1902 году С. В. Рахманинов женился на Наталье Александровне Сатиной. Вернувшись в Ивановку из свадебного путешествия по Германии и Италии, они поселились во флигеле, который стал семейным очагом и творческой лабораторией композитора. С рождением дочерей на первом этаже жилой части флигеля оборудовали кабинет Сергея Васильевича, спальню и комнату для дочери Тани и её няни, на втором - комнаты для старшей дочери Ирины и её гувернантки.
Обустроившись, Рахманинов стал приглашать в Ивановку своих друзей. В мае 1905 года, после окончания сезона в Большом театре, где он был дирижёром, Сергей Васильевич вернулся в Ивановку и начал строительство школы. Музыкант заинтересовался, а потом и сильно увлёкся сельским хозяйством, что беспокоило родных, считавших это увлечение помехой творчеству. Унаследовав от отца любовь к лошадям, Рахманинов великолепно ездил верхом, объезжал молодых коней. Всё свободное время проводил в поле среди крестьян, наблюдая за ходом работ. Много средств тратил на улучшение не только хозяйства, но и внешнего вида усадьбы.
Сергей Васильевич, не будучи формально владельцем Ивановки, тем не менее, принимал близко к сердцу все хозяйственные заботы. И это естественно: ведь здесь он обрёл кров, семью, счастье. Об этом Рахманинов не раз говорил: «...Ивановка - старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим, родным - так как живу здесь 23 года». Рахманинову хотелось, чтобы всё в Ивановке выглядело отлично, образцово. Здесь были созданы все условия, необходимые для творческой работы.
В марте 1915 года в имении вспыхнул сильный пожар. От него пострадали дом и флигель, сгорело несколько хозяйственных построек. Рахманинов, приехавший в Ивановку через месяц после случившегося, был поражён увиденным.
В 1918 году музыкант уехал в США. С этого момента Америка стала основным местом его жительства. Но не раз в мыслях он уносился на родину, в Ивановку, которая много лет дарила ему отдых, покой, способствовала плодотворной работе. «Туда, в Ивановку, я всегда стремился, - признавался музыкант. - Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».
Судьба Ивановки после отъезда Рахманинова за границу оказалась трагичной. Несмотря на то, что народный комиссариат имуществ Советской России принял решение о взятии имения Рахманинова под охрану и было дано соответствующее распоряжение Тамбовским губисполкомом местным властям, - всё осталось только на бумаге. В 1918 году местный Комитет бедноты провёл в Ивановке и Ржаксе торги домашней утвари: посуды, кадок, бочек, верхнего и нижнего белья, постельных принадлежностей - всего, что осталось в имении. Продажа шла по низким ценам. Из имевшихся двух роялей один передали Ивановской начальной школе, другой - Степановскому детскому дому. Этот рояль позже попал в Ржаксинский Дом культуры, а оттуда – в Тамбовский краеведческий музей. Чёрное дело завершил антоновский мятеж. Весной 1921 года имение Рахманинова было разграблено и подожжено. К 1949 году в одичавшем парке сохранились лишь двенадцать деревьев, холм, на котором некогда стояла «рахманиновская беседка»...
И всё-таки Ивановке суждено было воскреснуть. В 50-х годах XX века Тамбовское музыкальное училище начинает активно пропагандировать наследие великого композитора и пианиста. Коллектив училища стал ходатайствовать о присвоении учебному заведению имени С. В. Рахманинова. В 1959 году был найден рояль из рахманиновского имения. На страницах местной прессы появились первые публикации о тамбовских связях композитора, о создании в Ивановке музея С. В. Рахманинова. Идея была поддержана общественностью и руководством области. Началось возрождение усадьбы.
В 1974 году завершились отделочные работы флигеля. Первый этаж был отдан под расширенную музейную экспозицию, ранее развёрнутую в клубе, на втором - временно разместили музыкальную школу. Возрождённый флигель с музейной экспозицией начал привлекать экскурсантов из Москвы, Ленинграда, Воронежа, Саратова, Волгограда и других городов страны.
Оценив значимость Ивановской усадьбы для культуры края, областная власть приняла решение о создании Дома-музея С. В. Рахманинова как филиала областного краеведческого музея. Три года шла работа по формированию музея. Многие приняли в этом участие и в первую очередь - музыковед Нина Николаевна Емельянова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории Виктор Карпович Мержанов, сотрудники областного краеведческого музея и Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, назначенный директором нового музея Александр Иванович Ермаков.
Общими усилиями были воссозданы мемориальные комнаты - рабочий кабинет композитора, спальня, гостиная, оборудованы библиотека, читальня, музыкальный салон. Всё это расположилось на первом этаже флигеля, на втором развернулась фотовыставка о жизни и творчестве С. В. Рахманинова. Шла работа и по восстановлению парка и сада.
18 июня 1982 года в Ивановке состоялось открытие Дома-музея С. В. Рахманинова. На бывшей игровой площадке имения был установлен памятник композитору (скульптор К. Я. Малофеев, архитектор А. С. Куликов).
В последующие годы были воссозданы парковые и хозяйственные постройки усадьбы, очищены прилегающие к ней пруды. В 1995 году был открыт новый музейный комплекс, отреставрированы «Белый дом» и прилегающие к нему постройки.
В настоящее время в Ивановке не просто Дом-музей, бывший филиалом областного краеведческого музея, а Музей-усадьба Сергея Васильевича Рахманинова - с концертным залом, богатыми фондами, ухоженной территорией. Здесь ежегодно бывают с экскурсиями до 10 тысяч человек, проводятся музыкальные фестивали и мастер-классы.
Директором Музея-усадьбы является заслуженный работник культуры России Александр Иванович Ермаков.