Усадьба Ивановка

Памятна и священна для всех нас деревня Ивановка Уваровского района. Здесь ныне располагается Музей-усадь­ба Сергея Васильевича Рахманинова. Впервые великий композитор и пианист побывал в Ивановке в 1890 году у своей тётушки Варвары Аркадьевны Сатиной. В большом доме с просторными ком­натами и террасой жили хозяева име­ния и их дети - семнадцатилетний Алек­сандр, тринадцатилетняя Наталья, одиннадцатилетняя Софья и девятилетний Владимир.

На первом этаже анфиладой шли столовая, гостиная, кабинет А. А. Сатина и жилые комнаты. На вто­ром этаже находились спальня Сатиных, комнаты для гостей, библиотека с русскими, французскими, немецкими кни­гами, биллиардная, где почётное место занимал семейный рояль, а для отдыха стояли удобные кресла и диваны. Во дворе была площадка для тенниса и крокета.

Справа от «белого» дома (так кресть­яне из-за цвета окраски называли господский дом) на некотором расстоянии стоял флигель. Между ними был разбит цветник и стру­ился фонтан. Флигель состоял из двух половин - левой двухэтажной жилой и правой - одноэтажной с хозяйственной пристройкой, где находились кухня, пра­чечная и комната повара. Каждая поло­вина имела отдельный вход. В жилой части на каждом этаже было по три комнаты - две большие и одна малень­кая. Над входом размещался балкон.

Имение располагалось на взгорье, на пересечении двух балок. Балка, шедшая с юга на север и ограничившая имение с восточной стороны, была в прошлом рус­лом безымянного притока речушки Вязовки. В начале XIX века русло её перегородили в трёх местах, что создало каскад прудов. Украшением имения являлся старый парк с разросшимися деревьями. В нём было несколько аллей: вязовая, кленовая, тополёвая. Первую называли «красной» - по цвету толчёного кирпича, которым она была усыпана. Самая длинная из всех, она начиналась от большого дома и тянулась до амбара на западной окраине сада. С «красной» аллеи по узкой дорожке можно было попасть на параллельную – кленовую; от неё тянулась тропа в широкую тополёвую аллею, которая вела к плотине, берёзовой аллее и к молодому парку.

Зелёный оазис Ивановки дополнялся двумя садами – верхним (молодым) и нижним (старым). От нижнего сада сквозь ряды деревьев можно было пройти к пруду. Вблизи его водной глади, в окружении роз и повители, располагалась Чайная беседка. К ней была пристроена лодочная станция.

Приезды Сергея Рахманинова и Александра Зилоти (двоюродный брат С. В. Рахманинова, выдающийся пианист) в Ивановку, их творческая работа не только обогащали духовную жизнь в имении, но делали это место оазисом музыки. Здесь Рахманинов создал Первый и Второй концерты для фортепиано, Первую симфонию, «Итальянское каприччио», оперу «Франческа да Римини».

В 1902 году С. В. Рахманинов женился на Наталье Алек­сандровне Сатиной. Вернувшись в Ивановку из сва­дебного путешествия по Германии и Италии, они поселились во флигеле, который стал семейным очагом и творческой лабораторией композитора. С рождением дочерей на первом этаже жилой части флигеля оборудовали кабинет Сергея Васильевича, спальню и комнату для дочери Тани и её няни, на втором - комнаты для старшей дочери Ирины и её гувернантки.

Обустроившись, Рахманинов стал приглашать в Ивановку своих друзей. В мае 1905 года, после окончания сезона в Большом театре, где он был дирижёром, Сергей Васильевич вернулся в Ивановку и начал строительство школы. Музыкант заинтересовался, а потом и сильно увлёкся сельским хозяйством, что беспокоило родных, считавших это увлечение помехой творчеству. Уна­следовав от отца любовь к лошадям, Рах­манинов великолепно ездил верхом, объез­жал молодых коней. Всё свободное вре­мя проводил в поле среди крестьян, на­блюдая за ходом работ. Много средств тратил на улучшение не только хозяй­ства, но и внешнего вида усадьбы.

Сергей Васильевич, не будучи фор­мально владельцем Ивановки, тем не менее, принимал близко к сердцу все хозяйствен­ные заботы. И это естественно: ведь здесь он обрёл кров, семью, счастье. Об этом Рахмани­нов не раз говорил: «...Ивановка - старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим, родным - так как живу здесь 23 года». Рахманинову хотелось, чтобы всё в Ивановке выглядело отлично, образцово. Здесь были созданы все условия, необходимые для творческой работы.

В марте 1915 года в имении вспыхнул сильный пожар. От него пост­радали дом и флигель, сгорело несколько хозяйственных построек. Рахманинов, при­ехавший в Ивановку через месяц после случившегося, был поражён увиденным.

В 1918 году музыкант уехал в США. С этого момента Америка стала основным мес­том его жительства. Но не раз в мыслях он уносился на родину, в Иванов­ку, которая много лет дарила ему отдых, покой, способствовала плодотвор­ной работе. «Туда, в Ивановку, я всегда стремился, - признавался музыкант. - Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».

Судьба Ивановки после отъезда Рахманинова за границу оказалась трагичной. Несмотря на то, что народный комиссариат имуществ Советской России принял решение о взятии имения Рахманинова под охрану и было дано соответствующее распоряжение Тамбовским губисполкомом местным властям, - всё осталось только на бумаге. В 1918 году местный Комитет бедноты провёл в Ивановке и Ржаксе торги домашней утвари: посуды, кадок, бочек, верхнего и нижнего белья, постельных принадлежностей - всего, что осталось в имении. Продажа шла по низким ценам. Из имевшихся двух роялей один передали Ивановской начальной школе, другой - Степановскому детскому дому. Этот рояль позже попал в Ржаксинский Дом культуры, а оттуда – в Тамбовский краеведческий музей. Чёрное дело завершил антоновский мятеж. Весной 1921 года имение Рахманинова было разграблено и подожжено. К 1949 году в одичавшем парке со­хранились лишь двенадцать деревьев, холм, на котором некогда стояла «рахманиновская беседка»...

И всё-таки Ивановке суждено было воскреснуть. В 50-х годах XX века Тамбовское музыкальное училище начинает активно пропагандировать наследие великого композитора и пианиста. Коллектив училища стал ходатайствовать о присвоении учебному заведению имени С. В. Рахманинова. В 1959 году был найден рояль из рахманиновского имения. На страницах местной прессы появились первые публикации о тамбовских связях композитора, о создании в Ивановке музея С. В. Рах­манинова. Идея была поддержана обще­ственностью и руководством области. Началось возрождение усадьбы.

В 1974 году завершились отделочные работы флигеля. Первый этаж был отдан под расширенную музей­ную экспозицию, ранее развёрнутую в клубе, на втором - временно разместили музыкальную школу. Возрождённый флигель с музейной экспозицией начал привлекать экскурсан­тов из Москвы, Ленинграда, Воронежа, Саратова, Волгограда и других городов страны.

Оценив значимость Иванов­ской усадьбы для культуры края, областная власть приняла решение о создании Дома-музея С. В. Рахманинова как филиала област­ного краеведческого музея. Три года шла работа по формирова­нию музея. Многие приняли в этом уча­стие и в первую очередь - музыковед Нина Николаевна Емельянова, народный артист СССР, профессор Московской кон­серватории Виктор Карпович Мержанов, сотрудники областного краеведческого музея и Цен­трального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, назначенный директором нового музея Александр Иванович Ермаков.

Общими усилиями были воссозданы мемориальные комнаты - рабочий кабинет композитора, спальня, гостиная, оборудованы библиотека, читальня, музыкальный салон. Всё это расположилось на первом этаже флигеля, на втором развернулась фотовыставка о жизни и творчестве С. В. Рахманинова. Шла работа и по восстановлению парка и сада.

18 июня 1982 года в Ивановке состоялось открытие Дома-музея С. В. Рахманинова. На бывшей игровой площадке имения был установлен памятник композитору (скульптор К. Я. Малофеев, архитектор А. С. Куликов).

В последующие годы были воссозданы парковые и хозяйственные постройки усадьбы, очищены прилегающие к ней пруды. В 1995 году был открыт новый музейный комплекс, отреставрированы «Белый дом» и прилегающие к нему постройки.

В настоящее время в Ивановке не просто Дом-музей, бывший филиалом областного краеведческого музея, а Музей-усадьба Сергея Васильевича Рахманинова - с концертным залом, богатыми фондами, ухоженной территорией. Здесь ежегодно бывают с экскурсиями до 10 тысяч человек, проводятся музыкальные фестивали и мастер-классы.

Директором Музея-усадьбы является заслуженный работник культуры России Александр Иванович Ермаков.


См. также:
С.В. Рахманинов
Тамбовский областной краеведческий музей
В.К. Мержанов
К.Я. Малофеев